Православная и Римско-Католическая Церкви в Беларуси выступают за запрет абортов и суррогатного материнства

31 октября 2012 Версия для печати

В текущем году белорусские парламентарии будут обсуждать поправки к закону «О здравоохранении». В ходе подготовки законопроекта Министерство здравоохранения призвало граждан страны принять участие в обсуждении предлагаемых изменений.

Общую концепцию поправок к закону выработали Белорусская Православная Церковь и Минско-Могилевская архиепархия Римско-Католической Церкви. Эти предложения изложены в резолюции круглого стола «Новый закон «О здравоохранении»: возможные новации в интересах демографического развития Беларуси», который состоялся 29 октября 2012 года в центре духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих Радость» (Минск).

Предлагается, в частности, законодательно исключить искусственное прерывание беременности (аборт), возможность изменения пола, суррогатное материнство, эксперименты над эмбрионами. Представители конфессий также высказываются в поддержку права врача на отказ от проведения медицинского вмешательства по религиозным, этическим, нравственным мотивам (сейчас эта норма действует, в частности, в России).

«Современная правовая система находится в несоответствии с современными научными представлениями, согласно которым жизнь человека начинается с момента зачатия, — заявил пресс-секретарь Минского Епархиального управления протоиерей Сергий Лепин. — Наша позиция в этом вопросе полностью согласуется с данными эмбриологии и других наук о человеке». При этом, по словам протоиерея, «Церковь, защищая жизнь человека с момента зачатия, лишь косвенно имеет в виду показатели статистики. Мы основываемся на учении Церкви, и статистика только подтверждает, что уклонение от учения Церкви влечет за собой ухудшение статистики». «Конечно, запретительная политика в отношении абортов не должна быть единственной», — подчеркнул пресс-секретарь МЕУ, отметив, что женщинам в кризисной беременности должна оказываться пастырская, психологическая и материальная поддержка. По его словам, очевидно, что изменение законов в нужном направлении может потребовать соответствующих изменений и других юридических норм.

Научный сотрудник Центра проблем развития образования БГУ Татьяна Тарасевич остановилась на обзоре стандартных доводов сторонников абортов: «закон гарантирует женщине право на аборт», «женщина имеет право распоряжаться своим телом», «запреты увеличат число криминальных абортов» и так далее. Она напомнила, что осенью 2011 года на брифинге в пресс-центре штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке был обнародован программный документ в защиту жизни — «Устав Сан-Хосе» (San Jose Articles). Документ отрицает, что среди прав человека есть право на аборт. «Научно доказано, что новая человеческая жизнь начинается с момента зачатия», — декларирует статья 1 Устава. «Не существует международного права на аборт — ни по договорным обязательствам, ни в соответствии с обычным международным правом. Нигде в договорах Организации Объединенных Наций нет указаний на установление или признание права на аборт» (статья 5). «Утверждения международных агентств и неправительственных организаций о том, что аборт является правом человека, являются ложными и должны быть отвергнуты» (статья 7). С оригиналом Устава можно ознакомиться по адресу www.sanjosearticles.org.

Среди европейских стран с просемейным законодательством Татьяна Тарасевич назвала Ирландию, Польшу, Мальту и Венгрию. В Ирландии и на Мальте аборты безусловно запрещены на всех сроках беременности, в Польше аборты разрешены на протяжении всей беременности только в случае угрозы жизни матери, а на сроке до 12 недель беременности — в случае изнасилования, инцеста или тяжелой аномалии плода. При этом, по словам выступавшей, в той же Польше «не выросло число криминальных абортов, не появились тюрьмы, забитые гинекологами, не участились детоубийства и отказы от детей». По мнению Татьяны Тарасевич, не следует ждать изменений в общественном сознании, чтобы ввести ограничительные меры на аборты. Наоборот — закон, направленный на защиту жизни, должен влиять на массовое сознание.

На встрече взяла слово также руководитель столичного центра поддержки семьи и материнства «Матуля» Вероника Сердюк. Центр действует при миссионерском приходе святителя Николая Японского и оказывает помощь женщинам в кризисной беременности. Вероника Сердюк подчеркнула, что аналогичных государственных центров в Беларуси нет.

Римско-католическую сторону на круглом столе представили генеральный викарий Минско-Могилевской архиепархии священник Андрей Стецкевич; консультант по вопросам семьи и брака Минско-Могилевской архиепархии Ирина Шмак.

 church.by / фото Собор.By

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.