Развитие духовного и религиозного образования в Минске (1988–2013 гг.)

Протодиакон Владимир Назаров

Апробационная статья студента III курса Минской духовной академии протодиакона Владимира Назарова посвящена рассмотрению истории развития духовного и религиозного образования в г. Минске в период с 1988 по 2013 гг. В ходе анализа истории возрождения и образования духовных учебных заведений приводится ряд фактов, собранных из различных источников, в том числе и глобальной сети «Интернет». Особую ценность публикации придает ее ориентация на системное осмысление проблемы развития духовного образования с описанием возможных перспектив его развития. Статья представляет интерес для широкого круга читателей: богословов, педагогов, историков, религиоведов, социологов.

Одним из важнейших системообразующих факторов развития общинной жизни и структуры Церкви является духовное образование. Как отмечал Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Поместном соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве в 2009 г., «от состояния духовного образования сегодня напрямую зависит состояние Церкви завтра» [7]. Развитие Минских духовных школ, как одной из ветвей образовательной системы Русской Православной Церкви, проходило характерные для нее этапы эволюции.

Основной целью духовного образования является профессиональная подготовка служителей религиозных организаций, специалистов-богословов, преподавателей богословских дисциплин в духовных учебных заведениях различного типа и уровня. Ведущим направлением в этой сфере является воспитание высококвалифицированных специалистов в областях богословских и религиоведческих дисциплин.

В настоящее время деятельность духовных учебных заведений регламентирована 18-ой главой Устава Русской Православной Церкви, где зафиксированы основные аспекты их каноническо-административной жизни.

Учреждение духовных учебных заведений происходит по решению Священного Синода Русской Православной Церкви. Находясь под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет, духовные учебные заведения входят в юрисдикцию того архиерея, на территории епархии которого они находятся [7]. 22 марта 2011 г. на соответствующем заседании Священного Синода была принята «Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви», в рамках которой определены основные направления трансформации существующей системы духовного образования с целью улучшения ее качества: изменение структуры, методик преподавания, контроля качества и деятельности преподавателей.

В рамках системы духовных учебных заведений можно выделить три типичных уровня: начальное (воскресные школы и специальные богословские курсы); среднее (духовные училища и специальные богословские и религиоведческие школы); высшее (богословские факультеты вузов, духовные семинарии и академии).

Образование, ориентированное на обучение специалистов в области религии, с определенной долей условности можно разделить на духовное и религиозное. Духовное образование – это система начальных (базовых) и профессиональных (среднеспециальных и высших) учебных заведений, где образовательная деятельность направлена на получение элементарных богословских знаний и подготовку священно- и церковнослужителей. Религиозная составляющая в подобных образовательных учреждениях является доминирующей. Система духовного образования Русской Православной Церкви включает воскресные школы и специальные богословские курсы для детей и взрослых, духовные училища, семинарии и академии. Религиозное (церковное, церковно-гражданское, конфессиональное) образование понимается как промежуточный между духовным и светским тип образования, содержание которого включает наряду с общеобразовательной (или профессиональной) компонентой и религиозную (теоретическое изучение основ вероучения и построенную на религиозных ценностях систему воспитания), реализующуюся в учебно-воспитательной деятельности светских образовательных учреждений. На современном этапе в г. Минске действуют элементы как духовного (академия, семинария, духовное училище, школы катехизаторов и звонарей), так и религиозного образования, на их рассмотрении мы и остановимся ниже.

Отметим некоторые проблемы, которые стоят на пути развития духовного образования сегодня. Сущность духовного образования в одном из своих выступлений определил Святейший Патриарх Алексий II: «Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения. Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Главная тайна христианства – это Христос, живущий в нас. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни. Бог, действующий в людях, и люди, служащие Богу в духе, есть Церковь. И священник, педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен» [8]. Таким образом, для каждого преподавателя и учащегося той или иной духовной школы на первом месте должна быть духовность и вера, как системообразующие факторы их профессиональной подготовки и личностного развития. Протоиерей Владимир Воробьев выделил ряд затруднений и рисков, с которыми сталкивается система духовного образования на современном этапе своего развития: существует необходимость совершенствования государственной законодательной базы и конструктивного сотрудничества между светскими и духовными учебными заведениями, также существуют кадровые и финансовые проблемы.

Власти пытались через закрытие Духовных школ и давление на них лишить Церковь подготовленных и образованных пастырей, что послужило бы фактором, дискредитирующим Ее авторитет среди паствы, и стало бы залогом Ее постепенной деградации и разложения. Однако, несмотря на сильнейшее давление со стороны властей, русские духовные школы смогли сохранить научную и педагогическую преемственность. Экзарх Беларуси, митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) лично определил необходимость в Республике Беларусь возрождения богословского образования в качестве одного из ведущих факторов для развития церковной жизни на ее территории.

Рост приходских общин и строительство новых храмов на территории Беларуси вызвали острую необходимость в подготовке большого числа квалифицированных кадров (священно- и церковнослужителей, богословов, педагогов, социальных работников), способных нести служение на приходах, в епархиальных и синодальных учреждениях, духовных учебных заведениях, зарубежных представительствах и других организациях Белорусской Православной Церкви.

С этой целью в 1989 г. на территории Жировицкого монастыря (Гродненская область, Слонимский район) была восстановлена Минская Духовная Семинария имени вселенских учителей святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. История этого учебного заведения связана с двумя богословскими школами, существовавшими на территории Речи Посполитой и Российской империи: Слуцкой и Литовской духовных семинарий.

Обратимся к обзору истории учреждения Слуцкой Духовной Семинарии. В начале 1785 года между Российской империей и Речью Посполитой было заключено соглашение о восстановлении в пределах Польши православной епископской кафедры, на которую 27 марта 1785 г. был возведен слуцкий архимандрит Виктор (Садковский). Вскоре после этого Святейший Синод учредил православную семинарию на территории Польши. Одной из причин учреждения семинарии была необходимость создания богословской школы для обращения униатов в православие. По некоторым данным, православная школа, основанная игуменом Артемием, существовала в Слуцке, начиная со второй половины XVI века [12, С. 76]. Преподавательский состав семинарии был сформирован на основе педагогичес́ких кадров Киевской академии. Изначально в семинарии существовало два класса: низший и высший.

Впоследствии в семинарии действовало пять классов. 13 апреля 1793 г. семинария была переименована в Минскую, всвязи с изменением названия Слуцкой епархии. В 1796 г. на Минскую кафедру был назначен архиепископ Иов (Потемкин), получивший титул Минский и Волынский, который провел реформу семинарского образования в соответствии с «прочими великороссийскими семинариями». В стенах семинарии были открыты философский и богословский высшие классы. На годы пребывания на Минской кафедре архиепископа Серафима (Глаголевского) пришлась Отечественная война 1812 г., во время которой пострадало имущество и комплекс семинарской застройки. Семинария смогла возобновить деятельность 20 февраля 1813 года [3]. В 1816 г. на Минскую кафедру был назначен архиепископ Анатолий (Максимович), при нем система семинарского образования была реформирована. Фактически семинария была разделена на три учебных заведения: приходское училище, объединившее два начальных класса; уездное училище, включавшее низший и высший грамматические классы; и непосредственно саму семинарию с тремя отделениями – низшим, средним и высшим. 1 сентября 1840 г. [29, С. 73.] семинария при участии архиепископа Антония (Зубко) была переведена в здание благотворительного общества, расположенного в г. Минске, и в административном отношении подчинена Киевской Духовной Академии.

Ведущим направлением научно-исследовательской работы для минских духовных школ стало церковное краеведение. В 1848 г. в свет вышло источниковедческое издание «Собрание древних грамот и актов городов, монастырей и церквей Минской губернии» под редакцией архимандрита Геласия. В 1864 г. было опубликовано «Историко-статистическое описание Минской епархии», автором-составителем которого был ректор семинарии архимандрит Николай (Трусковский).

В курс семинарского образования помимо богословских дисциплин были включены медицина, естествознание и агрономия, которая стала одним из важных научно-исследовательских направлений, о чем свидетельствует большое количество опубликованных преподавателями семинарии исследовательских трудов. В 1918 г. после издания декрета «Об отделении Церкви от государства» семинария была упразднена.

В 1945 г. стараниями архиепископа Василия (Ратмирова) на базе Жировицкого монастыря были открыты пастырские курсы для подготовки священнослужителей. В 1947 г. при участии архиепископа Питирима (Свирида) пастырско-богословские курсы преобразовали в семинарию, был возведен новый учебный корпус, а также заложен трехэтажный корпус. Ректором семинарии назначили архимандрита Митрофана (Гутовского), секретарем семинарского правления в это время был протоиерей Виталий Боровой. Первый набор студентов представлял собой 12 человек преклонного возраста, а преподавательская корпорация состояла из трех человек. В последующие годы наборы состояли в основном из 40 человек, из которых до выпуска доходило около 25. В 1953 г. наместником Жировицкого монастыря был назначен архимандрит Леонтий (Бондарь), ставший инспектором.

В Жировичах местные власти открыто противодействовали существованию Духовной школы и тщательно добивались ее закрытия. Начиная с 1959 г., семинарии не удавалось произвести набор воспитанников – абитуриенты не могли пройти регистрацию в Жировичах. Активно противодействовал деятельности семинарии уполномоченный по религии Гродненской области Голубнин. Несмотря на противостояние со стороны властей, в 1960 г. заявление на поступление подали 12 абитуриентов, но ни один из них не был принят на обучение. Ректор архимандрит Антоний (Мельников) и 16 преподавателей, 6 из которых были в духовном сане, ничего не смогли противопоставить деструктивным действиям властей [27, с. 213]. В 1961 г. из стен семинарии вышли 12 выпускников.

Советская власть вела активную агитационно-пропагандистскую деятельность, направленную на дискредитацию семинарии и создание отрицательного образа семинаристов и духовенства в массовом сознании. В брестской областной газете «Заря» от 29 мая 1962 г. (перепечатана в «Гродненской Правде» 8 июля 1962 г.) была напечатана компрометирующая статья «Я не вернусь в духовную семинарию», где приведен очерк «духовных исканий» бывшего семинариста Н. Якимовича. Проучившись в семинарии один год, он был призван в армию, где наступило его «прозрение». Он осознал, что страна строит коммунизм, и что «попам нет места в коммунистическом обществе» [27, с. 214]. Еще одно публицистическое произведение подобного жанра – статья под названием «Уходи, святой отец, уходи» – была опубликована 26 января 1962 г. в «Знамени Юности». Автор статьи повествует о некоем юноше, который из «корыстных побуждений» учился в Минской семинарии. Во время летних каникул по подложным документам он устроился на заработки, чтобы «завербовывать» молодых людей в семинарию.

В 1963 г. в Минской Духовной семинарии состоялся последний выпуск из 5 человек, после чего это образовательное заведение Русской Православной Церкви перестало функционировать. Советская власть изъяла принадлежавшие ей здания, автотранспорт, бензохранилище и другое имущество. С конца 1950-х годов начала осуществляться целенаправленная кадровая политика по качественному изменению состава духовенства, так как власти опасались всесторонне подготовленных священнослужителей.

Восстановление деятельности семинарии произошло в 1989 году. В феврале Жировичи посетил уполномоченный по делам религий при Совете Министров БССР А.И. Жильский. На созванном при его участии собрании было достигнуто соглашение о передаче монастырю для нужд семинарии двух этажей примыкающего к Успенскому собору церковного здания, в то время полностью занимаемого сельскохозяйственным техникумом. Соглашение было исполнено частично. 23 июля 1989 г. Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV совершил чин освящения помещений Минской Духовной Семинарии. В сентябре были проведены вступительные экзамены: из 82-х соискателей, подавших документы, к экзаменам допустили 65, и 42 абитуриента были приняты в число обучающихся. Ректором семинарии  назначили наместника Свято-Успенского Жировичского монастыря архимандрита Стефана (Корзуна), инспектором – игумена Гурия (Апалько). Основные восстановительные работы велись при участии студентов. После поставления архимандрита Стефана архиепископом Пинским, ректором семинарии был назначен игумен Константин (Горянов) – ныне архиепископ Курганский и Шадринский.

20 мая 1996 г. состоялся визит Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Жировичский монастырь и семинарию. При его содействии семинарии была возвращена вторая половина монастырского корпуса, находившаяся в ведении сельскохозяйственного техникума. В 1996 году ректором семинарии был назначен архимандрит Леонид (Филь). За период с 1996 г. по 2012 г. был произведен капитальный ремонт восточного крыла учебного корпуса и полностью заменена система отопления. В 1990 г. открыли заочное отделение. В 1991 г. Минской Духовной Семинарии был присвоен статус высшего учебного заведения, обучение в котором проходило на протяжении пяти лет [24]. Проводя образовательную и научно-исследовательскую деятельность, семинария действует на основании Устава, регистрация которого была осуществлена Советом по делам религий при Кабинете Министров Республики Беларусь 24 июня 1993 г., в рамках законодательных и правовых актов Республики Беларусь и канонических правил Русской Православной Церкви. В 1995 г. семинария стала членом всемирного православного молодежного объединения «Синдесмос». На базе действовавшего при семинарии регентского класса с 1996 г. открыта Регентская школа для лиц женского пола, в которой готовят специалистов по церковному пению.

Основная деятельность семинарии осуществляется по ряду направлений. Она готовит и воспитывает студентов в традициях Православной Церкви. В ее стенах проходят церковно-исторические и богословские конференции (библеистика, основное и догматическое богословие, церковная история, литургика; методика преподавания богословских дисциплин и др.), организуются благотворительные проекты и мероприятия, подготовка и издание богословской и религиоведческой литературы (журнал «Ступени», исследовательский сборник «Экспромт»). Для прочтения лекций приглашаются специалисты ведущих богословских духовных заведений и светских вузов со всего мира. Налаживаются академические связи семинарии с зарубежными высшими учебными заведениями (в том числе и духовными) и богословскими школами в Республике Беларусь.

Регентское отделение семинарии было создано на основе открытого в 1992 г. регентского класса. В 1996 г. регентский класс преобразовали в двухгодичную регентскую школу, куда стали принимать девушек, целенаправленно подготавливая их к служению Церкви в качестве руководителей церковных хоров. В 2003 г. школе присвоили статус регентского училища с 3-годичным сроком обучения, с 2006 г. срок обучения был увеличен еще на год. В 2007 г. регентское училище было переименовано в регентское отделение Минской Духовной Семинарии [22].

Журнал «Ступени», издающийся силами студентов академии и семинарии, является богословско-публицистическим изданием [25], формат которого предусматривает обсуждение наиболее актуальных вопросов богословия и религиоведения применительно к жизни современного общества.

История сохранила для нас имена большинства ректоров Минской Духовной Семинарии (начиная с конца 20-х годов XIX века), таких как: еп. Евгений (Добротворский) (1829 – ?), архим. Николай (Трусковский), архим. Афанасий (Турчанинов) (11.01. 1865–1867), еп. Ианнуарий (Попов-Вознесенский) (8.04. 1868–1877), прот. Николай Иванович Дмитриевский (30 декабря 1877–1883), еп. Тихон (Василевский) (1898–1903), еп. Николай (Орлов) (22 декабря 1903–1905), прот. Андрей Данилович Юрашкевич (5 мая 1905–1911), прот. Иван Алексеевич Язвицкий (нач. 1910-х – 1918), еп. Митрофан (Гутовский) (1947–1953), еп. Иннокентий (Сокаль) (25.06. 1953–1956), митр. Антоний (Мельников) (1956–1963), архиеп. Стефан (Корзун) (1989–1990), архиеп. Константин (Горянов) 20 марта 1990–1996), еп. Леонид (Филь) (3 августа 1996 – 27 декабря 2007), арх. Иоасаф (Морза) (с 4 февраля 2008 до 2012), архиепископ Гурий (Апалько) [16].

История Минских духовных школ связана с деятельностью еще одного учебного заведения – униатской (а затем и православной) Литовской семинарией, открытой при участии митрополита Иосифа (Семашко) в 1828 г. в стенах Свято-Успенской Жировицкой обители после перенесения в Минск Слуцкой семинарии. Ректором семинарии была назначен священник Антоний Зубко, впоследствии архиепископ Минский. После воссоединения униатов с православием (1839 г.) семинария просуществовала до 1845 г., когда при образовании Виленской губернии она была перенесена в Вильно, а в Жировичах было учреждено духовное училище. Литовская православная семинария в Виленском Свято-Духовом монастыре действовала до 1939 г., пока войска Красной Армии вошли в Западную Беларусь и Литву, после чего она была закрыта.

В настоящее время Минская Духовная Семинария располагается в агрогородке Жировичи Слонимского района Гродненской области по ул. Соборной, 55. В глобальной сети Интернет действует сайт по адресу www.minds.by.

Обучение студентов проходит на дневной (5 лет) и заочной (6 лет) формах обучения. Действуют регентское (4 года) и подготовительное (1 год) отделения. Согласно «Положению о бакалавриате» выпускники имеют возможность защищать работу на соискание степени бакалавра богословия и затем продолжить обучение в духовной академии. При семинарии существует воскресная школа для детей.

Перейдем к обзору истории Минской Духовной Академии, действующей на базе Минской Духовной Семинарии с 1996 г. Она была создана как высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения, учрежденное соответствующим постановлением Синода Белорусской Православной Церкви.

В число основных задач академии входит: подготовка священнослужителей, богословов, педагогов, научных сотрудников и церковных работников; проведение и координация научных исследований в области религиоведения и теологии; организация международного сотрудничества в области высшего духовного образования [15].

Основной целью обучения в академии является подготовка соискателей к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия.

В число действующих профессоров академии входят: митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) (2000 г.); протоиерей Виталий Антоник (2000 г.); Валентина Анатольевна Теплова (2000 г.); Николай Константинович Гаврюшин (2002 г.); протоиерей Владимир Башкиров (2006 г.); протоиерей Сергий Гордун (2011 г.); архимандрит Иоасаф (Морза) (2011 г.); Владимир Михайлович Кириллин (2011 г.).

Минской духовной академией подписаны соглашения о двухстороннем сотрудничестве с рядом белорусских вузов: Белорусской государственной сельскохозяйственной академией, Гродненским государственным университетом им. Я. Купалы, Барановичским государственным университетом, Евангелическо-богословским факультетом Тюбингенского университета, Ужгородской украинской богословской академией им. св. Кирилла и Мефодия, Карпатским университетом им. Августина Волошина, Гродненским государственным медицинским университетом.

С мая 2002 г. с периодичностью раз в год издается научный сборник «Труды Минской Духовной Академии», содержащий публикации преподавателей и студентов высшего духовного учебного заведения Беларуси. В Редакционный Совет издания входят члены Ученого Совета Академии [26].

На базе Минской Духовной Академии действует церковно-археологический кабинет, который был создан при участии секретаря ученого совета Академии, протоиерея Александра Болонникова. Сегодня экспонаты церковно-археологического кабинета расположены в выставочном зале Жировичского агротехнического колледжа. Среди наиболее интересных экспонатов музея следует упомянуть: Апостол издания диакона Ивана Федорова (Львов, 1573 г.), множество книг латинской и кириллической печати XVII – XVIII веков, писало (XIII в.), грекоязычный катехизис (Лейпциг, 1563 г.), рукописная Псалтирь XVII века, Служебник Петра Могилы (Львов, 1639 г.), Требник (Львов, 1668 г.), Октоих (Москва, 1638 г.), Апостол с гравюрами Ивана Зубова (1738 г.), Concordia (1677), фрагменты рукописей и фотографии с автографами церковного историка Н.Н. Глубоковского, книга из личной библиотеки с автографом святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и др. [28]

В альманахе «Сектоведение», издающемся при академии, содержатся публикации, посвященные, по-преимуществу, нетрадиционной религиозности в Республике Беларусь и за ее пределами. Проблемное поле издания включает в себя весь спектр вопросов теоретического и практического сектоведения [2]: В альманахе публикуются как апологетические статьи, так и работы, анализирующие феномен нетрадиционной религиозности с точки зрения религиоведения, истории, социологии, психологии, психиатрии, этнологии, права и других наук. Особое внимание уделяется публикации законов, документов международных организаций, постановлений судов и прочих материалов, касающихся деятельности НРД, ранее не переводившихся на русский язык.

В настоящее время Минская Духовная Академия располагается в том же здании, что и семинария, на территории Свято-Успенского монастыря в агрогородке Жировичи Слонимского района Гродненской области по ул. Соборной, 55. В ближайшей перспективе планируется переезд Академии в г. Минск.

Обратимся к обзору истории образования и деятельности Государственного учреждения образования «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» БГУ, которое является вторым по значению для Республики Беларусь богословским образовательным центром. Он создан в октябре 2004 г. как юридически самостоятельное структурное подразделение ведущего высшего учебного заведения [13].

Учреждение богословского факультета при государственном учебном заведении стало уникальным явлением в истории Беларуси. Подобная система устройства характерна для европейских университетов, при большинстве из которых факультеты теологии действовали со времен Средневековья.

На сегодняшний день основная деятельность Института теологии БГУ связана с подготовкой высококвалифицированных специалистов в области философской антропологии, теологии и религиоведения. Также на базе Института проводится ряд акций и мероприятий, направленных на популяризацию богословских знаний и христианских ценностей в современном обществе [23, С. 3.].

Ректором института является митрополит Минский и Слуцкий, Высокопреосвященнейший Филарет (Вахромеев).

Учебный план Института теологии БГУ включает в себя дисциплины в области теологии, религиоведения, этики, эстетики, культурологии, религиоведения, философской антропологии, философии культуры и др.

В настоящее время в институте действуют три кафедры: философской и богословской антропологии (зав. прот. В. Башкиров), религиоведения (зав. А.В. Данилов) и библеистики (зав. прот. С. Гордун). По окончании учебного курса и успешной защиты дипломной работы студентам присваивается специальность «теолог-религиовед, преподаватель теологии и религиоведения». При институте действует магистратура, в которой готовят специалистов в области философской антропологии.

История Института теологии БГУ напрямую связана с деятельностью факультета теологии Европейского гуманитарного университета, который был создан в 1993 г. при указанном учебном заведении [1, С. 61]. Учрежденный как пилотный проект Международного общественного объединения «Христианский образовательный Центр имени святых Мефодия и Кирилла» при участии вице-президента ХОЦ Г.А. Довгялло с течением времени факультет приобрел статус научно-исследовательского и методического центра регионального масштаба по развитию богословского и современного религиоведческого образования в системе высшей школы [11].

Деканом факультета был Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). Финансовую поддержку деятельности факультета осуществлял «Христианский образовательный Центр имени святых Мефодия и Кирилла» [6, С. 51].

Сегодня в Институте действует студенческое научное общество, руководителем которого является преподаватель кафедры библеистики священник Михаил Самков. На заседаниях научного общества заслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения известных ученых деятелей, а также работы студентов и преподавателей института теологии [14, С. 7].

Почетными докторами Института теологии «honoris causa» являются: Николай Вирволль (г. Регесбург), С.С. Аверинцев (г. Москва – г. Вена) (+ 2004 г.), О. Седакова (г. Москва), М.А. Мень (г. Москва), митрополит Амфилохий (Черногория), кардинал Филипп Ксавье Кристиан Иньяс Мари Барбарен (г. Лион), Кирилл Патриарх Московский и всея Руси (г. Москва), Томас Гандоу (г. Берлин).

В настоящее время Институт теологии располагается в г. Минске по адресу: проспект Независимости, 24. Учебный процесс осуществляется в главном корпусе и в корпусах Духовно-образовательного центра при Минском кафедральном Свято-Духовом соборе по ул. Кирилла и Мефодия, 3.

В сети Интернет действует сайт института – inst.by.

Далее будет рассмотрена группа учебных заведений Белорусской Православной Церкви, действующих в г. Минске, которые осуществляют среднеспециальную узкопрофильную подготовку специалистов.

Ведущим среди них является Минское духовное училище, на базе которого осуществляется подготовка специалистов по церковному пению (певчие, псаломщики, регенты) для несения послушаний в храмах, приходах и монастырях Православной церкви. Первое духовное училище было открыто в Минске во второй половине XIX в. при архиеп. Михаиле (Голубовиче) (1848–1868 гг.) [29, С. 73].

История действующего училища началась 30 октября 1988 г., когда митрополит Филарет (Вахромеев) обратился в Синод Русской православной церкви с ходатайством об открытии нового образовательного учреждения [17].

10 января 1989 г. были открыты годичные курсы псаломщиков, преобразованные в 1995 г. в двухгодичное учебное заведение. В 1998 г. срок обучения был увеличен до трех лет. В 1998 г. директором Минского духовного училища был назначен выпускник Московской Духовной Академии Александр Иванович Туров.

Подготовка студентов училища имеет прикладную направленность, по причине чего большую часть учебной программы занимает богослужебная практика. В рамках образовательного процесса студенты изучают более двадцати дисциплин: библейскую историю, библеистику, богослужебный устав, катехизис, церковно-славянский язык, литургику, историю Церкви, дисциплины нотного церковного обихода, теорию музыки, дирижирование, вокал, сольфеджио, фортепиано, мелодическое пение, гармонию, хороведение.

Занятия в Минском духовном училище проходят в корпусах построек прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» по ул. Притыцкого, 65.

Следующим среднеспециальным учебным заведением является Минская школа катехизаторов, основанная в 1996 г.

В ее стенах идет подготовка преподавателей Закона Божьего для воскресных школ приходских храмов и монастырей. Школа была организована как курсы православных педагогов при активном участии Б.А. Ганаго. Первоначально занятия проходили в корпусах Гуманитарно-экономического негосударственного института (ГЭНИ). Директором школы стал В.В. Калиновский. Вначале в курс школьных дисциплин было включено 7 предметов: катехизис, методика преподавания катехизиса, литургика, церковно-славянский язык, история Белорусской Православной Церкви, церковное пение, иконоведение. Занятия проводились три раза в неделю в вечернее время [31].

Программа обучения школы катехизаторов рассчитана на 2 года, действуют годичные подготовительные курсы. Обучение проводится на четырех отделениях: преподавательском, певческом, отделении чтецов и катехизационном. По состоянию на 2011 г., школа осуществила 14 выпусков, подготовив для Церкви более  700 специалистов. В сети Интернет действует сайт школы катехизаторов по адресу: http://schoolcat.hram.by/.

Минская школа звонарей при Минском Епархиальном Управлении, открытая 26 января 2000 г. в рамках возрождения традиций православного канонического колокольного звона, занимается подготовкой специалистов-звонарей для приходских общин и монастырей [30].

На сегодняшний день школа подготовила более ста звонарей. Обучение проходит на 9 колоколах, отлитых минским предприятием «Отменное литье». Занятия проводятся в учебных аудиториях по ул. Притыцкого, 65 и звонницах различных храмов: Свято-Евфросиньевского женского монастыря, Спасо-Преображенского храма города Заславля, храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Минска, Свято-Елизаветинского женского монастыря в г. Минске. Выпускники и учащиеся школы звонарей также проводят научно-исследовательскую работу.

В школу принимаются все желающие, с 18 лет, срок обучения составляет 4 месяца. Программа обучения включает в себя практическое обучение каноническому звону и теоретическую подготовку по следующим предметам: теория колокольного звона, устав Русской православной церкви, церковно-славянский язык, катехизис, история Церкви, основы теории музыки, а также изучение техники безопасности при эксплуатации колоколов.

В мае 2000 г. в г. Минске был проведен 1-й Международный фестиваль «Праздник звона» на базе прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мероприятие проходило под патронажем Белорусского Экзархата, Минской школы звонарей и Ассоциации Колокольного Искусства России. Школа звонарей имеет собственное издание – альманах «Звонница», в котором освещаются различные аспекты развития и применения звонной практики в Православной церкви. Специалисты школы оказывают содействие православным приходам г. Минска в обустройстве и настройке звонниц и колоколен, подборе колокольных ансамблей, обучении специалистов по православному звону. В марте 2003 г. на должность директора Минской школы звонарей был назначен Б.В. Березкин.

При Минской епархии Белорусского Экзархата действует «Отдел по делам молодежи», образованный 1 июля 2011 г. и курирующий Объединение Молодежи Белорусской Православной Церкви. Настоящее объединение занимается привлечением церковной молодежи к участию в жизни Белорусского Экзархата, организацией и проведением ежегодного фестиваля и съезда молодежи, в рамках которых проходит деятельность Школы молодежных лидеров. На ее базе проводятся обучающие семинары с использованием новаторских и нестандартных методов изучения экзегетики Ветхого и Нового Завета, литургики, догматического богословия и учения Церкви [4].

11 – 13 февраля 2011 г. проведен слет молодежи ОМБПЦ, в котором приняло участие более 150 человек. Это мероприятие нашло положительный отклик в молодежном движении Беларуси, а также способствовало укреплению связей между молодежными организациями Беларуси и Отделом по делам молодежи Украинской Православной Церкви. Торжественное открытие слета возглавил епископ Гродненский и Волковысский Артемий, председатель ОМБПЦ, который огласил приветственное слово Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета. После этого владыка Артемий поделился с участниками слета своим видением молодежного служения в Православной Церкви.

Собравшимся был представлен отчет о работе ОМБПЦ в 2010 г. и проект плана работы в 2011 г., которые были утверждены. В конце рабочего дня была организована презентация журнала «Фома» и телеканала «Радость моя», а также был показан фильм-презентация деятельности братства св. Иоанна Кронштадтского из г. Витебска.

Главным событием слета стало традиционное совершение ночной Божественной литургии под главенством епископа Гродненского Артемия в сослужении протоиерея Георгия Латушко, духовника ОМБПЦ, настоятеля Свято-Петро-Павловского собора г. Минска и духовенства, принявшего участие в слете.

В 2011 г. начата реализация эколого-краеведческой программы ОМБПЦ «Источники». Эта программа была учреждена по инициативе Клуба православных следопытов при Свято-Петро-Павловском соборе г. Минска, в качестве партнера по ее реализации выступил Экологический отдел Гродненской епархии БПЦ. Целями программы являются воспитание ответственности за Творение среди православной молодежи, а также бережного отношения к воде. В рамках реализации программы прошел обучающий семинар для членов братств по работе с источниками (1-3 апреля 2011 г.), а также 2 практических эколого-краеведческих лагеря по работе с источниками – в деревне Зембин Борисовского района (18-24 июля), и рядом с деревней Деречин Зельвенского района (3–5 августа). Лагерь рядом с д. Деречин прошел в рамках экологического слета православной молодежи «Православная молодежь за устойчивое развитие», который был организован экологическим отделом Гродненской епархии в сотрудничестве с ОМБПЦ. Во время проведения лагерей участники смогли сделать конкретный вклад в улучшение экологической ситуации в ряде рекреационных объектов Республики Беларусь.

7 – 9 мая 2011 г. прошел молодежный Пасхальный крестный ход «Животворящий крест» по маршруту Раубичи-Заславль. Начав 7 мая в Раубичах, участники Крестного хода, организованного ОБМПЦ, под руководством священника Александра Ледоховича, клирика Свято-Петро-Павловского собора г. Минска, за два дня прошли более 60 км и посетили при этом около 20 деревень и поселков, где старались приносить людям радость о Воскресшем Христе. Город Заславль стал последним пунктом на пути Крестного хода, а окончание хода совпало с Днем Победы. После Литургии все участники Крестного хода вместе со многими жителями Заславля, представителями городских властей и солдатами вооруженных сил отправились на городское кладбище, где помолились о воинах, отдавших свою жизнь за веру и отечество. Завершением Крестного хода стала установка креста, с которым совершалось шествие, за алтарем Преображенского храма в г. Заславле [4.].

В начале 2000-х годов усилиями нескольких приходских общин были запущены два учебных проекта, в рамках которых программы начального и базового образования были совмещены с духовным образованием (Приход всех святых и Приход Воскресения Христова). При реализации этих проектов объединенными усилиями Белорусской православной церкви и Министерства Образования Республики Беларусь велась педагогическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Особого внимания заслуживает проблема деятельности воскресных школ, интенсивность появления и развития которых прямо пропорциональна интенсивности образования и роста приходских общин.

В настоящее время в г. Минске действует 32 воскресные школы при приходских храмах и ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» БГУ, где обучение проходят 3135 детей и 821 взрослый слушатель. Действует 26 церковно-приходских библиотек [4.].

Время от времени проходит духовно-просветительская работа  в государственных и частных светских высших и средних специальных, общеобразовательных и детских учебных заведениях. Беседы и мероприятия духовно-нравственной ориентации проводятся во многих высших учебных заведениях. В Минском областном институте повышения квалификации и переподготовки кадров регулярно читаются курсы религиозно-нравственной тематики: «Православное мировоззрение в современном мире», «Православное мировоззрение и оккультизм» (прот. Александр Шимбалев), «Православные святые Белорусской Церкви» (прот. Феодор Кривонос), «Православные традиции в отечественной культуре» (иерей Андрей Саврицкий).

В Академии последипломного образования на постоянной основе читается курс лекций на тему «Святые белорусской земли» (прот. Феодор Кривонос), в Белорусском государственном университете – спецкурс  «Наука и религия. Сравнительный анализ» (иерей Юрий Залоско).

В ряде средних, средне-специальных и дошкольных учебных заведений клирики Минского городского благочиния на регулярной основе проводят занятия с воспитанниками и учащимися. В частности, курс «Основы православной культуры» читается в следующих учебных заведениях: Лицей №5 транспортного строительства (д. Димитрий Шило), СШ №9 (иер. Димитрий Шульга), гимназия №10 (прот. Сергий Куракевич, прот. Павел Боянков), гимназия №11 (д. Святослав Рогальский), СШ №19 (д. Сергий Петровский), СШ №25 (иер. Димитрий Шульга), СШ №49 г. (иер. Павел Сердюк), СШ №123 (иер. Владимир Шейдак), СШ №136 г. (прот. Олег Шульгин), СШ № 137 им. П.М. Машерова (действуют экспериментальные начальные классы с православной формой воспитания), СШ №175 (иер. Георгий Лесюков), СШ №181 г. (иер. Валерий Абрамович), СШ №193 (Алексий Павлов, пономарь прихода Иконы божией Матери «Всех скорбящих радость»), СШ №218 (клирики прихода св. Серафима Саровского) [4.].

В ряде дошкольных учреждений и центров внешкольной работы регулярно проводятся беседы о вере и нравственности: детский сад №94 (клирики прихода св. Серафима Саровского), детский сад №242 (иер. Георгий Лопухов), детский сад № 451 (прот. Алексий Михлюк), детский творческий центр микрорайона «Сокол» (прот. Сергий Комлик), детская музыкальная школа №5 (прот. Сергий Комлик).

При 24 минских приходах действуют отделы по работе с молодежью: Минский кафедральный Свято-Духов собор, Свято-Петропавловский приход, приход иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», приход в честь «Введения во храм Пресвятой Богородицы», приход в честь святого Архангела Михаила, Свято-Никольский приход г. Минска, приход иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Спасо-Преображенский приход, Свято-Александро-Невский приход, приход Покрова Пресвятой Богородицы, приход иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», приход иконы Божией Матери «Минская», приход Св. Марии Магдалины, приход Всех Святых, Богоявленский приход, приход Св. Серафима Саровского, приход Св. мц. Татианы, приход св. Афанасия Брестского, приход св. Иоанна Кронштадтского, Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ, Свято-Елисаветинский монастырь [4]. Среди основных направлений деятельности приходских молодежных братств выделяются: катехизация молодежи, богословские беседы, социальная работа, паломнические и краеведческие поездки, проведение занятий спортивных секций. Кратко остановимся на обзоре деятельности ведущих из них

Свято-Никольское братство Свято-Петро-Павловского прихода насчитывает около 50 человек. Основные задачи, поставленные перед членами братства, охватывают круг следующих проблем: формирование церковного сознания и православного мировоззрения, интеграция молодежи в церковно-приходскую жизнь, развитие православного молодежного движения Беларуси. Основными направлениями деятельности являются: обработка историографической и публицистической информации, организация работы братского хора, молитвенное, миссионерское, просветительское и социальное служение, развитие способностей к творчеству у молодых братчиков.

Клуб Православных следопытов Свято-Петро-Павловского прихода включает в себя около 30 человек, среди приоритетных направлений деятельности клуба – христианская миссия, охрана природы и краеведческие изыскания.

Деятельность спортивно-исторического клуба святого Довмонта Псковского при Свято-Петро-Павловском приходе г. Минска, членами которого являются 70 человек, в основном связана с проведением активных спортивно-воспитательных мероприятий. Клуб был основан в 1998 г. на базе воскресной школы прихода. Юные братчики принимают участие в спортивных тренировках (каратэ-до, самбо, рукопашный бой); проходят специализированную медицинскую подготовку (знакомство с основами медицинских знаний), патриотическую (изучение военной истории Республики Беларусь) и духовную подготовку (чтение акафиста св. Довмонту и богословские занятия).

Также на базе братства проводится активная миссионерская, социальная и оздоровляющая работа: уборка к праздникам в Доме инвалидов; концерты и спектакли в воскресной школе, Доме инвалидов, для военнослужащих; строительство часовни на ИКК «Линия Сталина»; совместное проведение досуга (страйкбол, скалолазание, дайвинг, фехтование). Ежегодно члены клуба принимают участие в проведении летнего детского лагеря. В 2004 году клуб организовал паломническую поездку из Полоцка в Псков, во время которой в икону святого Довмонта была помещена частица его мощей [19].

Основная деятельность молодежного центра в честь преподобного Серафима Саровского при одноименном приходе, объединяющего 50 человек, связана с проведением различных общественных мероприятий. Молодежная группа прихода святого благоверного князя Александра Невского, в основном, ориентирована на проведение социальной и просветительской работы в рамках деятельности прихода: совместное с сестрами милосердия окормление больных и детей сирот, участие в работе воскресной школы, проведение спектаклей для ее учащихся и их родителей, восстановление и уход за памятниками и другими культурными ценностями на прилегающей к храму территории кладбища.

При минском Доме Милосердия (приход Всех святых) действует молодежная группа, в которую входят 40 человек. В числе основных направлений их деятельности – организация паломничеств, сотрудничество с Детским домом-интернатом в г. Ивье, проведение совместных межприходских и рекреационных мероприятий [4].

В столице Беларуси действует молодежное братство в честь священномученика Серафима Жировичского (30 членов) при приходе Иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которое занимается социальной работой, благоустройством церковной территории и участвует в проведении педагогических мероприятий в приходской воскресной школе.

При Минском кафедральном соборе Святого Духа существует братство в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в которое входят 70 человек. Основная деятельность братчиков лежит в области социального служения (помощь детям-инвалидам, систематическое посещение интернатов, реабилитационных центров, помощь пожилым и одиноким людям) и проведении миссионерских мероприятий.

При Свято-Елисаветинском монастыре действует молодежная группа, в которую входят 70 человек. Группа занимается изучением традиций Православной Церкви, организацией паломничеств и проведением социальных мероприятий.

Молодежное братство в честь священномученика Владимира (Хираско) при приходе Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (100 чел.) занимается проведением миссионерских и социальных мероприятий. Воцерковление молодежи происходит при посещении богослужений, участии в Таинствах и совершении совместных молитв. Социально-просветительское служение братчиков заключается в работе с детьми из детских домов и школ- интернатов, помощи людям с ограниченными возможностями, организации встреч на базе прихода и паломнических поездок.

В г. Минске действуют межвузовские братства: Международный православный студенческий центр Минской епархии (руководитель – прот. Александр Шимбалев), Межвузовский дискуссионный богословский клуб при Институте теологии им. свв. Мефодия и Кирилла БГУ (руководитель – прот. Александр Шимбалев), Межвузовское религиоведческое общество при Институте теологии им. свв. Мефодия и Кирилла БГУ (руководитель – иер. Михаил Самков).

Итак, среди наиболее активных молодежных братств можно выделить следующие: братство имени святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Минском кафедральном Свято-Духовом соборе (руководитель – протодиакон Виталий Дубяга); братство Свято-Петро-Павловского прихода (руководитель – протодиакон Максим Логвинов), братство прихода иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (руководитель – протоиерей Александр Пронин), братство прихода святого Серафима Саровского (руководитель – протоиерей Александр Ширитон).

Таким образом, развитие минских духовных школ идет активными темпами. Исходя из условного разделения церковного образование на духовное и религиозное, можно утверждать, что оно охватывает как религиозные учебные заведения, так и часть светских учреждений образования.

Минские духовные школы имеют давнюю историю, прослеживается четкая генетическая связь между рядом духовных образовательных учреждений, появившихся на территории Беларуси в эпоху Российской империи, и современными Минскими духовными академией и семинарией, которые по праву должны быть признаны центрами духовного образования Республики Беларусь.

Своеобразное «Возрождение» и последовавший за ним пик развития духовного образования пришлись на 90-е годы XX-го века, когда впервые в истории Белорусской Православной Церкви появились такие учебные заведения как Институт теологии, Минское духовное училище, Минская школа катехизаторов и Минская школа звонарей.

Духовное образование, при сохранении принципа свободы выбора, охватывает все слои общества и все возрастные группы. Это стало благоприятным фактором для развития религиозной грамотности общества. На текущем этапе наблюдается тенденция к интеграции и сближению духовных образовательных учреждений в рамках системы духовных школ. При отмеченных позитивных тенденциях в жизни и развитии минских духовных школ существуют некоторые трудности: в частности, ощущается острая необходимость создания национальной православной богословской школы (наряду с Московской, Санкт-Петербургской и Киевской), как единой системы получения и актуализации религиозных знаний, местами до сегодняшнего дня носящих устаревший или разобщенный характер. Проведения определенных преобразований требует система организации внутренней жизни и обучения ряда духовных образовательных учреждений. Можно констатировать, что современные богословские школы стоят на пороге нового этапа своего эволюционного развития, для начала и успешного прохождения которого необходимо приложить усилия и навыки.

Список использованной литературы и источников:

  1. Адрианов, И.К. Богословский факультет / И..К. Адрианов // Минские епархиальные ведомости. – 1994–1995. – №37–38. – С. 61–62.
  2. Альманах «Сектоведение» // Минские Духовные Академия и Семинария [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: {site_url}alm_sectovedenie/alm_sectovedenie.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  3. Гаранаў, А. Мінская Духоўная семінарыя. Энцыклапедыя гісторіі Беларусі. – Минск: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1999. – Т. 5. – С. 177.
  4. Годовой епархиальный отчет за 2012 г. / Архив Минского епархиального управления. – Дело №1.
  5. Декрет от 23 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» совета народных комиссаров РСФСР [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.r-komitet.ru/vera/17.htm. – Дата доступа: 10.03.2013.
  6. Довгялло, Г.А. Первый выпуск факультета теологии / Г.А. Довгялло // Минские епархиальные ведомости. – 1998. – №3.– С. 51 – 52.
  7. Доклад местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (Москва, 27-29 января 2009 года) [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: 10.03.2013.http://sobor.by/center.php?n=docpa. – Дата доступа: 10.03.2013
  8. Духовное образование и духовное воспитание // Интернет журнал Сретенского монастыря. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/duhovnobraz.htm. – Дата доступа: 10.03.2013.
  9. Духовное образование на пороге перемен // Наука и образование [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1184617.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  10. Духовные учебные заведения // Устав Русской Православной Церкви. Глава VIII [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/133145.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  11. Институт теологии // Официальный сайт Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0382/Page0388.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  12. Иоасаф (Морза), архим. История второго возрождения и современной жизни Минской Духовной Семинарии / архи. Иоасаф (Морза) //Минские епархиальные ведомости. – 2009. – №3–4. – С. 76 – 78.
  13. История Института теологии // Белорусский государственный университет. Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла [электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://inst.by/basis/about-hist.html. – Дата доступа: 11.03.2013.
  14. Макаренко, С. Продолжая традиции Кирилла и Мефодия / С. Макаренко // Царкоўнае слова. – 2009. – №5. – С 6– 7.
  15. Минская Духовная Академия // Официальный сайт Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0382/Page0392.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  16. Минская Духовная Семинария // Открытая православная энциклопедия «Древо» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://drevo-info.ru/articles/15735.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  17. Минское духовное училище // Официальный сайт Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0382/Page0393.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  18. Мы верим, что настанет возрождение православия на нашей земле – в России, Беларуси, Украине / Минские епархиальные ведомости. – 2009. – №1 (88). – С. 64–71.
  19. О клубе св. Довмонта Псковского // Приход Свято-Петро-Павловского собора [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://sppsobor.by/bractva/dovmont/1023#more-1023. – Дата доступа: 10.03.2013.
  20. Определение «О задачах Церкви в области богословского образования» // Архиерейский Собор 1994 г. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/527253.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  21. Проблемы православного образования сегодня // Педагогическая мастерская [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://vos.1september.ru/2002/03/8.htm. – Дата доступа: 10.03.2013.
  22. Регентское отделение Минской Духовной Семинарии // Минские Духовные Академия и Семинария [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: 10.03.2013.{site_url}choir_school/st_choir.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  23. Романовская, М. Первый молодежный крестный ход по г. Минску / М. Романовская //Царкоўнае слова. –2003. – №23. – С. 3.
  24. Стефан (Корзун), архиепископ Пинский и Лунинецкий. История Минской духовной семинарии // Минские Духовные Академия и Семинария [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: {site_url}seminary/history.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  25. Студенческий журнал «Ступени» // Официальный сайт Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: {site_url}stupeny/about.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  26. Труды Минской Духовной Академии // Минские Духовные Академия и Семинария [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: {site_url}academy/trudy.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  27. Фирсов, С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.) / С.Л. Фирсов // Круглый стол по религиозному образованию и дьяконии. – M., 2002. – С. 213 – 215.
  28. Церковно-Археологический кабинет Минской Духовной Академии // Минские Духовные Академия и Семинария [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: {site_url}academy/museum.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  29. Шейкин, Г.Н. Двухсотлетие минской епархии / Г.Н. Шейкин // Минские епархиальные ведомости. – Минск : 1993. – № 1–6 (31–36). – 187 с.
  30. Школа звонарей Минского епархиального управления // Приход иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://sobor.by/zvon.php. – Дата доступа: 10.03.2013.
  31. Школа катехизаторов // Официальный сайт Белорусской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа:  http://www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page1828.html. – Дата доступа: 10.03.2013.

Просмотрено: 227 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.