Судьи Израилевы и их эпоха. Хронология в лицах.

Протодиакон Геннадий Малеев

180Современному человеку доступны не только библейские тексты, но и толкования к ним. Последние десятилетия этот доступ облегчили и увеличили, но это не решило проблему различных взглядов на одни и те же места Священного Писания, а даже усугубило остроту полемики не только в вопросах интерпретации какого-то явления или библейского сюжета, но и в вопросах границ целых периодов.

Указанные вопросы интересуют и тех, кто занимается исследованием периода судей Израиля, которым посвящена отдельная книга в Библии. Ее автором является святой пророк Самуил, о чем свидетельствуют: иудейское предание, древние христианские отцы и учители Церкви, а так же современные библеисты и археологи. Допускают, что впоследствии текст этой книги мог быть отредактирован Ездрой. Это то, что можно назвать «общим» мнением о книге, но такого согласия нет в вопросе хронологии.

Существует несколько различных исторических традиций, каждая из которых сформировалась под влиянием последователей древних и современных археологических школ и направлений. Поскольку в научной среде предоставляется право придерживаться различных аргументированных взглядов, то, пользуясь этим правом, историки-библеисты предлагают различные датировки библейских событий,  в результате чего каждый из них пользуется своей «хронологической шкалой».

Большинство современных исследователей этого периода на Западе предлагают выделить около двух веков для эпохи судей. Это мнение разделяли и некоторые исследователи исторических книг Ветхого Завета в России в связи с чем этот взгляд появился в учебных пособиях по одноименному предмету в духовных школах Русской Церкви.

Другие исследователи считают, что судей в Израиле было 12, в силу «священности» этого числа для евреев.

Объективность исследования побуждает рассмотреть необходимость создания своеобразного исторического «общего знаменателя», основанного на общеизвестных  событиях, даты которых могут приниматься разными исследовательскими школами с небольшими корректировками или даже  без таковых, для решения вопросов касающихся не только хронологического характера, но и в отношении лиц имеющих судейское достоинство в этот период.

Чтобы сообщить некоторую ясность вопросу хронологии эпохи судей следует очертить ее хотя бы с одной из сторон. Если учесть, что окончание периода является смежной границей с эпохой царей, а первым из них был Саул, то время помазания его на царство можно принять за «общий знаменатель» для различных исторических традиций и взглядов.

В большинстве источников предлагается 1030 год до Р.Х. принять как начало царствования первого еврейского царя, но допускаются и некоторые поправки в несколько десятков лет, хотя Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (т.XIV, с. 36., СПб. 1913) указывает в статье «Саул», что «Время его царствования трудно установить, так как в Библии нет на то ясных указаний».

Если обратить внимание, каким образом Ветхий Завет открывает нам историю судей, то заметно, что имена судей сменяются иногда именами иноплеменных царей, что является свидетельством наказания за религиозное непостоянство евреев в этот период. В тексте Священного Писания это представлено как целостное повествование, которое можно показать в таблице:

                                                                                                                                   По книге Судей:

                                                                                                                      Глава:                               Стих:

Служили Хусарсафему (Месопотамскому) 8 лет 3 8
I Гофониил 40 лет 3 11
Еглон (Моавитский) 18 лет 3 14
II Аод 80 лет 3 30
III Самегар -?- 3 31
Иавин (Ханаанский) 20 лет 4 2
IV+V Девора и Варак 40 лет 5 31
Мадианитяне 7 лет 6 1
VI Гедеон 40 лет 8 28
Авимелех «царствовал» 3 года 9 22
VII Фола 23 года 10 2
VIII Иаир 22 года 10 3
Филистимляне и Аммонитяне 18 лет 10 8
IX Иеффай 6 лет 12 7
X Есевон 7 лет 12 9
XI Елон 10 лет 12 11
XII Авдон 8 лет 12 14
Филистимляне 40 лет 13 1
XIII Самсон 20 лет 16 31
XIV Емегар -?- 16 31

Кроме этого повествуется в книге Судей и о трех периодах без указания их продолжительности (17,6; 18,1; 21,25), в которые еще не было царя и не было судьи и «каждый делал то, что казалось ему справедливым».

История судей имеет продолжение в I Книге Царств:

                                                                                                                                             Глава:                  Стих:

XV Илий 40 лет 4 18
XVI Самуил всю жизнь 7 15

XVII Иоиль

(дети Самуила)

XVIII Авия

 

-?-

 

 

8

 

1-2

При этом, если, не учитывая служения Самуила и его детей Иоиля и Авии, сложить предлагаемые Библией периоды правления судей и периоды угнетения иноплеменниками, то получится 450 лет.

Однако, если еще учесть и то, что в Библии не указывается время правления судей Самегара и Емегара, то придется признать, что этот период значительно больше двух столетий, а общее число судей – не 12.

Даже при общей уместности и пользе так называемой «библейской критики», у некоторых современных исследователей преобладает специфический подход, в силу которого подвергаются сомнению в исторической достоверности многие места книги Судей. Это происходит и тогда, когда «недостаточно материала для последовательной исторической реконструкции». На что можно посмотреть с точки зрения общего контекста Библии, в котором на исторические книги Ветхого Завета проливают свой свет слова из исторической книги Нового Завета: «Мужи Израильтяне и боящиеся Бога! Послушайте. Бог народа сего… около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила…» (Деян. 13, 16-20).

Предложенный элементарный хронологический анализ библейского повествования о периоде судей позволяет нам с достаточной степенью уверенности говорить о его продолжительности, как сказано в Деяниях Апостольских, 450 лет судили другие судьи до пророка Самуила, который судил все дни жизни своей.

Все это является подтверждением того, что издревле содержит Святая Восточная Православная Церковь и в своем Писании и Предании и в богослужении. Так в древних месяцесловах и в современном Патриаршем Календаре на 2015 год в начале индикта 1/14 сентября указывается память праведного Иисуса Навина и указывается век XVI, что совпадает с ранней границей эпохи судей. Это же время: 1556-1550 гг. до Р.Х. указано как период деятельности святого Иисуса и в Житиях святых на 1 день церковного года.

Просмотрено: 1310 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.