Об исполнении постановлений, касающихся реформирования Минской духовной академии

Доцент Акимов В.В.

Доклад проректора по учебной работе Минской духовной академии доцента В.В. Акимова на заседании Ученого Совета Минских духовных школ 28 декабря 2012 г.

На Ученом совете, который прошел 05.12.12 года, были созданы три кафедры, должность проректора по учебной работе Минской духовной академии, были назначены проректор по ученой работе и заведующие кафедрами. Совет постановил поручить проректору по учебной работе и заведующим кафедрами разработать положение о кафедре, осуществить распределение дисциплин по кафедрам и подготовить проект реформирования Минской духовной академии.

В соответствии с данным решением был разработан документ «Порядок реформирования Минской духовной академии», который детально и в хронологическом порядке описывает поэтапные шаги, целью которых должно стать появление в академии таких образовательных ступеней как магистратура и аспирантура. Согласно данному документу, образовательный процесс, учебно-методическая и научно-исследовательская деятельность должны быть максимально приближены к тем стандартам, которые прописаны в соответствующих постановлениях Священного Синода Русской Православной Церкви и действуют в светской высшей школе.

Кроме этого, было разработано «Положение о кафедре Минской духовной академии». В основу данного документа легло Положение о кафедре высшего учебного заведения, принятое Министерством образования Республики Беларусь. При этом был учтен опыт Духовных академий Русской Православной Церкви. Особое внимание хочется обратить на то, что данное «Положение» предусматривает ежегодную аттестацию профессорско-преподавательского состава, выдвигает конкретные требования к учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работе преподавателей.

В соответствии с решением Ученого совета от 5 декабря 2012 года проректор по учебной работе и заведующие кафедрами осуществили распределение дисциплин и преподавателей по соответствующим кафедрам на 2012-2013 учебный год. В дальнейшем распределение дисциплин по кафедрам будет осуществляться ежегодно с учетом новых учебных планов магистерской подготовки. В настоящее время большая часть дисциплин сосредоточена на кафедре церковной истории и церковно-практических дисциплин. Но через 2-3 года на каждой кафедре будет примерно одинаковый объем учебных дисциплин.

В настоящий момент хочу также представить на обсуждение и утверждение макет Типового учебного плана магистерской подготовки. В основу данного макета легли следующие требования и параметры. Общий объем учебной нагрузки студента за весь период обучения в магистратуре составляет 120 зачетных единиц. Зачетная единица включает в себя условное количество времени, которое студент проводит в аудитории с преподавателем и которое посвящает самостоятельной работе, например, при написании диссертации или подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Одна зачетная единица, как правило, равняется 30-40 часам. В нашем Типовом плане зачетная единица равна 40 часам. Это позволяет максимально сохранить аудиторную работу (лекции, семинарские и практические занятия). В неделю общая нагрузка студента не должна превышать 54 часа. Общая аудиторная нагрузка, предусмотренная Типовым планом, составляет 30 часов в неделю (в настоящее время такой объем недельной аудиторной нагрузки предусматривается в государственной высшей школе). Оставшиеся часы студент готовится к занятиям и работает над диссертацией. На работу над диссертацией каждую неделю студенту выделяются отдельные часы, которые будут ставиться в расписание под названием «Научно-исследовательская работа». Дисциплины в учебном плане объединяются в модули, что также предусматривается синодальными документами. Первый модуль включает общие дисциплины, которые проходят все студенты, вне зависимости от специализации и отделения. Объем таких дисциплин в учебном плане составляет 30 процентов (что соответствует требованиям, принятым Священным Синодом в 2007 году). Второй модуль состоит из дисциплин специализации. Третий модуль – из дисциплин по выбору. В идеале студенты должны иметь возможность самостоятельно выбирать дисциплины из третьего модуля. Как бы то ни было, это самая подвижная часть учебного плана, которая может меняться ежегодно. Четвертый модуль включает два вида практики – литургическую и миссионерскую. Пятый модуль предусматривает работу над написанием магистерской диссертации. На основе Типового учебного плана каждый учебный год будет составляться рабочий учебный план, который позволит незначительно корректировать содержание Типового учебного плана с учетом возникающих особых обстоятельств.

В соответствии с представленным макетом Типового учебного плана были разработаны Типовые учебные планы трех специализаций: «библеистика», «церковная история и церковно-практические дисциплины» и «апологетика». В будущем было бы целесообразно рассмотреть вопрос о создании Типового учебного плана по специализации «патристическое богословие». При составлении Типовых учебных планов принималась во внимание необходимость сотрудничества академии с представителями светской науки.

Следующим этапом реформирования Минской духовной академии следует считать подготовку «Положения о порядке подготовки и защиты кандидатской диссертации», образца учебной программы магистратуры и проекта распределения учебных поручений в соответствии с Типовыми учебными планами магистерской подготовки.

Просмотрено: 3 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.