Расторжение брака в свете учения Библии и Корана

Диакон Н. В. Шульмин

Диакон Н. В. Шульмин. Расторжение брака в свете учения Библии и Корана // Скрижали. — 2012. — № 4. — С. 97-105

Тема расторжения брака вызывает крайнюю обеспокоенность ввиду отношения современного общества к институту брака. За последние двадцать лет среди лиц, заключающих брачный союз, наблюдается тенденция обесценивания и полного непонимания смысла брака. В современном обществе браку отводится незначительная роль. Многие молодые люди, не желающие вступать в полноценный брачный союз, свое сожительство называют «браком гражданским», что, во-первых, абсолютно неприемлемо, так как такое сожительство с точки зрения православного вероучения является не чем иным, как блудом, а, во-вторых, называть такое сожительство «гражданским браком» не корректно, так как «гражданским браком» называют брачный союз, зарегистрированный в загсе. И, к сожалению, достаточно большая часть из тех молодых людей, которые все же осмеливаются вступить в полноценный брак, при столкновении с малейшими трудностями и недоразумениями разводятся, будучи не в силах нести «бремена друг друга» (Гал. 6:2). Ввиду этого, в современном мире огромное количество детей растут в неполных семьях, что способствует росту преступлений среди несовершеннолетних, алкоголизму, наркомании, ранним абортам и другим нестроениям в обществе[1]. Размеры и ужас проблемы расторгнутых браков не могут быть преувеличены. Данные Национального статистического комитета Республики Беларусь свидетельствуют о том, что разводятся 43% семей, и большую часть из них составляют семейные пары, прожившие в узах брака 5-9 лет[2].

К сожалению, в обществе распространен взгляд на брак как на чисто человеческое установление юридического или физиологического происхождения, а не как на Божье установление.

С физиологической точки зрения строение тела мужчины и женщины имеет определенное различие, и это различие в организмах не есть и не могло быть делом рук человеческих. Оно является делом рук Того, Кто сотворил всю Вселенную и самого человека. Брак есть установление Божие в такой же мере, как и устройство земли, неба и всего существующего. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» мы встречаем: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2:24)»[3]. В тексте-оригинале глагол וְדָבַק (wədābaq)[4] несет в себе идею прочной, постоянной привязанности – как бы склеивания друг с другом. Супруги настолько близко соединены между собой, что становятся «одной плотью». Всемогущий Бог не создает одного мужчину и несколько женщин, что совпадало бы с моделью брака в Исламе: «Женитесь на одной, что приятна вам, или – на двух, (или) на трёх, (или) на четырёх» (Коран 4:3), но Бог творит двое (Быт. 2:18).

Человек, совершив грехопадение, отделил себя от Бога, лишил себя прежнего единения с Ним. Грех вошел в мир и привел не только к разделению человека с Богом, но и к разобщению с природой, к разрушению прежнего союза мужчины и женщины (Быт. 3:14-19). «У людей не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества… Ибо это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство»,– говорит Василий Великий[5].

В Ветхом Завете по жестокосердию человеческому, как говорит Господь в Евангелии (Мф. 19:8), пророк Моисей разрешает расторгнуть брак мужу, если он найдет в своей жене что-либо непристойное: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней чтонибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор. 24:1). Раввины, говоря о причине для расторжения брака, которая упоминается в данном тексте, приводили разнообразные толкования. Согласно Вавилонскому талмуду, школа раввина Шаммая истолковывала слово «עֶרְוַת (‘erwat)» («противное») как «непристойность» и, таким образом, допускала развод в случае супружеской неверности. Школа учите-ля Гиллеля настаивала на важности слова «דָבָר (dābār)» («что-нибудь» или «что-либо»), утверждая, что поводом к разводу может служить любая оплошность супруги, кото-рая приведет к недовольству ее мужа. Например, школа Гиллеля разрешала развод, даже если у жены «пригорает еда»[6]. Если согласиться со школой Шаммая и слово «עֶרְוַת (‘erwat)» толковать как «непристойность», понимая под этим «прелюбодеяние», то следует отметить, что, в соответствии с ветхозаветным законом, супружеская неверность почти всегда вела к расторжению брака, потому что виновники предавались смерти (Лев. 20:10). Были также эпизоды, когда развод был невозможен. Например, если муж клеветнически обвинял новобрачную супругу в добрачном нецеломудрии, то при раскрытии и доказательстве ее невиновности он платил ее отцу штраф в размере 100 сиклей (или евр. шекелей) серебра[7] и никогда уже не мог развестись с ней (Втор. 22:13-19). Кроме того, если мужчина обесчестил девицу, он обязан был заплатить отцу ее штраф в 50 сиклей серебра, жениться на ней и никогда уже не разводиться с нею (Втор. 22:28-29). И только в одном случае развод был обязательным: если господин давал в жены своему рабу-еврею рабыню, то по прошествии 6-ти лет, когда раб получал свободу, он обязан был возвратить свою жену и детей хозяину, а если не хотел расстаться с ними, то должен был уже остаться рабом навсегда (Втор. 15:16). Любая разведенная женщина имела право на вторичное замужество. Но если ее второй муж умирал или разводился с ней, ее первый муж, давший ей разводное письмо, лишался права вторично взять ее в жены (Втор. 24:1-4). В Ветхом Завете явным образом не упоминается право жены на развод, но есть косвенные основания считать, что при определенных условиях и жена обладала та-ким правом. Поскольку право оставить своего господина имела наложница, лишенная «пищи, одежды и общения» (Исх. 21:10-11), тем более таким правом должна была обладать законная жена[8].

Пророк Малахия – один из последних пророков Ветхого Завета – говорит о том, что развод, разрешенный по жестокосердию человеческому (Мф. 19:8), неугоден Богу. Оставить жену означает, согласно слову пророка, нанести ей обиду; одновременно пророк называет развод вероломством со стороны мужа. И то, и другое недопустимо по духу Закона. В русском Синодальном переводе и в греческом текстом Септуагинты мы читаем: «Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев» (Мал. 2:16). Существует и другой, более подходящий, вариант перевода: «Развод Я ненавижу, говорит Господь Бог Израилев (כִי־ שָנֵא שַלַח אָמַר יהְוָה אֱלֹהֵי ישְִרָאֵל (kî- śānê šallah, ’āmar Yahweh ’ĕlōhêy iśrā’êl))»[9].

В Новом Завете Всеведущий Господь, зная те споры и недоумения, разность толкований и мнений относительно понимания Закона, говорит вопрошающим: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Стоящее в греческом тексте слово « »[9].

В Новом Завете Всеведущий Господь, зная те споры и недоумения, разность толкований и мнений относительно понимания Закона, говорит вопрошающим: (Мф. 5:17). Стоящее в греческом тексте слово «[10] («исполнить») имеет еще значение «дополнить», то есть Господь, как бы утешая всех жаждущих правды (Мф. 5:6) и истины, говорит: «…не нарушить пришел Я, но дополнить» (Мф. 5:17), дополнить, чтобы внести ясность. И тут же, в этой главе, через не-сколько стихов, Господь вносит ясность относительно расторжения брака, говоря, что поводом для развода является прелюбодеяние: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). Как могут расторгнуть брак муж и жена, если они уже «не два, а одна плоть» (Мф. 19:5-6), ибо Сам Бог сочетал их?

В послании к Коринфянам апостол Павел, подчеркивая собственное авторство («Прочим же я говорю, а не Господь» (Мф. 19:12)), также изъясняет возможность расторжения брака: «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7:15). Важно заметить, что расторгнуть брак имеет право только неверующая сторона, а верующей разрешается только согласиться с разводом ради мира. Брак также может быть расторгнут смертью (1 Кор. 7:39; Рим. 7:3), так как брак связывает законом только живых (Рим. 7:2).

Расторжению брака в Исламе посвящена целая 65 сура (глава) Корана, которая называется «طلاق (talyaak)», что и значит «развод», а также некоторые аяты (стихи) 4-й _______суры, носящей название «نس .ء(nisa,a)» — «женщины».

Пророк Мухаммед, обращаясь к уверовавшим, говорит: «Самое ненавистное для Аллаха – развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа)[11], потому: «Живите с ними достойно, даже если они неприятны вам [жены], ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много блага» (Коран 4:19). Далее Пророк говорит о том, что если муж захочет сменить одну жену на другую, то муж не должен удерживать у себя подаренное жене имущество – «ق نطر (kyntar)». Основанием не отдать «ق نطر (kyntar)» служит только прелюбодеяние жены (Коран 4:20).

Первое упоминание о расставании супругов мы находим в 4-й суре, в которой говорится о том, что если между мужем и женой возник спор, который может привести к разводу, то необходимо призвать по одному судье из каждой стороны и постараться с помощью судей урегулировать процесс разлада (Коран 4:35). Далее Пророк говорит о том, что мужу очень сложно проявлять одинаковое внимание ко всем женам, и поэтому если он не сможет все же этого сделать, то, расставшись, оба получат награду от Аллаха (Коран 4:130), то есть муж может расстаться с одной или несколькими из своих жен, если решит, что не сможет проявлять одинакового и должного внимания ко всем своим женам. Супруга тоже может подать на развод: «И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (Коран 2:229), разницей служит только то, что если супруга выступает инициатором развода, то ей необходимо выкупить свой развод у мужа.

Обращаясь к 65 суре – «طلاق (talyaak)», что в переводе, как уже говорилось, означает «развод», мы видим подготовительную часть и саму процедуру развода. Сура начинается с обращения: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока» (Коран 65:1). Срок, о котором идет речь, на арабском языке звучит – «ءدۃ (‘idda)», и длится он ориентировочно около 3 месяцев. Отсчет начинается с того момента, когда супруг сказал своей супруге «طلاق (talyaak)» – я «развожусь с тобой» либо что-нибудь синонимичное этому. В период «ءدۃ(‘idda)» женщина не имеет права покидать дом и уходить к родителям. И мужьям также запрещается выгонять их из дома, кроме греха прелюбодеяния (Коран 65:1). До истечения срока муж имеет возможность вернуть ее обратно (Ко-ран 65:2). Если муж пожелал развестись с женой, а она оказалась беременной, то ее срок «ءدۃ (‘idda)» продлевается до рождения ребенка (Коран 65:4). Во время этого срока суп-руг обязан предоставить жене достойные условия, ни в чем не ущемляя ее прав (Коран 65:6). Заканчивается сура обетованием вхождения в Райские сады всем, кто уверовал и делал благое (Коран 65:11).

На основании рассмотренных выше аятов о расторжении брака стоит заключить, что высшей мерзостью является прелюбодеяние (Коран 65:1), которое и в Священном Писании – Библии (Мф. 5:32) имеет безоговорочное основание к расторжению брака. В этом определенное сходство Библии и Корана. Также имеют полную идентичность стих: «развод Я ненавижу, говорит Господь Бог Израилев» (Мал. 2:16) и напоминание Пророка Мухаммеда к уверовавшим: «Самое ненавистное для Аллаха – развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа)[12]. Очень близки толкования на (Втор. 24:1) школой учителя Гиллеля и Корана, утверждая, что поводом к разводу может служить любая оплошность супруги.

Однако существуют и достаточные различия в учениях Библии и Корана о расторжении брака. К примеру, в Коране ничего конкретного не сказано о возможности развода неверующего мужа с верующей женой (согласно 1 Кор. 7:15). Нет и упоминания о том, что с прекращением жизни оканчивается брак (1 Кор. 7:39 и Рим. 7:3), так как брак связывает законом только живых (Рим. 7:2). Обращая внимание на все вышеперечисленное, стоит отметить, что определенные сходства Корана наблюдаются только с Ветхим Заветом.

Проявляя заботу о сохранении брака, апостол Павел в Священном Писании призывает всех верующих к достижению наивысшей любви: «Достигайте любви», – говорит апостол (1 Кор. 14:1). Проявление этой любви должно найти свое выражение в христианской супружеской жизни. «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё», восклицает апостол (Еф. 5:25). И Господь говорит нам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Супруги призваны любить друг друга не так, как они любят самих себя, а как Христос возлюбил их – жертвенною любовью. Ведь где есть место любви, там нет места раздору.

[1] Христианская этика, брак и развод // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rasvodu.net/archives/16. Дата доступа: 10.11. 2011.[

[2] Статистические данные о заключенных и расторгнутых браках в Республике Беларусь за январьоктябрь 2011 года // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/demogr.php. Дата до-тупа: 10.11.2011.

[3] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 125.

[4] Biblia Hebraica Stuttgartensia. Eds. K. Ellinger et W. Rudolph. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994.

[5] Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Новый исправленный перевод Московской Духовной Академии. СПб.: Издательство П.П. Сойкина, 1911. Т. 2. С. 510-511.

[6] Evans, Craig А. Ветхий Завет в Евангелиях / Craig А. Evans // Иисус и Евангелия. Словарь под ред. Джоэля Грина, Скота Макнайта, Говарда Маршалла. Электронная библиотека Якова Кротова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/s/stragoro/ vz.htm. Дата доступа 10.11.2011.

[7] 1 сикль (евр. шекель) ≈ 11,5 г. 100 сиклей = 1150 г серебра – 1450 $ (согласно учетным ценам Национального банка Республики Беларусь на серебро, на 27.10.11г.).

[8] Цыпин, В., протоиерей. Ветхозаветное право / протоиерей В. Цыпин // Православная энциклопедия. Под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 8. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2004. С. 68.

[9] Biblia Hebraica Stuttgartensia. Eds. K. Ellinger et W. Rudolph. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994.

[10] Septuaginta, Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes edidit Alfred Rahlfs: duo volumina in uno. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1979.

[11] аз-Зухейли, В. Мусульманская семья в современном мире. (Альусра альмуслима фи альалям альмуасыр). Пер. с арабского Е.М. Сорокоумовой (Умм Иклиль) / В. аз-Зухейли. М.: Аль-Китаб, 2009. С. 447.

[12] аз-Зухейли, В. Мусульманская семья в современном мире. (Альусра альмуслима фи альа

Просмотрено: 62 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.