Роль сомнений в акте христианской веры

1 (1)В течение столетий исторического бытия христианства складывалось представление о вере, которое не соответствует ее существу. Нередко слово «вера» становилась синонимом слова «догматизм» (в его вульгарном понимании) и отождествлялось с интеллектуальной леностью, недалекостью и консерватизмом. Такое утверждение так же неправомерно, как и то, которое высказывалось в советских учебниках, что якобы сам принцип религиозной веры отрицает возможность сомнения, а религиозное научение не представляет из себя ничего, как только неосознанное зазубривание канонов и догм.

Если откорректировать эти вопросы, то они могут затронуть вполне глубокую проблему: соотношение веры и сомнения.

В связи с этим прокомментируем распространенное заявление среди неверующих (зафиксированное в Евангелии): «Пока не увижу Бога, не поверю!» Мы не будем углубляться, характеризуя возможность такой встречи, скажем только, что даже если Сам Сын Божий предстанет перед одним из них и скажет, как апостолу Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин. 20,27), то без сомнения 99% на следующий же день обратятся к врачу и скажут: «Доктор у меня галлюцинации…». Еще раз повторимся, что ничто внешнее, даже явление Бога, не заставит человека верить. Вера добровольна, а всякого рода чудеса и доказательства принуждают и могут породить только знание. «Не видя, но веруя, радуйтесь!» (1Пет. 1,8)—говорит апостол.

1 (1)Но хороший христианин не есть тот, кто просто верит или, точнее, принимает какую-либо истину. Хороший христианин, напротив, пытается эту истину открыть, воссоздать, уразуметь в личном опыте Богообщения. Нужно отличать веру от легковерия. Первое есть добродетель, а второе—грех. Сомнения есть и должны возникать у любого верующего. Сомнение вообще—это своеобразный отход жизнедеятельности человеческого ума и сердца—если его нет, это болезнь. Несомневающиеся люди, как правило, тупы, невосприимчивы, ленивы и безинтересны. Но если человек вообще смотрит на мир, как сквозь очки, через эти сомнения—это симптом уже другой болезни, по своему происхождению противоположной предыдущей, но имеющей причиной всю ту же тупость, невосприимчивость , безинтересность.

При наличии духовного роста, растет и сила сомнения, и его вероятность. Нет сомнений—не возможен и дальнейший рост. Сомнение предполагает новые данные духовного опыта, новые ответы, новую глубину познания, готовую открыться перед ним. Сомнение есть признак недопонимания. Недопонимание есть стимул начала дальнейшего изучения. Отсутствие сомнения—следствие отсутствия интереса. Только искренне сомневающийся возьмет в руки еще одну книгу и прочтет ее. А «глупый верит всякому слову» (Пр. 14,15), поэтому Церковь всегда учила, что где-где, а в вере нельзя быть неразборчивым, во всем нужно уметь дать отчет.

1 (1)Все это не значит, что верующий должен колебать устои своей веры. Прежде всего он должен понять, что если ему что-нибудь непонятно, то в этом виноват только он. Вероятность того, что христианин задает какой-нибудь вопрос впервые в истории, мизерна или вообще отсутствует—все это уже было, нужно приложить собственное усилие, чтобы приложиться к неисчерпаемому опыту Вселенской Церкви.

Даже тогда, когда вера вдруг начинает слабеть перед лицом неразрешенных (пока!) фактов, человек должен в молитвенном воздыхании произнести: «Верую, Господи, помоги моему неверию». О пользе такого сомнения можно судить, в зависимости от того, на что оно ориентировано: на поиск доказательств (объяснений) или на отыскивание опровержений (противоречий).

Сомнение у верующего христианина и возникает там, где у него закончились слова, и где началась вера. Такое сомнение не есть враг веры, но есть своеобразная граница между тем, что мы именуем рациональным и интуитивным.

 Пугач Андрей,
студент V курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.