Расторжение брака в свете учения Библии и Корана

Диакон Н. В. Шульмин

Диакон Н. В. Шульмин. Расторжение брака в свете учения Библии и Корана // Скрижали. — 2012. — № 4. — С. 97-105

Тема расторжения брака вызывает крайнюю обеспокоенность ввиду отношения современного общества к институту брака. За последние двадцать лет среди лиц, заключающих брачный союз, наблюдается тенденция обесценивания и полного непонимания смысла брака. В современном обществе браку отводится незначительная роль. Многие молодые люди, не желающие вступать в полноценный брачный союз, свое сожительство называют «браком гражданским», что, во-первых, абсолютно неприемлемо, так как такое сожительство с точки зрения православного вероучения является не чем иным, как блудом, а, во-вторых, называть такое сожительство «гражданским браком» не корректно, так как «гражданским браком» называют брачный союз, зарегистрированный в загсе. И, к сожалению, достаточно большая часть из тех молодых людей, которые все же осмеливаются вступить в полноценный брак, при столкновении с малейшими трудностями и недоразумениями разводятся, будучи не в силах нести «бремена друг друга» (Гал. 6:2). Ввиду этого, в современном мире огромное количество детей растут в неполных семьях, что способствует росту преступлений среди несовершеннолетних, алкоголизму, наркомании, ранним абортам и другим нестроениям в обществе[1]. Размеры и ужас проблемы расторгнутых браков не могут быть преувеличены. Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь свидетельствуют о том, что разводятся 43% семей, и большую часть из них составляют семейные пары, прожившие в узах брака 5-9 лет[2].

К сожалению, в обществе распространен взгляд на брак как на чисто человеческое установление юридического или физиологического происхождения, а не как на Божье установление.

С физиологической точки зрения строение тела мужчины и женщины имеет определенное различие, и это различие в организмах не есть и не могло быть делом рук человеческих. Оно является делом рук Того, Кто сотворил всю Вселенную и самого человека. Брак есть установление Божие в такой же мере, как и устройство земли, неба и всего существующего. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» мы встречаем: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2:24)»[3]. В тексте-оригинале глагол וְדָבַק (wədābaq)[4] несет в себе идею прочной, постоянной привязанности – как бы склеивания друг с другом. Супруги настолько близко соединены между собой, что становятся «одной плотью». Всемогущий Бог не создает одного мужчину и несколько женщин, что совпадало бы с моделью брака в Исламе: «Женитесь на одной, что приятна вам, или – на двух, (или) на трёх, (или) на четырёх» (Коран 4:3), но Бог творит двое (Быт. 2:18).

Человек, совершив грехопадение, отделил себя от Бога, лишил себя прежнего единения с Ним. Грех вошел в мир и привел не только к разделению человека с Богом, но и к разобщению с природой, к разрушению прежнего союза мужчины и женщины (Быт. 3:14-19). «У людей не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества… Ибо это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство»,– говорит Василий Великий[5].

В Ветхом Завете по жестокосердию человеческому, как говорит Господь в Евангелии (Мф. 19:8), пророк Моисей разрешает расторгнуть брак мужу, если он найдет в своей жене что-либо непристойное: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней чтонибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор. 24:1). Раввины, говоря о причине для расторжения брака, которая упоминается в данном тексте, приводили разнообразные толкования. Согласно Вавилонскому талмуду, школа раввина Шаммая истолковывала слово «עֶרְוַת (‘erwat)» («противное») как «непристойность» и, таким образом, допускала развод в случае супружеской неверности. Школа учите-ля Гиллеля настаивала на важности слова «דָבָר (dābār)» («что-нибудь» или «что-либо»), утверждая, что поводом к разводу может служить любая оплошность супруги, кото-рая приведет к недовольству ее мужа. Например, школа Гиллеля разрешала развод, даже если у жены «пригорает еда»[6]. Если согласиться со школой Шаммая и слово «עֶרְוַת (‘erwat)» толковать как «непристойность», понимая под этим «прелюбодеяние», то следует отметить, что, в соответствии с ветхозаветным законом, супружеская неверность почти всегда вела к расторжению брака, потому что виновники предавались смерти (Лев. 20:10). Были также эпизоды, когда развод был невозможен. Например, если муж клеветнически обвинял новобрачную супругу в добрачном нецеломудрии, то при раскрытии и доказательстве ее невиновности он платил ее отцу штраф в размере 100 сиклей (или евр. шекелей) серебра[7] и никогда уже не мог развестись с ней (Втор. 22:13-19). Кроме того, если мужчина обесчестил девицу, он обязан был заплатить отцу ее штраф в 50 сиклей серебра, жениться на ней и никогда уже не разводиться с нею (Втор. 22:28-29). И только в одном случае развод был обязательным: если господин давал в жены своему рабу-еврею рабыню, то по прошествии 6-ти лет, когда раб получал свободу, он обязан был возвратить свою жену и детей хозяину, а если не хотел расстаться с ними, то должен был уже остаться рабом навсегда (Втор. 15:16). Любая разведенная женщина имела право на вторичное замужество. Но если ее второй муж умирал или разводился с ней, ее первый муж, давший ей разводное письмо, лишался права вторично взять ее в жены (Втор. 24:1-4). В Ветхом Завете явным образом не упоминается право жены на развод, но есть косвенные основания считать, что при определенных условиях и жена обладала та-ким правом. Поскольку право оставить своего господина имела наложница, лишенная «пищи, одежды и общения» (Исх. 21:10-11), тем более таким правом должна была обладать законная жена[8].

Пророк Малахия – один из последних пророков Ветхого Завета – говорит о том, что развод, разрешенный по жестокосердию человеческому (Мф. 19:8), неугоден Богу. Оставить жену означает, согласно слову пророка, нанести ей обиду; одновременно пророк называет развод вероломством со стороны мужа. И то, и другое недопустимо по духу Закона. В русском Синодальном переводе и в греческом текстом Септуагинты мы читаем: «Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев» (Мал. 2:16). Существует и другой, более подходящий, вариант перевода: «Развод Я ненавижу, говорит Господь Бог Израилев (כִי־ שָנֵא שַלַח אָמַר יהְוָה אֱלֹהֵי ישְִרָאֵל (kî- śānê šallah, ’āmar Yahweh ’ĕlōhêy iśrā’êl))»[9].

В Новом Завете Всеведущий Господь, зная те споры и недоумения, разность толкований и мнений относительно понимания Закона, говорит вопрошающим: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Стоящее в греческом тексте слово « »[9].

В Новом Завете Всеведущий Господь, зная те споры и недоумения, разность толкований и мнений относительно понимания Закона, говорит вопрошающим: (Мф. 5:17). Стоящее в греческом тексте слово «[10] («исполнить») имеет еще значение «дополнить», то есть Господь, как бы утешая всех жаждущих правды (Мф. 5:6) и истины, говорит: «…не нарушить пришел Я, но дополнить» (Мф. 5:17), дополнить, чтобы внести ясность. И тут же, в этой главе, через не-сколько стихов, Господь вносит ясность относительно расторжения брака, говоря, что поводом для развода является прелюбодеяние: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). Как могут расторгнуть брак муж и жена, если они уже «не два, а одна плоть» (Мф. 19:5-6), ибо Сам Бог сочетал их?

В послании к Коринфянам апостол Павел, подчеркивая собственное авторство («Прочим же я говорю, а не Господь» (Мф. 19:12)), также изъясняет возможность расторжения брака: «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7:15). Важно заметить, что расторгнуть брак имеет право только неверующая сторона, а верующей разрешается только согласиться с разводом ради мира. Брак также может быть расторгнут смертью (1 Кор. 7:39; Рим. 7:3), так как брак связывает законом только живых (Рим. 7:2).

Расторжению брака в Исламе посвящена целая 65 сура (глава) Корана, которая называется «طلاق (talyaak)», что и значит «развод», а также некоторые аяты (стихи) 4-й _______суры, носящей название «نس .ء(nisa,a)» — «женщины».

Пророк Мухаммед, обращаясь к уверовавшим, говорит: «Самое ненавистное для Аллаха – развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа)[11], потому: «Живите с ними достойно, даже если они неприятны вам [жены], ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много блага» (Коран 4:19). Далее Пророк говорит о том, что если муж захочет сменить одну жену на другую, то муж не должен удерживать у себя подаренное жене имущество – «ق نطر (kyntar)». Основанием не отдать «ق نطر (kyntar)» служит только прелюбодеяние жены (Коран 4:20).

Первое упоминание о расставании супругов мы находим в 4-й суре, в которой говорится о том, что если между мужем и женой возник спор, который может привести к разводу, то необходимо призвать по одному судье из каждой стороны и постараться с помощью судей урегулировать процесс разлада (Коран 4:35). Далее Пророк говорит о том, что мужу очень сложно проявлять одинаковое внимание ко всем женам, и поэтому если он не сможет все же этого сделать, то, расставшись, оба получат награду от Аллаха (Коран 4:130), то есть муж может расстаться с одной или несколькими из своих жен, если решит, что не сможет проявлять одинакового и должного внимания ко всем своим женам. Супруга тоже может подать на развод: «И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (Коран 2:229), разницей служит только то, что если супруга выступает инициатором развода, то ей необходимо выкупить свой развод у мужа.

Обращаясь к 65 суре – «طلاق (talyaak)», что в переводе, как уже говорилось, означает «развод», мы видим подготовительную часть и саму процедуру развода. Сура начинается с обращения: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока» (Коран 65:1). Срок, о котором идет речь, на арабском языке звучит – «ءدۃ (‘idda)», и длится он ориентировочно около 3 месяцев. Отсчет начинается с того момента, когда супруг сказал своей супруге «طلاق (talyaak)» – я «развожусь с тобой» либо что-нибудь синонимичное этому. В период «ءدۃ(‘idda)» женщина не имеет права покидать дом и уходить к родителям. И мужьям также запрещается выгонять их из дома, кроме греха прелюбодеяния (Коран 65:1). До истечения срока муж имеет возможность вернуть ее обратно (Ко-ран 65:2). Если муж пожелал развестись с женой, а она оказалась беременной, то ее срок «ءدۃ (‘idda)» продлевается до рождения ребенка (Коран 65:4). Во время этого срока суп-руг обязан предоставить жене достойные условия, ни в чем не ущемляя ее прав (Коран 65:6). Заканчивается сура обетованием вхождения в Райские сады всем, кто уверовал и делал благое (Коран 65:11).

На основании рассмотренных выше аятов о расторжении брака стоит заключить, что высшей мерзостью является прелюбодеяние (Коран 65:1), которое и в Священном Писании – Библии (Мф. 5:32) имеет безоговорочное основание к расторжению брака. В этом определенное сходство Библии и Корана. Также имеют полную идентичность стих: «развод Я ненавижу, говорит Господь Бог Израилев» (Мал. 2:16) и напоминание Пророка Мухаммеда к уверовавшим: «Самое ненавистное для Аллаха – развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа)[12]. Очень близки толкования на (Втор. 24:1) школой учителя Гиллеля и Корана, утверждая, что поводом к разводу может служить любая оплошность супруги.

Однако существуют и достаточные различия в учениях Библии и Корана о расторжении брака. К примеру, в Коране ничего конкретного не сказано о возможности развода неверующего мужа с верующей женой (согласно 1 Кор. 7:15). Нет и упоминания о том, что с прекращением жизни оканчивается брак (1 Кор. 7:39 и Рим. 7:3), так как брак связывает законом только живых (Рим. 7:2). Обращая внимание на все вышеперечисленное, стоит отметить, что определенные сходства Корана наблюдаются только с Ветхим Заветом.

Проявляя заботу о сохранении брака, апостол Павел в Священном Писании призывает всех верующих к достижению наивысшей любви: «Достигайте любви», – говорит апостол (1 Кор. 14:1). Проявление этой любви должно найти свое выражение в христианской супружеской жизни. «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё», восклицает апостол (Еф. 5:25). И Господь говорит нам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Супруги призваны любить друг друга не так, как они любят самих себя, а как Христос возлюбил их – жертвенною любовью. Ведь где есть место любви, там нет места раздору.

[1] Христианская этика, брак и развод // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rasvodu.net/archives/16. Дата доступа: 10.11. 2011.[

[2] Статистические данные о заключенных и расторгнутых браках в Республике Беларусь за январьоктябрь 2011 года // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/demogr.php. Дата до-тупа: 10.11.2011.

[3] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 125.

[4] Biblia Hebraica Stuttgartensia. Eds. K. Ellinger et W. Rudolph. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994.

[5] Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Новый исправленный перевод Московской Духовной Академии. СПб.: Издательство П.П. Сойкина, 1911. Т. 2. С. 510-511.

[6] Evans, Craig А. Ветхий Завет в Евангелиях / Craig А. Evans // Иисус и Евангелия. Словарь под ред. Джоэля Грина, Скота Макнайта, Говарда Маршалла. Электронная библиотека Якова Кротова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/s/stragoro/ vz.htm. Дата доступа 10.11.2011.

[7] 1 сикль (евр. шекель) ≈ 11,5 г. 100 сиклей = 1150 г серебра – 1450 $ (согласно учетным ценам Национального банка Республики Беларусь на серебро, на 27.10.11г.).

[8] Цыпин, В., протоиерей. Ветхозаветное право / протоиерей В. Цыпин // Православная энциклопедия. Под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 8. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2004. С. 68.

[9] Biblia Hebraica Stuttgartensia. Eds. K. Ellinger et W. Rudolph. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994.

[10] Septuaginta, Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes edidit Alfred Rahlfs: duo volumina in uno. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1979.

[11] аз-Зухейли, В. Мусульманская семья в современном мире. (Альусра альмуслима фи альалям альмуасыр). Пер. с арабского Е.М. Сорокоумовой (Умм Иклиль) / В. аз-Зухейли. М.: Аль-Китаб, 2009. С. 447.

[12] аз-Зухейли, В. Мусульманская семья в современном мире. (Альусра альмуслима фи альа

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.