ПРОПОВЕДЬ: Неделя святых праотец

Протоиерей Алексий Васин

Проповедь преподавателя Минских духовных академии и семинарии протоиерея Алексия Васина в неделю 30-ю по Пятидесятнице. Неделя свв. праотец. Община преп. Марии Египетской (Русская Православная Церковь, г. Тюбинген – Германия). Кол., 257 зач., III, 4-11 (Недели 29-й). Лк., 76 зач., XIV, 16-24 (Недели 28-й).

Евангелие от Матфея (22:1—14): «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: “скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир”. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: “брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир”. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. И говорит ему: “друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?” Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: “связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов”; ибо много званых, а мало избранных».

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Сегодняшнее Евангельское чтение снова повторяет нам историю, которая уже часто кажется нам «заезженной». Это история о брачном пире, созванном одним богатым человеком, желавшим пригласить на него множество гостей, чтобы все видели его благость и почувствовали его добрые намерения. Но люди, которых он пригласил, как это часто бывает, стали один за другим отказываться. Один говорит: «Я приобрёл поле». Конечно, какие могут быть гости, когда ему нужно идти на поле и думать о том, как его обрабатывать. Другой говорит: «Я женился, поэтому мне не до тебя». Кто-то ещё купил вола, и ему нужно посмотреть, как он пашет. Всё это очень важные дела, и мы часто подлавливаем себя на том, что нам очень часто приходится отказываться по вполне серьёзным и уважительным причинам. Нам даже может хотеться идти туда, но эти наши дела кажутся важнее. И не просто кажутся, но так баламутят наше сознание, что в такой ситуации, даже пойдя на пир, мы на нём просто будем не свои, а чужие.

Для чего говорящий эту притчу Христос показывает нам как и человека, зовущего гостей, так и отказывающихся от приглашения людей? Прежде всего для того, чтобы мы поставили себя на место каждого из них. И только поставив себя на место этих людей мы почувствуем, что хотел в духовном смысле сказать нам этой притчей Христос. А Он хотел показать нам, что же свойственно обыкновенному, среднестатистическому человеку, когда речь заходит о его отношениях к кому-то и с кем-то. Все наши отношения в этой жизни завязаны в основном на делах. Либо на делах, либо на любви. Очень часто эти вещи разделимы. К сожалению, в современном обществе очень часто эти вещи даже несопоставимы и поэтому человек замыкается в своём кругу общения работа — семья. Зачастую в семье ему кажется: «Вот, я обрёл своё счастье, и мне не хочется больше никуда идти». Но Господь показывает этой притчей: «Дорогой мой, даже если ты женился, и даже если тебе это кажется очень важным, существуют вещи куда более важные. Даже если ты пошёл на работу и тебе кажется, что ты должен зарабатывать на семью, тебе кажется, что ты должен содержать семью, на самом деле, существуют вещи куда более важные.»

Конечно, если сейчас каждый из нас проанализирует свою жизнь, мы увидим, что никто из нас не захочет отказаться от работы, никто из нас не захочет сложить с себя профессиональные обязанности, потому что это кормит и нас, и нашу семью, потому что это «самореализовывает» — как сейчас принято говорить — человека, личность. И это всё так, притча не говорит, что это всё не нужно. Притча говорит о том, что существуют вещи, котрые стоят над этим. Зачастую мы, вращаясь в этом круговороте семья — работа, работа — семья, семья — работа и так далее, мы про эти вещи не думаем. Мы не воспринимаем их прагматично, мы начинаем их воспринимать так, как бы в советское время назвали бы «философски».  То есть, на православном языке просто словоблудно. Эти мысли о чём-то высоком становятся для нас чем-то, о чём мы никогда не скажем что это нам не нужно, а наоборот мы говорим: «Это нам нужно, это очень важно. Религия — это традиция, это… вера отцов и многое другое!» Мы будем говорить, что это важная составляющая нашей жизни, но в мыслях мы будем чувствовать, что в самом деле для нас это является совсем другой реальностью и реальностью не нашей. Так и происходит с этими людьми, которые отказываются идти к приглашающему на пир. Под этим приглашающим святые отцы понимают Бога, Который зовёт нас принять от Него различные дары. Вы помните как сказано в псалме 127, что Бог даёт любящим Его и тем кого Он любит все блага во сне — это не значит что во сне только посмотрели на эти блага и всё, нет — это значит, что мы спим, и ничего не делаем, а Господь даёт нам блага, всё, что необходимо для нашей жизни. Кто может поверить сегодня в это? Я сомневаюсь, что многие. В это мало кто из нас верит.  Нет, мы будем называть себя верующими, утверждать, что веруем в Бога, не обращая внимания как через этот псалом Господь как бы говорит нам: «Я  своим любимым всё дам, даже когда они спят и ничего не делают, а не когда они думают о волах, о машинах, или о работе». Если люди будут думать о волах, машинах и прочем, они не будут думать о Боге, но будут только питать своё маловерие или безверие. Да, Господь любящим его и его любимым всё даёт, просто так, как дар. Мы должны понимать, что Христос рассказывая эту притчу, хочет донести до нас именно это.

Сегодняшнее общество формирует нас совершенно по-другому: оно заставляет нас гордо держать голову, прямо держать осанку, постоянно думать о том какой у нас счёт в банке, сколько денег на этом счету. Современное общество заставляет нас думать о том, как мы застраховали свою старость, современное общество заставляет нас думать о том, как мы застраховали свою машину. И зачастую мы идём на поводу у всего этого. Это не страшно, что идём на поводу у этого, а страшно то, что кроме этого мы больше ни в чём не нуждаемся. Мы не видим этой любви Бога к нам и, соответственно, мы перестаём проявлять свою любовь к Богу, хотя именно это и есть самая главная заповедь. Обратите внимание, как апостол Павел в послании к Колоссянам писал, что многие из них пытаются показать важность, например, ангелов, или каких-то других стихий, других сил мира, а на самом деле это всё не о вере, на самом деле это только завинчивает нам мозги и мы перестаём думать о Христе. Мы можем каяться, приходить, это будет для нас как бы штемпель: «Вот мы покаялись, значит, батюшка допустил нас ко причастию, значит, всё нормально». «Ну, подумаешь, какие-то у меня чувства, ну подумаешь грызёт меня что-то», — это всё можно задавить очень просто, и человек к этому привыкает. И мы привыкаем к этому, а на самом деле, за такой жизнью мы не видим самого главного, мы не видим самых главных этих заповедей. Основные заповеди какие? Самые главные заповеди которые Христос нам напомнил и которые были произнесены Богом ещё через Моисея: «Возлюби Бога <…>», «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Две эти заповеди являются центром. Их Христос назвал самыми главными. Бога мы не видим, и зачастую успокаиваемся на том, что если мы Его не видим, то нам не обязательно Его любить как-то по-особому. Да, важно сказать: «Да, я Его люблю», — и на этом мы опять утешаемся, на этом мы опять останавливаемся, этим мы опять дурманим себя. Нам достаточно сказать: «Да, я Его люблю». Христос указал нам на то, что Его можно чтить устами, но сердце наше будет совсем далеко от этого. Христос был обязан быть очень тонким дипломатом в таких притчах, и поэтому Он давал людям только импульсы для размышлений, которые приводили их к глубокой духовной жизни, к той жизни, которая в действительности называлась христианством. Поэтому Он не называет этого человека из притчи Богом, поэтому Он не называет людей, которые Его слушают, теми, кого Он пригласил на пир. Но понятно, что мы, слыша эту притчу, так и понимаем. Христос не говорит: «Те, кто не пошли на пир, остаются рабами своего собственного «я». Те, кто не пошёл на пир, не являются рабами Божьими», — Он этого не говорит  такой терминологией, но мы это ясно слышим и видим, и наша история показывает нам, что можно быть и святым, можно быть и Святой Русью, и в один прекрасный день затанцевать хороводы вокруг пламенеющих икон, иконостасов, старинных книг, резко повернуть своё сознание в другую сторону и подумать: «А зачем мне то, что было до этого?» Взять и пойти разрушать храмы… Потому что вол всегда важнее, потому что поле всегда важнее: если есть поле, зачем нам ещё что-то надо: посадил и всё, вырос урожай. Если есть вол — вспахал землю, и нормально, и ещё за это деньги получишь.

Но нет, эта притча нам ясно показывает, чтодаже если есть вол, даже если есть поле, даже если есть жена или муж — семья, даже тогда существуют вещи, о которых мы не просто не имеем права забывать, но которые являются нашей с вами природой, нашей с вами сущностью, и, если мы будем отрекаться от этой сущности, мы просто превратимся в животных, потому что именно эти вещи и отличают нас от животных. И животные обладают, как это сказано в Священном Писании, «душою живой». И у растений, и у животных, получается, есть этот дар жизни. У животных Священное Писание конкретно указывает на душу. У нас возникает вопрос: что же отличает душу человека от души животного? Это отличие именно в том импульсе, который ведёт нас непосредственно к Богу, потому что животным этот импульс не нужен: они творения Божии, они это всё знают, а человеку, в отличие от животного, Бог дал свободу и свободную волю, и человек, в отличие от них, в состоянии избирать себе участь и в состоянии сказать себе: «Хочу ли я идти туда, или не хочу?» И Бог хочет от нас именно этого, потому что именно это является в нас образом невидимого Бога, фотографией того, кого нельзя сфотографировать.

Эта притча не случайно читается Церковью перед празднованием Рождества в посту, эта притча читается также и пред Пасхой, и мы начинаем представлять, что именно этим Господь нас призывает последовать его призыву. Именно этим Господь нас призывает решить нашу земную участь в положительном плане, отказаться от всего того, что нас просто забивает, а согласиться с тем, что в действительности необходимо нашей душе, и не заниматься тем, что нас губит, а заниматься именно тем, что нам даёт жизнь. Наше положение… Мы просто можем сравнить тех людей, которые согласились, и тех людей, которые не согласились, и назвать их в действительности вполне определённо: те, которые согласились,это люди Божии, а те, которые не согласились, у которых свои проблемы житейские, это просто безбожники, которые зачастую могут выдавать себя и за верующих: сейчас вера — мода, раньше же, когда веру нужно было искупить кровью, верующих было мало.

Сейчас, когда никто за веру не гонит, она становится модой. Мы должны понимать, что, следуя моде, мы не всегда следуем вере, и что, следуя моде, мы можем оставаться безбожниками, называя себя верующими: «Да, я верю в Бога, но у меня сейчас, вот, друзья; да,  я верю в Бога, но у меня сейчас проблемы, работа, сейчас нужно их решать, вот решу – тогда и приду». Многие прямо говорят: «Это — на пенсии». Они не думают, что пенсия может не прийти.

Люди, которые пришли на пир, тоже вполне ясно разделяются на званых и избранных. «Как же, если Господь нас всех призывает, как же, — мы спрашиваем, — он может делить людей на званых и избранных? Он же всех сам позвал?» Ответ конкретен: то, что Бог призывает нас, это заложено в нашей природе, и это отличает нас от животных. Но следуем ли мы за этим призывом только тогда, когда нам стукнет что-то, или мы следуем ему всю жизнь: не только в горе, но и в радости, не только, когда у нас события в жизни какие-то происходят, а и тогда, когда у нас никаких событий в жизни не происходит. Это тоже чёткий и конкретный критерий. Поэтому Христос и делает такое заключение: «Много званых, но мало избранных». Бог говорит: «Я всех зову, и стою с распростёртыми объятьями и хочу каждого из вас приветствовать в этих объятьях и каждому из вас дать абсолютно всё, что вам необходимо для этой жизни». Но побежим мы туда, в этии объятия, или не побежим? Изберём мы себя сами идти туда, или не изберём? Или мы отложим это на потом и скажем: «Щас-щас, что тебе подождать до моей пенсии?!» И тогда по пути мы можем не дойти, и, даже если Бог послал нас, мы можем остаться с носом, можем остаться не избранными. Христос подводит нас к празднованию  Рождества. Празднование Рождества и есть пир для нас, который даёт нам возможность осознать, что Бог ради нас пришёл в этот мир, искупил наши грехи Своей кровью, что Бог ради нас дал нам эту свободу быть счастливыми. Помните, как в книге Второзаконие, в пятой книге Моисея сказано: «Я ставлю перед вами жизнь и смерть. Я хочу, чтобы вы избрали жизнь». Следуя этим словам, призывающим нас на пир избранных и званых, будем подготавливать себя к празднованию Святого Рождества Христова, и, соответственно, будем подготавливать себя к принятию тех даров, которые для нас намного дороже хорошей работы, хорошего дома, намного дороже хорошей машины. Будем веровать верою избранных, а не просто верою званых.

Аминь!

Просмотрено: 603 раз.

Рекомендуем

Минская духовная семинария объявляет набор абитуриентов на 2020/2021 учебный год

Желающие поступить в Минскую духовную семинарию, должны подать документы до 7 августа 2020 года.

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.