Судьба архива Лидского благочиния
В 1995 году в исторической науке произошло событие, остававшееся до сего момента практически никому неизвестным: обнаружена и спасена неизвестная часть архива Лидского благочиния, в основном касающаяся периода начала XIX – 30-х гг. XX вв. Вплоть до 2004 года данные документы находились в необработанном виде и хранились в архивном помещении Минской Духовной Академии и Семинарии. В 2004 г., по благословению и при большой поддержке бывшего Ректора МинДА и С архимандрита Леонида (Филя), ныне Епископа Мозырьского и Туровского, была начата научная обработка данного архива. Этот процесс активизировался в 2006 году, в связи с разработкой автором статьи, тогда слушателем МинДА, темы кандидатской диссертации: «Документы архива Лидского благочиния XIX века – 30-ых годов XX века как церковно-исторический источник», под научным руководством Тепловой В.А. кандидата исторических наук, профессора МинДА и С, а также научной консультации доцента кафедры Источниковедения БГУ, кандидата исторических наук Шумейко М.Ф. В настоящее время данный архив продолжает храниться в МинДА и С.
К сожалению, к настоящему времени автору не удалось восстановить точную историю появления данного архива в стенах Минских Духовных Школ, так как даже из уст непосредственных участников этих событий, она звучит несколько по-разному. Одним из них является священник Новогрудско–Лидской епархии отец Виктор Завало. Он пояснил, отвергая версию об уничтожении части документов, что данный архив ему показал настоятель Зблянской церкви отец Николай Чабровский, которому в свою очередь они были переданы предыдущим священником. Узнав об архиве, Виктор Завало, будучи в 1995 году студентом МинДС, сообщил об этом Епископу Новогрудскому и Лидскому Константину (Горянову), ныне Архиепископу Курганскому и Шандринскому, который попросил благочинного Лидского округа, отца Алексия Ивашкевича, срочно изъять архив и привести в Жировичи. Это и было сделано.
Другую версию, являющуюся по мнению автора наиболее вероятной, рассказал священник Новогрудско–Лидской епархии отец Алексий Ивашкевич. По его словам, в 1995 г., когда он исполнял обязанности благочинного Лидского округа, во время визита в Зблянскую церковь, к нему обратился настоятель этой церкви – отец Николай Чабровский. Суть ситуации заключалась в том, что отец Николай Чабровский посетовал, что одно из помещений храмовых пристроек занимают «какие-то старые бумаги», от которых он избавляется тем, что топит ими печь уже в течение двух лет, и раздает их на растопку всем желающим прихожанам в неограниченном количестве. В результате осталось совсем немного. Когда отец Алексий Ивашкевич осмотрел оставшиеся бумаги и понял их ценность, то изъял и передал их епископу Константину (Горянову). Точный объем и содержание этих документов отец Алексий Ивашкевич определить не смог, указав лишь, что они заняли весь багажник легкового автомобиля Фольксваген. По объяснению отца Николая Чабровского, данный архив находился в храмовой пристройке все время, сколько он себя помнил. Помещение для хранения было отдельным, однако никаких надлежащих температурных, влажностных и других условий хранения не соблюдалось. По словам предыдущих ему священников Зблянской церкви, эти документы «были кем-то сюда свезены примерно в1920-е или 1930-е годы», во время польской государственности.
Кратко отступая от этого рассказа, автор хочет отметить что, судя по имеющимся уже описям, архив Лидского благочиния все-таки незначительно пополнялся, вплоть до освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, и в последующие годы, в основном за счет приходской документации Зблянской церкви (см. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1-3.). Документов Лидского благочиния периода существования Новогрудско-Барановичской епархии Белорусской Автокефальной Православной Церкви, среди имеющихся в исследуемом архиве, практически нет. На возникающий вопрос о том, какие документы могли погибнуть в период 1993 – 1995 гг. в Зблянах, ответить сложно. Анализируя составленные описи архива Лидского благочиния, и наблюдая более-менее заполненный и логически-последовательный документальный ряд, остается со скорбью констатировать о безвозвратной потери неизвестной части архива Лидского благочиния, вероятно периода деятельности униатских митрополитов, т.е. до начала XIX века.
Конечно, невозможно с точностью говорить о том, к какому веку они могли принадлежать. По свидетельству отца Алексия Ивашкевича, отец Николай Чабровский говорил, что в первую очередь избавлялся от «самых старых, не нужных бумаг». Поэтому обо всем этом сейчас можно только предполагать, проводя параллели между возможным количеством и датами изначально имевшихся документов, с двухлетними «трудами» по избавлению от них. И лишь благодаря авторитету епископа Константина (Горянова) и неравнодушному участию священника Алексия Ивашкевича была спасена, к сожалению, лишь небольшая часть этой документальной истории нашего Отечества.
В большей степени рассказ отца Алексея Ивашкевича подтвердил и владыка Константин (Горянов), являющийся сейчас Архиепископом Курганским и Шадринским. При этом он дипломатично отметил, что не знает о том, сжигались до этого документы или нет, а только то, что изъятый архив готовился отцом Николаем Чабровским к сожжению, а отец Алексей Ивашкевич этот процесс остановил. Затем, с благословения владыки Константина (Горянова), документы архива были изъяты и привезены в Минскую Духовную Семинарию. Архиепископ Константин (Горянов) справедливо заметил, что самым важным являлся сам факт, что данный архив был спасен. Ценность документов действительно была большой. Например, клировые ведомости обретенного архива Лидского благочиния сыграли решающую роль в судебном иске о ревиндикации православного Лидского Свято-Михайловского собора, поданного Католической Церковью в середине 90-х гг. XX века.
Таким образом, в небольшой деревне Збляны, вдали от политических и идеологических трагедий, происходивших в Белоруссии с 1920-х до 1990-х гг., все это время, уникальный архив Лидского благочиния благополучно сохранялся многими людьми. Затем, вероятнее всего, по злой воле исторического невежества, в течение двух лет он был почти полностью сожжен в деревенских печах. Другие подробности теперь установить не представляется возможным. Судьба отца Николая Чабровского оказалась такой же трагичной – зимой 1997 года он погиб при пожаре церковного дома. Сопереживая человеческую трагедию, и доверяя достоверности рассказа отца Алексия Ивашкевича, теперь можно только с великим сожалением предполагать, какую невосполнимую утрату понесла отечественная церковная и светская наука.
Документы Лидского благочиния, в начале процесса их систематизации, были в неупорядоченном состоянии и находились в больших транспортировочных мешках. Хотя большая часть из них была подшита или расформирована по папкам, однако почти все они не имели конкретного названия, а их датировку и содержание приходилось устанавливать, разбирая и прочитывая содержащиеся в них документы. Другая часть документов или не имела папок вообще, или папки находились в непригодном состоянии, из-за чего автору приходилось распределять документы по новым папкам, в соответствии с их внутренним содержанием. При этом они практически представляли собой так называемую россыпь (ветхие папки и скоросшиватели, подшивки документов без опознавательных признаков, большое количество разрозненных ведомостей разного содержания, а так же одиночных листков). Некоторые документы, к сожалению, так и остались в самостоятельном виде и были помещены в отдельные папки «Фондовая россыпь», с последующей их топографией по критерию соответствия содержанию фондовых описей.
В процессе предварительного осмотра документов архива Лидского благочиния автором было отмечено, что все они обладают юридической достоверностью, т.к. заверены подписями, датами и (или) печатями. Некоторые из них имеют резолюции и административные пометы духовных и светских исторических лиц. Материальную основу документов составляет бумага имеющая формат, цвет и технологические свойства, ярко отличающиеся от всех современных используемых видов канцелярской бумаги. Подавляющее число исследуемых документов написано рукописным образом, различными почерками и чернилами. Упоминаемые адресаты имеют непосредственное отношение к деятельности Лидского благочиния. Фирменные бланки делопроизводственной переписки светских и церковных подразделений обладают характерными признаками подлинности. Около половины документов описи № 1, и часть документов описи № 2 первого фонда имеют водяные знаки или теснения (около 20-ти разновидностей). Большинство предбрачных документов (документы к брачным обыскам) заверено оригинальными геральдическими знаками или эмблемами. Особенности орфографии, пунктуации, словообразования, стиля и языка написания полностью соответствуют приведенным датировкам и историческому периоду формирования этих документов. Печатные документы имеют характерные буквенные шрифты, в настоящее время вышедшие из употребления. Ветхое состояние и (или) испорченность некоторых фрагментов документов личинками древесных насекомых, влагой, плесенью и грызунами также подтверждает историческую состоятельность исследуемых документов. Наиболее ранний документ архива датируется 1787 годом, а наиболее поздний датируется 1952 годом.
Исключение представляют собой имеющиеся сборники рукописных и печатных церковных песнопений, так как они не имеют даты формирования, и лишь некоторые из них имеют печати о принадлежности к каким-либо приходам. Учитывая церковно-государственные отношения в период после Второй мировой войны, а также на основании косвенных данных (некоторые листы имеют соответствующие пометы или печати; разрывы листов склеены частями почтовых марок 50-х гг. XX в.), автор сделал предположение, что данный нотный фонд в 50-х – 60-х гг. XX века принадлежал Жировицкому монастырю. Вероятнее всего, он был сформирован из пожертвованных нот церковных песнопений православными приходами Белоруссии, а так же путем ручного копирования имевшихся богослужебных песнопений неизвестными переписчиками. Однако данный вопрос требует отдельного изучения.
Очень интересным, с точки зрения автора, явился случайным образом обнаруженный факт, что одна из оторвавшихся и не идентифицированных обложек канцелярской книги частью состоит из склеенных документов второй половины XVIII века на польском языке. Некоторые из них были неполными, в виде небольших кусочков, а некоторые сохранили свой первоначальный вид. Поэтому они были аккуратно освобождены путем ручного расслоения обложки, и помещены в архивную россыпь документов периода до 1840 г. (Ф. 1, Оп. 1, Д. 21). Аналогичным образом в обложке дела № 9 (Ф. 1, Оп. 1.) были обнаружены два полных листа документов на польском языке, датируемых 1787 годом. Им были присвоены порядковые номера № 1 и № 2 в данном деле. Вероятно, что данная практика формирования канцелярских дел существовала в те времена не только в Лидском благочинии, но и в других государственных и религиозных структурах Российской империи.
Ввиду отсутствия систематизации документов архива Лидского благочиния, автор произвел их распределение по фондам и описям. Было сформировано 3 архивных фонда:
фонд № 1 «Документы архива Лидского благочиния периода 1811 – 1939 гг.»;
фонд № 2 «Документы архива Лидского благочиния периода 1940-х – 1950-х гг. Фондовая россыпь: XX в.»;
фонд № 3 «Архив Лидского благочиния. Ноты».
- Документы фонда № 1 охватывают период с 1811 по 1939 гг.;
Документы фонда № 2 охватывают период с 1901 по 1952 гг.;
Документы фонда № 3 содержат ноты Жировицкого монастыря.
- Фонд № 1 насчитывает 6 описей;
Фонд № 2 насчитывает 1 опись;
Фонд № 3 насчитывает 1 опись.
Всего архив Лидского благочиния насчитывает 8 описей.
- Описи фонда № 1 включают 211 архивных дел (опись № 1 – 19 дел, опись № 2 – 33 дела, опись № 3 – 43 дела, опись № 4 – 30 дел, опись № 5 – 47 дел, опись № 6 – 39 дел), общим числом 48744 листа;
опись фонда № 2 включает 5 дел, общим числом 1155 листов;
опись фонда № 3 включает 47 дел, общим числом 2729 листов.
Всего архив Лидского благочиния содержит 263 дела, общим числом 52628 листов.
- Архивные документы в делах составлены на русском, польском, немецком, белорусском языках;
- Архив Лидского благочиния содержит следующие виды документов:
— исповедальные росписи;
— окружные листы;
— реестры входящих и исходящих документов;
— книги входящих документов;
— книги брачных обысков;
— описи дел благочиния;
— предбрачные свидетельства;
— ведомости о родившихся, бракосочетавшихся и умерших;
— акты осмотра причетнических построек;
— ведомости о сборах и пожертвованиях;
— ведомости о приходских землях;
— подписные листы о пожертвованиях;
— ведомости церковного имущества;
— дела церквей;
— оправдательные документы к приходно-расходным книгам;
— клировые ведомости;
— нотные сборники.
Таким образом, сохранившиеся документы архива Лидского благочиния освещают события предшествующие и последующие Полоцкому церковному собору (1839 г.) о воссоединении униатов с Православием, периода Российской государственности и времени существования II Речи Посполитой на территории западной части Белоруссии и Лидского благочиния в частности. В них содержатся сведения о духовной и светской деятельности Православной Церкви, истории храмового зодчества, приходской деятельности, церковно-государственных отношениях и биометрические сведения о населении Белоруссии XIX – середины XX вв. в границах Лидского благочиния. Указанные документы архива Лидского благочиния значительно дополняют все существующие церковные, исторические, историографические и краеведческие научные материалы о периоде XIX – 30-х гг. XX вв. на территории Белоруссии.
В настоящее время, благодаря Братству в честь святого Архистратига Михаила в г. Минске, вышла в свет брошюра «Из глубины веков: архив Лидского благочиния», в которой можно будет более детально ознакомиться с содержанием фондов и описей данного архива.