Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле

Священник Димитрий Юха

Апробационная статья выпускника Минской духовной академии священника Димитрия Юхи. Научный руководитель протодиакон Павел Бубнов.

Существующая поныне как главное духовное учебное заведение Русской Зарубежной Церкви, Свято-Троицкая духовная семинария была открыта благодаря инициативе и трудам архиепископа Северо-Американского и Канадского Виталия (Максименко).

Василий Иванович Максименко родился 8 августа 1873 г. в семье диакона местечка Глафировка Таганрогского округа. В 1895 г. Василий окончил Екатеринославскую духовную семинарию, поступил в Киевскую духовную академию, из которой был отчислен без права восстановления за участие в студенческих беспорядках 1896 г. После отчисления он получил место сельского учителя в селе Прядивка Екатеринославской губернии и быстро поднял свою школу на высокий уровень.  О Василии узнал ректор Казанской духовной академии Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий) и под его поручительство Василий был восстановлен на втором курсе академии. В 1899 г. владыка Антоний постриг Василия в монашество с наречением имени Виталий и рукоположил в иеродиакон и иеромонаха и в том же году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Александровской миссионерской семинарии в городе Ардон Владикавказской епархии. В 1903 г. возведен в сан архимандрита и назначен проповедником и начальником типографии в Почаевскую лавру по ходатайству Архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). В Лавре способствовал развитию типографии обители, был редактором Почаевского листка, основателем и редактором журнала «Русский инок». Во время Первой мировой войны служил военным священником на фронте. В декабре 1918-августе 1919 арестован представителями украинской рады и заточен в униатский монастырь в Галиции, в 1921 г. арестован польскими властями и заключен в Демблинском каземате. Благодаря ходатайству сербского правительства освобожден и выслан в Сербию, затем переехал в Словакию, где в селе Ладомирово основал монастырь святого Иова Почаевского и типографию в юрисдикции РПЦЗ. Основал и был первым редактором журнала «Православная Карпатская Русь» (1928-1934). 6 мая 1934 года в Белграде хиротонисан во епископа Детройтского, управляющего приходами Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке, с местопребыванием в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк). Воссоздал в обители типографию. 3 сентября 1934 года возведён в сан архиепископа Североамериканского и Канадского. В 1938 основал Свято-Владимирскую духовную семинарию в Нью-Йорке[1]. После Кливлендского Собора 1946 г., когда Американская Митрополия митрополита Феофила (Булдовского) продолжила независимое от Русской Зарубежной Церкви существование, владыка Виталий покинул Свято-Владимирскую семинарию, оставшись в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви.  С 1948 года был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Основал при монастыре духовную семинарию. С 1950 года — архиепископ Восточно-Американский и Джерзейситский. Скончался 8 (21) марта 1960 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле[2].

В декабре 1946 г. в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле приехали архиепископ Виталий (Максименко) с группой своих учеников, в числе которых был и будущий ректор семинарии, а затем и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр (Шкурла)[3].

13 октября 1948 г. Архиерейский Синод РПЦЗ своим указом №2670 благословил открытие Свято-Троицкой духовной семинарии в одноименном монастыре в Джорданвилле «для подготовки монашествующего и белого духовенства»[4]. Тогда же было получено разрешение от правительства штата Нью-Йорк[5]. Предполагалось, что курс обучения будет состоять из 5 лет: 2 года подготовительных, 3 года – на изучение богословских наук. Занятия для первых студентов начались 14 октября 1948 г. На первом курсе учились шесть человек: архидиакон Сергий, иеродиакон Антоний (Граббе), иеродиакон Серафим (Чижевский), монах Алипий (Гаманович), монах Герасим (Романов) и монах Лавр (Шкурла).

Ректором семинарии являлся ее основатель – архиепископ Виталий, деканом – профессор Н.Н.Александров, преподавателями – протоиерей Василий Демидов, игумен Иосиф. В 1949 г. семинария получила официальное признание американских властей как высшее учебное заведение. В связи с этим в сентябре 1949 г. было опубликовано первое объявление о приеме учащихся. В 1949 г. в  преподавательскую корпорацию вошли протоиерей Михаил Помазанский (Догматическое богословие, славянский и греческий языки), иеромонах Константин (Зайцев) (Православие и русская литература) и профессор И.М.Андреевский (преподавал патрологию и психологию), а в 1951 г. к ним добавился архимандрит Аверкий (Таушев) (Священное Писание), в 1953 г. – профессор Н.Д.Тальберг (Церковная история)[6]. В 1952 г. архимандрит Аверкий был назначен ректором Свято-Троицкой семинарии определением Архиерейского Синода РПЦЗ[7]. В слове на Торжественном акте семинарии в день престольного праздника Святой Троицы новоназначенный ректор так определил цель существования духовной школы в Джорданвилле: «Мы считаем, что наша главная цель – подготовка просвещенных пастырей для Русской Зарубежной Церкви – наилучшим образом может быть достигнута именно благодаря тому, что наша Семинария помещается в строгом общежительном монастыре и учащиеся в ней воспитываются в монашеском духе путем соответствующего образования ума, воспитания сердца и закала воли в ежедневных монастырских послушания… Но главная задача нашей семинарии – это подготовка кадров ученого монашества. Без таковых у Церкви нет будущего, ибо в ученом монашестве главная опора Церкви»[8]. Отец Аверкий в своем слове также подчеркнул, что Свято-Троицкая семинария – единственное духовное учебное заведение Русской Зарубежной Церкви, призванное восполнить острый дефицит образованных кадров для духовенства, поскольку лиц с дореволюционным духовным образованием оставалось все меньше, мало оставалось и тех, кто окончил богословские факультеты в Сербии и Болгарии, недоступные после окончания Второй мировой войны для верующих Русской Зарубежной Церкви, а вскоре и вовсе закрытые. Свое выступление отец Аверкий (Таушев) окончил следующим призывом: «…Все мы должны ценить нашу семинарию, дорожить ею, беречь и хранить ее всячески, как зеницу ока. Мы должны принять все зависящие от нас меры, приложить все наши старания, чтобы поднять ее во всех отношениях на максимальную высоту, дабы она могла с успехом выполнять свое высокое и ответственное назначение. Нал общи долг помнить, что от Свято-Троицкой духовной семинарии, как единственного нашего духовно-учебного заведения, в значительной мере зависит будущее нашей Русской Зарубежной Церкви, нашего многострадального русского народа, в рассеянии сущего, и самой нашей родины, которая так будет нуждаться в истинных достодолжно подготовленных пастырях .если Бог сподобит нас на нее вернуть; мало того решусь сказать с дерзновением – зависит будущее всего человечества, поскольку судьбы его, как это становится теперь совершенно ясно, самым тесным образом фактически и таинственно-мистически связаны с судьбами нашей родины»[9]. Праздничные богослужения и Торжественный акт в Семинарии возглавил первый ректор – архиепископ Виталий (Максименко), из рук которого студенты получили свои текущие годовые аттестаты[10].

С первых лет и до настоящего времени в Свято-Троицкой семинарии обучались и обучаются не только верующие Русской Зарубежной Церкви и представители русской церковной эмиграции, но и студенты со всего мира, в первую очередь из православных стран – Сербии, Албании[11].

По свидетельству современников первых лет существования семинарии, огромную роль в интеллектуальном развитии студентов сыграл ее первый декан, профессор Николай Николаевич Александров, который ранее работал в авиационной компании И.И.Сикорского и прибывший в Свято-Троицкий монастырь после смерти супруги[12]. Большое значение для семинарии имела библиотека Свято-Троицкого монастыря насчитывавшая в то время около 18 000 томов.  Выпускники семинарии получали признанный государством диплом бакалавра богословия, большинство из них принимали священный сан, а не принявшие его получали места преподавателей русского языка и других предметов в светских средних и высших учебных заведениях США[13].

C 1954 г. по инициативе первого ректора архиепископа Виталия (Максименко) особое значение для жизни семинарии приобретает день памяти трех вселенских великих учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые считаются небесными покровителями семинарии.

Материальное обеспечение студентов Свято-Троицкой семинарии в первые десятилетия ее существования целиком зависело от их личного труда и участия. Студенты вместе и братией монастыря лично обрабатывали монастырское хозяйство, в связи с чем летние каникулы составляли четыре с половиной месяца и были полностью заняты полевыми работами. Вместе с этим, в семинарии не было полноценных рождественских и пасхальных каникул: Рождество праздновалось три дня – затем шли учебные дни, не было занятий последние три дня Страстной седмицы и первые три дня Светлой седмицы. Как отмечал в частном письме ректор семинарии архиепископ Аверкий (Таушев), «…это чрезвычайно важная положительная сторона нашей семинарии и нашего монастыря. Мы ниоткуда, ни иот каких протестантских и сомнительных организаций не получаем никаких денежных пособий, живем исключительно трудом рук своих и этим обеспечиваем себе полную духовную свободу, что так важно и необходмо в духовной жизни и деятельности, особенно в наше лукаваое время, когда так легко за деньги покупаются и продаются человеческие души»[14]. Основатель семинарии, архиепископ Виталий считал, что семинаристы должны за время обучения получить «…иноческий закал воли в монастыре, живя все время в монастыре, подобно монахам, и исполняя все те послушания, какие исполняют в монастыре монахи. Лучшего духовного воспитания для будущего пастыря нельзя себе и представить, ибо вреднее всего и опаснее всего для пастыря – отсутствие крепкой воли, духовная расслабленность, расшатанность, отсутствие стойкости и готовности на полное самоотвержение и самоотречение»[15].

В 1971 г. на страницах издания «Православная Русь» была опубликована краткая статья одного из ведущих преподавателей семинарии – протопресвитера Михаила Помазанского «Святая обитель и духовная школа на общем служении Церкви Христовой»[16]. В этой публикации отец Михаил попытался раскрыть принципиальную важность существования семинарии в стенах монастыря и все преимущества такого положения. По его мнению, «…современная обитель призвана служить не только личному спасению инков, но и продолжать такое многовековое общественно-церковное служение прежних монастырей. Потому так естевственна тесная связь с монастырем духовной школы, подготовляющей к пастырству, как это осуществляется в нашей Свято-Троицкой обители и при ней Свято-Троицкой семинарии на территории США»[17].

В 1972 г. деканом семинарии являлся Е.Е.Алферьев[18].

На выпускном акте Свято-Троицкой семинарии 2003 г. в приветственном слове ее ректора, архиепископа Лавра, было отмечено, что Свято-Троицкая семинария «…всегда старалась сохранить и передать учащимся богословские знания и традиции духовных школ Царской России»[19].

В период подготовки восстановления канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церкви Свято-Троицкая духовная семинария неоднократно становилась местом проведения заседаний Комиссий по диалогу между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью[20].

6-7 октября 2006 г. в Свято-Троицкой духовной семинарии прошла международная конференция «Жизнь и деятельность митрополита Антония (Храповицкого), приуроченная 70-летию со дня кончины архипастыря, на которой выступили церковные и светские историки из США, Европы и России, представившие 15 докладов[21]. Конференция явилась уже четвертым ежегодным научным коллоквиумом Свято-Троицкой семинарии[22].

В 2005 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II совместно с Московской духовной академией при семинарии учреждён Центр изучения церковной истории русского зарубежья.

В 2006/2007 учебном году шесть студентов Московской духовной семинарии были направлены на учебу в Свято-Троицкую семинарию в рамках программы обмена студентами между двумя учебными заведениями[23]. Кроме того, в Свято-Троицкой семинарии проходят обучение студенты из России, приехавшие в Джорданвилль самостоятельно[24].

В 2008 г. ректором Свято-Троицкой семинарии, согласно решению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви был назначен архимандрит Лука (Мурьянка), являющийся также наместником Свято-Троицкого монастыря с 2001 г.[25]

С начала пятидесятых годов и по настоящее время срок обучения в Свято-Троицкой семинарии – 5 лет. Все предметы, за исключением предметов первого года обучения, преподаются на русском языке. Стоимость обучения и проживания в семинарии составляет 5500 долларов США в год. Эта сумма включает в себя $3000 за обучение, а также $2500 за проживание и питание. Стоимость проживания может быть отработана в течение учебного года выполнением монастырских послушаний.
За вступительные экзамены взимается плата в размере $25 долларов. С абитуриентов, прибывших в семинарию позже установленного срока регистрации, дополнительно взимается $25 долларов.  
Для вольнослушателей, желающих посещать избранные циклы лекций, стоимость одного курса составляет $375 в год. При этом общая стоимость обучения за год не будет превышать обычной стоимости обучения в размере $3000 долларов в год. Для студентов, испытывающих финансовые трудности, Свято-Троицкая семинария предоставляет стипендии в соответствии с нуждами и заслугами студентов. Размер стипендии покрывает часть или всю плату за обучение соответствующего семестра. Стипендии  распределяются администрацией семинарии в зависимости от финансового положения студента и его успеваемости. Как правило, стипендии выдаются студентам дневного отделения, проучившимся не менее одного года, с хорошей успеваемостью и безупречным поведением. Стипендии не выдаются наличными деньгами, а идут в счет оплаты за обучение[26].

Учебный год в Свято-Троицкой семинарии выглядит следующим образом. В начале сентября проходят вступительные экзамены, с 2-й декады сентября начинается первый семестр занятий. 21-25 ноября – осенние каникулы, связанные с Днем благодарения, в середине декабря заканчиваются занятия, в третьей декаде декабря – экзамены. Во втором семестре занятия начинаются после праздника Богоявления, Первая седмица поста, Страстная и Светлая седмицы – неучебные. Занятия продолжаются до начала мая, затем следуют экзамены и выпуск[27].

Семинарский день обычно начинается с утренних молитв и Божественной литургии в 6 утра. Занятия начинаются сразу же после завтрака в 8:00 и продолжаются до 12:00. После обеда студенты выполняют различные монастырские послушания или готовятся к занятиям. Вечером после ужина учащиеся и монахи собираются на вечернее богослужение. Оставшееся свободное время посвящается подготовке к занятиям. Семинарский день заканчивается в 22:00 отходом ко сну.

Типография Свято-Троицкого монастыря является крупным центром православного книгопечатания. Издательская деятельность осуществляется совместными усилиями братии монастыря, преподавателями и студентами семинарии. В монастырской типографии выходят в свет на русском и английском языках православные периодические издания, книги и брошюры. При этом студенты семинарии имеют уникальную возможность не только приобрести опыт работы с печатным станком, но также выступить в роли авторов и переводчиков статей, публикуемых в монастырских изданиях[28]. С 2005 г. существует отдельное семинарское издательство, 2 раза в году выходит газета «Листок Свято-Троицкой семинарии».


[1] Виталий (Максименко Василий Иоаннович), архиепископ / Нивьер Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в западной и центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник / Библиотека-фонд «Русское зарубежье». М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007. – 130-131.

[2] Архиепископ Виталий / Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D. Дата доступа: 08.01.2012.

[3] Митрополит Лавр вспоминал // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2008. №1(23). С.19.

[4] Бобров Н. Краткий исторический очерк строительства Свято-Троицкого монастыря. – Джорданвилль: типография преподобного Иова Почаевского, 1969. – С. 94.

[5] Митрополит Лавр вспоминал // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2008. №1(23). С.19.

[6] Православная Русь. – 1949. №18. С.2; 1950.№1. С.3; 1950. №2. С.1

[7] Бобров Н. Указ. соч. С. 97.

[8] Аверкий (Таушев), архимандрит. Свято-Троицкая духовная семинария – ее значение, цели и задачи // Православная Русь. – 1952. №11. С.10-15.

[9] Аверкий (Таушев), архимандрит. Свято-Троицкая духовная семинария – ее значение, цели и задачи // Православная Русь. – 1952. №11. С.15; См. также это выступление в: Аверкий, архиепископ. Современность в свете слова Божия. – К 25-летию служения в Америке в Свято-Троицком монастыре / Слова и речи. Т.1.1951-1960. Джорданвилль: типография преподобного Иова Почаевского, 1975. С.7-15.

[10] Торжественный акт в Свято-Троицкой семинарии // Православная Русь. – 1952. №11. С.8-15.

[11] Лохматов Виктор, протодиакон. Урок монастырской жизни длиною в 50 лет // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2007. №1(21). С.2.

[12] Лохматов Виктор, протодиакон. Урок монастырской жизни длиною в 50 лет // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2007. №1(21). С.2.

[13] Бобров Н. Указ. соч. С.98.

[14] О том почему не стоит уезжать домой до Пасхи и Рождества // Листок Свято-Троицкой семинарии. – 2008. № 1(23). С.2.

[15] О том почему не стоит уезжать домой до Пасхи и Рождества // Листок Свято-Троицкой семинарии. – 2008. № 1(23). С.2.

[16] Помазанский М., протопресвитер. Святая обитель и духовная школа на общем служении Церкви Христовой // Православная Русь. – 1971. — № 16. – С. 5-6. 

[17] Там же. С. 5.

[18] Лохматов Виктор, протодиакон. Урок монастырской жизни длиною в 50 лет // Листок Свято-Троицкой семинарии. 2007. №1(21). С.3.

[19] Кин Г., протоиерей. Пятьдесят пятый годовой акт Свято-Троицкой Духовной Семинарии // Православная Русь. – 2003. – №14(1731). – С. 9-11.

[20] ROCOR-MP Roundtable // HolyTrinity Seminary Newsletter. 2006. №2(20). Р.7.

[21] Кострюков А. Конференция памяти митрополита Антония (Храповицкого). // Листок Свято-Троицкой семинарии. – 2006. № 2(20). С. 3-5.

[22] Samuel (Nedelsky), monk. The Fourth Holy Trinity Seminary Colloquium // HolyTrinity Seminary Newsletter. 2006. №2(20). Р.6.

[23] Семинаристы из Московской духовной семинарии поступили на обучение в Свято-Троицкую семинарию // Листок Свято-Троицкой семинарии. – 2007. № 1(21). С. 8-9.

[24] Новые семинаристы // Листок Свято-Троицкой семинарии. – 2007. № 2(22). С.6.

[25] Meet Holy Trinity seminary’s new rector, archimandrite Luke // HolyTrinity Seminary Newsletter. 2008. №2(24). Р.2.

[26] Поступление / Официальный сайт Свято-Троицкой семинарии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hts.edu/seminary/front/ru/admissions_ru.html. Дата доступа: 08.05.2011.

[27] Calendar: Spring 2007 // HolyTrinity Seminary Newsletter. 2006. №2(20). Р.11;  Calendar 2007-2008 // HolyTrinity Seminary Newsletter. 2007. №1(21). Р.11.

[28] Свято-Троицкая духовная семинария // Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hts.edu/seminary/front/ru/about_ru.html. — Дата доступа: 15.11.2009.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.