Труды Минской Духовной Академии №6

trudy-6

  • Профессор Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси

    Единение Церкви в разделяющемся мире

    Преосвященный Владыка Ректор Виктор Высочански; Ваше Блаженство, Владыка Предстоятель Польской Православной Церкви Митрополит Савва; Ваша Еминенция, Примас Польши господин Кардинал Иосиф Глемп; Ваша Еминенция, господин Кардинал Хенрих Гульбинович; Высший Сенат Христианской Академии в Варшаве! Уважаемый заместитель Министра иностранных дел Польской Республики господин Кароль Карский; уважаемые руководители и представители дипломатических миссий в Варшаве; господин посол Республики Беларусь в Польше Павел Павлович Латушко; Преосвященные архиепископы, епископы, дорогие отцы, братья и сестры, друзья!

  • Епископ Венский и Австрийский Иларион

    Примат и соборность в православном понимании

    В православной традиции тема примата тесно связана с темой церковного авторитета, которая, в свою очередь, для православного богослова неотделима от понятия «кафоличности», или «соборности».

  • Ректор Игумен Иоасаф (Морза)

    Комментарии Дидима Слепца на книгу Иова

    О времени написания Дидимом Комментариев на книгу Иова можно высказаться лишь предположительно, поскольку в тексте не имеется никаких ясных указаний на это, не находим мы также упоминаний о событиях и лицах, которые могли бы помочь в определении датировки сочинения.

  • Профессор Протоиерей Владимир Башкиров

    Таинство священства (историко-догматический и литургический аспекты)

    Как-то в книге архимандрита Софрония Сахарова (+1993) «Старец Силуан» я прочитал потрясающие слова: «Молиться за людей – это кровь проливать»1. Наряду с другими смыслами, которые великий старец вкладывал в эту идею, она включает в себя и дар свыше – харизму священства.

  • Дацэнт Протаiерэй Сергiй Гардун

    Гiстарычныя памылкi ў падручнiку гiсторыi

    Гэтая публікацыя з’яуляецца экспертным заключеннем, якое зроблена аўтарам па даручэнню Каардынацыйнага Савета па супрацоўніцтву Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь і Праваслаўнай Царквы, было адобрана Каардынацыйным Саветам і накіравана аўтарскаму камітэту, які працуе над новым варыянтам школьнага падручніка, каб заўвагі і рэкамендацыі гэтага экспертнага заключэння былі ўлічаны аўтарамі будучага школьнага падручніка.

  • Щеглов Г.Э.

    Серафимовский лазарет при Минской Духовной Семинарии в годы Первой Мировой войны (1914-1917)

    20 июля 1914 года Российская империя, вступившись за единоверную Сербию, начала войну с Германией, оказавшись вовлеченной в крупномасштабный международный конфликт. Очень быстро война наложила свой отпечаток на жизнь всей страны. Вместе со своим народом тяготы военного времени понесла на своих плечах и Русская Православная Церковь. В те нелегкие для России годы Церковь выступила не только как институт духовный, но проявила себя в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций.

  • Иерей Алексий Васин

    Богодухновенность Писания – основа библейского учения о Святом Духе и о таинствах Церкви

    Можем ли мы говорить о таинствах в Ветхом Завете, когда искупительная жертва Христа ещё не была совершена? Начиная с 1-ой главы книги Бытия мы часто встречаем указания на постоянное и активное действие и содействие Святого Духа в Священной Истории богоизбранного народа. Эта история – прообраз сотериологического пути искупительной жертвы Христа Бога. Вообще, в Священном Писании Ветхого Завета достаточно обширно раскрывается представление об участии Духа Божия во многих проявлениях богодухновенности. Как можно понять такое частое участие Духа Божия и Его всемогущей благодати в ветхозаветном народе, который ещё значительно был далёк от искупительных таинств Новозаветной Церкви? Можно ли видеть в этих действиях аналог таинств христианства или только прообраз таинств в литературном смысле.

  • Иерей Николай Болоховский

    Становление чина обручения в Каноническом праве Православной Церкви

    Священные молитвословия чина обручения предшествуют совершению Таинства Браковенчания. Этот обычай установился в церковной практике издревле. В молитвах обручения Православная Церковь просит Господа соединить и сохранить обручаемых в мире, единомыслии, истине, любви и твердой вере, благословить и обручить их, как Исаака и Ревекку, утвердить их взаимное обещание. Видимым знаком и залогом взаимного обручения, взаимной их любви и доверенности Церковь издревле употребляет «перстни» или «обручи» – кольца, которые возлагаются на руки обручающихся. От старорусского слова «обручь» и происходит название обряда обручения.

  • Диакон Павел Бубнов

    Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей: 60 лет сосуществования (1948-2008)

    С 2 августа по 4 сентября 1948 г. в Амстердаме прошла первая генеральная ассамблея Всемирного Совета Церквей. Несмотря на то, что официально Русская Православная Церковь вошла в ВСЦ только в 1961 г., ее знакомство и соприкосновение с этой межхристианской организацией началось значительно ранее. Данной теме была посвящена отдельная статья в Трудах Минской Духовной Академии, основанная на материалах кандидатской диссертации «Совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей 1948 г. в Москве: историко-богословский анализ», защищенной автором в стенах Минской Духовной Академии в 2003 г.

  • Акимов В. В.

    Эпоха иудейского царя Езекии (4 Цар. 18-20): история и богословие истории

    Долгое время считалось, да и сегодня многие исследователи придерживаются этой точки зрения, что история зародилась в Греции и является детищем античной цивилизации. При этом, конечно, признавалось, что зачатки историописания существовали еще и в странах Ближнего Востока. В ушедшем уже ХХ веке шли споры о наличии или отсутствии исторической мысли и исторического сознания в странах классического Востока, об особенностях и специфике восприятия истории в данном регионе. Для библеистов данный спор и проблемы, поднимающиеся в нем, не являются чуждыми, поскольку ветхозаветная часть Библии содержит в себе книги, являющиеся историческими сочинениями и написанные до возникновения античной исторической мысли.

  • Коваль Е.В

    Преподобный Никодим Святогорец. Толкование на канон Благовещения Пресвятой Богородицы. Перевод с греческого.

    Ангел возопи: Вопию Тебе, веселяся, приклони ухо Твое, и вонми ми, Божие возвещающу безсеменное зачатие, обрела бо еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая.

    Ангел: О, Владычице, я, радуясь, вопию Тебе: приклони божественное ухо Твое и обрати внимание на мои странные и спасительные слова приветствия. Я возвещаю Тебе зачатие Бога Слова без семени. Ибо Ты, о Дево Всечистая, обрела такую великую благодать от Бога, которую никакая другая из святых и праведных жён никогда не обретала.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.