Климент (Верниковский), епископ

Климент ВерниковскийЕпископ Климент (в миру Константин Александрович Верниковский) родился 2 февраля 1863 года в семье псаломщика села Погорелое Игуменского уезда Минской губернии. Начальное образование Константин Верниковский получил в Минском духовном училище и в 1880 году поступил в Минскую духовную семинарию. Будучи сыном бедных родителей, он очень рано познал, что такое нужда и лишения. Тем не менее привольная жизнь более обеспеченных сверстников и товарищей никогда не вызывала в нем ни зависти, ни чувства недовольства. Отличительными чертами его характера были благодушие, незлобие, кротость, тонкая деликатность и готовность помочь каждому. Когда Константин учился в третьем классе семинарии, неожиданно скончался его отец. Со смертью кормильца Верниковские лишились практически всяких средств к существованию, и на Константина невольно легла обязанность материального поддержания своей осиротевшей семьи. Не находя выхода из трудного положения он решил оставить учебу и хлопотать о приискании какой-либо службы. Естественно, на этом его духовное образование могло бы навсегда закончиться, но к счастью нашлись добрые люди, которые оказали бедной семье материальную помощь и тем самым дали Константину возможность продолжить учебу.

Блестяще окончив в 1886 году семинарский курс, Константин Верниковский, как лучший из выпуска был послан на казенный счет в С.-Петербургскую духовную академию. Студенческие годы учебы его в академии совпали с ректорством в ней Преосвященного Антония (Вадковского), человека замечательных внутренних качеств и культуры, заметно оживившего в свое время академическую жизнь. В те же годы инспектором академии был молодой, энергичный и талантливый иеромонах Антоний (Храповицкий), будущий Киевский митрополит. Как владыка ректор, так и отец Антоний (Храповицкий) были известными в Петербурге проповедниками. Под их влиянием среди студентов академии значительно развилось стремление и любовь к проповеди. Всякое выдающееся явление из общественной или академической жизни немедленно подвергалось пастырскому обсуждению в речах Преосвященного ректора, которые «он так любил держать перед студентами иногда и за богослужением, а чаще всего во время ежедневных собраний студентов для утренней и вечерней общей молитвы». Находили подобные явления отражение и в задушевной беседе отца Антония, который жил в здании академии и вел со студентами самое широкое знакомство. Своим живым словом они умели направить юношеские сердца к самым высоким идеалам и благородным устремлениям. Примечательно, что именно те годы дали наибольшее число студентов, принявших монашеский постриг.
Видимо не без влияния отца Антония (Храповицкого) решил посвятить себя монашеству и Константин Верниковский. В начале четвертого курса, 16 сентября 1889 года, он был пострижен Преосвященным Антонием (Вадковским) в монашество с именем Климент. Через десять дней, 26 сентября, его рукоположили в сан диакона, а 4 марта 1890 года – в сан священника. Вот как вспоминает о студенческих годах Верниковского один из его однокурсников Г. Георгиевский: «В Академии Константин Александрович очень скоро привлек к себе любовь и уважение всех своих товарищей. Все поражались его уравновешенностью и разделяли общее сочувствие к нему. Врагов у него не было совсем; не было ни с кем и простых недоразумений. Он был центром для своего землячества (белорусского – Г.Щ.) по всему Петербургу. К нему постоянно шли учащиеся всех петербургских учебных заведений, и он умел не только руководить малоопытными, но и находить материальную помощь для неимущих. Он всегда был занят, не терял напрасно ни минуты, и после науки весь отдавался людям, общению с ними, помощи им».
В последний год учебы иеромонах Климент принял активное участие в организованном Антонием (Храповицким) академическом кружке «студентов-проповедников», ведшим внебогослужебные религиозно-нравственные чтения в школах, общественных помещениях, тюрьмах, ночлежных домах. В частности вместе с однокурсниками иеромонахами Сергием (Страгородским) и Германом (Ивановым) он вел беседы в «литовской» женской тюрьме, находившейся на углу Офицерской улицы и Крюкова канала. Нигде и никогда ему не приходилось встречать такого глубокого, сердечного отклика и таких трогательных знаков благодарности как там. Первая же беседа в «литовской» тюрьме произвела на отца Климента такое сильное впечатление, что он, по воспоминаниям очевидца, ни о чем не хотел говорить, долго не мог успокоиться и только повторял: «плачут, целуют руки…»
В 1890 году иеромонах Климент окончил академию, получив ученую степень кандидата богословия за сочинение: «О монашестве в Русской Церкви». После окончания академии он был назначен инспектором Холмской духовной семинарии, а через год – ее ректором с возведением в сан архимандрита. Всего два года пробыл отец Климент в Холмской семинарии, но успел за это время соорудить домовой храм, улучшить положение учащихся, устроить библиотеку.
16 июля 1892 года архимандрита Климента назначили ректором семинарии в Москву. Со свойственной ему энергией и выдающимися реформаторскими способностями он и здесь целиком отдался усовершенствованию всех сторон семинарской жизни. В Москве архимандрит Климент, благодаря замечательным внутренним качествам, очень быстро приобрел множество почитателей, благодаря которым привлек щедрые пожертвования на переустройство и великолепную художественную отделку семинарского храма. Его заботами в Московской семинарии было усилено строго церковное направление в строе жизни воспитанников и поднято на должную высоту церковное ораторство последних. Было упорядочено внеклассное чтение, расширена ученическая библиотека и найдены средства для ежегодного пополнения ее новыми книгами по всем отраслям духовного образования. Улучшена была также и внешняя сторона жизни учащихся, а для преподавателей семинарии приобретена в постоянное пользование удобная дача с участком. Совместно с известным московским композитором В. П. Войденовым отец Климент заметно усовершенствовал пение семинарского хора. Кроме того, организовал «на широких началах» обучение воспитанников семинарии музыке, в результате чего появился большой оркестр – значительный по количеству и составу инструментов, нередко исполнявший такие сложные композиции как оратории Гайдна, «Requiem» Моцарта и др.
К сожалению, кипучая деятельность архимандрита Климента сказалась на его здоровье. В 1897 году ввиду болезненности он вынужден был оставить духовно-учебную службу, и для поправления здоровья был определен настоятелем церкви при Российском посольстве в Рим. Однако и в Италии отец Климент оставался таким же деятельным человеком, как и в России. В течение пятилетнего пребывания в Риме он всегда был центром кружка многочисленных русских туристов, главным образом москвичей, обычно проживавших в Италии в зимние месяцы. Его торжественные богослужения, исполненные величия и благолепия, привлекали в посольский храм большие массы богомольцев – русских, греков, славян.
Именно архимандриту Клименту принадлежала идея строительства православного храма в самом центре западного христианства – Риме. Еще с самого начала своего настоятельства он заявил о необходимости иметь православный храм, «отвечающий достоинству Православия и величию Отечества». Уже в 1898 году он начал сбор средств, который в 1900 году официально разрешил император Николай II, внесший «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. Для сбора средств отец Климент выезжал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергия Александровича и Михаила Николаевича, от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников (всего 265.000 итал. лир), а граф Л. А. Бобринский пообещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Villa Malta). Однако, к сожалению, положенный архимандритом Климентом почин не был завершен – политические события последующих лет и главным образом революция 1917 года не позволили совершить строительство храма. Идея эта возродилась вновь уже в наши дни и сегодня Русской Православной Церковью создан специальный Фонд для строительства русского православного храма в Риме.
Между тем архимандрит Климент ревностным служением привлек к себе внимание высшего церковного начальства и был выдвинут для посвящения в епископский сан. Весть об этом он получил в то время, когда вместе с русскими паломниками направлялся в Латеранский собор в Риме. В благоговейном страхе и безмолвии вошел он тогда в величественную базилику св. Иоанна Предтечи и там, у главного престола, в сени которого хранятся честные главы святых апостолов Петра и Павла, мысленно сказал себе: «Да будет на мне воля Божия», и после этого с горячей слезной молитвой просил себе у Господа небесной помощи и предстательства Его святых первоверховных апостолов.
26 мая 1902 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Климент был возведен в сан епископа и назначен на самостоятельную кафедру в город Уфу. Однако жизнь в Уфе при суровом, в сравнении с итальянским, климате, прогрессирующий сахарный диабет, а также масса работы по управлению обширной епархией, заметно отразилась на пошатнувшемся здоровье владыки Климента. Поэтому, во внимание к его желанию, он в конце 1903 года был переведен в Каменец-Подольск, епископом Подольским и Брацлавским, но и здесь спустя полгода тяжело занемог.
1 декабря 1904 года Преосвященного Климента освободили от управления епархией и назначили настоятелем Херсонесского Владимирского монастыря близ Севастополя с титулом епископа Винницкого и оставлением его присутствующим в Святейшем Синоде. Однако из-за ухудшения здоровья он 27 декабря 1905 года был освобожден от присутствия в Синоде и уволен на покой с отменой наименования епископом Винницким.
В июле 1909 года владыка Климент прибыл в Москву для лечения в клинике доктора Териана, но, несмотря на лечение, самочувствие его все более ухудшалось. Предчувствуя скорую кончину, владыка Климент часто причащался Святых Таин. Перед самой смертью он исповедался, причастился, и над ним было совершено таинство елеосвящения. К концу соборования владыка стал заметно угасать и при чтении отходной молитвы тихо и мирно почил 19 сентября 1909 года.
Когда гроб с телом епископа Климента переносили из клиники в Данилов монастырь, где должно было совершаться погребение, траурная процессия приобрела просто грандиозные масштабы, что еще раз свидетельствовало о доброй памяти и любви москвичей к покойному владыке. Отпевание и погребение его совершил Московский митрополит Владимир (Богоявленский) совместно с викарными епископами Трифоном (Туркестановым) и Анастасием (Грибановским), в сослужении многочисленного московского духовенства. Погребли владыку Климента в Даниловом монастыре у северной стены древнего соборного храма.
Печатные труды епископа Климента (Верниковского): Преподобные отцы Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, основатели Валаамской обители / Сост. Климент (Верниковский), иером. – СПб., 1890; Речь при наречении во епископа // Прибавления к Церковным Ведомостям. – 1902. – №22. – С. 715–716; Слово в день годичного акта Холмской духовной семинарии, сказанное в семинарской церкви; Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец; Святые таинства Православной Церкви; Несколько слов из истории Московской духовной семинарии. Кроме того, его перу принадлежат проповеди и статьи, главным образом по вопросу о церковно-приходских школах, помещенные в «Московских Церковных Ведомостях», «Русском Слове», «Московских Ведомостях» и др.

 Гордей Эдуардович Щеглов.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.