В Минске прошла пресс-конференция, посвященная 400-летию преставления святой праведной Софии Слуцкой

1.jpg29 марта 2012 года в Минском Епархиальном управлении состоялась пресс-конференция, посвященная 400-летию преставления святой праведной Софии, княгини Слуцкой.

На вопросы отечественных журналистов отвечали викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин, пресс-секретарь Минского Епархиального управления протоиерей Сергий Лепин, ответственный по связям Белорусского Экзархата со СМИ протоиерей Евгений Свидерский, клирик храма праведной Софии Слуцкой в Минске диакон Димитрий Шило, референт Минского Епархиального управления по историческим вопросам Г.Н. Шейкин, доцент Минской духовной академии Г.Э. Щеглов.

Открывая пресс-конференцию, владыка Вениамин сказал:

«Братья и сестры! Дамы и господа!

Сердечно приветствую вас и благодарю за тот интерес, который средства массовой информации уделяют Белорусской Православной Церкви — её жизни, её учению, её истории. Образ святой праведной Софии, княгини Слуцкой, этой удивительной святой, особенно близок белорусскому народу: в нём вся боль, вся горечь нелёгкой его судьбы, преодолевая которую, наши предки сохраняли свою любовь к Богу и верность святоотеческим традициям, любовь к своей Родине и к своему народу.

2.jpgРодилась праведная София 1 мая 1585 года в знатной семье князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда. Рано оси­ротев, она находилась под опекой своих родственников.

Будучи не только знатной и богатой наследницей, но и весьма кра­сивой девушкой, София не могла не привлекать внимания знатных мо­лодых людей, которые старались добиться внимания молодой княжны и расположения её опекунов. Впрочем, тема замужества мало интересова­ла ещё очень юную девушку и даже вызывала у неё негативные эмоции. Вероятно, это и вынуждало опекунов все брачные переговоры о воз­можных кандидатах вести втайне от Софии.

Вскоре «подходящий» кандидат был найден. Им оказался Януш Радзивилл, отпрыск могущественного рода князей Радзивиллов, кото­рым попечители Софии задолжали немалые средства.

Княжна София была против этого брака. Она не верила в искрен­ность чувств Януша, видя в его намерениях не более чем расчёт. Но особую роль в её нежелании выходить замуж за этого человека играло то, что Януш был протестантом-кальвинистом — и поэтому не разделял её духовных устремлений и не имел попечения об интересах православ­ной части общества. А ведь именно покровительство Православию яв­ляется прямой обязанностью православных князей и магнатов: в этом заключается их ответственность перед Богом и долг перед Отчизной.

Описываемые времена были нелёгкими для Православия, и забота юной княжны о единоверцах, её обеспокоенность, с которой она рато­вала о делах Церкви, не может не удивлять. Рассудите сами: тогда Со­фии едва исполнилось 15 лет! Сравним её со сверстниками нашего вре­мени, которые много знают о своих правах, но зачастую ничего не хотят слышать о долге и ответственности. Но что говорить о подростках! Дай Бог, чтобы и люди старшего поколения, а особенно седовласые «князья», имели ту любовь к Богу и людям, которыми обладала святая праведная София в годы своей юности!

4.jpgНо вернёмся в те далёкие времена. Конфликт между Радзивиллами и родственниками-опекунами княжны Софии нарастал и грозил обер­нуться вооружённым противостоянием. Никто не верил, что дело обой­дётся без кровопролития, так как посредничество третьих лиц не помогало, а 20 тысяч человек уже готовы были сойтись в смертельной битве. И вдруг происходит неожиданное. Княжна София даёт согласие на брак, Януш уговаривает отца не допустить сражения, воцаряется мир между семьями, а вместе с тем — во всём государстве. Как пишут в жи­тиях святой: «Во имя мира приняла святая подвиг крестоношения в браке»! Ей пришлось отказаться от своих планов на жизнь и подчиниться обстоятельствам ради блага Отечества.

Однако, вступив в брак, святая не только не изменяет Православию, но ещё больше уделяет внимания как личному духовному подвигу, так и интересам Церкви.

Княгиня, пользуясь новыми возможностями, встаёт на защиту пра­вославного народа от насилия униатов. Она убеждает своего супруга выхлопотать у короля грамоту, согласно которой запрещалось принуж­дать подданных Слуцкого княжества к унии и отбирать церковное иму­щество православных храмов и монастырей.

По-видимому, Януш искренне полюбил свою жену и был очень внимателен к самой сокровенной части ее жизни — к ее вере. Православ­ные храмы получали от супругов большие денежные пожертвования и иные виды помощи. Известно также, что святая своими руками вышивала золотом священнические облачения в дар церквам, благотво­рила нищим и обездоленным, много паломничала. В семье Радзивиллов царили мир и согласие.

К сожалению, внешнее благополучие этой истории развивается на фоне тяжёлых семейных переживаний четы Радзивиллов: один за дру­гим умирают маленькие сын и дочь молодых супругов. Известно также, что и сама княгиня София умирает при родах мертворождённой дочери в 1612 году в возрасте 26 лет.

С момента блаженной кончины святой прошло уже 400 лет! Имен­но этой дате и посвящены наши нынешние торжества. Хочется надеять­ся, что в образе святой праведной княгини многие наши братья и сестры найдут яркий пример веры и доброделания. В первую очередь — это ро­дители, потерявшие своих деток, или не могущие их заиметь; это и су­пруги, живущие в смешанном браке, или же те, чей брак переживает трудное время; это молодёжь, которая обеспокоена поиском своей «вто­рой половины». Воистину, святую Софию можно назвать покровитель­ницей белорусской семьи! Не в последнюю очередь образ святой дол­жен быть назидателен и государственным мужам, от которых зависит мир и согласие в обществе, его благоденствие, а также предпринимателям, ко­торые в житии святой могут обрести вдохновение на дела милосердия.

3.jpgНемаловажный факт: попечение святой о своём народе и Отчизне не остались в прошлом. Небесному заступничеству святой приписывают ограждение жителей Слуцка от бедствий во время наполеоновского нашествия. В конце июня 1812 года, ожидая приближения к городу не­приятельских войск, за Свято-Троицким монастырем развернулись го­товившиеся к сражению с французами части армии Багратиона. Воен­ные советовали монахам для безопасности уйти из монастыря. Узнав об этом, жители города стали усиленно просить, чтобы монахи не трогали при этом с места тело блаженной княгини Софии. Они говорили, что святая перед кончиной изрекла, что если тело её во время появления какого-либо бедствия обнесут возле Слуцка, то бедствие отступит и никто из жителей не погибнет. И вот едва успели горожане совершить крестный ход с мощами святой Софии, как Слуцк наводнила французская армия, но не причинила при этом ни малейшего вреда ни городу, ни горожанам.

В 1848 году в Слуцке начала свирепствовать холера, унося жизни горожан. Тогда жители вновь решили искать помощи у своей неизмен­ной покровительницы-княгини. Вскоре после крестного хода эпидемия холеры в Слуцке и его окрестностях прекратилась.

Вот ещё дошедший до нас случай помощи Божией по молитвам к святой Софии. Однажды 11-летний крестьянский мальчик деревни Михеек Самуил Шилович был поражён ударом молнии и в течение четырёх лет находился в совершенном «расслаблении». Никакая врачебная по­мощь не помогала. К отчаявшейся матери во сне явилась святая София и повелела привезти больного мальчика в Троицкий монастырь к её гроб­нице. Так родители и поступили. Когда они подошли к мощам, Самуил получил полное исцеление и, к удивлению всех, совершенно здоровый пошёл домой пешком.

И в наше время святая оказывает помощь всем, кто с верой и горячей молитвой обращается к ней. Так, например, одна женщина из г. Слуцка не могла родить ребенка и в своей беде обратилась за помощью к святой, молилась перед ракой с ее мощами в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Прошло время — и сейчас ее ребенку уже два годика. Другая женщина, больная онкологией, молилась святой праведной Софии, носила при этом на теле освященный на мощах платок и по вере получила исцеление.

Как видим, святая и сейчас, как и прежде, незримо и своими святыми мощами рядом с нами и скоро готова прийти на помощь всем, с верой и усердной молитвой ее призывающим.

Будет очень хорошо, если 400-летие кончины святой праведной Софии привлечёт внимание всех наших соотечественников к истории Православия на нашей земле, а вместе с этим — и к истории всего нашего народа. Память о наших свя­тых, о трудах, которые они понесли, о молитвах, в которых они пребывали, о скорбях и лишениях, которые они претерпели, о крови, которую они излили в борьбе за право оставаться православными — всё это красноречиво говорит нам о необходимости знать нашу историю. Она многому научит и поможет нам избежать многих ошибок. Она — наше богатство, пренебрегать которым мы не имеем права!

Историю Церкви невозможно рассматривать вне гражданской исто­рии. Она также тесным образом сопряжена с вопросами истории права, политологии, социологии, культурологии и многих других отраслей знания. Поэтому мы будем очень рады, если не только учёная братия, но и пресса поддержит нас своим вниманием в этом вопросе. История ре­лигиозных свобод во многом является и историей свободы слова — и в таком ракурсе теряет свое узкое конфессиональное значение и, несомненно, представляет для вас особенный интерес.

О судьбах Православия мы будем размышлять в текущем году с неослабным вниманием, поскольку — напомню! — в этом году исполня­ется ещё и 1020 лет Православия на белорусской земле. В честь этой даты будут проведены особенные торжества. Кроме этого, в 2012 году мы отмечаем 400-летие основания Свято-Петро-Павловского собора в Минске и 400-летие обретения чудотворной Крупецкой иконы Божией Матери.

А в данный момент позвольте познакомить Вас с праздничной программой, посвященной 400-летию преставления святой праведной Со­фии, после чего мы с радостью постараемся ответить на ваши вопросы.

30 марта состоится заседание Синода Белорусской Православной Церкви.

31 марта в 12:00 будет отслужен молебен в храме святой праведной Софии, княгини Слуцкой, что на площади Казинца. После молебна со­стоится освящение памятника святой праведной Софии. Кстати, стоит отметить, что это практически единственный храм в мире, который освящён в честь этой удивительной святой.

Вечером того же дня в 18:00, а 1 апреля в 10:00 во всех храмах Минска будут совершаться богослужения по случаю памятной даты. В Минском Свято-Духовом кафедральном соборе у раки с мощами святой, а также на её родине, в Слуцке, состоятся соборные богослу­жения. Милости просим!

Обращаем ваше внимание на то, что к нынешним торжествам в свет вышла небольшая книга с кратким жизнеописанием святой, акафист. Готовится к изданию служба праведной Софии.

Это те события, которые касаются самого ближайшего времени. Однако этим наши планы не исчерпываются. В течение года мы будем анонсировать новые и новые события. Это и научно-практические конференции, духовно-просветительские мероприятия, выставки, бла­готворительные, культурные мероприятия, лекции, теле- и радиопередачи, печатные издания. Поэтому, уважаемые участники пресс-конференции, следите за новостями на нашем официальном сайте.

Благодарю за внимание».

Затем журналисты получили возможность задать вопросы церковной стороне.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.