Учение свт. Николая Сербского о нравственном состоянии человека до грехопадения

Нецветаев Дмитрий

Апробационная статья студента III курса Минской духовной академии Дмитрия Нецветаева.

О сотворении наших прародителей говорят первые главы книги Бытия.  Бог создает человека в последний день творения как самое совершенное существо в тварном мире. Ангельский мир создается Богом в молчании, весь вещественный мир вызывается от небытия к бытию творческим Божественным «да будет!», и только перед творением человека Бог как бы останавливается. Происходит Предвечный Совет Пресвятой Троицы, на котором решается весь божественный замысел о человеке: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1:26)[1].

Святитель Николай Сербский учит, что человек настолько ценен перед Богом, что замысел о его сотворении был у Бога в самом начале создания мира, но осуществился этот план в самом конце, чтобы максимально создать благоприятные условия для существования людей: «Прежде всего созданного и прежде времен и печалей Ты, Господи, создал человека в сердце Своем. Вначале Ты человека задумал, хотя явил его последним на четках создания. Как садовник все время думает о цветущей розе, когда копает землю и сажает голые прутья. Как строитель планируя храм, прежде всего воображает купола, хотя их последними сооружает»[2].

Не меньше внимания было уделено Богом самому процессу творения: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). По мысли Сербского Златоуста Господь создает человеческую душу непосредственно из Своего дыхания, в то время как тело собирается Им из готовых материалов – «из праха земного». Таким образом, человеческая природа  сочетает в себе духовную и телесную сторону[3].

Почему Господь выбирает материал для человеческого тела именно землю, а не какой-нибудь другой благородный материал? Хорошо на этот вопрос отвечает святитель Филарет Московский: Бог  создает человека из праха земного, чтобы он не возгордился   своим происхождением, но всегда помнил о своем сотворении из ничего, чтобы не забывал о своей зависимости от Творца. «Мысль о происхождении из персти должна быть для человека неисчерпаемым источником смирения на земле и на небесах»[4]Само имя первого человека – Адам (ивр. אָדָם‎,), что переводится как красная глина[5], должно было служить постоянным напоминанием о добродетели смирения. По учению святителя Григория Нисского, имя Адам  могло означать не только имя собственное, данное Богом, но содержать в себе наименование – «Всечеловека», так как первый человек содержал в себе весь человеческий род в потенции: «Божественные Провидение и Сила охватывают в первозданном весь род человеческий… Нет никакого различия между человеком, образованным в начале создания мира, и тем, который придет в конце его: они одинаково носят в себе образ Божий»[6].

Таким образом, человек, состоящий из души и тела, становится связующим звеном между небом и землей. Призванный к приобщению Божественной благодати, он наделяется царскими полномочиями, чтобы  преобразить тварную природу и привести ее к Богу. По словам преподобного Максима Исповедника, первый человек был призван «соединить любовью природу тварную с природой нетварной, являясь в единстве и тождестве стяжанием благодати»[7].

После творения Господь помещает первого человека в раю, в Едеме (от евр. «закрытый сад»)[8]. В Библии под раем подразумевается прекрасный сад – видимое телесное жилище прародителей, которое находилось на пересечении рек Тигр и Евфрат (Быт.  2:10-14). Так же под раем следует понимать особое благодатное состояние души, приближенной к Богу. 

В раю Господь дает человеку первые заповеди: возделывать и хранить сад – заповедь физического труда; и называть животных – заповедь интеллектуального труда. Вместе с тем, данное повеление Божие раскрывает Адама как царя над сотворенной природой, где первый человек имеет возможность уподобляться Богу и соучавствовать в Его творческой деятельности. Святитель Николай Сербский замечает, что Господь творит от избытка любви, а не по необходимости или по вынуждению, как учат об этом некоторые языческие или философские системы. Каждое творение – это радость для Бога, которую он хочет разделить с другими. Поэтому, «создав при первом творении ангелов, Бог сразу делает их соработниками в дальнейших делах Своих. Создав Адама, Он тут же берет его соработником в управлении Раем и всеми творениями в Раю»[9].

 Способность давать имена животным свидетельствует о совершенной природе первозданного человека. В древневосточном представлении было понятие о том, что имя говорит о сущности вещи, без имени вещь не могла существовать. Поэтому наречение имени свидетельствовало о власти над предметом, и таким образом Адам заканчивал дело Божие в творении мира. Древнегреческий философ Пифагор как-то сказал: «Тот был мудрейший из людей, кто первый дал названия вещам»[10].

Святитель Николай Сербский говорит: «Адам в Раю был совершенно грамотен и искусен в постижении смысла и значения всех сотворенных Господом существ и предметов»[11]. Он мог присваивать каждому живому существу имя с глубоким и точным смыслом, который соответствовал духовной сущности или замыслу Творца. Не Бог давал имена животным, «но привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И Адам безошибочно нарек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2:19-25)[12].

Эту работу, совершенно непосильную для грешника, Адам делал легко и быстро. Он без усилий читал все символы тварной природы, потому что был просвещен благодатью Божией. Своим чистым сердцем первозданный человек прозревал сущность предметов в Творце и через Творца.

В Новом Завете способность к видению и пониманию сущностей предметов Спаситель обновил в своих ближайших учениках. Он дал им возможность благодатью Святого Духа понимать окружающий мир без символов и знаков. Дар ведения от Господа предназначается всем христианам. По мысли святителя Николая Сербского: «Мы все имели бы эту чудесную способность праотца Адама и Апостолов, их чутье и безошибочное восприятие истины, если бы мы после крещения остались бы непогрешимыми. Однако всякий грех заставляет нас стыдливо опускать глаза долу… Совершив грех, мы бежим и прячемся от Бога, как и Адам, согрешив, скрылся между деревьями рая»[13].

Как можно видеть из дальнейшего повествования книги Бытия, Адам дал названия всем животным, но для него «не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:20). И Господь говорит удивительные слова: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). С одной стороны это может показаться странным, ведь в Священном Писании часто повторяются слова, что все сотворенное Богом «добро зело», (Быт.1:31) – неужели Господь здесь ошибся и решил исправить Свою ошибку, создавая жену? Согласно Божию замыслу цель человеческой жизни – богообщение, достигаемое совместными усилиями, как стремление человека к Богу, так и ответ Господа человеку. Когда Бог привел всех животных к Адаму, последний дал им всем имена, но не отождествил себя ни с кем из животных. По своей природе наш прародитель стоял выше над всеми животными, поэтому Господь и создает для него жену. Адам свидетельствует о своем опыте самопознания, он видит  единую природу с Евой: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт. 2:23).

Таким образом, человек был один в мире, что делало его уникальной личностью, центром мира, но Бог желает, чтобы Адам научился любить, а не просто исполнять Его волю. Поэтому рядом с Адамом появляется другой человек. Любовь к Богу начинается через любовь к ближнему. Апостол Иоанн Богослов учит: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20) [14].

  В брачном союзе достигается полнота общения между двумя людьми, подобно совершенной и безграничной полноте общения между лицами Пресвятой Троицы. Святитель Николай Сербский видит брак как союз мужчины и женщины, двух личностей при едином теле: «Рядом с именем «Я» появилось имя «Мы». Две личности, но одно тело… Здесь начало и личности, и общества. При сотворении человеческого рода Господь навсегда решил мучительную проблему отношений «Я» и «Мы» без конфликта. «Я» Господь признал за образ и подобие Божие, а «Мы» было велено быть одной плотью. Этим было ясно подчеркнуто значение личности и значение общества»[15].

Брак Адама и Евы является прообразом идеального общества – Церкви Христовой. В Адаме человечество едино по своей природе, в Церкви люди объединяются вокруг личности Спасителя. «Тайна сия велика», – говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам (Еф. 5:32)[16]. «Христос именуется  Женихом, а Церковь – невестой. Христос настолько любит Церковь, что ради нее оставил Он Своего Небесного Отца – пребывая с Ним, естественно, в единстве сущности и Божества… Что муж для жены, то Христос для Церкви. Муж – глава жены, а Христос – глава Церкви… Муж любит жену как свое собственное тело, и Христос любит Церковь как Свое собственное тело»[17].

Природная связь, объединяющая всех потомков Адама и Евы, была повреждена в грехопадении. Нарушились идеальные отношения между человеком и Богом, отношения людей между собой, что проявилось в истории первых детей Каина и Авеля. Старший брат убивает младшего, потому что хочет оставаться не стесненной личностью, и не обремененным узами общества[18].

Но, несмотря на грехопадение, Господь подтвердил важность брака. Он повторяет слова Адама: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,  так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6).

Итак, Господь особо выделил и возвеличил первозданных людей над сотворенной природой,  дал им заповедь господствовать над животными, благословил их брак, чтобы потомки могли быть царями над всей землей (Быт. 1:28). Святитель Николай Сербский, рассуждая о заповедях Божиих, данных человеку в раю, замечает, что «Бог сотворил первого человека из превеликой любви и существо его основал на двух принципах: на свободе и на смиренном послушании»[19].

Свобода первозданного человека заключалась в том, что он мог распоряжаться целым Раем по своему усмотрению: управлять животными, вкушать райские плоды, как он того хотел. Господь с самого начала определил, чтобы человек действовал как свободное существо. Без свободной воли он был бы просто искусным механическим устройством Божиим, которое Бог приводил бы в движение по Своей воле. «Таких устройств у Бога в природе достаточно, но человека Он сподобил исключительного положения, дав ему свободу, дабы тот определился: за Бога он или против Бога, за жизнь или за смерть»[20]. Другими словами, Адам, как личность, и, обладая свободной волей, не был еще окончательно утвержден в добре или зле. Он не был искушен, следовательно, не имел возможности впасть в грех. Поэтому Господь насаждает в раю «дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9), и дает человеку заповедь послушания: «…от всякого дерева в саду ты будешь есть,  а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). Исполняя заповедь послушания, Адам должен был упражняться в добре. Через добродетель он призван был стать на путь к совершенству[21]. «Чем Адам заслужил рай? – спрашивает святитель Николай Сербский, – Ничем; но был ему дан рай по любви Божией. Чем Адам держался в раю до своего падения? Послушанием Богу, единственно послушанием. Когда он и жена его усомнились в заповеди Божией, они уже сами этим сомнением нарушили заповедь Божию и впали в смертный грех непослушания»[22].

В святоотеческом толковании существует мнение, что дерево познания добра и зла было обыкновенным деревом, плоды которого не обладали чудесными свойствами, способными научать. По всей видимости, дерево носит такое название, потому что послужило к самовольному познанию греха против заповеди Божией[23].  Господь мог и без дерева дать заповедь Адаму и Еве не искать зла, но «…избрал именно такой, выразительный способ поучения, чтобы человек, видя пред собой это древо, чаще вспоминал о заповедях Создателя своего, а впоследствии — о своем грехе. Подобно тому как учитель лучше всего учит детей по картинкам…»[24].

Господь хотел уберечь первозданного человека, опытно знающего, что такое добро, от познания зла, от смешивания добра со злом, то есть от двоедушия, как позднее предостерегал своих учеников Господь Иисус Христос: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Лк. 16:13). Заповедь носит, прежде всего, оборонительный характер, так как даже незначительное влияние зла может совершенно испортить все добро. Поэтому Господь и говорит о последствиях нарушения заповеди: «…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).

Все деревья в раю были символами добра, знаками благодеяния Божия к человеку, и только дерево познания являлось символом смешения добра и зла. Святитель Николай Сербский предполагает, что на этом древе могли расти сразу два вида плодов одновременно: и добра, и зла. «Обманутая любопытная жена сорвала и съела сначала плод зла, а затем плод добра. Поэтому первым родился злой Каин, а не добрый Авель. И с того времени продолжается рождение злых и добрых через все века и человеческие поколения. Отсюда все столкновения, ссоры, войны, которыми наполнена история человечества. Мировая история есть макрокосмическое Древо познания»[25].

 Подводя итог вышесказанному, следует дать такую характеристику состоянию естества первозданного человека, согласно учению святителя Николая Сербского. Бог сотворил человека как самое совершенное существо на земле. В отличие от животных прародитель был наделен душой и имел дар свободной воли. Состоящий из материальной и нематериальной составляющей, человек был призван к соединению земли и неба. Поэтому он был поставлен царем на земле, имел власть управлять раем и животными. В то же время, человек как образ Божий нуждался в общении с себе подобным. Господь создает для Адама Еву, благословляет брак, чтобы в человеке развивалась  любовь. Вместе с заповедью господства над раем им дана была заповедь послушания. Человек жил в раю одним единственным законом или правилом: быть выше природы, но ниже Бога. Заповедь господства над природой учила человека покорять природу, чтобы не попасть под ее власть, а заповедь послушания учила покорности Богу, чтобы не возвыситься в мечтах над Ним[26].

Исполняя этот простой закон, Адам и Ева пребывали в гармонии с природой и сотворившим их Господом. Через близкое богообщение человек становился совершенным. Он имел возможность видеть целесообразность сотворенной Богом природы, сущность окружающих предметов и свое назначение в мире. Поэтому естественным состоянием человека можно назвать только то, где действует и правит благодать Божия. Напротив, пребывать без благодати «значит быть вдалеке от Бога, да к тому же еще и за пределами реалий своего собственного существа. Наше существо, наша личность утверждает свою подлинность и обретает свою полноту лишь близ Бога и Богом»[27].

Однако человек нарушил заповедь Божию, своевольно ушел из-под власти Божией, вследствие чего из-под его власти вырвалась вся природа и установила над ним свою власть. Таким образом, и первая заповедь стала невыполнимой[28].

[1] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – Изд. 2-е, испр. и доп. – С. 198.

[2] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Моления на озере / Перевод с сербского И.А.Чароты. – М.: Издательство Дмитрия Харченко, 2011. – С. 16.

[3] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3кн. – Кн.3: Миссионерские письма / Перевод С.Луганской. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. – С. 5.

[4] Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. – М., 1867. – Репринт. – Москва: Руский хронограф, 2004. – С. 68.

[5] Адам. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Адам. – Дата доступа: 15.05.2013.

[6] Цит по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Перевод с французского В.А.Рещиковой. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – С. 134.

[7] Цит по:  Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви… С. 142.

[8] Эдем. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Адам. – Дата доступа: 15.05.2013.

[9] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3 кн. – Кн.1: Беседы / Предисловие Иеромонаха Игнатия (Шестакова); Перевод А.Евстратовой. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. – С. 31.

[10] Бахтин М.В. Христианское учение о человеке [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.wlad.zachalo.ru/p138aa1.html. – Дата доступа: 15.05.2013.

[11] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Символы и сигналы / Перевод с сербского Н.Г.Феофановой. – М.: Покров, 2003. – С. 12.

[12] Там же. С. 13.

[13] Там же. С. 14.

[14]  Кураев Андрей, диакон. В чем согрешили Адам и Ева. Лекция в Гродненском Государственном Университете имени Янки Купалы. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/04/adam_i_eva.shtml. – Дата доступа: 15.05.2013.

[15] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Земля недостижимая. Современная сказка для взрослых / Перевод с сербского Натальи Феофановой. – М., 2004. – С. 57.

[16] Шмалий Владимир, иерей. Проблематика пола в свете Христианской Антропологии (Быт. 1:27) [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/libr/Shmalij-V/problematika-pola.html. – Дата доступа: 15.05.2013.

[17] Николай Сербский. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Охридский Пролог. 29 мая  / Перевод с сербского Сергея Фонова. – М.: Паломник, 2008. – С. 282.

[18] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Земля недостижимая… С. 58.

[19] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3 кн. – Кн.1: Беседы… С. 62.

[20] Там же. С. 53.

[21] Иларион (Алфеев), епископ. Православие: В 2 т. –  том 1. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. – С.  510.

[22] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3кн. – кн. 2: Беседы… С. 308.

[23] Давыденков Олег, протоиерей. Догматическое богословие. Указ. Соч.  –  С. 235.

[24] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Слово о Законе (Номология).  М.: Издательство Братства святителя Алексия, Центр святоотеческих переводов; Издательство Феофания, 2007. – С. 21.

[25] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Кассиана. Повесть о христианской любви. Статьи, проповеди / Перевод с сербского монахини Пелагеи (Шеремет) при участии Екатерины Юсмяки. – Спб.: Знаки, 2000. –  С.77.

[26] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Слово о Законе (Номология)… С. 19.

[27] Николай Сербский. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Охридский пролог. 27 февраля / Перевод с сербского Сергея Фонова. – М.: Паломник, 2008. – С. 261.

[28] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Слово о Законе (Номология)… С. 22.

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. – 4-е изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. – 2535 с., ил.
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. – Спб.: Синодальная типография, 1900. – Репринт. – М.: Российское библейское общество, 1993. – 1658 с.
  3. Адам. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Адам. – Дата доступа: 15.05.2013.
  4. Бахтин М.В. Христианское учение о человеке [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.wlad.zachalo.ru/p138aa1.html. – Дата доступа: 15.05.2013.
  5. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – Изд. 2-е, испр. и доп. – 435 с.
  6. Иларион (Алфеев), епископ. Православие: В 2 т. –  том 1. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. – С.  510.
  7. Кураев Андрей, диакон. В чем согрешили Адам и Ева. Лекция в Гродненском Государственном Университете имени Янки Купалы. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/04/adam_i_eva.shtml. – Дата доступа: 15.05.2013.
  8. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Перевод с французского В.А.Рещиковой. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 430 с.
  9. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Земля недостижимая. Современная сказка для взрослых / Перевод с сербского Натальи Феофановой. – М., 2004. – 144 с.
  10. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Кассиана. Повесть о христианской любви. Статьи, проповеди / Перевод с сербского монахини Пелагеи (Шеремет) при участии Екатерины Юсмяки. – Спб.: Знаки, 2000. – 160 с.
  11. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Символы и сигналы / Перевод с сербского Н.Г.Феофановой. – М.: Покров, 2003. – 102 с.
  12. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Слово о Законе (Номология).  М.: Издательство Братства святителя Алексия, Центр святоотеческих переводов; Издательство Феофания, 2007. – 128 с.
  13. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3 кн. – Кн.1: Беседы / Предисл. Иером. Игнатия (Шестакова); пер. А.Евстратовой. –  кн. 2: Беседы / Пер. А.Евстратовой. –   Кн.3: Миссионерские письма / Пер. С.Луганской. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. – 496 с.: ил. – 496 с.: ил.  – 544 с.:ил.
  14. Николай Сербский. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Охридский пролог: В 4 кн. – Кн.1: Январь, февраль, март. –  кн. 2: апрель, май, июнь / Перевод с сербского Сергея Фонова. – М.: Паломник, 2008. – 432 с. – 448 с.
  15. Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. – М., 1867. – Репринт. – Москва: Руский хронограф, 2004. – 702 с.
  16. Шмалий Владимир, иерей. Проблематика пола в свете Христианской Антропологии (Быт. 1:27) [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/libr/Shmalij-V/problematika-pola.html. – Дата доступа: 15.05.2013.
  17. Эдем. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Адам. – Дата доступа: 15.05.2013.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.