Польская Православная Церковь во II-й Речи Посполитой «de jure» и «de facto»

Иерей Михаил Деркач, студент III курса МинДА

Территория и население Люблинщины, которые являются не только доброжелательными соседями для людей проживающих на части Западной границы Русской Православной Церкви, но и в большинстве своем, в межвоенный период, они являлись братьями по вере Промыслом Божиим этот народ уже, будучи территориально отделенным от своей Матери Церкви, в некоторой степени, так же как и Русская Православная Церковь, претерпевал притеснения, которые спустя уже более 70-ти лет вызывают слезы души у любого христианина и тем более у тех, кто помнит эти сложные времена.

Все эти события ярко отражают отношение государственных властей Польской Республики к Православной Церкви, и то направление религиозной политики, которое было выбрано новым правительством.

С началом первой мировой войны огромное количество людей, которые населяли территории Восточной Польши, Западной Беларуси и Западной Украины, вместе с духовенством их окормлявшим, были высланы в восточные губернии Российской Империи по распоряжению военных властей На местах оставалось минимальное количество духовенства, которое должно было окормлять тех, кто не оставил своих домов . Прожив несколько лет на чужих землях все эти люди стали возвращаться на родину Так на протяжении пяти лет с 1916 по 1921 годы на территорию Люблинского воеводства прибыло 235 911 репатриантов.

Когда внутренняя ситуация Люблинского воеводства начала нормализоваться, государственные власти решили провести первую перепись населения, которая, несмотря на свои неточности, является основанием для подсчета количества верных разных Церквей и религиозных союзов Таким образом, по данным этой переписи на 30 сентября 1921 года в Люблинском воеводстве жило всего 2 087 907 человек, в числе которых 150 571 житель был записан как православный .

Стремление государственных властей относительно Православной Церкви ограничивалось сначала как можно наибольшим приспособлением внутреннего строя Церкви к польским условиям, с учетом, однако, национального состава верующих, исторического наследия, а так же ориентирования иерархии и верующих к готовящимся переменам Сначала велась подготовка к реорганизации состава приходов и административных структур, что должно было привести к национализации православия1

В итоге было решено, что в воеводстве Люблинском и в западной части Белостокского воеводства необходимо стремиться либо к полонизации православия, либо вытеснения его за счет Римо-католической Церкви . Эти решения реализовывались на протяжении всего межвоенного двадцатилетия.

С 1918 по 1922 годы на эти территории возвращается большое количество православных репатриантов Все эти люди были представителями позиции российско-монархичной и с самого начала неохотно принимали всяческие изменения в жизни Церкви Занимали они скорее неприязненную позицию относительно восстановленной 2-й Речи Посполитой, так как считали себя принадлежащими к единой Церкви Русской Впрочем, почти все они были Русинами или даже россиянами2.

Ситуация стала изменяться когда реформировалась духовная семинария в Вильно и Кременце, а так же когда был открыт факультет Православного богословия в Варшавском университете, на котором преподавал сам митрополит Дионисий и архимандрит Григорий (Перадзе) Финансирование этих учебных процессов проходило через Министерство Исповеданий Религиозных и Общественного Просвещения Кроме того, на эти территории прибыло 19 русских священнослужителей, 14 из которых смогли получить польское гражданство3.

Как свидетельствует священник Януш Каниа, в 1937 году среди 45 служащих здесь постоянных священников было 27 русинов и украинцев, 9 россиян, 8 с неустановленным происхождением и один поляк4.

Быстро был начат процесс оформления правовых отношений между Православной Церковью и Польским государством Известен факт, что окончание этого процесса наступило лишь в 1938 году. Способствовали этому в первую очередь стремление к провозглашению автокефалии Польской Православной Церкви, и в большей мере спор об имуществе.

Ко времени окончательного разрешения дел имущественных, взаимоотношения власть-Церковь привели к принятию некоторых постановлений:

  • 1. Декрет руководителя государства от 16 декабря 1918 года о принудительном управлении имущества церковного.
  • 2. Распоряжение Министерства Сельского Хозяйства и Ценностей Государства от 16 июня 1919 года об установлении управления государства над имуществом и владениями церковными, находящимися на территории бывшего Королевства Польского.
  • 3. Распоряжение №256 Генерального Комиссара Управления Земель Восточных от 22 октября 1919 года.
  • 4. Закон от 17 декабря 1920 года о принятии в собственность государства земель в некоторых поветах Речи Посполитой.
  • 5. «Временные правила об отношении власти к Церкви Православной в Польше» от дня 30 января 1922 года .
  • 6. Распоряжение Министерства Сельского Хозяйства и Ценностей Государства от 2 августа 1922 года об установлении обязательного управления государственного над имуществом и владениями, которые составляли обеспечение духовенства православного и находились на территории Люблинского воеводства.

Декрет руководителя государства от 16 декабря 1918 о церковном движимом и недвижимом имуществе, которое составляло основную строку в обеспечении православного духовенства, принудительно брал это имущество под свою опеку, из-за чего Православная Церковь потеряла реальную возможность распоряжения своим имуществом на территории Польского государства На основании данного закона, 2-я Речь Посполитая приняла под свой контроль 115 церковных владений на территории Люблинского воеводства и 12000 гектаров на всей территории бывшего Польского Королевства5 Все эти процессы мотивировались добрым желанием государства взять под свою опеку заброшенные и испорченные во время войны объекты религиозного культа, а так же необходимостью их введения в общие владения государства6 Создавая вышеуказанный декрет, Министерство Сельского Хозяйства и Ценностей Государства издало в 1919 году распоряжение о том, что храмы официально не переданные православным в употребление должны быть закрыты и опечатаны, а ключи от них должны быть отданы в ближайшие посты полиции или по месту жительства старосты .

Самым важным юридическим документом, который определял статус Православной Церкви к моменту выхода декрета Президента в 1938 году, были «Временные правила» подписанные 30 января 1922 года . Эти «Правила» регулировали юридически-систематические вопросы Православной Церкви. Они определяли компетенцию митрополита, епископов, и канонических учреждений, а так же принципы организации собраний благочиний и епархий, духовных консисторий и функционирование церковных братств Кроме того этот документ определял дотации для духовенства и на богослужения, а также регулировал права пользования землями и недвижимостью, но из-за юридической несамостоятельности Церкви — пользование было только на принципе аренды земель «Временные правила» были приняты как временное разрешение появлявшихся в процессе жизнедеятельности Церкви проблем, однако просуществовали на протяжении всего двадцатилетнего межвоенного периода, несмотря на всеобщую критику7, составляя юридическую основу для отношений государственной администрации и православных в Польше.

Помимо вышеуказанных «Правил» на взаимоотношения Церкви и государства Польского влияли и версальские решения (в которых оговаривались обязательства, касающиеся национальных и религиозных меньшинств), а так же мартовская Конституция 1921 года, где в пятой главе было введено различие религиозных союзов на признанные государством и непризнанные Православная Церковь была отнесена к первой группе, благодаря чему она становилась учреждением юридическим, которое, однако, не имело нормализованного юридического положения.

Православная иерархия уже в 1925 году разработала Устав Церкви, однако, переговоры с властями о его признании начались только в 1938 году, причиной чего стал спор о церковном имуществе8 Результатом работ, созданной указом Президента от 30 мая 1930 года, Смешанной Комиссии Представителей Польской Власти и Православного Епископата, был проект закона о юридическом положении Православной Церкви в Польском государстве Он вошел в жизнь как Декрет Президента Польской Республики от 18 ноября 1938 года9 . Этим документом была признана независимость Польской Православной Автокефальной Церкви.

Юридическим же актом, который довел процесс имущественных вопросов Церкви до конца был закон от 23 июня 1939 года «об урегулировании юридического состояния имуществ Православной Церкви». Указанный документ санкционировал захват значительного количества церковного имущества Римо-католической Церковью, а так же национализирование православных церковных ценностей, находящихся в распоряжении государства.

Вышеуказанный декрет Президента, несмотря на большое количество невыгодных решений для православной стороны, гарантировал стабилизацию взаимных отношений Однако, все это было введено слишком поздно, чтобы сыграть значимую роль в укреплении позиций Православной Церкви в стране, что явно выявляет специальные намерения властей, которые стремились максимально ослабить роль и значение православных в государстве.

Решения по вопросу устройства Православной Церкви в Польше принятые во «Временных правилах» образовали соборную структуру Церкви Также и юридическую ее основу составлял собор епископов, которые в свою очередь должны были получать согласие польских властей на совершение богослужений . Кроме того, был введен долг польского гражданства для священников, а так же принесения присяги лояльности польскому правительству Государственная сторона обязывалась со своей стороны дотировать священников, финансировать семинарии, а так же соблюдать имущественные права Церкви.

Правительство Польши хотело ослабить Православную Церковь в своей стане еще и тем, что всячески подталкивало ее иерархию к неканоничной автокефалии, которая была принята не от Матери-Церкви Русской а от Константинопольско патриарха и провозглашена 17 сентября 1925 года.

Еще одним довольно серьезным шагом в деле ослабления Православной Церкви, было пропагандирование так называемой неоунии Вдохновителем и организатором этого сообщества в Польше был рабочий Генрих Пшезьдецки, который обратился в Ватикан с просьбой о предоставлении ему соответствующей власти, для создания апостольской иерархии среди католиков восточного обряда . 10 декабря 1923 года он получил от папы римского Пия 11 инструкцию Zelum amplitudius, на основании которой возглавил юрисдикцию нового обряда

Первый неоуниатский приход на Люблинщине возник 10 августа 1924 года в деревне Холи. «В 1939 году на этих территориях функционировали уже 16 приходов, а именно в населенных пунктах: Бялая Подляска(1939), Старая Залеж(1925), Докудув(1928), Грабовец(1935), Холя(1925), Голублю(1938), Хородло(1932), Киёвец(1925), Кодэнь(1933), Костомлоты(1927), Косьна(1936), Павлув(1938), Полоски(1925), Шесть(1931), Тересполь(1926), Заблоче(1926)»10.

На конференции в Вэлэхраде в 1927 году Генрих Пшезьдзецки говорил что уже более 20 000 человек перешли на новый обряд, среди них на Люблинщине это сделали около 2 000. К 1935 году эта цифра была несколько меньше и составляла 1085 человек, поскольку часть верующих перешла в католичество, а некоторые вернулись в лоно Православной Церкви»11.

Новый обряд так же нанес немалый урон Православной Церкви, поскольку стал причиной новых конфликтов связанных с собственностью конкретных религиозных объектов: церквей, кладбищ, приходских зданий или колоколен .

Таким образом, приходится отмечать, что западная часть Русской Православной Церкви, как и вся ее полнота, претерпевала притеснения, хотя и от совсем иного, объявившего себя демократическим, государства К счастью в настоящее время у Церкви в Польском государстве совсем иное положение Но оборачиваясь назад, заглядывая в историю, не может не удивлять та стойкость на своих позициях, которая была у иерархов, духовенства и простых верующих Польской Православной Церкви.

Примечания:

 1.    Kalina M . Polonizacja Cerkwi Prawoslawnej w wojewodstwie bialostockim (1918 — 1939). „Bialoruskie Zeszyty Historyczne» , pod red. J Kaliny. Bialystok, 1995. №4. С. — 76-77.

2. К Krasowski, Zwiazki wyznaniowe w II Rzeczpospolitej. Studium historycznoprawne . Warszawa — Poznan. 1988. С . — 107.

3. A Mironowicz, Tysiac lat prawoslawia w Polsce, [W:] Prawoslawie vv Polsce . Bialystok 2001, С — 90 .

4 . J. Kania, Rekoncyliacja cerkwi prawoslawnych na terenie diecezji lubelskiej w latach 1916-1930, Lublin 1971. С. — 102 .

5. J Lukuzuk . Cerkiew prawoslawna iw. Jana Teologa w Chelmie 1852-2002, Chelm 2002С — 12 .

6. Kuprianowicz G . Akcja byrzenia cerkwi prawoslawnych na Chelmszczyznie I Poludniowym Podlasiu 1938. Chelm, 2008. С-17.

7. Споры и протесты среди политиков и церковных деятелей вызывала главным образом форма «Временные правила», которая уменьшала значение проблемы взаимоотношений Церкви и государства. Кроме того они не решали таких проблем как юридический статус, а так же имущественных вопросов .

8.    Banaszak M . Historia Kosciola katolickego . T. 4 . Warszawa,1992. С — 82 .

9.    Kurylowicz A . Prasa prawoslawna w II Rzeczypospolitej. \ „kosciol prawoslawny w dzejach Rzeczypospolitej i krajow sasiednich». Bialystok, 2000. С — 82 .

10 . Krol S. Akcja byrzenia cerkwi prawoslawnych na Chelmszczyznie I Poludniowym Podlasiu w 1938 roku . Praca magisterska . Lublin, 2010 . С — 20 .

11.    Там же . С — 21.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.