Труды Минской Духовной Академии №2

trudy-2

  • Профессор Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси

    Богословие — дело Церкви

    С большой радостью я снова прибыл в этот центр христианской науки и образования, который несколько месяцев назад уже посещал с кратким визитом. Воспринимаю это событие прежде всего как знак укрепления и развития межправославного общения—между Вселенским и Московским Патриархатами и между православными христианами Европы и Нового Света.

    Позвольте приветствовать вас от лица Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия II, Синодальной Богословской комиссии, от богословских школ Белорусской Православной Церкви и пожелать благодатной помощи Божией на ниве богословского служения Святой Православной Церкви Христовой.

  • Преосвященнейший Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский

    Гомилетика. Теория церковной проповеди

    Проповедь слова Божия является священной обязанностью пастыря Церкви Христовой. На протяжении всей новозаветной истории человечества пастырская проповедь была самым действенным средством нравственного воспитания и созидания духовных основ жизни христианского общества. Ввиду исключительной важности церковного учительства всегда актуален вопрос о качестве церковной проповеди, ее действенности и современности. Этот вопрос имеет прямое отношение к делу воспитания и подготовки достойных проповедников слова Божия. Настоящий труд посвящен решению этой важной проблемы церковной жизни и является курсом лекций по теории церковной проповеди—нормативной науки о проповедничестве.

  • Доцент Протоиерей Геннадий Повный

    Жизнь и деятельность профессора Н.Д.Успенского

    Заслуженный профессор Ленинградской Духовной Академии Николай Дмитриевич Успенский родился 3 января 1900 года (ст. ст.) в семье священника погоста Поля Демянского уезда (ныне района) Новгородской губернии (ныне области). Кроме него в семье было еще пятеро детей. Старшим был Димитрий, затем Лидия, Николай был третьим; за ним—Вера, Екатерина и Серафим. Благочестивые родители с юных лет прививали детям любовь к Богу и храму. Вспоминая о своем отце, Николай Дмитриевич писал: «Нам же да позволено будет помянуть добрым словом и благодарностью прежде всего покойного отца своего. Он, сельский батюшка, простец в вопросах веры, с малых лет воспитал нас в любви к церкви и богослужению.

  • Профессор Гаврюшин Н. К.

    Споры о спиритуалах в Западной Церкви: Эгидий Римский — критик Петра Оливи

    Движение так называемых спиритуалов в Западной Церкви имеет длительную историю, истоки которой вполне могут быть прослежены в эпоху Тертуллиана, когда аскетический ригоризм и максимализм привел к отделению от Церкви ереси монтанистов. Нужно сказать, что уже тогда у подобных движений появлялись и особые элементы предания, связанные с апокрифами, гностически-окрашенной метафизикой и даже догматическими инвенциями.

  • Доцент протоиерей Георгий Соколов

    Забытые гипотезы архиепископа Филарета (Гумилевского) и К.И.Невоструева

    Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский; 1805-1866 гг.) принадлежит к числу замечательных представителей русской богословской и церковно-исторической науки XIX века. Серьезный и вдумчивый ученый, он был одновременно и самоотверженным делателем на ниве церковной, совмещавшим научные труды с бременем многолетнего архипастырского служения в различных епархиях. Ученые изыскания принесли владыке Филарету общероссийскую известность. Архипастырские труды и личное благочестие увековечили имя архиепископа Черниговского в сонме отечественных подвижников.

  • Доцент Протоиерей Владимир Башкиров

    Учение об апокатастасисе до его осуждения на Вселенских Соборах

    На первый взгляд проблема апокатастасиса может показаться мало актуальной. Вопрос ведь уже давно решен, и сама тема перестала быть в богословском смысле продуктивной. Но в действительности она совсем не утратила злободневности и остается привлекательной в связи с навязчивой миссией восточных культов с их диалектикой кармы и мистикой посмертного катарсиса и то затухающими, то вновь вспыхивающими спорами вокруг католического учения о чистилище. И то, и другое умозрение содержит элементы близкие или аналогичные феноменологии апокатастасиса.

  • Иерей Феодор Кривонос

    Уния «восточного обряда»: начало и конец

    В виду недавно отмечавшегося юбилея Брестской церковной унии 1596 г., которая оказалась чревата для нашей истории не лучшими последствиями и в конце концов была отменена на Полоцком Соборе 1839 г., так и не оставив о себе добрых воспоминаний в памяти народной, хотелось бы вновь коснуться темы унии, потому что несмотря на историческую несостоятельность униатской затеи в Белоруссии, в последнее время вокруг этой темы создается ореол актуальности, по существу являющейся искусственной. В определенных кругах интеллигенции питают немалые симпатии к унии, хотят видеть в ней некую национальную религию белорусов, что-то вроде «свайго хрисціянства», «сваёй Царквы». Не случайно поэтому время от времени в печати появляются публикации, рассказывающие не только о событиях глубокой истории, но сообщающие также о попытках распространения унии в Западной Белоруссии в довоенный период (20—30-e гг. XX в.), и, таким образом, создающие иллюзию того, что униатская идея, как пишут ее адепты, «ніколі не памірала у нашым народзе»

  • Иерей Александр Романчук

    Воссоединение униатов и исторические судьбы белорусского народа

    Воссоединение униатов с Православной Церковью, произошедшее на Полоцком соборе 1839 г., является одним из важнейших событий истории белорусского народа. Несмотря на достаточную исследованность исторической наукой этого события, оно остается предметом не только споров, но и политически ангажированных спекуляций, и откровенной лжи. Это свидетельствует о том, что волны, поднятые воссоединением, не улеглись. До сих пор ликвидация унии влияет на ход общественной и политической жизни в Беларуси. По отношению общественного деятеля к делу воссоединения униатов можно смело судить как о его духовно-культурной самоидентификации, так и о политических взглядах. Отсюда тема, связанная с осмыслением всех исторических реалий, порожденных унией, звучит актуально и в наши дни. Попытаемся проследить историческую судьбу белорусского народа в зависимости от генезиса самой идеи унии.

Рекомендуем

Минская духовная семинария объявляет набор абитуриентов на 2021/2022 учебный год

Прием документов на поступление осуществляется с 28 июня по 6 августа 2021 года.

Принимаются статьи в первый номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.