Учение свт. Николая Сербского о нравственном состоянии человека до грехопадения

Нецветаев Дмитрий

Апробационная статья студента III курса Минской духовной академии Дмитрия Нецветаева.

О сотворении наших прародителей говорят первые главы книги Бытия.  Бог создает человека в последний день творения как самое совершенное существо в тварном мире. Ангельский мир создается Богом в молчании, весь вещественный мир вызывается от небытия к бытию творческим Божественным «да будет!», и только перед творением человека Бог как бы останавливается. Происходит Предвечный Совет Пресвятой Троицы, на котором решается весь божественный замысел о человеке: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1:26)[1].

Святитель Николай Сербский учит, что человек настолько ценен перед Богом, что замысел о его сотворении был у Бога в самом начале создания мира, но осуществился этот план в самом конце, чтобы максимально создать благоприятные условия для существования людей: «Прежде всего созданного и прежде времен и печалей Ты, Господи, создал человека в сердце Своем. Вначале Ты человека задумал, хотя явил его последним на четках создания. Как садовник все время думает о цветущей розе, когда копает землю и сажает голые прутья. Как строитель планируя храм, прежде всего воображает купола, хотя их последними сооружает»[2].

Не меньше внимания было уделено Богом самому процессу творения: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). По мысли Сербского Златоуста Господь создает человеческую душу непосредственно из Своего дыхания, в то время как тело собирается Им из готовых материалов – «из праха земного». Таким образом, человеческая природа  сочетает в себе духовную и телесную сторону[3].

Почему Господь выбирает материал для человеческого тела именно землю, а не какой-нибудь другой благородный материал? Хорошо на этот вопрос отвечает святитель Филарет Московский: Бог  создает человека из праха земного, чтобы он не возгордился   своим происхождением, но всегда помнил о своем сотворении из ничего, чтобы не забывал о своей зависимости от Творца. «Мысль о происхождении из персти должна быть для человека неисчерпаемым источником смирения на земле и на небесах»[4]Само имя первого человека – Адам (ивр. אָדָם‎,), что переводится как красная глина[5], должно было служить постоянным напоминанием о добродетели смирения. По учению святителя Григория Нисского, имя Адам  могло означать не только имя собственное, данное Богом, но содержать в себе наименование – «Всечеловека», так как первый человек содержал в себе весь человеческий род в потенции: «Божественные Провидение и Сила охватывают в первозданном весь род человеческий… Нет никакого различия между человеком, образованным в начале создания мира, и тем, который придет в конце его: они одинаково носят в себе образ Божий»[6].

Таким образом, человек, состоящий из души и тела, становится связующим звеном между небом и землей. Призванный к приобщению Божественной благодати, он наделяется царскими полномочиями, чтобы  преобразить тварную природу и привести ее к Богу. По словам преподобного Максима Исповедника, первый человек был призван «соединить любовью природу тварную с природой нетварной, являясь в единстве и тождестве стяжанием благодати»[7].

После творения Господь помещает первого человека в раю, в Едеме (от евр. «закрытый сад»)[8]. В Библии под раем подразумевается прекрасный сад – видимое телесное жилище прародителей, которое находилось на пересечении рек Тигр и Евфрат (Быт.  2:10-14). Так же под раем следует понимать особое благодатное состояние души, приближенной к Богу. 

В раю Господь дает человеку первые заповеди: возделывать и хранить сад – заповедь физического труда; и называть животных – заповедь интеллектуального труда. Вместе с тем, данное повеление Божие раскрывает Адама как царя над сотворенной природой, где первый человек имеет возможность уподобляться Богу и соучавствовать в Его творческой деятельности. Святитель Николай Сербский замечает, что Господь творит от избытка любви, а не по необходимости или по вынуждению, как учат об этом некоторые языческие или философские системы. Каждое творение – это радость для Бога, которую он хочет разделить с другими. Поэтому, «создав при первом творении ангелов, Бог сразу делает их соработниками в дальнейших делах Своих. Создав Адама, Он тут же берет его соработником в управлении Раем и всеми творениями в Раю»[9].

 Способность давать имена животным свидетельствует о совершенной природе первозданного человека. В древневосточном представлении было понятие о том, что имя говорит о сущности вещи, без имени вещь не могла существовать. Поэтому наречение имени свидетельствовало о власти над предметом, и таким образом Адам заканчивал дело Божие в творении мира. Древнегреческий философ Пифагор как-то сказал: «Тот был мудрейший из людей, кто первый дал названия вещам»[10].

Святитель Николай Сербский говорит: «Адам в Раю был совершенно грамотен и искусен в постижении смысла и значения всех сотворенных Господом существ и предметов»[11]. Он мог присваивать каждому живому существу имя с глубоким и точным смыслом, который соответствовал духовной сущности или замыслу Творца. Не Бог давал имена животным, «но привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И Адам безошибочно нарек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2:19-25)[12].

Эту работу, совершенно непосильную для грешника, Адам делал легко и быстро. Он без усилий читал все символы тварной природы, потому что был просвещен благодатью Божией. Своим чистым сердцем первозданный человек прозревал сущность предметов в Творце и через Творца.

В Новом Завете способность к видению и пониманию сущностей предметов Спаситель обновил в своих ближайших учениках. Он дал им возможность благодатью Святого Духа понимать окружающий мир без символов и знаков. Дар ведения от Господа предназначается всем христианам. По мысли святителя Николая Сербского: «Мы все имели бы эту чудесную способность праотца Адама и Апостолов, их чутье и безошибочное восприятие истины, если бы мы после крещения остались бы непогрешимыми. Однако всякий грех заставляет нас стыдливо опускать глаза долу… Совершив грех, мы бежим и прячемся от Бога, как и Адам, согрешив, скрылся между деревьями рая»[13].

Как можно видеть из дальнейшего повествования книги Бытия, Адам дал названия всем животным, но для него «не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:20). И Господь говорит удивительные слова: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). С одной стороны это может показаться странным, ведь в Священном Писании часто повторяются слова, что все сотворенное Богом «добро зело», (Быт.1:31) – неужели Господь здесь ошибся и решил исправить Свою ошибку, создавая жену? Согласно Божию замыслу цель человеческой жизни – богообщение, достигаемое совместными усилиями, как стремление человека к Богу, так и ответ Господа человеку. Когда Бог привел всех животных к Адаму, последний дал им всем имена, но не отождествил себя ни с кем из животных. По своей природе наш прародитель стоял выше над всеми животными, поэтому Господь и создает для него жену. Адам свидетельствует о своем опыте самопознания, он видит  единую природу с Евой: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт. 2:23).

Таким образом, человек был один в мире, что делало его уникальной личностью, центром мира, но Бог желает, чтобы Адам научился любить, а не просто исполнять Его волю. Поэтому рядом с Адамом появляется другой человек. Любовь к Богу начинается через любовь к ближнему. Апостол Иоанн Богослов учит: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20) [14].

  В брачном союзе достигается полнота общения между двумя людьми, подобно совершенной и безграничной полноте общения между лицами Пресвятой Троицы. Святитель Николай Сербский видит брак как союз мужчины и женщины, двух личностей при едином теле: «Рядом с именем «Я» появилось имя «Мы». Две личности, но одно тело… Здесь начало и личности, и общества. При сотворении человеческого рода Господь навсегда решил мучительную проблему отношений «Я» и «Мы» без конфликта. «Я» Господь признал за образ и подобие Божие, а «Мы» было велено быть одной плотью. Этим было ясно подчеркнуто значение личности и значение общества»[15].

Брак Адама и Евы является прообразом идеального общества – Церкви Христовой. В Адаме человечество едино по своей природе, в Церкви люди объединяются вокруг личности Спасителя. «Тайна сия велика», – говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам (Еф. 5:32)[16]. «Христос именуется  Женихом, а Церковь – невестой. Христос настолько любит Церковь, что ради нее оставил Он Своего Небесного Отца – пребывая с Ним, естественно, в единстве сущности и Божества… Что муж для жены, то Христос для Церкви. Муж – глава жены, а Христос – глава Церкви… Муж любит жену как свое собственное тело, и Христос любит Церковь как Свое собственное тело»[17].

Природная связь, объединяющая всех потомков Адама и Евы, была повреждена в грехопадении. Нарушились идеальные отношения между человеком и Богом, отношения людей между собой, что проявилось в истории первых детей Каина и Авеля. Старший брат убивает младшего, потому что хочет оставаться не стесненной личностью, и не обремененным узами общества[18].

Но, несмотря на грехопадение, Господь подтвердил важность брака. Он повторяет слова Адама: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,  так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6).

Итак, Господь особо выделил и возвеличил первозданных людей над сотворенной природой,  дал им заповедь господствовать над животными, благословил их брак, чтобы потомки могли быть царями над всей землей (Быт. 1:28). Святитель Николай Сербский, рассуждая о заповедях Божиих, данных человеку в раю, замечает, что «Бог сотворил первого человека из превеликой любви и существо его основал на двух принципах: на свободе и на смиренном послушании»[19].

Свобода первозданного человека заключалась в том, что он мог распоряжаться целым Раем по своему усмотрению: управлять животными, вкушать райские плоды, как он того хотел. Господь с самого начала определил, чтобы человек действовал как свободное существо. Без свободной воли он был бы просто искусным механическим устройством Божиим, которое Бог приводил бы в движение по Своей воле. «Таких устройств у Бога в природе достаточно, но человека Он сподобил исключительного положения, дав ему свободу, дабы тот определился: за Бога он или против Бога, за жизнь или за смерть»[20]. Другими словами, Адам, как личность, и, обладая свободной волей, не был еще окончательно утвержден в добре или зле. Он не был искушен, следовательно, не имел возможности впасть в грех. Поэтому Господь насаждает в раю «дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9), и дает человеку заповедь послушания: «…от всякого дерева в саду ты будешь есть,  а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). Исполняя заповедь послушания, Адам должен был упражняться в добре. Через добродетель он призван был стать на путь к совершенству[21]. «Чем Адам заслужил рай? – спрашивает святитель Николай Сербский, – Ничем; но был ему дан рай по любви Божией. Чем Адам держался в раю до своего падения? Послушанием Богу, единственно послушанием. Когда он и жена его усомнились в заповеди Божией, они уже сами этим сомнением нарушили заповедь Божию и впали в смертный грех непослушания»[22].

В святоотеческом толковании существует мнение, что дерево познания добра и зла было обыкновенным деревом, плоды которого не обладали чудесными свойствами, способными научать. По всей видимости, дерево носит такое название, потому что послужило к самовольному познанию греха против заповеди Божией[23].  Господь мог и без дерева дать заповедь Адаму и Еве не искать зла, но «…избрал именно такой, выразительный способ поучения, чтобы человек, видя пред собой это древо, чаще вспоминал о заповедях Создателя своего, а впоследствии — о своем грехе. Подобно тому как учитель лучше всего учит детей по картинкам…»[24].

Господь хотел уберечь первозданного человека, опытно знающего, что такое добро, от познания зла, от смешивания добра со злом, то есть от двоедушия, как позднее предостерегал своих учеников Господь Иисус Христос: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Лк. 16:13). Заповедь носит, прежде всего, оборонительный характер, так как даже незначительное влияние зла может совершенно испортить все добро. Поэтому Господь и говорит о последствиях нарушения заповеди: «…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).

Все деревья в раю были символами добра, знаками благодеяния Божия к человеку, и только дерево познания являлось символом смешения добра и зла. Святитель Николай Сербский предполагает, что на этом древе могли расти сразу два вида плодов одновременно: и добра, и зла. «Обманутая любопытная жена сорвала и съела сначала плод зла, а затем плод добра. Поэтому первым родился злой Каин, а не добрый Авель. И с того времени продолжается рождение злых и добрых через все века и человеческие поколения. Отсюда все столкновения, ссоры, войны, которыми наполнена история человечества. Мировая история есть макрокосмическое Древо познания»[25].

 Подводя итог вышесказанному, следует дать такую характеристику состоянию естества первозданного человека, согласно учению святителя Николая Сербского. Бог сотворил человека как самое совершенное существо на земле. В отличие от животных прародитель был наделен душой и имел дар свободной воли. Состоящий из материальной и нематериальной составляющей, человек был призван к соединению земли и неба. Поэтому он был поставлен царем на земле, имел власть управлять раем и животными. В то же время, человек как образ Божий нуждался в общении с себе подобным. Господь создает для Адама Еву, благословляет брак, чтобы в человеке развивалась  любовь. Вместе с заповедью господства над раем им дана была заповедь послушания. Человек жил в раю одним единственным законом или правилом: быть выше природы, но ниже Бога. Заповедь господства над природой учила человека покорять природу, чтобы не попасть под ее власть, а заповедь послушания учила покорности Богу, чтобы не возвыситься в мечтах над Ним[26].

Исполняя этот простой закон, Адам и Ева пребывали в гармонии с природой и сотворившим их Господом. Через близкое богообщение человек становился совершенным. Он имел возможность видеть целесообразность сотворенной Богом природы, сущность окружающих предметов и свое назначение в мире. Поэтому естественным состоянием человека можно назвать только то, где действует и правит благодать Божия. Напротив, пребывать без благодати «значит быть вдалеке от Бога, да к тому же еще и за пределами реалий своего собственного существа. Наше существо, наша личность утверждает свою подлинность и обретает свою полноту лишь близ Бога и Богом»[27].

Однако человек нарушил заповедь Божию, своевольно ушел из-под власти Божией, вследствие чего из-под его власти вырвалась вся природа и установила над ним свою власть. Таким образом, и первая заповедь стала невыполнимой[28].

[1] Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – Изд. 2-е, испр. и доп. – С. 198.

[2] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Моления на озере / Перевод с сербского И.А.Чароты. – М.: Издательство Дмитрия Харченко, 2011. – С. 16.

[3] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3кн. – Кн.3: Миссионерские письма / Перевод С.Луганской. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. – С. 5.

[4] Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. – М., 1867. – Репринт. – Москва: Руский хронограф, 2004. – С. 68.

[5] Адам. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Адам. – Дата доступа: 15.05.2013.

[6] Цит по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Перевод с французского В.А.Рещиковой. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – С. 134.

[7] Цит по:  Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви… С. 142.

[8] Эдем. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Адам. – Дата доступа: 15.05.2013.

[9] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3 кн. – Кн.1: Беседы / Предисловие Иеромонаха Игнатия (Шестакова); Перевод А.Евстратовой. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. – С. 31.

[10] Бахтин М.В. Христианское учение о человеке [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.wlad.zachalo.ru/p138aa1.html. – Дата доступа: 15.05.2013.

[11] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Символы и сигналы / Перевод с сербского Н.Г.Феофановой. – М.: Покров, 2003. – С. 12.

[12] Там же. С. 13.

[13] Там же. С. 14.

[14]  Кураев Андрей, диакон. В чем согрешили Адам и Ева. Лекция в Гродненском Государственном Университете имени Янки Купалы. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/04/adam_i_eva.shtml. – Дата доступа: 15.05.2013.

[15] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Земля недостижимая. Современная сказка для взрослых / Перевод с сербского Натальи Феофановой. – М., 2004. – С. 57.

[16] Шмалий Владимир, иерей. Проблематика пола в свете Христианской Антропологии (Быт. 1:27) [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/libr/Shmalij-V/problematika-pola.html. – Дата доступа: 15.05.2013.

[17] Николай Сербский. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Охридский Пролог. 29 мая  / Перевод с сербского Сергея Фонова. – М.: Паломник, 2008. – С. 282.

[18] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Земля недостижимая… С. 58.

[19] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3 кн. – Кн.1: Беседы… С. 62.

[20] Там же. С. 53.

[21] Иларион (Алфеев), епископ. Православие: В 2 т. –  том 1. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. – С.  510.

[22] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3кн. – кн. 2: Беседы… С. 308.

[23] Давыденков Олег, протоиерей. Догматическое богословие. Указ. Соч.  –  С. 235.

[24] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Слово о Законе (Номология).  М.: Издательство Братства святителя Алексия, Центр святоотеческих переводов; Издательство Феофания, 2007. – С. 21.

[25] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Кассиана. Повесть о христианской любви. Статьи, проповеди / Перевод с сербского монахини Пелагеи (Шеремет) при участии Екатерины Юсмяки. – Спб.: Знаки, 2000. –  С.77.

[26] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Слово о Законе (Номология)… С. 19.

[27] Николай Сербский. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Охридский пролог. 27 февраля / Перевод с сербского Сергея Фонова. – М.: Паломник, 2008. – С. 261.

[28] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Слово о Законе (Номология)… С. 22.

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. – 4-е изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. – 2535 с., ил.
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. – Спб.: Синодальная типография, 1900. – Репринт. – М.: Российское библейское общество, 1993. – 1658 с.
  3. Адам. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Адам. – Дата доступа: 15.05.2013.
  4. Бахтин М.В. Христианское учение о человеке [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.wlad.zachalo.ru/p138aa1.html. – Дата доступа: 15.05.2013.
  5. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – Изд. 2-е, испр. и доп. – 435 с.
  6. Иларион (Алфеев), епископ. Православие: В 2 т. –  том 1. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. – С.  510.
  7. Кураев Андрей, диакон. В чем согрешили Адам и Ева. Лекция в Гродненском Государственном Университете имени Янки Купалы. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/04/adam_i_eva.shtml. – Дата доступа: 15.05.2013.
  8. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Перевод с французского В.А.Рещиковой. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 430 с.
  9. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Земля недостижимая. Современная сказка для взрослых / Перевод с сербского Натальи Феофановой. – М., 2004. – 144 с.
  10. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Кассиана. Повесть о христианской любви. Статьи, проповеди / Перевод с сербского монахини Пелагеи (Шеремет) при участии Екатерины Юсмяки. – Спб.: Знаки, 2000. – 160 с.
  11. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Символы и сигналы / Перевод с сербского Н.Г.Феофановой. – М.: Покров, 2003. – 102 с.
  12. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Слово о Законе (Номология).  М.: Издательство Братства святителя Алексия, Центр святоотеческих переводов; Издательство Феофания, 2007. – 128 с.
  13. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Творения: В 3 кн. – Кн.1: Беседы / Предисл. Иером. Игнатия (Шестакова); пер. А.Евстратовой. –  кн. 2: Беседы / Пер. А.Евстратовой. –   Кн.3: Миссионерские письма / Пер. С.Луганской. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. – 496 с.: ил. – 496 с.: ил.  – 544 с.:ил.
  14. Николай Сербский. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Охридский пролог: В 4 кн. – Кн.1: Январь, февраль, март. –  кн. 2: апрель, май, июнь / Перевод с сербского Сергея Фонова. – М.: Паломник, 2008. – 432 с. – 448 с.
  15. Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. – М., 1867. – Репринт. – Москва: Руский хронограф, 2004. – 702 с.
  16. Шмалий Владимир, иерей. Проблематика пола в свете Христианской Антропологии (Быт. 1:27) [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/libr/Shmalij-V/problematika-pola.html. – Дата доступа: 15.05.2013.
  17. Эдем. Википедия – свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Адам. – Дата доступа: 15.05.2013.

Просмотрено: 141 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.