В чем смысл христианской жизни и почему Православие не идет в ногу со временем

Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий

Отвечая на вопросы журналистов накануне празднования 1025-летия Крещения Руси, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко высказал пожелание реформировать Православную Церковь, что вызвало немало вопросов у верующих. Ответить на эти вопросы мы попросили Управляющего делами Белорусского Экзархата, ректора Минских духовных академии и семинарии, наместника Свято-Успенского Жировичского монастыря, архиепископа Новогрудского и Лидского ГУРИЯ.

— Ваше Высокопреосвященство, слава Богу, на достойном уровне прошли в Беларуси торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси, и, думаю, тем, кто 29 июля участвовал в Богослужении на Немиге в Минске, надолго еще хватит впечатлений и духовного заряда.

— Не сомневаюсь в этом. Даже воздух, казалось, был напоен особой благодатью. Как Архипастырь я с особой радостью вспоминаю этот праздник, на который собралось так много людей. Учтите, что это был понедельник — пожалуй, самый сложный рабочий день недели. В выходной, думаю, народу пришло бы неизмеримо больше.

Мы очень благодарны Президенту страны, что государственные власти отнеслись с большим пониманием к организации празднования. Прекрасно, слаженно сработали все службы.

Много было студентов, школьников и пожилых людей — это ли не свидетельство того, что вера в народе жива? Мне показали бабушку, которая приехала на праздник откуда-то с периферии,— ей лет под девяносто. Видно было, что уже совсем немощная старушка, с палочкой стоит — да на такой жаре! Разыскали, принесли ей стул, хотя это было совсем не просто, и из уважения к ее почтенному возрасту предложили сесть. «Как я сяду, ведь здесь же Бог присутствует! Неужели ж, детки, я перед Богом буду сидеть?». И как ни уговаривали, никто не смог убедить ее. Такое внутреннее пред Богом предстояние, вера и благолепие этой бабушки просто поразительны.

— Судя по обращениям к нам, Владыко, многие православные христиане смущены словами Президента страны, что он не является «сторонником длинных служб» и «громаднейших храмов». Глава государства считает, что Церковь нужно реформировать. А каково Ваше мнение на этот счет?

— Я согласен с тем, что в жизни Церкви должны быть изменения, они действительно необходимы. Только, может быть, точнее будет сказать, нужно не реформировать, а усовершенствовать организацию церковной жизни.

Насчет длинных служб я могу так сказать. Сама служба — Божественная Литургия — длится примерно час десять минут. Это разве много? Но затем почти столько же времени порой люди ждут Святого Причащения. Почему? Потому что много бывает исповедников, причастников, заказываются молебны, панихиды — конечно же, в связи с этим служба удлиняется.

Если взять Минск, то в нем всего 35 православных храмов почти на миллион верующих. Бывает, что в выходные и праздничные дни желающие помолиться Богу даже внутрь храма войти не могут — такое количество народа.

Но, слава Тебе, Господи, строятся церкви, и я тоже сторонник небольших, красивых, функциональных. Очень важно, чтобы их строительство сопровождалось организацией социальной инфраструктуры: ведь храм — это не только место соборной молитвы, но и духовный, культурный, просветительский центр, центр общения и единения людей. Это позволит решать важнейшие задачи образования и духовного воспитания.

И когда у нас хотя бы на десять тысяч паствы будет свой храм, то, думаю, проблема больших служб отпадет: люди смогут спокойно, без толкотни молиться, заказывать требы. И, думаю, государство тоже в этом заинтересовано: ведь если человек в церковь ходит, молится — меньше становится преступлений, однополых аномалий, беспорядков, пьянствующих и наркоманов.

— Вопрос, почему на православном Богослужении молятся стоя, а католики сидя, люди также задают часто. Как бы Вы ответили на него нашим читателям, Высокопреосвященнейший Владыко?

— Нас даже в школе когда-то учили: непристойно сидеть в присутствии человека, старшего по возрасту, должности, в присутствии тех, кого уважаешь. Тем более недопустимо сидеть пред лицем Бога Живаго, Которому Ангелы предстоят со страхом и трепетом. Вот поэтому мы и стоим пред Господом, выражая свое почтение и благоговение ко Всевышнему. Исключением являются, конечно, люди немощные и больные.

Да и слово «Богослужение» говорит само за себя: служение Богу. А это всегда было делом трудным. Но только в таком случае наше пребывание на земле становится осмысленным, а жизнь — по-настоящему духовной.

Смысл христианской жизни в том и заключается, чтобы стяжать благодать Духа Святого. Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его, тогда душа преисполняется неизреченною радостью. Церковь — это то место, где живет Святой Дух. Это истина, опытно познаваемая каждым, кто проникся церковным сознанием. Если человек не бывает в храме, не приступает к Святым Таинствам, то он будет лишен благодатного воздействия Святого Духа. Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь.

В священных символах в храме отражена вся история человечества. Здесь будущее и прошлое становятся настоящим — время словно теряет протяженность, отражая образ Вечности.

И церковно-славянский язык, который отличается от нашего бытового, обиходного, усиливает это ощущение. Его чистота, милозвучность и глубина да еще красота Богослужений напоминают, что мы — не живая плоть, мы — живой Дух, обитающий временно во плоти. Тело — наше временное жилище, все же постоянное — у Бога.

— Но, Владыко, Богослужение в Православной Церкви не только длится намного больше — оно сильно отличается от служб, например, протестантов или католиков. Почему мы, в отличие от них, не идем в ногу со временем?

— А что значит идти в ногу со временем? «Мы должны служить не времени, а Богу», — говорит святитель Афанасий Великий. Сила Православия именно в том и состоит, что оно сумело сохранить первоначальную, исконную веру, не посягнув в угоду времени на ее основы.

Церковь живет апостольской верой, выраженной один раз в прошлом, но на веки вечные сохраненной свидетелями Воскресения Христа из мертвых и в последующие времена — святыми отцами.

Православие выработало особый тип человеческих отношений с Богом, благодаря которому мы получили возможность в Таинствах обрести покой и душевное равновесие при встрече с Сущим. Православное Богослужение имеет великую возрождающую силу, и в этом его ничем не заменимое значение.

Поэтому сокращения службы недопустимы. Красота православного Богослужения раскрывается в полной мере лишь при соблюдении всего его строя, проникнутого глубоким духовным смыслом.

Церковь есть Тело Христово, единый богочеловеческий организм, душевная лечебница, в которой люди исцеляются от душевных язв.

— Ваше Высокопреосвященство, некоторые люди воспринимают храмы лишь как творения зодчества, памятники культуры, восхищаются мастерством иконописцев и не замечают красоты Богослужения. А ведь это и есть главное…

— Для человека верующего храм — это Дом Божий и Живая Библия. В Богослужении, которое в нем свершается, мы через священные символы и священнодействия сопровождаем Господа нашего во время Его земной жизни, вместе с Апостолами находимся на Тайной Вечери, видим картины Страшного Суда, принимаем Святое Причастие из рук Самого Христа.

Богослужение имеет огромное значение для всего мира, всей Вселенной: «Горняя сликовствует земным».

Человечество же, к сожалению, к Горнему чаще всего равнодушно, а дарованный ему Богом потенциал направляет на ублажение тела. Многие счастливы лишь до тех пор, пока оно здорово и способно наслаждаться плодами цивилизации.

Но приходит момент (а он обязательно приходит!), когда начинаются болезни, приближается смерть — и эти блага мира теряют всякий смысл, начинается переоценка ценностей.

— Дай Бог, чтобы успеть покаяться, Владыко, примириться с Богом.

— Когда мы после исповеди причащаемся Святых Христовых Таин, происходит некое изменение всего нашего естества. Бог входит внутрь нас, Тело Христово становится нашим телом, и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Мы соединяемся с Господом духовно и телесно.

Поэтому приступать к принятию Святых Христовых Таин нужно с благоговением, серьезно подготовившись, чувствуя себя первым из грешников, помня, что Причастие может быть «в суд и во осуждение».

— Трудно, Ваше Высокопреосвященство, осмыслить нам всю глубину и тайну Великой Жертвы Христовой. Но, несомненно, вне Церкви нет спасения.

— Я не устаю повторять это. Время бежит незаметно, и каждый из нас рано или поздно предстанет на Суд Божий. С чем предстанем — вот это самый важный для каждого вопрос.

Преподобный Макарий Великий увидел однажды на земле лежащий череп. «Кто ты?», — спросил он. И душа человека, которому череп принадлежал, ответила: «Я была душой языческого жреца. Теперь я — в преисподней, в страшном огненном пламени».

Тогда святой спросил: «А есть ли муки более ужасные, чем твои?». И услышал ответ: «Да! Больше нас мучаются христиане, которые, будучи крещены, отверглись от Христа своими делами»…

Да, страшно, дорогие мои, только называться христианином, забыв о Святых Заповедях Божиих и Церковных Таинствах.

У каждого есть возможность оглянуться на свою жизнь и прийти в храм Божий.

«Можно быть вне Церкви и веровать в Пресвятую Троицу. Можно вне Церкви проповедовать Евангелие. Можно даже пролить кровь за Христа. Но нельзя спастись», — учит нас блаженный Августин.

Нам же с вами помоги, Господи, следовать наставлениям святых.

Беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ

Просмотрено: 31 раз.

Рекомендуем

Минская духовная семинария объявляет набор абитуриентов на 2020/2021 учебный год

Желающие поступить в Минскую духовную семинарию, должны подать документы до 7 августа 2020 года.

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.