Труды Минской Духовной Академии Спецвыпуск

trudy-sv40-летию (1965-2005) Архиерейской хиротонии Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, профессора Минской Духовной Академии, доктора богословия посвящается

  • Curriculum vitae

    Высокопреосвященный Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси (в миру Вахромеев Кирилл Варфоломеевич) родился в г.Москве 21 марта 1935 года в семье служащих, дворянин. По окончании средней школы № 557 и музыкальной школы Бауманского р-на г.Москвы по классу хорового пения и контрабаса поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1957 г. С 1957 г. по 1961 г. обучался в Московской Духовной Академии. Завершив обучение со степенью кандидата богословия, решением Ученого Совета МДА был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата.

  • Cлово при наречении во епископа

    Бог наш великий и дивный, «неисповедимою благостию и богатым Промыслом управляли всяческая» (6-я светильничная молитва вечерни), привел ныне мою жизненную стезю к великому и священному дню, в который я слышу определение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода быть мне епископом Церкви Христовой.

  • Библейское слово о строе жизни

    В накопленных человечеством книгах, исследующих политическую и экономическую историю человечества, едва ли возможно найти повествование о временах всеобщего политико-экономического единомыслия. В этих исследованиях нет упоминания хотя бы об одном дне, когда какой-либо народ во всей его полноте был искренне и полностью единодушен в достижении намеченной цели. С позиций политико-идеологических, а тем более—экономических, общество всегда было и будет разделено на довольных и недовольных, лояльных и желающих жить вопреки…

  • Личность святого апостола Павла и особенные черты его благовестия

    Архиерейский собор Русской Православной Церкви, прошедший в ноябре 1994 года, призвал пастырей и чад нашей Православной Церкви выйти на новое поприще миссионерского служения, к чему обязывает в наши дни непростая обстановка и в Церкви, и в обществе.

  • Изучение Нового Завета в России

    1. Когда мы рассуждаем об изучении Священного Писания, мы понимаем, что изучение Слова Божия неотделимо от самого существования Церкви Христовой. Однако в настоящее время под изучением Писания, как правило, понимается так называемое научное его изучение, то есть историко-критический анализ текста. Это очень ограниченный взгляд на изучение Библии. Вот уже две тысячи лет не было ни одного дня, чтобы Церковь не изучала Писание. Притом формы этого изучения были и остаются многообразными: это слушание Священного Писания во время богослужения, объяснение его в проповеди, изучение в школах и в кабинетах ученых. Но, отдавая дань времени, мы условно можем различить две эпохи в изучении Писания: «донаучную» и «научную». Под наукой, как уже было сказано, мы понимаем критический анализ текста.

  • Развитие богословской науки с православной точки зрения

    Святая Церковь Христова стоит сегодня на пороге новой европейской эпохи под знаком возрождения понимания единства христианских ценностей, целей и смыслополагания, составляющих подлинные корни европейской культуры. Находясь на переломе цивилизаций, размышляя над историей Церкви от Рождества Христова, мы не только должны восхвалять Господа Бога за Его благодатный дар всего творения, данного нам для возделывания и сохранения, но при этом также критически оценивать плоды нашего возделывания пажитей Господних.

  • Евангельское свидетельство в современном мире

    Ваше Преосвященство, досточтимый епископ Винченцо Палиа, многоуважаемые члены профессорско-преподавательской корпорации, боголюбивое студенчество, отцы, братия и сестры!

    Благодарю вас за предоставленную возможность быть участником торжественного акта в честь открытия нового академического года, а также за вашу готовность уделить внимание моим размышлениям о природе и о содержании Евангельского свидетельства христиан в современном мире.

  • Семья как малая Церковь в служении Богу и людям

    Что такое человеческая семья? Какое значение она имеет в устроении личной и общественной жизни людей и целых народов?

    Какой смысл придает Божественное домостроительство развивающемуся союзу мужчины и женщины?

  • Путь жизнеутверждающей любви

    Размышляя о путях христианского просвещения, мы неизбежно поместим во главу угла слова Господа Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). На этом Божественном основании зиждется замысел Творца о развития всего рода человеческого, от первых мгновений его бытия до последних дней и часов человеческой истории. И потому пророческая, просветительская и миссионерская деятельность Святой Церкви в конечном итоге всегда служит соединению человека с Богом в Святых Таинствах и, прежде всего, в Евхаристии. Иными словами, духовное просвещение мы понимаем как направление человека на путь познания истины для жизни вечной.

  • Человек в истории: вестник Божий или сын противления

    Ваше Блаженство, дорогой владыка Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, братия и сестры, уважаемые участники и организаторы настоящих Чтений!

    Сердечно благодарю вас за возможность участия в пятой Киевской встрече, которая вновь собрала всех нас в ограде Свято-Успенской Лавры под молитвенный покров собора Киево-Печерских святых.

  • Традиции, обычаи, нравы: камни преткновения или связующие нити поколений?

    Мне кажется сегодня, когда мы открываем работу нашего форума, для нас особым смыслом исполняются слова церковного песнопения, обращенные к Пресвятой Богородице: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси…».

    В этом чуде мы видим воплощение одной из незыблемых и основополагающих традиций Творца, которые Он установил в Своем взаимном общении с человеком. Это—традиция постоянства и неизменности любви, нисходящей от Бога с Небес на землю и восходящей в молитве от земли на Небо. В Успении Пресвятой Богородицы мы видим чудо взаимной любви Творца и Его Чистейшего создания, сохранившего Свою чистоту, Плодом которой стало рождение Нового Адама и спасение рода человеческого.

  • Наука и богословие: на пути к взаимопониманию

    По устоявшейся традиции мы сегодня проводим нашу «зимнюю» встречу в Институте философии. Такие семинары организуются в течение уже несколько лет, благодаря совместным усилиям Института философии Российской Академии наук и Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Обычно это бывает встреча богословов и философов, но сегодня состав участников расширился. Мы рады приветствовать здесь представителей фундаментальной науки.

  • Познание в свете веры

    Многоуважаемый господин ректор, достопочтенные члены профессорско-преподавательской корпорации, досточтимое студенчество!

    Сердечно благодарю вас за приглашение в День знаний встретиться с вами в стенах этого респектабельного учебного заведения. С воодушевлением я воспринимаю и ваше желание предоставить мне возможность поделиться своими размышлениями о нынешнем событии, о смысле всякого знания, о процессе его обретения и о том, как человеку следует распоряжаться плодами просвещения.

  • Церковная миссия русской эмиграции

    Тема моего выступления—историческое значение церковной миссии послереволюционной русской эмиграции.

    На первый взгляд может показаться, что это слишком разные явления—церковная миссия и эмиграция, которая к тому же была вынужденной.

  • Глобализация с богословской точки зрения

    По традиции в рамках Рождественских чтений Синодальная Богословская комиссия Русской Православной Церкви и Институт философии Российской Академии Наук совместно проводят семинар. Сегодня он посвящен проблемам глобализации.

    Как с богословской точки зрения следует рассматривать и оценивать это явление?

  • «Всюду Серафим!»

    Размышляя о том, какой эпиграф можно было бы предложить к нынешней Всероссийской научно-богословской конференции, мне не пришлось долго искать идею, которая бы наиболее полно отразила суть исторического значения личности преподобного отца нашего Серафима Саровского для судеб России и всего мира.

  • О церковном богословии

    Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Ректор, досточтимая ученая корпорация, уважаемые отцы, братья и сестры!

    Прежде всего, хочу выразить глубокую признательность Православному богословскому институту преподобного Сергия, удостоившему меня высокого звания доктора богословия honoris causa. Воспринимаю оказанную мне честь как проявление и утверждение единства православных Запада и Востока и как призыв к научно-богословскому сотрудничеству и к совместной работе на благо Единой Церкви Христовой.

  • Оценка состояния и перспектив развития современного православного богословия

    Милостью Божией Русская Православная Церковь вступила в год Великого Юбилея, год 2000-летия со дня пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это поистине эпохальный рубеж для всего мира и, особенно, для Святой Церкви Христовой. Юбилейный год побуждает нас не только прославить Триединого Бога за Его благодатное попечение о мире и Церкви, но и критически оценить итоги нашего служения на ниве Господней. В частности, для этого организована и настоящая конференция, получившая название «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия», и которая призвана дать анализ состоянию и перспективам развития современного православного богословия. Как уже было отмечено во вступительном слове Его Святейшества, мы действуем в русле сложившейся традиции. Так, в преддверии Тысячелетия Крещения Руси состоялись три общецерковные богословские конференции, посвященные осмыслению этого юбилея.

  • Тайна бытия Божия

    Мы открываем богословско-философскую конференцию «Пресвятая Троица», которая организована совместно Синодальной Богословской комиссией и Международным обществом христианских философов. Пользуясь случаем, сердечно приветствую представителей этой уважаемой организации, выступившей с инициативой проведения настоящего форума.

  • Православное богословие в новом веке

    По своему существу Церковь—это явление Царства Божия, пришедшего в силе (Мк. 9, 1) в этот мир. Об этом новом царствовании Бога благовествовал Господь Иисус Христос. Единородный Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, вошел в историю и освятил время мира. Церковь Христова исполняет свою спасительную миссию в истории—и будет исполнять ее до скончания века.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.