В Польше отметят 20-летие освящения одного из самых необычных храмов в этой стране

2.jpgСвято-Троицкий собор в Гайновке в нынешнем году празднует 20-летний юбилей со дня освящения. Храм, вид которого украшает первые страницы путеводителей по Польше, посетила и съемочная группа Восточноевропейского бюро телеканала «СОЮЗ»

Свято-Троицкий собор в Гайновке впервые мы посетили во время проведения «Гайновских дней музыки церковной» — фестиваля православных песнопений, на который вот уже 30 лет съезжаются хоровые коллективы со всей Европы и других континентов. Так и храм в Гайновке строили и благоукрашали представители разных стран и культур. Все началось с того, что 40 лет назад за проектом обратились к польскому архитектору белорусского происхождения Александру Григоровичу, который в то время был деканом архитектурного факультета в Политехническом институте Познани. Знаменитый зодчий предложил довольно смелый проект, который вызвал неоднозначную реакцию и среди духовенства, и среди коллег-архитекторов, и среди православной общественности. Если бы Григорович сам не был православным – его детище вряд ли бы воплотили в жизнь.

Стоит отметить, что это были 70-е годы, когда культовая архитектура в Польше ещё оставалась оплотом консервативного подхода. Но жителей Гайновки и всех православных округи в конечном итоге переубедило только время. Да и на фоне некоторых костелов этот православный собор выглядит точно как храм. Архитектура гайновского собора не содержит никаких буквальных заимствований из традиционного православного зодчества, но удалось сохранить настроение древних православных церквей.

В создании и благоукрашении храма принимали участие не только жители Польши. В 70-е и 80-е здесь собирались молодежные волонтерские лагеря и молодые люди со всей Европы помогали в возведении святыни.

Уже впоследствии греческий художник-иконописец расписал практически весь храм. Витражи на окнах – выполнены по проекту друга архитектора Григоровича, знаменитого художника-иконописца краковской школы Ежи Новосельского, который в зрелом возрасте принял Православие.

Керамический иконостас изготовлен также по проекту Ежи Новосельского мастерами Академии искусств Кракова. Мозаику на иконостасе выполнил украинский мастер. На наружных стенах храма можно увидеть иконы, сделанные на графите болгарским художником Димитром Гроздевым. Копии или подобия такой церкви нельзя увидеть нигде в мире, она уникальна.

Стоит отметить, что собор в Гайновке– не просто архитектурная жемчужина на краю Беловежской пущи, но прежде всего храм, место молитвы. В этом мы убедились, побывав на престольном празднике. В иные дни, чтобы все прихожане смогли побывать на службе, здесь совершается по 3 литургии. В основном сюда приезжают семьями. Детей с малых лет приучают к мысли, что храм необходимо посещать не 2 раза в год – на Рождество и Пасху – а каждый воскресный день. Таким образом, гайновский приход служит прекрасной иллюстрацией для поговорки «церковь не в стенах, а в ребрах».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.