Таинство будущего. Исследования о происхождении библейской типологии

350Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви начинает выпускать новую книжную серию – «Библиотека сборника «Богословские труды».

Открывает серию книга «Таинство будущего: Исследования о происхождении библейской типологии» выдающегося французского ученого — богослова, патролога, библеиста и историка Церкви — кардинала Жана Даниелу. Труды ученого составили целую эпоху в изучении раннего христианства. Его многочисленные книги переведены на разные языки и давно вошли в сокровищницу мировой науки и богословской мысли XX столетия. К сожалению, в нашей стране до сих пор издавались переводы лишь отдельных глав из монографий и некоторых статей, так что наследие Даниелу практически неизвестно русскоязычному читателю, для которого настоящая публикация является первой и, надеемся, не последней возможностью познакомиться с работами выдающегося ученого.

«Таинство будущего» исследует возникновение и развитие святоотеческой экзегетики с учетом Священного Писания, межзаветной апокрифической литературы, сочинений Филона Александрийского и ранних христианских авторов первых четырех веков, современных научных исследований. Издание адресовано преподавателям и студентам, изучающим библеистику, патрологию и историю Церкви, всем читателям, интересующимся христианской религией.

Перевод выполнен по изданию: Sacramentum futuri. Etudes sur les origines de la typologie biblique / Par Jean Danielou, Professeur a l’Institut Catholique de Paris.

Paris: Beauchesne et ses fils, MCML

Перевод с французского В. Н. Генке под общей и научной редакцией А. Г. Дунаева

Объем книги — 448 с.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС 13-311-1838

ISBN 978-5-88017-428-7

© Пер. с фр.: В. Н. Генке, 2013

© Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013

ОТ РЕДАКТОРА

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЖАН ДАНИЕЛУ

(краткая биографическая справка)

Жан Даниелу родился 14 мая 1905 г. в Нейи-сюр-Сен, в семье образованных католиков. Его отец, Шарль Даниелу, был депутатом и министром при Третьей республике. Его мать Мадлен (в девичестве Кламорган) изучала литературу и философию и в 1903 г. получила высшее образование, что по тем временам считалось необычным для женщины. Около 1903 г. она основала коллеж «Сен-Мари». Как отмечал сам Жан Даниелу, мать оказала на него огромное влияние — как в духовной, так и в интеллектуальной сфере1. В семье было четверо детей. Брат Жана Ален посвятил себя изучению индуизма2; другой брат Луи в 1942 г. погиб на Гибралтаре. Сестра Жана Катрин вышла замуж за его близкого друга Жоржа Изара.

Во время учебы в Сорбонне будущий богослов познакомился с Ж.-П. Сартром, Ж. Маритеном и Ф. Мориаком (последний оказал на него особенное влияние). В его круге чтения важное место занимали книги Ш. Пеги (которого высоко ценила и Мадлен Даниелу). В тот же период он переводит на латынь французское либретто Ж. Кокто для оперы Игоря Стравинского «Царь Эдип».

По окончании Сорбонны Жан Даниелу проходит военную службу в форте Сен-Сир (1927–1928 гг.).

20 ноября 1929 г. Даниелу становится послушником в «Обществе Иисуса» в Лавале. Это решение было обусловлено стремлением молодого человека к созерцательности и духовному развитию, чему он и посвятил последующие десять лет своей жизни. 21 ноября 1931 г. он принес обеты, а затем отправился изучать философию в Жерсей (1931–1934 гг.). Позднее преподавал риторику в коллеже Сен-Жозеф в Пуатье (1934–1936 гг.).

В 1936–1939 гг. Даниелу изучает богословие в Лион-Фурвьер: здесь он занимается историей религий под руководством Анри де Любака, который поощряет его интерес к святым отцам и, в особенности, к Григорию Нисскому. Здесь же, в Лион-Фурвьер, он знакомится с молодым богословом Гансом Урсом фон Бальтазаром. 24 августа 1938 г. Даниелу был рукоположен во священника.

В 1941 г. будущий кардинал был направлен в Париж. В 1943 г. он защитил докторскую диссертацию, посвященную Григорию Нисскому, в Католическом институте и в том же году стал редактором журнала «Этюд» («Исследования»). Для второй докторской диссертации, на сей раз в Сорбонне, Даниелу перевел «Жизнь Моисея», и этот перевод вошел в первый том знаменитой серии «Сурс кретьен», работу над которой он продолжит уже после войны в сотрудничестве с Анри де Любаком. В 1943 г. он становится преемником Жюля Лебретона на посту профессора раннехристианской литературы и истории на богословском факультете Католического института. В том же году он стал одним из основателей группы «Кружок св. Иоанна Крестителя», в задачи которой входило поощрение к миссионерскому призванию.

Даниелу много работал с молодежью, будучи студенческим капелланом.

Пятидесятые годы стали, пожалуй, самым сложным периодом биографии выдающегося исследователя. Поскольку его имя все чаще стало ассоциироваться с т. н. «новым богословием», в определенных кругах отношение к нему стало весьма сдержанным, если не подозрительным. После опубликования энциклики «Humani Generis» в 1950 г., хотя Даниелу и позволили продолжить преподавательскую деятельность, ряд его статей и книг были удалены из иезуитских библиотек; он также был освобожден от обязанностей редактора «Сурс кретьен». Тем не менее в 1961 г. он был избран деканом Католического института и оставался на этом посту до 1969 г., сформировав целое поколение студентов.

В 1962 г. приходят серьезные перемены. В этом году папа Иоанн XXIII привлек Даниелу в качестве эксперта на Второй Ватиканский Собор. Планы литургической реформы, пересмотр отношения Римо-Католической Церкви к другим христианским Церквам, в частности к Православию, внушали Даниелу большие надежды, и он с воодушевлением трудился в ходе всего Собора.

Вместе с Карлом Ранером и Анри де Любаком он вошел в комиссию по богословию, которая, без преувеличения, была одной из самых значимых. Даниелу активно отражал работу Собора во французской прессе, особенно в «Фигаро».

21 апреля 1969 г. Даниелу был рукоположен в епископа, а несколькими днями позже, 28 апреля, папа Павел VI провозгласил его кардиналом. Новое положение мало повлияло на жизнь богослова: он жил прежней, весьма простой жизнью, очень много общался с молодежью, охотно принимал многочисленные приглашения выступить перед той или иной аудиторией, в том числе на радио и телевидении. В 1972 г. он стал членом Французской академии.

Жан Даниелу умер в Париже 20 мая 1974 г. от сердечного приступа в возрасте 69 лет.

Виктор Генке

______________________________________

1 Jean Danielou. Et qui est mon prochain? Memoires. Paris, 1974. 

2 Непростым взаимоотношениям братьев, убеждения которых разительно отличались, посвящена книга, написанная внучатой племянницей Мадлен Даниелу: Emmanuelle de Boysson. Le Cardinal et l’Hindouiste. Le Mystere des freres Danielou. Paris, 1999. 

Архив сборника Богословские труды 

Официальный сайт сборника «Богословские труды» www.btrudy.ru 

Книжный каталог Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви

Книгу «Таинство будущего: Исследования о происхождении библейской типологии» выдающегося французского ученого — богослова, патролога, библеиста и историка Церкви — кардинала Жана Даниелу можно приобрести в магазинах сети «Православная книга» по адрсам:

Погодинская ул., д. 18/1, стр. 1, (м. «Спортивная»)

Бакунинская ул., 81/55, стр. 1 (м. «Элекстрозаводская», «Бауманская»),

а также в храмах и часовнях на железнодорожных вокзалах Москвы)

Официальный дистрибьютер – торговая сеть «Православная книга».

По вопросам закупок обращайтесь по телефону +7 (499) 246-52-08

МинДАиС / Издательство Московской Патриархии

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.