Кончилович Семен Илларионович

Кончилович Семен Илларионович (1872–1915). – Сын псаломщика Косьмо-Демьянской церкви заштатного города Докшицы Борисовского уезда Минской губернии – Иллариона Никифоровича Кончиловича (1837–1876). Первоначальное образование получил в Минском духовном училище, где как выходец из бедной семьи учился на полном епархиальном содержании. С первых же лет учебы проявил себя как очень способный ученик. В 1886 г. продолжил образование в Минской духовной семинарии, которую блестяще окончил в 1892 г. и как лучший выпускник был направлен в С.-Петербургскую духовную академию. В академические годы живо интересовался вопросами философии. В 1896 г. окончил академию и был удостоен степени кандидата богословия за сочинение «Правильно ли то воззрение Канта, по которому в вопросах о Безусловно-Необходимом Существе, о начале и границе мира, о простоте и свободе души – идея Безусловного неизбежно приводит разум к внутреннему противоречию, неразрешимому помимо идей философии самого Канта?».

Отзыв доцента С.-Петербургской духовной академии А. П. Высокоостровского на сочинение С. И. Кончиловича:«Философское учение о неизбежных противоречиях разума себе самому в высших вопросах знания и веры, будь оно совершенно правильным, – повергло бы мысль в тягостное настроение безысходного скептицизма в теории и пессимизма в жизни. Понятен отсюда интерес и для богословской мысли к учению об «отношениях разума», необходимому у такого великого в истории философии мыслителя, каков Кант; понятна и современность этого интереса, раз в философской литературе вопрос об этих антиномиях разума стоит еще не решенным строго.Весь разбор Кантовского учения об антиномиях построен господином Кончиловичем таким образом, что в первой главе исследования излагается общий взгляд на антиномии и на отношения их ко всей системе Канта, во второй главе специальнее излагается самое учение Канта о всех антиномиях и о разрешении их и в третьей – делается критика на все это учение Канта. Господин Кончилович над своей – весьма трудной – темой работал вполне серьезно. Он самостоятельно обсудил как учение Канта, которое он прав отвергать, так и имеющиеся в литературе (конечно, не все) мнения об этом учении. Защита высших истин знания, имеющих первостепенное значение и для религиозной мысли и веры, получилась у нашего автора вполне удовлетворительная для того, чтобы работа его признана была отвечающей достоинствам кандидатской диссертации».После окончания духовной академии С. И. Кончилович поступил на службу чиновником (возможно сначала внештатным) в управление Государственного контроля. Служил в отделе контроля доходов Николаевской, С.-Петербургско-Варшавской, Юго-Западной и Московско-Брестской железных дорог. Проживал в Петербурге.

В это же время С. И. Кончилович начинает пробовать себя на литературном поприще. В серии «Дешевая библиотека Русского Паломника», издаваемой П. П. Сойкиным, выходят две его книги «Конец Иуды. Историческая повесть» (СПб., 1899) и «Бытовые очерки современной Палестины» (СПб., 1900). Однако на этом его литературная деятельность на многие годы прерывается.
Предположительно в 1909 г. С. И. Кончилович переехал в Варшаву, где занял должность старшего контролера в управлении Государственного контроля Привислянских казенных железных дорог. Имел чин надворного советника.

В Варшаве он возобновил свою литературную деятельность, однако в сравнении с его прежними книгами новые труды выглядят несколько странно для кандидата богословия. В 1911–1912 гг. выходят небольшие книжицы: «Чары любви. Наставление, как возбудить или прекратить любовь волшебными средствами природы», «Застольный Оратор. Собрание тостов и речей на разные случаи жизни» и «Тайна неотразимого обаяния в обществе женщин. Полное наставление для успеха в обществе женщин с приложением образцов разговоров на разные случаи, изречений, фраз, острот, шуток и замечаний и пр.». Книги имеют исключительно светский характер и по содержанию довольно банальны. Сам автор семьи не имел. Возможно, личная неустроенность и подвигла его к составлению литературных пособий, как иметь «успех в обществе женщин».

Скончался Семен Илларионович в возрасте 43 лет.
Гордей Эдуардович Щеглов

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.