В Иосифо-Волоцком монастыре откроют первый в России Музей Библии
В одном из старейших российских монастырей – Иосифо-Волоцком – идет подготовка к открытию первого в России Музея Библии.
Подобные музеи есть во многих странах мира – в США их около десятка, несколько в Израиле, Германии, есть в Голландии, Венгрии, Латвии. Само место для российского Музея выбрано не случайно – Иосифо-Волоцкий монастырь всегда считался одним из центров книжной культуры.
Иосифо-Волоцкий монастырь, что под Волоколамском, без малого пять веков как будто готовился к тому, чтобы дать кров музею главной книги всех христиан. С момента основания его настоятель преподобный Иосиф Волоцкий неизменно поощрял братию к чтению и всякому учению, на несколько столетий вперед сделав обитель центром знания и просвещения.
«В нашем монастыре практически у каждого монаха, помимо его прочих обязанностей, было вот это послушание: переписывание книг, — рассказывает пресс-секретарь Иосифо-Волоцкого монастыря послушник Максим. — И здесь собиралась богатейшая библиотека, к середине XVI века, то есть к началу книгопечатания на Руси, была одной из самых богатейших рукописных библиотек на Руси».
Наместником монастыря в 90-е годы ХХ века был Владыка Питирим — главный издатель Русской православной церкви своего времени. Российский Музей Библии — его идея, в основе — его же собрание — сотни изданий, собиравшихся в течение всей жизни.
В экспозиции представлена знаменитая Острожская Библия 1681 года из личной коллекции Владыки Питирима. Рядом — редкое московское издание с картой центра города XVII века, такое редко встречается. Еще одну Библию нынешний наместник Иосифо-Волоцкого монастыря отец Сергий привез из Рима — специально для создаваемого музея. Прежде в России увидеть Библии из разных времен, разных стран, столь разных оформлений было просто негде.
Сейчас в трех залах рождающегося музея — сотни уникальных книг. Ирина Поздеева — научный руководитель проекта — каждую лелеет как дитя.
«Если эта Библия 1663 года, то в дальнейшем вы увидите изумительной красоты Библии XVIII века, — рассказывает научный руководитель Музея Библии Ирина Поздеева. — Вот знаменитая Елизаветинская Библия — я думаю, когда вы посмотрите на эту замечательную гравюру, вы сразу вспомните, что веселая царица была Елизавета, хотя это фронтиспис к Библии, а не какое-то светское изображение».
Бисерные переплеты, узнаваемые иллюстрации Дорэ и Рембрандта и рядом — совсем неожиданные библейские образы, выполненные Сальвадором Дали. Библии детские, походные, факсимильные. Библии роскошные, выполненные киноварью на александрийской бумаге, и совсем простые, крестьянские, без иллюстраций.
«Понимаешь, что такую древность в руки берешь, сразу начинаешь охать, — говорит наместник Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий. — Кто-то приходит и замечаешь такую же реакцию у других, когда человек в руки древнюю Библию. Понимаешь, сколько людей пользовались этой Библией. Сколько Библия видала в своей жизни — и храмов, и монастырей и людей за это время».
Один из самых ценных экспонатов музея когда-то принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
«Смотрите запись, — показывает Ирина Поздеева. — Сию книгу, пожаловал — это рукой Любима Османова написано, подъячего приказа Большого Дворца — пожаловал государь-царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, подарил он в церковь московскую — Софии премудрости около Пушечного двора».
Готовясь к открытию музея, нынешний наместник монастыря отец Сергий пополняет коллекцию новыми изданиями. Что-то удается, но что-то — особенно старинные и ценные издания — часто не по карману.
«Полистал, посмотрел, все очень понравилось, но, к сожалению — конечно, это было бы очень нужным экземпляром, то что древность — это будет древнее Острожской Библии, — рассказывает архимандрит Сергий. — Такие древности для музея можно и нужно иметь. Но без поддержки благотворителей не осилить».
Скоро все здесь будет совсем по музейному: золотые срезы и цветные буквицы окажутся в надежной заперти витрин, экскурсанты будут слушать истории о редких экспонатах, о библиях — царевых подарках и о тех, на которые собирали по гривне с венца — то есть с дома — целыми деревнями, об особенностях российского книгопечатания и Владыке Питириме, мечтавшем о музее Библии. Сделано уже очень много — и все равно недостаточно. В одиночку монастырю не осилить экспозицию, которая дала бы исчерпывающее представление об истории и развитии главной книги. И, значит, идея сделать это дело всем миром — не устарела.