Уникальный покров на раку святителя Тихона изготовили в Донском монастыре

04 апреля 2012 Версия для печати

Уникальный покров на раку святителя Тихона изготовили в Донском монастыреЗолотошвейная мастерская Донского монастыря по благословению наместника обители епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла изготовила уникальный лицевой покров на раку с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

«На его кайме изображены шесть клейм: Спаситель, Божия Матерь Донская, Иоанн Златоуст и Василий Великий, новомученик митрополит Киевский Владимир, а также святитель Тихон Задонский. Обычно покровы на раку не содержат клейм, — сообщила ЦВ художественный руководитель золотошвейной мастерской Ирина Староверова. – Идея сделать клеймы принадлежит епископу Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу. Другая особенность в том, что при создании лика патриарха Тихона мы не пользовались готовыми прорисями, создавали их сами, опираясь на изучение современной иконографии и прижизненных фотографий святителя. Уникальна и сама техника вышивки, которая была утрачена после революции 1917 г. и восстанавливалась буквально по крупицам. Кроме того, покров изготовлен в рекордно короткие сроки — за 11 месяцев, что достаточно трудно сделать, ведь величина стежка, которым, например, вышиты лик и руки Патриарха менее 1 мм. Обычно такие покровы шились годами».

Покров на раку святителя выполнен в традициях древнерусского золотого и лицевого шитья, без применения каких- либо аппликаций из ткани, все вышито вручную. Использовано более 20 видов различных шелковых и золотных швов. Оранжево-золотисто-лиловый колорит покрова украшается белыми орнаментальными жемчужными вставками, ассоциативно восходя к празднованию Благовещения Пресвятой Богородицы – дня успения святителя. По периметру каймы вязью вышит текст тропаря, а внизу позема – вкладная надпись.

«Саккос (облачение патриарха) на покрове передан не реалистично, а декоративно – условно, — пояснила Ирина Староверова, — являясь аналогом реального саккоса Патриарха, который хранится непосредственно в музее Донского монастыря. Его цвет, как и цвет Евангелия, нимба, тропаря на кайме, фигурок в клеймах — золотой. Золотой цвет – это традиционно цвет света нетварного, цвет вечности».

Традиция украшать покровами почитаемые гробницы на Руси установилась в XVI-XVII векам. Свое начало она взяла от Византии, где надгробный покров говорил о стремлении подчеркнуть нетленность тела святого. Древнейший покров русского святого подвижника был сделан на раку преподобного Сергия Радонежского (1420 г. Сергиево – Пассадский музей заповедник). Причем надгробные покровы иногда участвовали в богослужениях. Их выносили во время Великого входа, в дни памяти чудотворцев и святителей. Покровы могли быть праздничные и будничные, менялись на каждый большой праздник и несли функцию «одевания» и «укрывания» священного предмета. Сделав этот покров своими руками, вышивальщицы получили возможность личного участия в деле прославлении и почитании Патриарха Тихона.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.