Практическое сотрудничество как часть диалога между православными и католиками

Иерей Иоанн Кононович

Богословский диалог, который ведут между собой Православная и Римско-Католическая Церкви не может оставаться лишь теоретическим рассмотрением аспектов вероучения. Существенно более наглядным является то практическое сотрудничество, которое свидетельствует о реальном, пусть и не полном единстве, существующем между христианами. Данная статья предлагает обзор различных форм практического сотрудничества представителей двух Церквей.

Уже в самом начале «Диалога любви»[1] в 1971 году патриарх Афинагор I, обращаясь к папе Павлу VI, сказал, что «нам необходимо стремиться к более интенсивной общности, основанной на сознании истинного и близкого братства на уровне священнослужителей и верующих наших Церквей»[2]. Папа в свою очередь указал на то, что «необходимо, чтобы уже сейчас мы старались повсюду установить между православными и католическими клириками и верующими действительно братские взаимоотношения»[3].

Развитие практического сотрудничества различных уровнях наблюдалось на всем протяжении диалога и даже еще до начала работы Смешанной международной комиссии.

В 60-е годы ХХ века в миссионерском центре – экуменической общине Тезе был основан православный центр, а в 1965 году освящена православная часовня. С общиной Тезе тесно связаны имена таких православных иерархов как Константинопольский  патриарх Афинагор, митрополит Сурожский Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и  многие другие. В сложное для Русской Православной Церкви время основатель и руководитель общины – брат Роже организовал во Франции печать миллиона экземпляров Нового Завета на русском языке для верующих Русской Православной Церкви, которые и были доставлены в Советский Союз[4].

Важным направлением сотрудничества Православной и Римско-Католической Церквей является сотрудничество в подготовке будущих пастырей и богословов. Здесь следует упомянуть Институт Восточных Церквей в Регенсбурге (Германия), который начал свою работу в 1967 году. За это время институт стал не только местом, где православные студенты могут изучить немецкий язык и познакомиться с католическим богословием, но и базой для проведения множества православно-католических коллоквиумов и семинаров[5].

В тоже время наиболее заметным и значимым практическое сотрудничество стало в период затруднений при проведении диалога. Даже вызывавшие кризис проблемы – вопрос прозелитизма и активности Католических церквей восточного обряда (униатов) — стали основой для сотрудничества на местном уровне. После встречи в Балтиморе в 2000 году игумен Иларион (Алфеев) отметил, что, отрицая прозелитизм, мы не против сотрудничества в миссионерской области. Владыка предположил, что «мы могли бы многое делать совместно с католиками, например, противостоять сектам, представляющим огромную опасность для наших народов, а также осуществлять различные благотворительные, образовательные и иные проекты, противостоять вызовам атеизма, секуляризации, пропаганде насилия и разврата. Многое в этом направлении уже делается совместно православными и католиками. В ситуации, когда между Ватиканом и Москвой существуют значительное напряжение и непонимание, контакты на местном уровне приобретают особое значение. И мы приложим все усилия к тому, чтобы их укреплять»[6].

К сожалению, комиссии, которые должны были решать практические вопросы, не всегда достигали поставленных целей. Тем не менее, они были очень важны для контактов на местном уровне.

Примером сотрудничества, начатого в годы кризиса диалога и продолжающегося и сейчас, является фонд «Renovabis», который был основан в марте 1993 года епископами Германии для поддержки проектов, направленных на возрождение церковной и общественной жизни в 27 бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы. С момента основания, «Renovabis» помогает Русской Православной Церкви в восстановлении храмов, монастырей и духовных школ, за что представители РПЦ неоднократно выражали признательность благотворителям из Германии[7]. Большое количество проектов в сотрудничестве с этим фондом было осуществлено и Белоруской Православной Церковью.

Широкое распространение получили двусторонние научные мероприятия, целью которых было посильная помощь официальному диалогу и обсуждение острых проблем современности, встающих перед христианами. К примеру, созданная в Падерборне (Германия) в 2004 году по инициативе отдельных богословов, среди которых сербский богослов Игнатий Мидич (ныне епископ Пожаревацко-Браничевский), группа святого Иринея Лионского, направила свою работу на помощь развитию диалога. В ее работе принимают участие православные и католические богословы, представляющие различные богословские центры Европы и Америки. В 2011 году в Санкт-Петербурге прошла восьмая встреча этой группы[8]. В ходе своей девятой встречи, которая прошла в ноябре 2012 года, 26 исследователей (13 православных и 13 католиков) из европейских стран и США обсуждали тему соотношения примата и соборности в обеих Церквях, сообщается в заключительном коммюнике конференции.

В центре внимания участников встречи были Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 г. г. и II Ватиканский собор Католической Церкви. По результатам встречи были опубликовано коммюнике, которое кратко сформулировала основные выводы сделанные в ходе дискуссии. В частности было отмечено, что православные богословы признают серьезный акцент, который в настоящее время делается в католическом богословии на коллегиальности епископов, существующий в документе, в то же время отмечают, что коллегия епископов строго зависит от Папы, гораздо более, чем Папа от епископов. Представление о том, что непогрешимость Церкви тесно связана с папством, для православного сознания является проблематичным[9].

На достижение второй цели (обсуждение тем, актуальных в современном обществе) направлена деятельность Симпозиума, который организован францисканским Институтом духовности Папского университета Antonianum и православным богословским факультетом университета Aristoteles города Фессалоники (Греция). Эти симпозиумы, начавшиеся в 1992 году, рассматривают важные и конструктивные темы взаимопонимания и совместного свидетельства. Тот факт, что встречи участников Симпозиума организуются попеременно католиками и православными, создает к тому же возможность реального контакта с конкретной исторической, культурной и религиозной жизнью наших Церквей[10]. С 30 августа по 2 сентября в Салониках состоялась двенадцатая сессия Симпозиума, которая была посвящена теме «Свидетельство Церкви в современном мире»[11].

О христианских корнях Европы напомнила конференция «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей», организованная совместно Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Папским советом по культуре, которая состоялась в мае 2006 года в Вене. Эта конференция была посвящена христианским ценностям в современной Европе и совместному действию двух Церквей перед лицом общих вызовов.

Делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Главной темой конференции стало определение места основополагающих христианских ценностей в жизни современного европейского общества, а также значения этих ценностей в формировании христианского самосознания Европы. Особое внимание было уделено ответу традиционного христианства вызовам современного секуляризма и важности влияния христианской этики в политике, экономике и средствах массовой информации[12].

Именно защита общих христианских духовно-нравственных ценностей перед лицом секулярного мира, по мысли митрополита Кирилла и других участников Венской конференции, должна стать главной темой современного православно-католического диалога[13].

Православная Церковь Греции также развивает сотрудничество с Ватиканом. С 13 по 16 декабря 2007 года архиепископ Афин и всей Греции Христодул лично посетил Ватикан, где вовремя встречи с папой Бенедиктом XVI говорил о том, что противостояние вызовам современной жизни должно способствовать объединению усилий католиков и православных. «Те условия, которые сегодня формируют новый облик мира, в частности Европы, требуют с нашей стороны – в нашем качестве духовных отцов благочестивых членов наших Церквей – бдительности, чтобы вовремя указать на то, что более всего вредит европейской цивилизации, которая глубоко укоренена в христианской вере. В настоящее время все большие обороты набирает процесс дехристианизации Европы, ведущий к исключению Церкви из общественной жизни и полной маргинализации общества.

Перед христианством встают проблемы, вызываемые развитием биотехнологий в генетике, увеличивающейся пропастью между бедными и богатыми. Наибольшая опасностью грозит молодежи: неизбежность конфликта между цивилизацией и религией, необходимость сохранения духовной и культурной идентичности европейских граждан, унижение и обесценивание человеческого существования, нарушение понимания прав человека приводит к искажению общественной и личной жизни. Всем нам грозит неистовый рост потребительства, которое культивируется всеми средствами и, как следствие, создание мира, в котором жизнь определятся лишь одной ценностью – наслаждением», – отметил в своей речи владыка Христодул[14].

По итогам этой встречи между Ватиканом и Греческой Православной Церковью была подписана совместная декларация, в которой говорилось о необходимости совместного противостояния проблемам современной Европы[15].

О необходимости борьбы с возникающими проблемами говорил в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяеев). Владыка подчеркнул: «Выполняя задачу свидетельства о традиционных ценностях христианства, Русская Православная Церковь нуждается в союзниках, в том числе в инославной среде. Нам приходится искать сотрудничества с инославными и даже с представителями других религий, которые защищают традиционные моральные позиции, близкие нашим. Среди западных христиан, например, подобными союзниками являются Римско-Католическая Церковь и некоторые протестантские общины, которые продолжают придерживаться традиционных позиций по многим вопросам христианской нравственности. Впрочем, признавая объективное совпадение взглядов с отдельными Церквами и общинами на явления современного мира и желая придать этому совпадению практический, действенный характер, мы трезво оцениваем существующие между нами различия и твердо придерживаемся связанных с этим правил и традиций»[16].

О том, что главной темой православно-католического диалога на новом этапе станет совместный поиск путей решения социальных проблем, говорилось и во время презентации книги «Этика общего блага в социальной доктрине Церкви», автором которой является госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне. Издание этой книги с предисловием митрополита Кирилла — это, по мнению епископа Егорьевский Марка (Головко), «начало нового этапа, когда мы не говорим о богословских различиях, но свидетельствуем миру об общих христианских ценностях»[17].

В декабре 2008 года по инициативе епископа Илариона (Алфеева) в тесном сотрудничестве с Советом европейских епископских конференций (Римско-Католическая Церковь) в итальянском городе Тренто прошел первый православно-католический форум «Семья», на котором обсуждались современные проблемы семьи и в совместной декларации было предложено христианское видение путей разрешения этих проблем[18].

Необходимость сотрудничества христиан отмечал в своих выступлениях и Папа Римский Бенедикт XVI. В 2009 году, во время встречи с Патриархом Константинопольским Варфоломеем, Римский Понтифик сказал: «Вопреки тому, что полное общение еще не достигнуто, мы уже должны предлагать свидетельство совместного сотрудничества на благо человечества, особенно в вопросах защиты достоинства человеческой личности, в утверждении основных этических ценностей, справедливости и мира в ответ на страдания, которые продолжают терзать человечество. Особенно это касается голода, нищеты, неграмотности, а также несправедливого распределения ресурсов»[19].

О сотрудничестве папа говорил и с архиепископом Иларионом (Алфеевым), который 18 сентября 2009 года встретился с папой в его в летней резиденции Кастель-Гандольфо. Во время это встречи Архиепископ Иларион подчеркнул: «Сегодня православные и католики не могут быть конкурентами, а должны быть союзниками»[20]. Союзниками, по словам владыки Илариона мы можем стать в таких вопросах, как семья, материнство, демографический кризис, эвтаназия и др.[21].

Ярким примером является следующее событие. Осенью 2009 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение по делу «Лаутси против Италии о недопустимости присутствия Распятий в итальянских школах»[22].В этой ситуации священноначалие Русской Православной Церкви выразило свою солидарность с Римско-Католической Церковью и Итальянской Республикой, опротестовавшими решения Страсбургского суда. Данный случай со всей очевидностью показал, что в условиях агрессивного секуляризма, направленного против европейской христианской традиции, христиане действительно нуждаются в помощи друг друга, чтобы дать решительный отпор подобным антихристианским действиям[23].

Говоря о разительных изменениях во взаимоотношениях между православными и католиками, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в лекции, посвященной православно-католическим отношениям, которую он прочитал в Московской духовной академии и семинарии, отметил: «Если, например, в эпоху до II Ватиканского собора невозможно было и представить, чтобы православные совершали богослужение в католических храмах, то сегодня это происходит сплошь и рядом»[24]. Особое внимание уделил владыка той помощи, которую оказывает Римско-Католическая Церковь православным приходам на Западе. «Многие наши приходы на Западе, в странах с преобладающим католическим большинством, совершают богослужения не в православных храмах, которых там попросту нет, а в католических, которые им предоставляет местная католическая иерархия», — подчеркнул Председатель Отдела внешних церковных связей[25]. То, что во многих странах католики помогают православным, в том числе и таким образом, сам по себе, безусловно, заслуживает положительной оценки.

Вопросы, касающиеся настоящего и будущего человеческого сообщества, – это именно та сфера, в которой православные и католики могут взаимодействовать без какого-либо ущерба для своей церковной идентичности. Взаимодействие в этой сфере, которое можно осуществлять, не будучи единой Церковью и будучи разделены по различным богословским и экклесиологическим вопросам, владыка Иларион (Алфеев) назвал «стратегическим альянсом» между Православной и Католической Церквами. «Речь идет о том, что мы вместе можем помочь людям осознать, что такое традиционные христианские ценности – семья, человеческая жизни от зачатия до смерти, воспитание детей, целостность и нерасторжимость брака»,- пояснил он[26].

Еще одно совместное мероприятие прошло 19 марта 2010 года в городе Вюрцбург (Германия), где состоялся IV Международный конгресс «Место встречи — Вселенская Церковь», организованный немецким отделением Международного благотворительного фонда «Kirche in Not». В этом конгрессе принял участие Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Традиционно в этом форуме принимают участие церковные иерархи, благотворители, выдающиеся мыслители, деятели культуры и искусства Европы, Азии, Африки и Латинской Америки[27].

О необходимости сотрудничества католиков и православных говорил и Патриарх Московский и все Руси Кирилл на заседании Архиерейского собора Русской Православной Церкви. «Наряду с темами, разделяющими православных и католиков, есть много проблем, по которым мы занимаем общую позицию. Это процессы либеральной секуляризации, негативные аспекты глобализации, вопросы социальной и экономической этики, кризис семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали. По этим темам у нас есть перспективы взаимодействия в международных организациях, таких как ООН и ЮНЕСКО, а также в ОБСЕ — в частности, по вопросу дискриминации христиан», — отметил Предстоятель Русской Церкви[28].

В том же 2011 году патриарх Кирилл в своей рабочей резиденции в Чистом переулке принял кардинала Курта Коха. Во время этой встречи речь шла о возможностях сотрудничества в тех областях, в которых позиции двух Церквей совпадают. Это «защита традиционных христианских ценностей в Европе, отстаивание христианской позиции в социально-экономической сфере, в области этики научного исследования и биоэтики»[29]. В ходе беседы обсуждалась проблема христианофобии, которая затрагивает не только регионы, где происходит открытое преследование христиан, но и европейские страны с многовековой христианской традицией. Европарламент и Комитет министров иностранных дел Евросоюза в январе и феврале 2011 года признали существование этой проблемы, а православные и католические иерархи на различных площадках по вопросу о дискриминации христиан выступали с общих позиций[30].

Существенным примером практического сотрудничества стала международная конференция «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы». Она прошла с 13 по 15 ноября 2011 года в Международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау в Минске. От Римско-Католической Церкви в ее состав вошли: глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох и Апостольский нунций в Республике Беларусь архиепископ Клаудио Гуджеротти[31].

На конференции обсуждались такие темы, как вызовы современного мира и ответ Церкви в области социальной этики, глобальный экономический кризис и кризис веры, христианские ценности в плюралистическом мире, христианские ценности и социальное рыночное хозяйство в эпоху глобального кризиса, христианские ценности и современные правовые системы, христианский «образ жизни» как свидетельство и миссия в плюралистическом мире и др.[32].

Еще одним примером практического сотрудничества являются консультации, проводимые представителями Церкви с женщинами, которые намереваются сделать аборт. Так, в Минске для эксперимента выбраны шесть женских консультаций, где волонтёры начнут проведение лекций по единой программе, разработанной представителями Православной и Римско-Католической Церквей[33].

Практическое сотрудничество православных и католиков можно увидеть и в сфере христианизации. В феврале 2012 года в Москве прошла Вторая международная экуменическая конференция между представителями Католической Церкви Литвы и Русской Православной Церкви. Эта встреча была посвящена преподаванию религии в школах. Открывая конференцию, митрополит Иларион (Алфеев) подчеркнул важность диалога по актуальным проблемам современности, а также тесного экуменического взаимодействия в этой сфере[34]. Участники конференции согласились с тем, что изучение основ религии должно проходить дифференцировано, познание основных истин одной конфессии должно сопровождаться знакомством с базовыми аспектами других вероисповеданий. Это играет важную роль в воспитании личности и содействует религиозному миру[35].

В июне 2012 года представители европейских епископских конференций и Патриархатов Православных Церквей собрались в Лиссабоне православно-католический форум «Экономический кризис и бедность: вызов сегодняшней Европе»[36].

Православные и католики встретились и на международной конференции «Судьбы прекрасного: красота с позиции гуманитарных наук», прошедшей с 17 по 19 апреля в Москве, организованной московским Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Миланским Католическим университетом Святейшего Сердца. В конференции приняли участие искусствоведы, богословы, философы, филологи из России, Испании, Италии и Швейцарии. Оргкомитет форума возглавил митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а в состав комитета, наряду с прочими, вошел ординарий католической архиепархии Божьей Матери в Москве монсеньор Павел Пецци[37].

Сотрудничество между Церквями затрагивает не только социальную сферу. Широко известны встречи в монастыре Бозе, на севере Италии, на которых православные и католические богословы изучают различные феномены духовности. Первая Международная экуменическая конференция посвященная этому вопросу состоялась в 1993 году по инициативе нынешнего настоятеля монастыря Энцо Бьянки и профессора университета в Бергамо, заведующей кафедрой русского языка Нины Каучишвили. Сегодня Спасо-Преображенский монастырь в Бозе — известный в мире просветительский центр. Конференция собирает наиболее авторитетных специалистов в сфере богословия и светской науки, иерархов высокого ранга и считается одной из наиболее эффективных «коммуникативных площадок» для продвижения диалога между восточной и западной ветвями христианской традиции[38].

Важный вектор сотрудничества связан с «общественной церковная ассоциация мирян» Римско-Католической Церкви более известной под названием «Община святого Эгидия Римского». Основанную в 1968 году итальянцем А. Риккарди,[39] общину объединяет себя совместная молитва, проповедь Евангелия, помощь бедным, экуменическая работа и диалог. Взаимодействие Православной Церкви и «Общины святого Эгидия» имеет давнюю традицию, так в последние годы представители Русской Православной Церкви постоянно участвуют в конференциях, которые проводятся общиной Святого Эгидия. В мае 2010 митрополит Минский и Слуцкий Филарет принял участие в конференции «Бедные — драгоценное сокровище Церкви. Православные и католики на пути милосердия» и выступил с докладом на тему «Милосердие: богословие и жизнь Православной Церкви». В конференции приняли участие: Винченцо Палья, епископ Терни-Нарни-Амелии; кардинал-епископ Роже Эчегарай, вице-декан Коллегии кардиналов; Амброджо Спреафико, епископ Фрозиноне-Вероли-Ферентино; архиепископ Бориспольский Антоний, ректор Киевских духовных академии и семинарии; митрополит Западной и Южной Европы Иосиф (Румынский Патриархат); архиепископ Сибиу и митрополит Ардеальский Лаврентий (Румынский Патриархат); Зоран Неделькович, директор библиотеки Сербского Патриархата; Марко Импальяццо, президент Общины святого Эгидия.[40]

Аналогичная конференция прошедшая в 2011 году была посвящена теме старости — «Дар старости: православные и католики на пути милосердия». В этой встрече вместе с представителями других Православных Церквей принял участие и Митрополит Минский и Слуцкий Филарет.[41]

Международная конференция «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия», организованная совместно Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата и католическим движением мирян «Община святого Эгидия» при участии Отдела внешних церковных связей прошла в декабре 2012 года в Москве. В приветственном слове Святейшего Патриарха Кирила, которое огласил председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, в частности была высказана мысль о том, что «данная конференция будет способствовать возрастанию активности христиан Востока и Запада в спасительном служении милосердия».[42]

В сентябре 2012 года в Сараево, столице Боснии и Герцеговины, проходила, организованная Обществом святого Эгидия (Италия) при поддержке Сербской Православной Церкви, римско-католического Сараевского архидиоцеза, иудейской и исламской общин Боснии и Герцеговины, международная конференция «Жить вместе — это будущее. Религии и культуры в диалоге». Православный мир на конференции представляли иерархи Константинопольской, Александрийской, Русской, Румынской, Элладской Церквей. Гостем форума был Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом. Работа форума проходила в различных секциях, которые были посвящены актуальным проблемам Европы: «Молодые и пожилые люди: необходимая встреча поколений», «Любовь к бедным — путь к экуменизму», «Молитва и мир», «Без семьи нет будущего», «Благотворительность в эпоху рынка», «В поисках Бога — найти человека», «Эксперты по человечности: христиане в социуме» и др.[43]

Вопросы продолжения и углубления сотрудничества православных и католиков затрагиваются всякий раз, когда встречаются представители Церквей. Так, во время визита в Польшу в августе 2012 года Патриарх Кирилл еще раз подтвердил, что в условиях участившихся антицерковных выступлений необходимо углубление взаимодействия. «Эти тревожные тенденции призывают православных и католиков к диалогу по общественно значимым проблемам и к более тесному сотрудничеству по защите христианских принципов в политике и общественной жизни», — констатировал Его Святейшество[44].

Ярким примером межконфессионального сотрудничества для решения социальных проблем является межконфессиональная миссия «Христианское социальное служение». Это религиозная организация, созданная в 2005 году, в которую входят Белорусская Православная Церковь, Союз евангельских христиан баптистов в Республике Беларусь, Республиканское религиозное объединение «Союз Евангелистическо – лютеранских общин в Республике Беларусь», а так же, на правах наблюдателя Конференция Католических Епископов в Беларуси.[45] В число главных задач межконфессиональной миссии входит развитие межцерковных связей в сфере социального служения и содействие межцерковному диалогу на национальном и международном уровнях.[46]

Все приведенные примеры свидетельствует о том, что сотрудничество православных и католиков в настоящее время является не только возможным, но и необходимым. Кроме того, что такое сотрудничество являет миру о реальное, пусть и не полное, единство христиан, оно еще позволяет встречающимся сторонам все больше и больше узнавать друг друга, тем самым сотрудничество, может поспособствовать продвижению богословского диалога и достижению желаемого единства.


[1] Такое название получил период сближения Православных Церквей и Римско-Католической Церкви во второй половине ХХ века.

[2] Ответ патриарха Афинагора на письмо папы Павла VI от 21 марта 1971 // Τομας αγαπης, Vatican-Phanar (1958-1970). Rome-Istanbul, Vaticane: Imprimere POLYGLOTTE, 1971. — Р. 623.

[3] Письмо папы Павла VI патриарху Афинагору о развитии отношений между двумя Церквями // Τομας αγαπης … Р. 616.

[4] Община Тезе и Православие. Интернет-издание «Татьянин день» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.taday.ru/text/981168.html. – Дата доступа: 23.11.2012.

[5] Сайт Института Восточных Церквей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oki-regensburg.de/. – Дата доступа: 12.10.2012.

[6]Разрыв или продолжение диалога? Интервью игумена Илариона (Алфеева) / Сайт митрополита Илариона (Алфеева) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hilarion.ru/2010/02/25/1018. – Дата доступа: 25.07.2012.

[7] Первенство епископа Рима / Радио Ватикан Голос Церкви в диалоге с миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiovaticana.org/rus/articolo.asp?c=314649. – Дата доступа: 25.05.2012.

[8] Санкт-Петербург: католики и православные обсуждают вопрос Папского примата / Радио Ватикан Голос Церкви в диалоге с миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiovaticana.org /rus/articolo.asp?c=537174. – Дата доступа: 25.05.2012.

[9] В итальянском Бозе православные и католические богословы обсудила вопрос о соотношении примата и соборности / Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», портал Седмица.Ru[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.sedmitza.ru/news/3306967.html. – Дата доступа: 20.11.2012.

[10] Для совместного созидания Послание на православно-католический симпозиум/ Агентство Ратцингер-Информ Интернет-издание, осуществляющее информационное сопровождение деятельности Папы Римского Бенедикта XVI. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.benediktxvi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2391&Itemid=1. – Дата доступа: 25.05.2012.

[11]Общие вызовы для православных и католиков/ Сайт Jesuscaritasest.org- dailynews [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jceworld.blogspot.com/2011/09/vatican-pope-12th-inter-christian.html. — Дата доступа: 25.05.2012.

[12] Межхристианские отношения в 1990-2008 годах / Портал «Родон» Изучение и дальнейшая разработка идейного наследия Д.Л.Андреева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rodon.org/relig-091125115443. — Дата доступа: 25.07.2012.

[13] Вступительное слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей» / Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата 1997-2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=31158. – Дата доступа: 25.07.2012.

[14] Официальный визит в Ватикан Архиепископа Афинского // Ерiskepsis. – №670. – С.12-16.

[15] Там же.

[16] Православное единство и православное свидетельство в современном мире. Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года / Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/427253.html. — Дата доступа: 17.06.2012.

[17]Темой православно-католического диалога станет социальная доктрина / Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db /text/467659.html. — Дата доступа: 17.06.2012.

[18] Дикарев, Алексей. Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд. / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/ru /2010/02/16/news13315/. – Дата доступа: 17.06.2012.

[19] Бенедикт XVI: «Наши церкви могут работать вместе» Служение любви, признаваемое всеми / Агентство Ратцингер-Информ Интернет-издание, осуществляющее информационное сопровождение деятельности Папы Римского Бенедикта XVI. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.benediktxvi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2559&Itemid=53. – Дата доступа: 25.07.12.

[20] Православная церковь изменила курс на встречу с Папой / Агентство Ратцингер-Информ Интернет-издание, осуществляющее информационное сопровождение деятельности Папы Римского Бенедикта XVI. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.benediktxvi.ru/index.php? option=comcontent&task=view&id=2414. – Дата доступа: 25.07.12

[21]Там же.

[22]Гражданка Италии финского происхождения Соиле Лаутси на протяжении пяти лет пыталась опротестовать присутствие распятия в учебных аудиториях в Италии. За это время он прошла инстанции судов в регионе Венето (Италия), Государственного совета Италии, Европейский суд по правам человека и др. более подробно см.: Игумен Филарет (Булеков) «Дело о распятиях в школе»: победа здравого смысла. / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 1433483.html. – Дата доступа: 22.12.2012.

[23]Дикарев, Алексей. Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд. / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru /ru/2010/02/16/news13315/. – Дата доступа: 17.06.2012.

[24]Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Православно-католические отношения на современном этапе. Лекция председателя Отдела внешних церковных связей прочитанная учащимся Московской духовной академии и семинарии1 ноября 2010 года / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/ru/2010/11/15/news30385/. – Дата доступа: 17.06.2012.

[25]Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Православно-католические отношения на современном этапе. Лекция председателя Отдела внешних церковных связей прочитанная учащимся Московской духовной академии и семинарии1 ноября 2010 года / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/ru/2010/11/15/news30385/. – Дата доступа: 17.06.2012.

[26]Там же.

[27] Митрополит Волоколамский Иларион выступил на международном христианском конгрессе в Вюрцбурге / Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1433288.html. – Дата доступа: 17.06.2012.

[28]Святейший Патриарх Кирилл рассказал о современном состоянии отношений с Римско-Католической Церковью/ Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/1399915.html. — Дата доступа: 02. 04. 2012.

[29] Святейший Патриарх Кирилл встретился с председателем Папского совета по содействию христианскому единству / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/ru/2011/03/16/ news38044/. Дата доступа: 31.07.2012.

[30]Там же.

[31]Международная конференция «Православно-католический диалог» прошла в Минске / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/1674805.html. Дата доступа: 31.07.2012.

[32]Международная конференция на тему «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы» состоится в Минске / Белорусский православный информационный портал Собор.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sobor.by/page/Megdunarodnaya_konferentsiya_na_temu_Pravoslavno_katolicheskiy_dialog:_hristianskie_eticheskie_tsennosti_kak_vklad_v_sotsialnuyu_gizn_Evropi_sostoitsya_v_Minske. – Дата доступа: 31.07.2012.

[33] Главный акушер-гинеколог Беларуси одобрил инициативу Церкви о проведении доабортного консультирования женщин / Сайт Минских духовных академии и семинарии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: {site_url}news/20110318_16-58-02.html. – Дата доступа: 23.07.2012.

[34]Литовские католики поделились с Московским Патриархатом опытом преподавания религии в школах / Радио Ватикан Голос Церкви в диалоге с миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiovaticana.org/rus/articolo.asp?c=562352. – Дата доступа: 14.06.2012.

[35] Литовские католики поделились с Московским Патриархатом опытом преподавания религии в школах / Радио Ватикан Голос Церкви в диалоге с миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiovaticana.org/rus/articolo.asp?c=562352. – Дата доступа: 14.06.2012.

[36]Католико-православный форум: «Общая вера может стать ответом на кризис»/ Радио Ватикан Голос Церкви в диалоге с миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiovaticana.org /rus/articolo.asp?c=595224. – Дата доступа: 14.06.2012.

[37] Москва: католики и православные обсудили красоту с позиции гуманитарных наук / Христианский католический портал, который предоставляет возможности для общения, объединения, просвещения и молитвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.katolik.ru/rossiya/110468-katoliki-i-pravoslavnye-obsudili-krasotu-s-pozitsii-gumanitarnykh-nauk.html. – Дата доступа: 17.08.2012.

[38] В монастыре Бозе (Италия) открылась Международная экуменическая конференция / Научно-богословский портал Богослов.Ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1938542/index.html. – Дата доступа: 20.10.2012.

[39] Община святого Эгидия / Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/105043.html . – Дата доступа: 08.02.2013.

[40] Завершился визит митрополита Минского и Слуцкого Филарета в Италию / Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db /text/13057.html. – Дата доступа: 08.02.2013.

[41] Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет принимает участие в международной конференции, организованной Общиной святого Эгидия / Портал «Православие.By» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.by/news/14780 . – Дата доступа: 08.02.2013.

[42] В Храме Христа Спасителя проходит международная конференция «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия» / Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2633301.html. – Дата доступа: 08.02.2013.

[43] Представители Белорусского Экзархата участвуют в международной конференции Общества святого Эгидия в Сараево / Официальный сайт Бобруйской епархии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bobruisk.hram.by/news/20120910_14-21-54.html. – Дата доступа: 07.02.2013.

[44] Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с членами Президиума Польской католической епископской конференции / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db /text/2410151.html. – Дата доступа: 17.08.2012.

[45] Структура управления / Сайт межконфессиональной миссии «Христианское социальное служение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imcss.org/about-us/structure.html. – Дата доступа: 07.02.2013.

[46] Цели и задачи / Сайт межконфессиональной миссии «Христианское социальное служение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imcss.org/about-us/targets.html. – Дата доступа: 07.02.2013.

Просмотрено: 147 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.