Стандартизация православного образования: проблемы и перспективы

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)

В Русской Православной Церкви уже в течение двадцати лет проходит процесс формирования системы непрерывного православного образования. Открываются детские сады, общеобразовательные учреждения – школы, лицеи, гимназии, успешно развивается система дополнительного образования, функционируют православные вузы и богословские факультеты светских университетов.

Перспективу успешного развития данных образовательных учреждений, несомненно, будет определять стандартизация православного образования. Для чего нужна эта стандартизация? Она необходима для того, чтобы четко определить критерии, по которым должен проходить процесс воспитания и образования в православных учебных заведениях, к примеру, определить оптимальный уровень подготовки педагогов и обучающихся, подобрать нужный спектр учебных программ и пособий, а главное — определить результаты данного образовательного процесса.

Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви принимает активное участие в процессе стандартизации в направлении дошкольного и среднего полного православного образования. Первоначально в Отделе велась разработка единого содержания образования с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся, реализованного в примерных программах по вероучительным дисциплинам. В 1993 году была опубликована Концепция православного дошкольного образования, которой руководствовались православные детские сады и средние образовательные учреждения с дошкольными группами воспитания. Синодальный Отдел издавал ряд сборников и концепций по преподаванию Закона Божия и церковно-славянского языка — предметов из православного образовательного компонента среднего образования, о котором будет сказано позже. Сотрудники Отдела принимали участие в подготовке к изданию отдельных учебных пособий по церковному пению. Единственным документом, до недавнего времени регламентирующим деятельность православных образовательных организаций, было примерное Положение о православном образовательном учреждении. Насколько этот документ был эффективным, думается, об этом нам могли бы рассказать руководители образовательных учреждений. Во всяком случае, на первых этапах создания православных общеобразовательных учебных заведений это Положение оказало несомненную помощь.

Процесс развития православного образования не стоит на месте и новое время ставит перед нами новые задачи. 20 лет существования православного образования – это немалый срок, и мы понимаем, что проблемы, которые сегодня возникают, требуют комплексного и системного решения.

В 2010 году Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации уделил особое место работе над Конфессиональной аттестацией и стандартизацией православного образования для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Для осуществления этих масштабных проектов была создана рабочая группа с привлечением ряда специалистов из Российской Академии Образования, региональных управлений образования и епархий. Позиция Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в направлении регулирования деятельности школ состоит в следующем: конфессиональный статус (в данном случае право именоваться православным образовательным учреждением) будет определяться на основании «Положения выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования», которое было утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Данное Положение регулирует условия и порядок преподавания вероучительных учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей (православного компонента) в образовательных организациях, требования, предъявляемые к деятельности данных образовательных организаций, порядок и условия отнесения образовательной организации к православным образовательным организациям, порядок и условия выдачи и отзыва конфессионального представления Русской Православной Церкви.

Данное Положение распространяется на негосударственные образовательные организации всех организационно-правовых форм, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования. Не менее большее значение имеет уклад образовательного учреждения и его соответствие содержанию второго важного документа, выпускаемого Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации — Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Указанный Стандарт представляет собой концептуальные параметры православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви на всей ее канонической территории, иных образовательных организациях, которые выбирают Православие как основу духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.

Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических традиций и воспитательных идеалов, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью, а также опыта работы православных образовательных организаций.

Цель внедрения Стандарта православного компонента общего образования – формирование единого образовательного пространства, упорядочение учебно-воспитательного процесса в православных образовательных учреждениях, приведение в соответствие с возрастными особенностями обучаемых программ по вероучительным предметам, расширение историко-культурного контекста их преподавания через взаимодействие с основными предметами Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа:

• единства Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся, что позволит создать целостную систему непрерывного православного образования.

Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:

• воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в духе истины и любви;

• понимания воспитательного значения содержания образования, формирования цикла взаимосвязанных учебных предметов по основам православной веры и православной культуры; раскрытия связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний;

• учета подготовленности учащихся к принятию и усвоению духовного знания, к принятию Божественной Истины;

• построения уклада жизни образовательного учреждения на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;

• обеспечения вариативности и дифференциации православного образования;

Здесь хотелось бы выделить ряд принципиальных позиций Синодального Отдела:

Православное образовательное учреждение должно давать качественное православное образование и воспитание. Это, с нашей точки зрения, будет возможно, если православные гимназии, лицеи, школы будут чувствовать себя равноправными в системе государственного образования. Поэтому, наша позиция заключается в том, что на уровне дошкольного и среднего звена православного образования мы не будем разрабатывать отдельный церковный стандарт. Все православные образовательные учреждения выполняют ФГОС и по необходимости должны гармонично входить в государственную систему образования. ФГОС нового поколения по своей идеологической основе, целям реализации, сущности и структуре дают нам возможность внедрения православного компонента. Что мы понимаем под православным компонентом? Православный компонент общего образования – это система непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания на традициях Православия, которая реализуется в общеобразовательных учреждениях через внедрение (включение) в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.

Стандарт православного компонента общего образования представляет совокупность требований к реализации православного компонента общего образования: требования к результатам освоения православного компонента, структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования, условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования.

В отличие от ФГОС в требования к результатам освоения православного компонента общего образования мы включаем анализ и качественную оценку ценностных ориентаций обучающихся (не выражающуюся в отметке или письменной характеристике), что позволит нам осуществлять корректное педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития учащихся.

Требования к структуре основной образовательной программы включает в себя восемь инвариативных составных частей. Православный компонент встраивается в следующие части:

— пояснительную записку, где определяются цели православного образования и воспитания;

— программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, в которой необходимо учесть принципы православной педагогики и основные положения христианской антропологии, современные проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

— планируемые результаты освоения православного компонента общего образования: личностные, метапредметные и предметные;

— учебный план. В учебном плане мы предусмотрели обязательную и рекомендуемую части. В обязательной части предлагается минимальный состав вероучительных учебных предметов, которые образовательное учреждение, как правило, может вставить в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения). Рекомендуемая часть предполагает курсы, модули, которые могут быть встроены в содержание основных предметов (историю, литературу, русский язык, мировую художественную культуру и др), а также преподаваться факультативно или как кружки в системе дополнительного образования. Минимальный состав обязательных вероучительных предметов является обязательным требованием для определения конфессионального статуса образовательного учреждения;

— программы отдельных учебных предметов. В данной части Отделом при разработке православного компонента основных образовательных программ по ступеням образования будет прописываться базовое ядро (фундаментальное ядро) обязательных вероучительных предметов, на основании которого образовательные учреждения разрабатывают программы отдельных учебных предметов. В данном разделе ООП (основной образовательной программы) представлены требования к программам. Предполагается, что Отдел дополнительно представит образцы примерных рабочих программ по обязательным вероучительным предметам.

— систему оценки достижений планируемых результатов освоения православного компонента общего образования.

Все части православного компонента общего образования будут подробно разрабатываться в основных образовательных программах по ступеням образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Еще одна принципиальная позиция — православная школа должна давать качественное государственное образование. Это обязательное требование. При конфессиональной аттестации образовательного учреждения будут учитываться результаты ЕГЭ, уровень преподавания основных предметов ФГОС, уровень квалификации педагогов. Встраивание учебных модулей православного содержания в основные предметы ФГОС должно осуществляться в корректной форме и не превышать СанПиновские нормы допустимой учебной нагрузки. К сожалению, в некоторых православных образовательных учреждениях создается ситуация конфронтации с государственным образованием: зачем, мол, нужно это образование в деле спасения. Отсюда поступают жалобы от родителей на низкий уровень преподавания основных предметов. Понятно, что некоторые важнейшие мировоззренческие вопросы входят в противоречие с содержанием основных предметов ФГОС: о происхождении мира, человека, и другие. Однако надо находить адекватные формы обучения детей Божественной Истине, не создавая противоречивой картины мира в его сознании, систему мировоззренческих антиномий. Для разрешения подобной ситуации служит процесс подготовки адаптационных модулей православного содержания, которые встраиваются в преимущественно гуманитарные предметы ФГОСа – историю, литературу, музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру и др. Воспитательные программы в этих случаях представляют собой попытку создания целостных образовательных систем, формирующих единство мировоззрения, знания и жизни по этому знанию.

Не менее важное положение – в православной школе образовательный и воспитательный процесс должен иметь духовно-нравственное основание. Целесообразно каждой школе иметь свой домовой храм или часовню, утвержденного епархиальным архиереем духовника, который непосредственно будет отвечать за духовную жизнь педагогов и учащихся и регулярное проведение богослужений. Наличие этого фактора будет во многом определяющим в вопросе предоставления той или иной школе статуса православного образовательного учреждения.

Вопросы, касающиеся внедрения Стандарта в образовательный процесс православных школ найдут свое отражение в таком значимом форуме как XIX Международные Рождественские Чтения, которые пройдут в конце января сего года в Москве. Сектором православного образования в рамках II направления: «Церковь и школа: взаимодействие церковной, государственной и негосударственной систем образования» будет подготовлена встреча Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Преосвященнейшего Меркурия, епископа Зарайского с руководителями православных образовательных организаций, а также ряд Секций, которые коснутся данной проблематики: «Опыт православных школ в духовно-нравственном формировании личности обучающихся (в контексте ФГОС нового поколения)», где участникам будет представлена презентация опыта лучших православных общеобразовательных учреждений, реализующих сотрудничество с государственными образовательными структурами. Секция «Церковно-славянский язык и вопросы православного образования и религиозной коммуникации», а также секция «Дошкольное православное образование». Однако непосредственно теме стандартизации православного образования будет посвящена секция «Стандартизация и конфессиональная аттестация православных образовательных организаций». На секции будет дан правовой комментарий «Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви», пройдет презентация и обсуждение Стандарта православного образования, возможности ФГОС для реализации указанного Стандарта, учебный план и его составляющие. Свои доклады на секциях озвучат представители из: Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Белгородской, Екатеринбургской, Вятской, Калининградской, Ивановской и ряда других епархий.

Надеюсь, что православные образовательные учреждения поддержат инициативу Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и творчески отнесутся к реализации Стандарта, тем более, есть замечательный региональный опыт разработки учебных планов, программ духовно-нравственного воспитания, рабочих программ по вероучительным предметам. Возможно, что по желанию образовательных учреждений, некоторые из них станут экспериментальными площадками Отдела по разработке и внедрению составляющих православного компонента общего образования.

Перспективы в области стандартизации православного образования связаны с разработкой пакета нормативно-правовой и методической базы для реализации Стандарта православного среднего и дошкольного образования, подготовки Стандарта по воскресным школам и Положения о подготовке и переподготовке кадров для образовательных учреждений православного образовательного компонента. В будущем стандартизация несомненно должна распространится и на другие формы православного образования.

 ИА «Православное образование»

Об авторе: Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) является Заведующим Сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Выпускник Минской духовной семинарии (2002 г.).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.