Практическое сотрудничество как часть диалога между православными и католиками

Иерей Иоанн Кононович

Богословский диалог, который ведут между собой Православная и Римско-Католическая Церкви не может оставаться лишь теоретическим рассмотрением аспектов вероучения. Существенно более наглядным является то практическое сотрудничество, которое свидетельствует о реальном, пусть и не полном единстве, существующем между христианами. Данная статья предлагает обзор различных форм практического сотрудничества представителей двух Церквей.

Уже в самом начале «Диалога любви»[1] в 1971 году патриарх Афинагор I, обращаясь к папе Павлу VI, сказал, что «нам необходимо стремиться к более интенсивной общности, основанной на сознании истинного и близкого братства на уровне священнослужителей и верующих наших Церквей»[2]. Папа в свою очередь указал на то, что «необходимо, чтобы уже сейчас мы старались повсюду установить между православными и католическими клириками и верующими действительно братские взаимоотношения»[3].

Развитие практического сотрудничества различных уровнях наблюдалось на всем протяжении диалога и даже еще до начала работы Смешанной международной комиссии.

В 60-е годы ХХ века в миссионерском центре – экуменической общине Тезе был основан православный центр, а в 1965 году освящена православная часовня. С общиной Тезе тесно связаны имена таких православных иерархов как Константинопольский  патриарх Афинагор, митрополит Сурожский Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и  многие другие. В сложное для Русской Православной Церкви время основатель и руководитель общины – брат Роже организовал во Франции печать миллиона экземпляров Нового Завета на русском языке для верующих Русской Православной Церкви, которые и были доставлены в Советский Союз[4].

Важным направлением сотрудничества Православной и Римско-Католической Церквей является сотрудничество в подготовке будущих пастырей и богословов. Здесь следует упомянуть Институт Восточных Церквей в Регенсбурге (Германия), который начал свою работу в 1967 году. За это время институт стал не только местом, где православные студенты могут изучить немецкий язык и познакомиться с католическим богословием, но и базой для проведения множества православно-католических коллоквиумов и семинаров[5].

В тоже время наиболее заметным и значимым практическое сотрудничество стало в период затруднений при проведении диалога. Даже вызывавшие кризис проблемы – вопрос прозелитизма и активности Католических церквей восточного обряда (униатов) — стали основой для сотрудничества на местном уровне. После встречи в Балтиморе в 2000 году игумен Иларион (Алфеев) отметил, что, отрицая прозелитизм, мы не против сотрудничества в миссионерской области. Владыка предположил, что «мы могли бы многое делать совместно с католиками, например, противостоять сектам, представляющим огромную опасность для наших народов, а также осуществлять различные благотворительные, образовательные и иные проекты, противостоять вызовам атеизма, секуляризации, пропаганде насилия и разврата. Многое в этом направлении уже делается совместно православными и католиками. В ситуации, когда между Ватиканом и Москвой существуют значительное напряжение и непонимание, контакты на местном уровне приобретают особое значение. И мы приложим все усилия к тому, чтобы их укреплять»[6].

К сожалению, комиссии, которые должны были решать практические вопросы, не всегда достигали поставленных целей. Тем не менее, они были очень важны для контактов на местном уровне.

Примером сотрудничества, начатого в годы кризиса диалога и продолжающегося и сейчас, является фонд «Renovabis», который был основан в марте 1993 года епископами Германии для поддержки проектов, направленных на возрождение церковной и общественной жизни в 27 бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы. С момента основания, «Renovabis» помогает Русской Православной Церкви в восстановлении храмов, монастырей и духовных школ, за что представители РПЦ неоднократно выражали признательность благотворителям из Германии[7]. Большое количество проектов в сотрудничестве с этим фондом было осуществлено и Белоруской Православной Церковью.

Широкое распространение получили двусторонние научные мероприятия, целью которых было посильная помощь официальному диалогу и обсуждение острых проблем современности, встающих перед христианами. К примеру, созданная в Падерборне (Германия) в 2004 году по инициативе отдельных богословов, среди которых сербский богослов Игнатий Мидич (ныне епископ Пожаревацко-Браничевский), группа святого Иринея Лионского, направила свою работу на помощь развитию диалога. В ее работе принимают участие православные и католические богословы, представляющие различные богословские центры Европы и Америки. В 2011 году в Санкт-Петербурге прошла восьмая встреча этой группы[8]. В ходе своей девятой встречи, которая прошла в ноябре 2012 года, 26 исследователей (13 православных и 13 католиков) из европейских стран и США обсуждали тему соотношения примата и соборности в обеих Церквях, сообщается в заключительном коммюнике конференции.

В центре внимания участников встречи были Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 г. г. и II Ватиканский собор Католической Церкви. По результатам встречи были опубликовано коммюнике, которое кратко сформулировала основные выводы сделанные в ходе дискуссии. В частности было отмечено, что православные богословы признают серьезный акцент, который в настоящее время делается в католическом богословии на коллегиальности епископов, существующий в документе, в то же время отмечают, что коллегия епископов строго зависит от Папы, гораздо более, чем Папа от епископов. Представление о том, что непогрешимость Церкви тесно связана с папством, для православного сознания является проблематичным[9].

На достижение второй цели (обсуждение тем, актуальных в современном обществе) направлена деятельность Симпозиума, который организован францисканским Институтом духовности Папского университета Antonianum и православным богословским факультетом университета Aristoteles города Фессалоники (Греция). Эти симпозиумы, начавшиеся в 1992 году, рассматривают важные и конструктивные темы взаимопонимания и совместного свидетельства. Тот факт, что встречи участников Симпозиума организуются попеременно католиками и православными, создает к тому же возможность реального контакта с конкретной исторической, культурной и религиозной жизнью наших Церквей[10]. С 30 августа по 2 сентября в Салониках состоялась двенадцатая сессия Симпозиума, которая была посвящена теме «Свидетельство Церкви в современном мире»[11].

О христианских корнях Европы напомнила конференция «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей», организованная совместно Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Папским советом по культуре, которая состоялась в мае 2006 года в Вене. Эта конференция была посвящена христианским ценностям в современной Европе и совместному действию двух Церквей перед лицом общих вызовов.

Делегацию Русской Православной Церкви возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Главной темой конференции стало определение места основополагающих христианских ценностей в жизни современного европейского общества, а также значения этих ценностей в формировании христианского самосознания Европы. Особое внимание было уделено ответу традиционного христианства вызовам современного секуляризма и важности влияния христианской этики в политике, экономике и средствах массовой информации[12].

Именно защита общих христианских духовно-нравственных ценностей перед лицом секулярного мира, по мысли митрополита Кирилла и других участников Венской конференции, должна стать главной темой современного православно-католического диалога[13].

Православная Церковь Греции также развивает сотрудничество с Ватиканом. С 13 по 16 декабря 2007 года архиепископ Афин и всей Греции Христодул лично посетил Ватикан, где вовремя встречи с папой Бенедиктом XVI говорил о том, что противостояние вызовам современной жизни должно способствовать объединению усилий католиков и православных. «Те условия, которые сегодня формируют новый облик мира, в частности Европы, требуют с нашей стороны – в нашем качестве духовных отцов благочестивых членов наших Церквей – бдительности, чтобы вовремя указать на то, что более всего вредит европейской цивилизации, которая глубоко укоренена в христианской вере. В настоящее время все большие обороты набирает процесс дехристианизации Европы, ведущий к исключению Церкви из общественной жизни и полной маргинализации общества.

Перед христианством встают проблемы, вызываемые развитием биотехнологий в генетике, увеличивающейся пропастью между бедными и богатыми. Наибольшая опасностью грозит молодежи: неизбежность конфликта между цивилизацией и религией, необходимость сохранения духовной и культурной идентичности европейских граждан, унижение и обесценивание человеческого существования, нарушение понимания прав человека приводит к искажению общественной и личной жизни. Всем нам грозит неистовый рост потребительства, которое культивируется всеми средствами и, как следствие, создание мира, в котором жизнь определятся лишь одной ценностью – наслаждением», – отметил в своей речи владыка Христодул[14].

По итогам этой встречи между Ватиканом и Греческой Православной Церковью была подписана совместная декларация, в которой говорилось о необходимости совместного противостояния проблемам современной Европы[15].

О необходимости борьбы с возникающими проблемами говорил в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяеев). Владыка подчеркнул: «Выполняя задачу свидетельства о традиционных ценностях христианства, Русская Православная Церковь нуждается в союзниках, в том числе в инославной среде. Нам приходится искать сотрудничества с инославными и даже с представителями других религий, которые защищают традиционные моральные позиции, близкие нашим. Среди западных христиан, например, подобными союзниками являются Римско-Католическая Церковь и некоторые протестантские общины, которые продолжают придерживаться традиционных позиций по многим вопросам христианской нравственности. Впрочем, признавая объективное совпадение взглядов с отдельными Церквами и общинами на явления современного мира и желая придать этому совпадению практический, действенный характер, мы трезво оцениваем существующие между нами различия и твердо придерживаемся связанных с этим правил и традиций»[16].

О том, что главной темой православно-католического диалога на новом этапе станет совместный поиск путей решения социальных проблем, говорилось и во время презентации книги «Этика общего блага в социальной доктрине Церкви», автором которой является госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне. Издание этой книги с предисловием митрополита Кирилла — это, по мнению епископа Егорьевский Марка (Головко), «начало нового этапа, когда мы не говорим о богословских различиях, но свидетельствуем миру об общих христианских ценностях»[17].

В декабре 2008 года по инициативе епископа Илариона (Алфеева) в тесном сотрудничестве с Советом европейских епископских конференций (Римско-Католическая Церковь) в итальянском городе Тренто прошел первый православно-католический форум «Семья», на котором обсуждались современные проблемы семьи и в совместной декларации было предложено христианское видение путей разрешения этих проблем[18].

Необходимость сотрудничества христиан отмечал в своих выступлениях и Папа Римский Бенедикт XVI. В 2009 году, во время встречи с Патриархом Константинопольским Варфоломеем, Римский Понтифик сказал: «Вопреки тому, что полное общение еще не достигнуто, мы уже должны предлагать свидетельство совместного сотрудничества на благо человечества, особенно в вопросах защиты достоинства человеческой личности, в утверждении основных этических ценностей, справедливости и мира в ответ на страдания, которые продолжают терзать человечество. Особенно это касается голода, нищеты, неграмотности, а также несправедливого распределения ресурсов»[19].

О сотрудничестве папа говорил и с архиепископом Иларионом (Алфеевым), который 18 сентября 2009 года встретился с папой в его в летней резиденции Кастель-Гандольфо. Во время это встречи Архиепископ Иларион подчеркнул: «Сегодня православные и католики не могут быть конкурентами, а должны быть союзниками»[20]. Союзниками, по словам владыки Илариона мы можем стать в таких вопросах, как семья, материнство, демографический кризис, эвтаназия и др.[21].

Ярким примером является следующее событие. Осенью 2009 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение по делу «Лаутси против Италии о недопустимости присутствия Распятий в итальянских школах»[22].В этой ситуации священноначалие Русской Православной Церкви выразило свою солидарность с Римско-Католической Церковью и Итальянской Республикой, опротестовавшими решения Страсбургского суда. Данный случай со всей очевидностью показал, что в условиях агрессивного секуляризма, направленного против европейской христианской традиции, христиане действительно нуждаются в помощи друг друга, чтобы дать решительный отпор подобным антихристианским действиям[23].

Говоря о разительных изменениях во взаимоотношениях между православными и католиками, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в лекции, посвященной православно-католическим отношениям, которую он прочитал в Московской духовной академии и семинарии, отметил: «Если, например, в эпоху до II Ватиканского собора невозможно было и представить, чтобы православные совершали богослужение в католических храмах, то сегодня это происходит сплошь и рядом»[24]. Особое внимание уделил владыка той помощи, которую оказывает Римско-Католическая Церковь православным приходам на Западе. «Многие наши приходы на Западе, в странах с преобладающим католическим большинством, совершают богослужения не в православных храмах, которых там попросту нет, а в католических, которые им предоставляет местная католическая иерархия», — подчеркнул Председатель Отдела внешних церковных связей[25]. То, что во многих странах католики помогают православным, в том числе и таким образом, сам по себе, безусловно, заслуживает положительной оценки.

Вопросы, касающиеся настоящего и будущего человеческого сообщества, – это именно та сфера, в которой православные и католики могут взаимодействовать без какого-либо ущерба для своей церковной идентичности. Взаимодействие в этой сфере, которое можно осуществлять, не будучи единой Церковью и будучи разделены по различным богословским и экклесиологическим вопросам, владыка Иларион (Алфеев) назвал «стратегическим альянсом» между Православной и Католической Церквами. «Речь идет о том, что мы вместе можем помочь людям осознать, что такое традиционные христианские ценности – семья, человеческая жизни от зачатия до смерти, воспитание детей, целостность и нерасторжимость брака»,- пояснил он[26].

Еще одно совместное мероприятие прошло 19 марта 2010 года в городе Вюрцбург (Германия), где состоялся IV Международный конгресс «Место встречи — Вселенская Церковь», организованный немецким отделением Международного благотворительного фонда «Kirche in Not». В этом конгрессе принял участие Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Традиционно в этом форуме принимают участие церковные иерархи, благотворители, выдающиеся мыслители, деятели культуры и искусства Европы, Азии, Африки и Латинской Америки[27].

О необходимости сотрудничества католиков и православных говорил и Патриарх Московский и все Руси Кирилл на заседании Архиерейского собора Русской Православной Церкви. «Наряду с темами, разделяющими православных и католиков, есть много проблем, по которым мы занимаем общую позицию. Это процессы либеральной секуляризации, негативные аспекты глобализации, вопросы социальной и экономической этики, кризис семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали. По этим темам у нас есть перспективы взаимодействия в международных организациях, таких как ООН и ЮНЕСКО, а также в ОБСЕ — в частности, по вопросу дискриминации христиан», — отметил Предстоятель Русской Церкви[28].

В том же 2011 году патриарх Кирилл в своей рабочей резиденции в Чистом переулке принял кардинала Курта Коха. Во время этой встречи речь шла о возможностях сотрудничества в тех областях, в которых позиции двух Церквей совпадают. Это «защита традиционных христианских ценностей в Европе, отстаивание христианской позиции в социально-экономической сфере, в области этики научного исследования и биоэтики»[29]. В ходе беседы обсуждалась проблема христианофобии, которая затрагивает не только регионы, где происходит открытое преследование христиан, но и европейские страны с многовековой христианской традицией. Европарламент и Комитет министров иностранных дел Евросоюза в январе и феврале 2011 года признали существование этой проблемы, а православные и католические иерархи на различных площадках по вопросу о дискриминации христиан выступали с общих позиций[30].

Существенным примером практического сотрудничества стала международная конференция «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы». Она прошла с 13 по 15 ноября 2011 года в Международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау в Минске. От Римско-Католической Церкви в ее состав вошли: глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох и Апостольский нунций в Республике Беларусь архиепископ Клаудио Гуджеротти[31].

На конференции обсуждались такие темы, как вызовы современного мира и ответ Церкви в области социальной этики, глобальный экономический кризис и кризис веры, христианские ценности в плюралистическом мире, христианские ценности и социальное рыночное хозяйство в эпоху глобального кризиса, христианские ценности и современные правовые системы, христианский «образ жизни» как свидетельство и миссия в плюралистическом мире и др.[32].

Еще одним примером практического сотрудничества являются консультации, проводимые представителями Церкви с женщинами, которые намереваются сделать аборт. Так, в Минске для эксперимента выбраны шесть женских консультаций, где волонтёры начнут проведение лекций по единой программе, разработанной представителями Православной и Римско-Католической Церквей[33].

Практическое сотрудничество православных и католиков можно увидеть и в сфере христианизации. В феврале 2012 года в Москве прошла Вторая международная экуменическая конференция между представителями Католической Церкви Литвы и Русской Православной Церкви. Эта встреча была посвящена преподаванию религии в школах. Открывая конференцию, митрополит Иларион (Алфеев) подчеркнул важность диалога по актуальным проблемам современности, а также тесного экуменического взаимодействия в этой сфере[34]. Участники конференции согласились с тем, что изучение основ религии должно проходить дифференцировано, познание основных истин одной конфессии должно сопровождаться знакомством с базовыми аспектами других вероисповеданий. Это играет важную роль в воспитании личности и содействует религиозному миру[35].

В июне 2012 года представители европейских епископских конференций и Патриархатов Православных Церквей собрались в Лиссабоне православно-католический форум «Экономический кризис и бедность: вызов сегодняшней Европе»[36].

Православные и католики встретились и на международной конференции «Судьбы прекрасного: красота с позиции гуманитарных наук», прошедшей с 17 по 19 апреля в Москве, организованной московским Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Миланским Католическим университетом Святейшего Сердца. В конференции приняли участие искусствоведы, богословы, философы, филологи из России, Испании, Италии и Швейцарии. Оргкомитет форума возглавил митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а в состав комитета, наряду с прочими, вошел ординарий католической архиепархии Божьей Матери в Москве монсеньор Павел Пецци[37].

Сотрудничество между Церквями затрагивает не только социальную сферу. Широко известны встречи в монастыре Бозе, на севере Италии, на которых православные и католические богословы изучают различные феномены духовности. Первая Международная экуменическая конференция посвященная этому вопросу состоялась в 1993 году по инициативе нынешнего настоятеля монастыря Энцо Бьянки и профессора университета в Бергамо, заведующей кафедрой русского языка Нины Каучишвили. Сегодня Спасо-Преображенский монастырь в Бозе — известный в мире просветительский центр. Конференция собирает наиболее авторитетных специалистов в сфере богословия и светской науки, иерархов высокого ранга и считается одной из наиболее эффективных «коммуникативных площадок» для продвижения диалога между восточной и западной ветвями христианской традиции[38].

Важный вектор сотрудничества связан с «общественной церковная ассоциация мирян» Римско-Католической Церкви более известной под названием «Община святого Эгидия Римского». Основанную в 1968 году итальянцем А. Риккарди,[39] общину объединяет себя совместная молитва, проповедь Евангелия, помощь бедным, экуменическая работа и диалог. Взаимодействие Православной Церкви и «Общины святого Эгидия» имеет давнюю традицию, так в последние годы представители Русской Православной Церкви постоянно участвуют в конференциях, которые проводятся общиной Святого Эгидия. В мае 2010 митрополит Минский и Слуцкий Филарет принял участие в конференции «Бедные — драгоценное сокровище Церкви. Православные и католики на пути милосердия» и выступил с докладом на тему «Милосердие: богословие и жизнь Православной Церкви». В конференции приняли участие: Винченцо Палья, епископ Терни-Нарни-Амелии; кардинал-епископ Роже Эчегарай, вице-декан Коллегии кардиналов; Амброджо Спреафико, епископ Фрозиноне-Вероли-Ферентино; архиепископ Бориспольский Антоний, ректор Киевских духовных академии и семинарии; митрополит Западной и Южной Европы Иосиф (Румынский Патриархат); архиепископ Сибиу и митрополит Ардеальский Лаврентий (Румынский Патриархат); Зоран Неделькович, директор библиотеки Сербского Патриархата; Марко Импальяццо, президент Общины святого Эгидия.[40]

Аналогичная конференция прошедшая в 2011 году была посвящена теме старости — «Дар старости: православные и католики на пути милосердия». В этой встрече вместе с представителями других Православных Церквей принял участие и Митрополит Минский и Слуцкий Филарет.[41]

Международная конференция «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия», организованная совместно Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата и католическим движением мирян «Община святого Эгидия» при участии Отдела внешних церковных связей прошла в декабре 2012 года в Москве. В приветственном слове Святейшего Патриарха Кирила, которое огласил председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, в частности была высказана мысль о том, что «данная конференция будет способствовать возрастанию активности христиан Востока и Запада в спасительном служении милосердия».[42]

В сентябре 2012 года в Сараево, столице Боснии и Герцеговины, проходила, организованная Обществом святого Эгидия (Италия) при поддержке Сербской Православной Церкви, римско-католического Сараевского архидиоцеза, иудейской и исламской общин Боснии и Герцеговины, международная конференция «Жить вместе — это будущее. Религии и культуры в диалоге». Православный мир на конференции представляли иерархи Константинопольской, Александрийской, Русской, Румынской, Элладской Церквей. Гостем форума был Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом. Работа форума проходила в различных секциях, которые были посвящены актуальным проблемам Европы: «Молодые и пожилые люди: необходимая встреча поколений», «Любовь к бедным — путь к экуменизму», «Молитва и мир», «Без семьи нет будущего», «Благотворительность в эпоху рынка», «В поисках Бога — найти человека», «Эксперты по человечности: христиане в социуме» и др.[43]

Вопросы продолжения и углубления сотрудничества православных и католиков затрагиваются всякий раз, когда встречаются представители Церквей. Так, во время визита в Польшу в августе 2012 года Патриарх Кирилл еще раз подтвердил, что в условиях участившихся антицерковных выступлений необходимо углубление взаимодействия. «Эти тревожные тенденции призывают православных и католиков к диалогу по общественно значимым проблемам и к более тесному сотрудничеству по защите христианских принципов в политике и общественной жизни», — констатировал Его Святейшество[44].

Ярким примером межконфессионального сотрудничества для решения социальных проблем является межконфессиональная миссия «Христианское социальное служение». Это религиозная организация, созданная в 2005 году, в которую входят Белорусская Православная Церковь, Союз евангельских христиан баптистов в Республике Беларусь, Республиканское религиозное объединение «Союз Евангелистическо – лютеранских общин в Республике Беларусь», а так же, на правах наблюдателя Конференция Католических Епископов в Беларуси.[45] В число главных задач межконфессиональной миссии входит развитие межцерковных связей в сфере социального служения и содействие межцерковному диалогу на национальном и международном уровнях.[46]

Все приведенные примеры свидетельствует о том, что сотрудничество православных и католиков в настоящее время является не только возможным, но и необходимым. Кроме того, что такое сотрудничество являет миру о реальное, пусть и не полное, единство христиан, оно еще позволяет встречающимся сторонам все больше и больше узнавать друг друга, тем самым сотрудничество, может поспособствовать продвижению богословского диалога и достижению желаемого единства.


[1] Такое название получил период сближения Православных Церквей и Римско-Католической Церкви во второй половине ХХ века.

[2] Ответ патриарха Афинагора на письмо папы Павла VI от 21 марта 1971 // Τομας αγαπης, Vatican-Phanar (1958-1970). Rome-Istanbul, Vaticane: Imprimere POLYGLOTTE, 1971. — Р. 623.

[3] Письмо папы Павла VI патриарху Афинагору о развитии отношений между двумя Церквями // Τομας αγαπης … Р. 616.

[4] Община Тезе и Православие. Интернет-издание «Татьянин день» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.taday.ru/text/981168.html. – Дата доступа: 23.11.2012.

[5] Сайт Института Восточных Церквей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oki-regensburg.de/. – Дата доступа: 12.10.2012.

[6]Разрыв или продолжение диалога? Интервью игумена Илариона (Алфеева) / Сайт митрополита Илариона (Алфеева) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hilarion.ru/2010/02/25/1018. – Дата доступа: 25.07.2012.

[7] Первенство епископа Рима / Радио Ватикан Голос Церкви в диалоге с миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiovaticana.org/rus/articolo.asp?c=314649. – Дата доступа: 25.05.2012.

[8] Санкт-Петербург: католики и православные обсуждают вопрос Папского примата / Радио Ватикан Голос Церкви в диалоге с миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiovaticana.org /rus/articolo.asp?c=537174. – Дата доступа: 25.05.2012.

[9] В итальянском Бозе православные и католические богословы обсудила вопрос о соотношении примата и соборности / Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», портал Седмица.Ru[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.sedmitza.ru/news/3306967.html. – Дата доступа: 20.11.2012.

[10] Для совместного созидания Послание на православно-католический симпозиум/ Агентство Ратцингер-Информ Интернет-издание, осуществляющее информационное сопровождение деятельности Папы Римского Бенедикта XVI. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.benediktxvi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2391&Itemid=1. – Дата доступа: 25.05.2012.

[11]Общие вызовы для православных и католиков/ Сайт Jesuscaritasest.org- dailynews [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jceworld.blogspot.com/2011/09/vatican-pope-12th-inter-christian.html. — Дата доступа: 25.05.2012.

[12] Межхристианские отношения в 1990-2008 годах / Портал «Родон» Изучение и дальнейшая разработка идейного наследия Д.Л.Андреева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rodon.org/relig-091125115443. — Дата доступа: 25.07.2012.

[13] Вступительное слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей» / Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата 1997-2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?page=31158. – Дата доступа: 25.07.2012.

[14] Официальный визит в Ватикан Архиепископа Афинского // Ерiskepsis. – №670. – С.12-16.

[15] Там же.

[16] Православное единство и православное свидетельство в современном мире. Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года / Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/427253.html. — Дата доступа: 17.06.2012.

[17]Темой православно-католического диалога станет социальная доктрина / Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db /text/467659.html. — Дата доступа: 17.06.2012.

[18] Дикарев, Алексей. Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд. / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/ru /2010/02/16/news13315/. – Дата доступа: 17.06.2012.

[19] Бенедикт XVI: «Наши церкви могут работать вместе» Служение любви, признаваемое всеми / Агентство Ратцингер-Информ Интернет-издание, осуществляющее информационное сопровождение деятельности Папы Римского Бенедикта XVI. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.benediktxvi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2559&Itemid=53. – Дата доступа: 25.07.12.

[20] Православная церковь изменила курс на встречу с Папой / Агентство Ратцингер-Информ Интернет-издание, осуществляющее информационное сопровождение деятельности Папы Римского Бенедикта XVI. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.benediktxvi.ru/index.php? option=comcontent&task=view&id=2414. – Дата доступа: 25.07.12

[21]Там же.

[22]Гражданка Италии финского происхождения Соиле Лаутси на протяжении пяти лет пыталась опротестовать присутствие распятия в учебных аудиториях в Италии. За это время он прошла инстанции судов в регионе Венето (Италия), Государственного совета Италии, Европейский суд по правам человека и др. более подробно см.: Игумен Филарет (Булеков) «Дело о распятиях в школе»: победа здравого смысла. / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 1433483.html. – Дата доступа: 22.12.2012.

[23]Дикарев, Алексей. Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд. / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru /ru/2010/02/16/news13315/. – Дата доступа: 17.06.2012.

[24]Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Православно-католические отношения на современном этапе. Лекция председателя Отдела внешних церковных связей прочитанная учащимся Московской духовной академии и семинарии1 ноября 2010 года / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/ru/2010/11/15/news30385/. – Дата доступа: 17.06.2012.

[25]Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Православно-католические отношения на современном этапе. Лекция председателя Отдела внешних церковных связей прочитанная учащимся Московской духовной академии и семинарии1 ноября 2010 года / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/ru/2010/11/15/news30385/. – Дата доступа: 17.06.2012.

[26]Там же.

[27] Митрополит Волоколамский Иларион выступил на международном христианском конгрессе в Вюрцбурге / Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1433288.html. – Дата доступа: 17.06.2012.

[28]Святейший Патриарх Кирилл рассказал о современном состоянии отношений с Римско-Католической Церковью/ Официальный сайт Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/1399915.html. — Дата доступа: 02. 04. 2012.

[29] Святейший Патриарх Кирилл встретился с председателем Папского совета по содействию христианскому единству / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mospat.ru/ru/2011/03/16/ news38044/. Дата доступа: 31.07.2012.

[30]Там же.

[31]Международная конференция «Православно-католический диалог» прошла в Минске / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/1674805.html. Дата доступа: 31.07.2012.

[32]Международная конференция на тему «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы» состоится в Минске / Белорусский православный информационный портал Собор.by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sobor.by/page/Megdunarodnaya_konferentsiya_na_temu_Pravoslavno_katolicheskiy_dialog:_hristianskie_eticheskie_tsennosti_kak_vklad_v_sotsialnuyu_gizn_Evropi_sostoitsya_v_Minske. – Дата доступа: 31.07.2012.

[33] Главный акушер-гинеколог Беларуси одобрил инициативу Церкви о проведении доабортного консультирования женщин / Сайт Минских духовных академии и семинарии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: {site_url}news/20110318_16-58-02.html. – Дата доступа: 23.07.2012.

[34]Литовские католики поделились с Московским Патриархатом опытом преподавания религии в школах / Радио Ватикан Голос Церкви в диалоге с миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiovaticana.org/rus/articolo.asp?c=562352. – Дата доступа: 14.06.2012.

[35] Литовские католики поделились с Московским Патриархатом опытом преподавания религии в школах / Радио Ватикан Голос Церкви в диалоге с миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiovaticana.org/rus/articolo.asp?c=562352. – Дата доступа: 14.06.2012.

[36]Католико-православный форум: «Общая вера может стать ответом на кризис»/ Радио Ватикан Голос Церкви в диалоге с миром [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radiovaticana.org /rus/articolo.asp?c=595224. – Дата доступа: 14.06.2012.

[37] Москва: католики и православные обсудили красоту с позиции гуманитарных наук / Христианский католический портал, который предоставляет возможности для общения, объединения, просвещения и молитвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.katolik.ru/rossiya/110468-katoliki-i-pravoslavnye-obsudili-krasotu-s-pozitsii-gumanitarnykh-nauk.html. – Дата доступа: 17.08.2012.

[38] В монастыре Бозе (Италия) открылась Международная экуменическая конференция / Научно-богословский портал Богослов.Ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1938542/index.html. – Дата доступа: 20.10.2012.

[39] Община святого Эгидия / Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/105043.html . – Дата доступа: 08.02.2013.

[40] Завершился визит митрополита Минского и Слуцкого Филарета в Италию / Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db /text/13057.html. – Дата доступа: 08.02.2013.

[41] Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет принимает участие в международной конференции, организованной Общиной святого Эгидия / Портал «Православие.By» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.by/news/14780 . – Дата доступа: 08.02.2013.

[42] В Храме Христа Спасителя проходит международная конференция «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия» / Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2633301.html. – Дата доступа: 08.02.2013.

[43] Представители Белорусского Экзархата участвуют в международной конференции Общества святого Эгидия в Сараево / Официальный сайт Бобруйской епархии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bobruisk.hram.by/news/20120910_14-21-54.html. – Дата доступа: 07.02.2013.

[44] Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с членами Президиума Польской католической епископской конференции / Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db /text/2410151.html. – Дата доступа: 17.08.2012.

[45] Структура управления / Сайт межконфессиональной миссии «Христианское социальное служение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imcss.org/about-us/structure.html. – Дата доступа: 07.02.2013.

[46] Цели и задачи / Сайт межконфессиональной миссии «Христианское социальное служение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imcss.org/about-us/targets.html. – Дата доступа: 07.02.2013.

Просмотрено: 154 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.