ПРИВИВКА БЕССМЕРТИЯ

В моих руках — скромный табель-
календарь на 1926 год… Издание «Известий
ЦИК СССР и ВЦИК», тираж два миллиона
экземпляров, в четверть листа на дешевой
бумаге. Календарь испещрен карандашны-
ми и чернильными пометками: сразу вид-
но, что он был в ходу каждый день, отсчи-
тывая чьи-то будни и праздники. А внизу
как раз и напечатано, какие в этом 1926-м
году были, — цитирую без указания дат, —
«праздники и дни отдыха»:
«Новый год — День 9 февраля 1905
года и День памяти В. И. Ленина —
Низвержение самодержавия — День
Парижской Коммуны — День Интерна-
ционала — Пасха — Вознесение — Тро-
ица — Духов день — День празднования
Конституции СССР — Преображение
— Успение — Дни Пролетарской Рево-
люции — Рождество».
Интересная деталь: для празднования Пас-
хи, Дней Революции и Рождества отводилось
по два дня. Всего четырнадцать красных
дат — семь революционно-гражданских и
семь церковно-православных.
Расщепление ума
Четыре года назад мы обсуждали на наших
Чтениях тему человеческой целостности и
встречи культур. Этот маленький клочок
бумаги содержит антитезис всему, о чем
мы тогда говорили: он свидетельствует о
клинической форме нарушения целостно-
сти общественного сознания, национальной
психики и гражданского мировоззрения.
Праздновать всё это с одинаковым энтузи-
азмом невозможно.
Внутренние противоречия разрывают лич-
ность человека, и об этом сказано в Еван-

Из библейской истории и житийной ли-
тературы мы почерпаем несчетное число
примеров, аргументов и доказательств того,
что верное понимание «Праздника Госпо-
ду» и правильность его совершения стано-
вится одновременно и условием, и залогом
явления чуда. В высоком смысле Праздник
Господень понимается как взаимное обя-
зательство Бога и верных Ему людей быть
вместе и взаимно поддерживать друг друга.
Поддержка людей со стороны Небес вы-
ражается в осуществлении чудес, то есть в
преодолении физических законов земного
мира и каких угодно законов людского со-
общества и человеческой природы.
Поддержка Небес со стороны людей вы-
ражается в стремлении укоренить нормы
и уставы Небесного Царства в среде меж-
человеческого общения и в миропорядке
каждой отдельной личности.
И здесь мы неизбежно возвращаемся к из-
вестному выводу: сила противления подоб-
ному положению дел и ходу вещей онтоло-
гически свойственна падшей человеческой
природе. Чтобы обозначить ее для более
внимательного рассмотрения в контексте
наших размышлений о сути богоустанов-
ленных праздников, позволю себе порассу-
ждать о двух движителях этой силы. Одно-
го из них определим под общим именем:
«свободные радикалы».
Свободные радикалы
«Возложите каждый свой меч на бедро
свое, пройдите по стану от ворот до во-
рот и обратно, и убивайте каждый бра-
та своего, каждый друга своего, каждый
ближнего своего» (Исх. 32: 27)… Та-
ков был приказ Моисея, которому при-
шлось прибегнуть к карательным мерам,
направленным на соплеменников. Он
только что умолил Бога не уничтожать
этот жестоковыйный и буйный народ, а
теперь сам совершил акт возмездия над
теми, кто более всех требовал подмены
Бога Живого — литым тельцом.
В химии, физике и сопредельных областях
науки применяется такое определение, как
свободные радикалы. Это такие молекулы
или атомы, которые в силу своего строения
способны к независимому существованию,
нестабильные и короткоживущие; впрочем,
некоторая их часть обладает стабильностью
и потому выделена в индивидуальном со-
стоянии. Они парамагнитны и способны
быстро вызывать и поддерживать различные
реакции. Когда дело касается человеческой
биохимии, то провокация и развитие рако-
вых опухолей, старение клеток и угнетение
иммунитета — это их поле деятельности.
В обществе людей также есть типы, впол-
не подходящие под определение свобод-
ных радикалов. Независимы, потому что
неспособны к долговременным человече-
ским отношениям, например, семейным.
Парамагнитны, потому что их убеждения
и мировоззрение начинают быстро пере-
страиваться в любом идеологическом или
псевдорелигиозном поле, имеющем знак,
который противоположен общепринятому.
Именно они поддерживают всякие соци-
альные брожения, бунты и революции, они
ослабляют социальный иммунитет и пред-
ставляют раковую опухоль под видом клет-
ки, которая наконец-то достигла бессмер-
тия. Они формируют под это дело новую
религию или философию и новый мировой
порядок. Большая их часть живет недолго,
потому что революция всегда пожирает сво-
их творцов, а относительно стабильные виды
начинают править тем, что им достается.
Моисей постарался ликвидировать свобод-
ных радикалов из среды народа, который
был призван стать ополчением Господним.
Впоследствии это делал уже Сам Господь, по-
разив во время восстания под руководством
Корея Дафана и Авирона более четырнадца-
ти тысяч семисот человек, кроме умерших

гелии Господа нашего Иисуса Христа: «Ни-
кто не может служить двум господам: ибо
или одного будет ненавидеть, а другого лю-
бить; или одному станет усердствовать, а о
другом нерадеть» (Мф. 6: 24).
Те же законы действуют и в обществе. При
этом социальная шизофрения не может
существовать длительный период време-
ни: «расщепленный ум», — а именно так
дословно переводится с греческого языка
этот психиатрический термин, — выбирает
какую-то одну систему ценностей. Выбира-
ет самостоятельно либо под принуждением.
Вспомним, что в 1926 году уже начиналось
сворачивание так называемой «новой эко-
номической политики», конец 20-х – нача-
ло 30-х годов — это период коллективиза-
ции. Зловещий признак грядущего выбора
изображен на обороте табель-календаря:
купол со статуей вождя мирового проле-
тариата — именно тот, который семь лет
спустя увенчал утвержденный макет «глав-
ного здания страны» — высотного Дворца
Советов на месте храма Христа Спасителя.
Выбор был сделан. Последствия известны.
Из всех оставшихся и вновь учрежденных
праздников человеческое лицо сохранили
только Новый год и День Победы, который
стал нерабочим лишь с 1965-го…
Золотой телец
Говоря о невозможности служить двум
господам, Христос Спаситель уточнил:
«Не можете служить Богу и маммоне»
(Мф. 6: 24). В сознании образ маммоны
тесно ассоциируется с золотым тельцом.
История же его в контексте нашей темы
весьма показательна.
Пока один человек из народа лицом к лицу
беседовал с Творцом, народ потребовал от
его брата сделать им бога, который бы шел
перед ними: «…ибо, — как они сказали,
— с этим человеком, с Моисеем, который
вывел нас из земли Египетской, не знаем,
что сделалось». И первый первосвященник
Аарон сделал им тельца из литого золота. А
когда они сказали: «Вот бог твой, Израиль»,
— он «поставил пред ним жертвенник, и
провозгласил… говоря: завтра праздник Го-
споду» (Исх. 32: 1–5).
И был праздник, и были разбитые Скри-
жали Завета, и было решение Всемогущего
Бога и Его слово к Моисею: «Воспламе-
нится гнев Мой на них, и истреблю их, и
произведу многочисленный народ от тебя»
(Исх. 32: 10).
В тот час молитва одного человека из наро-
да спасла весь народ. Но когда этот человек
воскликнул, обращаясь к соплеменникам:
«кто Господень, [иди] ко мне!» — вокруг
него собрались только потомки Левия:
одно из двенадцати колен, и при том, как
полагают, самое малочисленное.
А затем по приказу Моисея были уни-
чтожены зачинщики поклонения идолу; по
свидетельству Писания, «около трех тысяч
человек» (Исх. 32: 26–28)… Учреждение
праздников и священнодействий, законо-
дательных кодексов и уставов произошло
позже и лишь после того, как понятие
«Праздник Господу» было очищено от раб-
ского тлена и утверждено с абсолютной до-
стоверностью.
По сути, формирование народа в нацио-
нальном, державном, религиозном, этиче-
ском и морально-нравственном отношении
началось именно с привнесения бескомпро-
миссной четкости, ясности и веры в самое
сердце сферы общественных ценностей и
приоритетов. И хотя почти никогда в бо-
гоизбранном народе не было всенародного
единства в соблюдении Праздника Господу,
уже одно это слово «почти» оказывает ему
высокую честь: во время таких редких и
кратковременных просветлений обруши-
лись стены Иерихона и солнце останови-
лось над Гаваоном!

Из библейской истории и житийной ли-
тературы мы почерпаем несчетное число
примеров, аргументов и доказательств того,
что верное понимание «Праздника Госпо-
ду» и правильность его совершения стано-
вится одновременно и условием, и залогом
явления чуда. В высоком смысле Праздник
Господень понимается как взаимное обя-
зательство Бога и верных Ему людей быть
вместе и взаимно поддерживать друг друга.
Поддержка людей со стороны Небес вы-
ражается в осуществлении чудес, то есть в
преодолении физических законов земного
мира и каких угодно законов людского со-
общества и человеческой природы.
Поддержка Небес со стороны людей вы-
ражается в стремлении укоренить нормы
и уставы Небесного Царства в среде меж-
человеческого общения и в миропорядке
каждой отдельной личности.
И здесь мы неизбежно возвращаемся к из-
вестному выводу: сила противления подоб-
ному положению дел и ходу вещей онтоло-
гически свойственна падшей человеческой
природе. Чтобы обозначить ее для более
внимательного рассмотрения в контексте
наших размышлений о сути богоустанов-
ленных праздников, позволю себе порассу-
ждать о двух движителях этой силы. Одно-
го из них определим под общим именем:
«свободные радикалы».
Свободные радикалы
«Возложите каждый свой меч на бедро
свое, пройдите по стану от ворот до во-
рот и обратно, и убивайте каждый бра-
та своего, каждый друга своего, каждый
ближнего своего» (Исх. 32: 27)… Та-
ков был приказ Моисея, которому при-
шлось прибегнуть к карательным мерам,
направленным на соплеменников. Он
только что умолил Бога не уничтожать
этот жестоковыйный и буйный народ, а
теперь сам совершил акт возмездия над
теми, кто более всех требовал подмены
Бога Живого — литым тельцом.
В химии, физике и сопредельных областях
науки применяется такое определение, как
свободные радикалы. Это такие молекулы
или атомы, которые в силу своего строения
способны к независимому существованию,
нестабильные и короткоживущие; впрочем,
некоторая их часть обладает стабильностью
и потому выделена в индивидуальном со-
стоянии. Они парамагнитны и способны
быстро вызывать и поддерживать различные
реакции. Когда дело касается человеческой
биохимии, то провокация и развитие рако-
вых опухолей, старение клеток и угнетение
иммунитета — это их поле деятельности.
В обществе людей также есть типы, впол-
не подходящие под определение свобод-
ных радикалов. Независимы, потому что
неспособны к долговременным человече-
ским отношениям, например, семейным.
Парамагнитны, потому что их убеждения
и мировоззрение начинают быстро пере-
страиваться в любом идеологическом или
псевдорелигиозном поле, имеющем знак,
который противоположен общепринятому.
Именно они поддерживают всякие соци-
альные брожения, бунты и революции, они
ослабляют социальный иммунитет и пред-
ставляют раковую опухоль под видом клет-
ки, которая наконец-то достигла бессмер-
тия. Они формируют под это дело новую
религию или философию и новый мировой
порядок. Большая их часть живет недолго,
потому что революция всегда пожирает сво-
их творцов, а относительно стабильные виды
начинают править тем, что им достается.
Моисей постарался ликвидировать свобод-
ных радикалов из среды народа, который
был призван стать ополчением Господним.
Впоследствии это делал уже Сам Господь, по-
разив во время восстания под руководством
Корея Дафана и Авирона более четырнадца-
ти тысяч семисот человек, кроме умерших

по делу этих вождей (Числ. 16: 49), а при
Ваал-Фегоре — двадцать четыре тысячи сы-
нов Израилевых (Числ. 25: 9), которые в
вопросах блуда и половых отношений были
настроены свободно и радикально.
Примечательно, что во всех трех случаях
заступничество Боговидца и его ближай-
ших родственников предотвращало полное
истребление Богом израильского народа и
переменяло намерение Творца произвести
новый народ от Моисея, который, по слову
Писания, «был человек кротчайший из всех
людей на земле» (Числ. 12: 3).
Бич Божий
Но не всегда в человеческих сообществах
находятся такие, о недостатке которых с
болью говорил Господь через книгу про-
рока Иезекииля: «Искал Я у них человека,
который поставил бы стену и стал бы предо
Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не
погубил ее, но не нашел». А тогда вступают
в действие логически оправданные и предо-
пределенные законы: «Итак изолью на них
негодование Мое, огнем ярости Моей истре-
блю их, поведение их обращу им на голову,
говорит Господь Бог» (Иез. 22: 30–31).
В истории человеческого рода действуют
закономерности, которые проявляются как
математические алгоритмы вне их содер-
жательного контекста. Выбирает ли чело-
век Бога или маммону, семейные ценности
или блуд, Красную армию или Белую гвар-
дию, христианские или советские праздни-
ки, — совершенно ясно то, что об одном он
будет усердствовать, а о другом нерадеть.
В результате происходит смена не только
вторичных социально-психологических па-
радигм, но всего уклада жизни в его базо-
вых, смыслообразующих основах.
И тогда бич Божий приходит на землю
богоотступничества. Пророк Исаия пере-
дает слова разгневанного Бога, обращен-
ные к языческим царям: «Ассур, жезл
гнева Моего! и бич в руке его — Мое
негодование!» (Ис. 10: 5).
«Так говорит Господь помазаннику Своему
Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы
покорить тебе народы… Ради Иакова, раба
Моего, и Израиля, избранного Моего, Я на-
звал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не
знал Меня» (Ис. 45: 1–4).
Интересно наблюдение историков: Тамер-
лан считал себя избранником Небес, при-
званным наказать развратившиеся народы.
Именно поэтому он не стремился разрушать
храмы и святилища тех народов, по землям
которых проходил огнем и мечем. В таком
случае нам становится более понятной вни-
мательная и благоразумная решимость этого
полководца, — кстати, не проигравшего за
свою жизнь ни одного сражения, — кото-
рую он проявил 26 августа 1395 года после
взятия Ельца во время похода на Москву.
Бич Божий был остановлен Божией Мате-
рью и повернул вспять.
Этот день вошел в отечественную и церков-
ную историю как праздник Сретения Вла-
димирской иконы Пресвятой Богородицы.
Тема отдельного исследования — сколько
раз Пресвятая Дева заступалась за жителей
земли, которая была объявлена ими «До-
мом Пресвятой Богородицы». Тема иссле-
дования еще более актуального — систем-
ность повторения ошибок и воспроизвод-
ства грехов, за которые бич Божий вновь и
вновь приходил на нашу землю.
Позволю себе назвать главную, по моему
мнению, причину, которая предопределяет
эту системность и является вторым движи-
телем силы противления: «синдром граж-
данской войны».
Синдром гражданской войны
Угнетение и истребление соотечествен-
ников и соплеменников — гражданская
война была и остается самым страшным

бедствием для любого народа. Ее исток —
разделение. «Всякое царство, разделившее-
ся само в себе, опустеет, — предупреждает
Господь наш Иисус Христос, — и всякий
город или дом, разделившийся сам в себе,
не устоит» (Мф. 12: 26).
Восприятие гражданской войны как воору-
женной борьбы классов за власть — это
лишь один из закономерного сочетания
симптомов; самый страшный, самый ра-
дикальный, но всё же — один из многих.
Попробуем определить и другие симптомы
этой болезни, которые, выражаясь языком
медицины, обусловлены общим патогенезом.
Борьба за власть порождается, как извест-
но, социальным неравенством и экономи-
ческой безысходностью. «Над братьями ва-
шими, …друг над другом, не господствуйте с
жестокостью», — призывает Господь пред-
ставителей политических и экономических
властей предержащих (Лев. 25: 46). Всё
в этой заповеди найдет при желании со-
временный человек: и конституционное
равенство всех и каждого перед законом,
и право пользования полезными ископае-
мыми, и социальную ответственность биз-
неса, и основы системы налогообложения…
Господство одних соотечественников над
другими с жестокостью — это, вне всякого
сомнения, форма гражданского противо-
стояния, гражданской войны.
На повседневном уровне жизни граждани-
на ничто так не озлобляет, как коррупция
вышестоящих. Вымогая взятку или давая
ее, люди взаимно ненавидят друг друга, а
социальная ненависть подобна радиоак-
тивным изотопам плутония: она сотни лет
накапливается в общественном организме
и почти не выводится из него. По зако-
номерности, Плутоном именовался в Древ-
нем Риме ад и его бог-хранитель…
Ненависть требует выхода, и тогда алчность
среди равных становится своеобразной
неосознанной местью за унижение перед
вышестоящим взяточником. Но разве не-
нависть и месть — это не факторы граж-
данской войны?
Чтобы нейтрализовать этот синдром, нам
дано «золотое правило»: «Во всем, как хо-
тите, чтобы с вами поступали люди, так по-
ступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Кто из
христиан не знает этой основополагающей
заповеди Христа Спасителя? Мало кто… А
кто способен не то чтобы жить в соответ-
ствии с ней каждый день и каждый час,
но хотя бы попробовать принципиально
соблюсти это правило в течение одного дня
своей жизни? Полагаю, ответ будет тот же.
Не могу не назвать в качестве симптома
гражданской войны давление криминала на
жизнь соотечественников. Это, как извест-
но, самая настоящая битва на поражение, во
время которой в ход идут обманы и воров-
ство, грабежи и убийства, торговля наркоти-
ками, людьми, интересами страны и народа.
Повседневная схватка насмерть, в которой
низменная сторона еще смеет навязывать
обществу свою примитивную эстетику…
Кризис семьи начинается с того, что двое
некогда полюбивших друг друга людей не
сходятся характерами и начинают борьбу
за выживание. Малые дети или престарелые
родители, как правило, не только не вразум-
ляют борцов за личные амбиции, но стано-
вятся заложниками в этом затяжном граж-
данском сражении родных по крови людей.
Неужели положение безвыходно? Вовсе нет!
Конкретный практический выход указывает
святой апостол Павел в своем послании Ко-
лоссянам: «Отложите всё: гнев, ярость, злобу,
злоречие, сквернословие уст ваших; не го-
ворите лжи друг другу, совлекшись ветхого
человека с делами его и облекшись в нового,
который обновляется в познании по образу
Создавшего его» (Кол. 3: 8–10).
И вот здесь — момент истины, корень всех
противоречий, источник внутреннего кон-

фликта личности и средство для его пре-
одоления. Это — борьба ветхого и нового
человеков в сердце человека.
Конфликт ветхого и нового человека —
это гражданская война образа и подобия
Божия с семенем сына противления. В
этой войне победитель наследует всё, за
исключением того, что находится в обла-
сти милосердия Божия.
Может показаться, что мои рассуждения
уклонились далеко от темы праздника
как богочеловеческого установления. Но
это не так: мы вплотную приблизились к
нему — буквально на расстояние одного
пробела между запятой и словом в цити-
рованном Послании апостола Павла к Ко-
лоссянам: «…где нет ни Еллина, ни Иудея,
ни обрезания, ни необрезания, варвара,
Скифа, раба, свободного, но все и во всем
Христос» (Кол. 3: 11).
Эти слова — не что иное, как известное
всем определение Святой Христовой Церк-
ви. Это наша Церковь с нашими праздни-
ками и постами, с нашими святыми, нашей
историей и нашим покаянием.
Церковные праздники не только опреде-
ляют богослужебный круг, — они создают
для человека среду, в которой нет места
силе противления, свободным радикалам и
синдрому гражданской войны. В этой среде
вырабатывается «кислород вечности», здесь
человек молится Богу «о всех и за вся», и
Бог наполняет всех и вся Самим Собой.
При единственном условии — покаяния.
По сути, каждый церковный праздник ста-
новится напоминанием того, к чему чело-
веку есть смысл стремиться. Евангельская
история и тексты богослужений, жития
святых и примеры всемирных и отече-
ственных исторических хроник направле-
ны на выработку личного строя жизни
человека, желающего спасения от рабства
греху для Жизни Вечной.
При единственном условии — покаяния.
А если его нет? Или оно формально и не-
искренне?
Перемена себя
Не только современная пастырская прак-
тика, но и уроки истории однозначно под-
тверждают суровую закономерность: если
покаяние не становится для христианина
«переменой себя», то можно не сомневать-
ся в том, что грех возьмет над ним верх.
Обесценивание морально-нравственных и
этических ценностей в церковной среде
— это катастрофа с ужасающими послед-
ствиями, ибо она означает, что в богохра-
нимую цитадель проникла сила противле-
ния, в ее среде уже появились свободные
радикалы, и предчувствие гражданской
войны витает в воздухе.
Объективная трагедия земной Церкви состо-
ит в том, что святость жизни является исклю-
чением из правил не только народного, но и
церковного бытия. Мы прославляем святых,
когда нам это уже ничем не грозит, когда по-
бежденное этими святыми зло в его опреде-
ленной исторической форме уже повержено,
и мы пожинаем плоды их победы. Но берем
ли мы с них пример в борьбе со злом, которое
современно нам? Восхищаясь ими, следуем
ли мы их образу мысли и действий, их ре-
шимости и отваге, их мужеству и твердости в
противостоянии злу сегодняшнего дня?
Среди причин русских революций 1917 года
особое значение имеет кризис религиозного
сознания. Много и подробно говорилось о
метаморфозах мировосприятия представи-
телей дворянства и чиновничества, о фило-
софских и социальных исканиях в среде
творческой интеллигенции, о кровавом бро-
жении разночинных масс… Но мне не при-
поминается примеров сколько-нибудь си-
стематических социально-психологических
и богословских исследований, касающихся

причин расцерковления к началу XX века
самого нашего церковного сообщества: ис-
следований самокритичных, проводимых в
лоне самой Церкви и преследующих цель не
только социально-научную, но и покаянную.
Не углубляясь здесь и сейчас в детали этой
проблематики, позволю себе поделиться
лишь одним историческим наблюдением.
Когда мы, христиане, оказываемся способ-
ными с евангельской твердостью говорить
«ДА» и «НЕТ», — мы побеждаем; но если
мы чаще произносим «ДА, НО..» или «НЕТ,
НО…», — то неизбежно терпим поражение.
А даже самое малое, исторически са-
мое кратковременное поражение земной
Церкви рождает глубокий кризис личной
веры. В бескомпромиссной Евангельской
перспективе трагизм и острота этого кри-
зиса одинаково страшны во всех случаях,
идет ли речь об одном единственном чело-
веке или об одном миллионе человек.
Я не боюсь за «Церковь Бога живаго, столп
и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), по-
тому что Господь наш Иисус Христос твер-
до сказал, что «врата ада не одолеют ее»
(Мф. 16: 18). Но я опасаюсь за людей, ко-
торые составляют земную Церковь.
И потому мне хотелось бы пожелать всем
нам и в первую очередь самому себе, чтобы
каждый прожитый нами день был праздни-
ком, который доставит радость нашему Богу,
Христу Спасителю и Его Пречистой Матери
и всем подданным Небесного Царства. Что-
бы он стал для нас тем, чем предназначен
от создания мира: плодом от Древа Жизни,
прививкой бессмертия для нашей природы.
Итак, по слову Боговидца, «пойдем с мало-
летними нашими и стариками нашими, с
сыновьями нашими и дочерями нашими…
пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу
нашему]» (Исх. 10: 9)!

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.