Библейское слово о строе жизни

В накопленных человечеством книгах, исследующих политическую и экономическую историю человечества, едва ли возможно найти повествование о временах всеобщего политико-экономического единомыслия. В этих исследованиях нет упоминания хотя бы об одном дне, когда какой-либо народ во всей его полноте был искренне и полностью единодушен в достижении намеченной цели. С позиций политико-идеологических, а тем более—экономических, общество всегда было и будет разделено на довольных и недовольных, лояльных и желающих жить вопреки…

Только в Священном Писании,—в Библии,—содержатся свидетельства о примерах подлинного, нелицемерного, воистину всенародного единства.

«Воскликнул народ весь вместе громким и сильным голосом; и обрушилась вся стена города до своего основания» (Ис. Нав. 6, 19),—так пал беззаконный и внешне неприступный город Иерихон. Но сразу же после явления этого чуда согрешил один единственный человек из всего народа Божия, который насчитывал сотни тысяч воинов, и за этой победой последовало жестокое поражение в бою, который представлялся весьма легким… «И сердце народа растаяло и стало, как вода» (Ис. Нав. 7, 5).

Священная история обнаруживает абсолютную зависимость благополучия народа от степени его верности закону,—в данном случае и в общем контексте наших размышлений,—закону Божию: «Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои, и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле. И будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней» (Лев. 25, 18-19).

Человеческая история в социально-политическом плане представляет собой смену цивилизаций, создававшихся в разных частях света многими народами и государствами. Как в древности, так и в новейшие времена демократии сменялись империями, монархии—республиками, республики—тираниями без всякой ссылки на способ хозяйствования: рабовладельческий он или капиталистический, социалистический или феодальный.

По существу, способ хозяйствования—это лишь методика добывания средств к существованию. А соблазном и искушением является личная собственность, которую либо хочется приобрести, либо жаль потерять.

Перемены моделей государственного устройства в абсолютном большинстве случаев происходят революционным путем, то есть вспышкой взаимного насилия одной части общества над другой. Когда и где бы это не происходило, революция и неотделимая от нее гражданская война являются величайшими бедствиями человечества, ибо связаны с гибелью огромного числа людей от рук их соотечественников, братьев. Сколько бы мы ни припоминали подобных исторических примеров, ко всем им безусловно относятся слова Ангела Господня, которые он произнес в ветхозаветные времена в откровении священнику Ездре: «Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием. Они не послушались, и воспротивились Ему, утвердили в себе помышление суетное. Увлеклись греховными обольщениями, сказали о Всевышнем, что Его нет, не познали путей Его, презрели закон Его, отвергли обетования Его, не имели веры к обрядовым установлениям Его, не совершали дел Его. И потому… пустым пустое, а полным полное» (3 Езд. 7, 20-25).

Церковь Божия во все времена своего бытия хранит закон, данный человеку Богом, и напоминает людям, что причина всех бедствий—грех, то есть активное противление Богу путем нарушения Его заповедей, а в последние времена и вовсе отрицание бытия Божия и, следовательно, всего, что Он заповедал.

А заповедал Господь не ту или иную форму государственного устройства или способ хозяйствования; заповедал Господь единственный истинный путь, идя по которому человек сохраняет свою бессмертную душу и благоустраивает свою жизнь единственно правильным образом: «Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои, и исполняйте их,—и не свергнет вас земля» (Лев. 20, 22).

* * *

Вглядываясь в события нынешнего столетия, мы видим череду так называемых «общественно-экономических формаций»,—или способов хозяйствования, облеченных в определенные формы государственного устройства,—которые приходят на смену друг другу с такой быстротой, что говорить о их «исторически обусловленной эволюции» бессмысленно.

Однако, анализируя состояние обществ, потрясенных революциями, можно обнаружить закономерности, свойственные им всем без исключения. И это не взирая на то, что, к примеру, и Россия, и Германия в начале века имели монархическое устроение, в 30-х и 40-х годах эти два государства именовали себя социалистическим и национал-социалистическим, а к концу столетия обе страны идут по пути капиталистической демократии. И вовсе не различие в частной или общественной собственности на средства производства стало причиной жесточайших войн между этими великими государствами Европы.

О мере отступления от Бога народ, как и человек в частности, редко задумываются, пока внешнее благополучие не вызывает тревог и опасений. Но об этом предупреждал Господь: «Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них; и когда будет у тебя… много серебра и золота, и всего у тебя будет много: то смотри, чтобы не надмилось сердце твое, и не забыл ты Господа, Бога твоего» (Втор. 8, 12-13). Среди причин тех бедствий, которые постигли народы Европы в ХХ столетии, была именно эта, произнесенная и записанная в Священном Писании три с четвертью тысячелетия назад: надмилось сердце твое, и ты забыл Бога.

Накануне величайших бедствий ХХ века просвещенные европейцы страстно увлеклись новомодными идеями и учениями. Науки расцвели невиданными плодами: от рентгеновских лучей до автоматического оружия и от теории относительности до двигателя внутреннего сгорания. Наряду в этим Европа погружалась в мистический туман теософии и антропософии, оккультизма, неоязычества, совершенно забыв строжайшее постановление Божие: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19, 31).

Обольстившись блеском собственного интеллекта и начав прославлять Разум, Европа забыла страшное предупреждение, которое было явлено во Франции в завершение так называемой эпохи Просвещения. Предпочтение человеческого разума Божественной Премудрости, развращение аристократии и забвение ею своих Богом определенных обязанностей по отношению к подвластному народу привело к революции и пролитию потоков крови.

И это была абсолютная закономерность, определенная законом мироздания: «Если же не будешь слушать голоса Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его… поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой…и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя… и сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои… и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 15, 28, 34, 37).

Революция, в свою очередь, подобно языческому богу, пожрала своих первенцев и переросла в деспотию Наполеона Бонапарта, которая прокатилась войной почти по всему Европейскому континенту и была сокрушена в России. Но Россия, сама оскверненная незадолго до Отечественной войны 1812 года грехом цареубийства, великой кровью расплачивалась за «вольномыслие» знати и дворцовые интриги, чинимые за спиной Императора Павла I.

Далее все было по слову Священного Писания, хранящего определения Творца и Зиждителя всея твари: «Не оскверняйте земли… ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на нее крови, как кровью пролившего ее. Не должно осквернять землю, на которой вы живете…» (Числ. 35, 33-34).

Казалось бы, что привлекательное можно увидеть в причинах бедствий, которые обрушились на революционную Францию? Но, тем не менее, самым привлекательным оказалось для окружающих народов самое ужасное—первопричина бедствий!—то есть дерзкое отрицание Бога и нежелание искать корень зла в самих себе и в своем образе жизни; нежелание извлечь и уничтожить его по завершении поисков, потому что поиск сей—это тяжкий труд покаяния.

В результате к концу прошлого века на фоне прогрессирующего в среде образованной интеллигенции атеизма, Библии стал предпочитаться «Капитал».

По существу, это было время страшного отступления народов от Бога и Его закона, ибо «любостяжание… есть идолослужение» (Кол. 3, 5), а «любостяжатель… есть идолослужитель» (Еф. 5, 5).

К сожалению, после умиротворения Североамериканских Штатов Америки и завершения гражданской войны Севера и Юга (которая, как мы помним, велась по поводу вопроса об отмене или сохранении рабовладения в этом совсем еще молодом, но уже весьма демократическом государстве, избравшем капиталистический путь развития, потому что иного пути в середине XIX века в Европе еще не придумали), с тех пор и поныне в политике этого и других государств, а значит и в образе жизни народов маммона стала занимать все больше и больше места.

Но «не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24), сказал Христос Спаситель и предостерег людей всех грядущих поколений во всех странах и народах: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).

* * *

Мы не случайно обратили наше внимание на это весьма краткое воспоминание о Старом и Новом свете в период смены XIX и XX столетий: в большой степени это время было знаменательно тем, что народы выбирали пути своего дальнейшего развития и пытались определить будущее—свое и своих потомков. Этот выбор был трагичен, ибо потомки в первой половине ХХ столетия наследовали липкие сети лживых идеологий и горькие плоды войн. Когда лукавая идеология ставится человеком выше закона Божия, а философские мудрования и суесловие находят больший отклик в сердце, чем голос Всемогущего и Милосердного Бога, тогда о собрании подобных людей говорит Священное Писание: «…Они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32, 28).

Однако бедствия не проходят даром, и искупление грехов народа кровью невинных мучеников не совершается напрасно. Сегодня оправившаяся после Второй Мировой войны Европа боится новых бедствий, а народы стараются оградить себя в политическом, социальном и экономическом плане от каких бы то ни было потрясений. Ради этого начат и развивается процесс объединения государств в Европейское Сообщество, для разрешения текущих проблем создаются многочисленные международные органы управления, контроля и наблюдения за мировыми процессами.

Созидание, став неоспоримо приоритетной ценностью в глазах европейского жителя, привело к очередному всплеску научно-технического прогресса…

И все же… все же мятется сердце человеческое, по словам блаженного Августина, пока не успокоится в Боге. Безотчетное, на первый взгляд, предчувствие гибели, которое охватывает сегодня людей хоть сколько-нибудь задумывающихся о смысле жизни, выражают слова уже вспоминавшегося нами священника Ездры: «Разум возрастает вместе с нами, и из-за этого мы мучимся, так как сознательно идем к гибели» (3 Езд. 7, 64).

Вспомним, что же ответил ему Ангел Господень во время диалога между Богом и человеком, состоявшемся в Святой Земле множество столетий тому назад: «Те, кто живет на земле, терпят здесь мучения, потому что, имея разум, они совершали беззакония и, получая заповеди, не исполняли их, и, будучи последователями закона, отвергали закон, полученный ими. Что имеют они сказать на суде или какой ответ дадут они в ближайшее время? В самом деле, сколько времени Всевышний проявлял долготерпение к тем, кто населяет век, и не ради их самих, а ради исполнения предусмотренного Им срока» (3 Езд. 7, 72-74).

Предчувствие неизбежности этого ответа, который предстоит дать в ближайшее время, и тревожит людей и народы, на первый взгляд весьма благополучные.

Что же касается общества и времени, в котором Господь судил нам жить, то это время великих перемен и великого выбора. Наше Отечество вновь на распутье: одни его граждане выбирают, что лучше—социализм или капитализм с их частной или общественной собственностью на землю и на средства производства, другие выбирают между Востоком и Западом, третьи—между кока- и пепси-колой… Воистину, «…они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а еще и праведных Его попирали, и говорили в сердце своем: «нет Бога», хотя и знали, что они смертны» (3 Езд. 8, 56-58).

Мы не случайно начали наши размышления с воспоминания о единодушии и единомыслии народа, припомнив историю падения погрязшего во грехах древнего Иерихона. Ведь единомыслие и единодушие могут быть и в делах тьмы, во всеобщем беззаконии. Библия повествует об этом в истории уничтожения городов Содома и Гоморры, где не нашлось ни одного праведника, кроме чужеземца Лота и его семьи. По этой же причине пал Иерусалим под ударами Вавилонской империи. «Искал Я у них человека,—Говорит Господь Всемогущий и Долготерпеливый,—который бы поставил стену и стал бы предо Мною в проломе за землю сию, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. Итак изолью на них негодование Мое… поведение их обращу им на голову» (Иез. 22, 30-31). А перед тем Господь кратко определяет, в чем же состоит мерзость этого беззаконного поведения: «…Съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов. Священники… нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои… и Я уничижен у них. Князья… как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. А пророки… все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают… ложное. А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо» (Иез. 22, 25-29).

К какому времени и к какой общественно-экономической формации относится это обличение? К России времен «военного коммунизма»? Может быть, к России начала 90-х? Или к ней же, но конца 20-х—начала 30-х?

«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8, 7),—сказал Спаситель. Потому и обличения эти, услышанные от Бога и записанные пророком Иезекиилем более двух с половиной тысячелетий назад, применимы ко всем странам и народам. Разумеется, в разное время—в большей или меньшей степени, но суть их везде и во все времена остается прежней, потому что корень зла—общий всегда и везде: нарушение закона Божия.

Закон же этот прост в формулировках, короток в изложении и совершен, как совершен Сам Божественный Законодатель. Прислушаемся к нему, не добавляя ни слова:

«Пришельца не притесняй, и не угнетай его… Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» (Исх. 22, 21).

«Нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15, 11).

«Над братьями вашими… друг над другом не господствуйте с жестокостью» (Лев. 25, 46).

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост… чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всем, что делается руками твоими» (Втор. 23, 19-20).

«Не обижай наемника… В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его» (Втор. 24, 14-15).

«Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх. 22, 28).

«Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исх. 23, 2).

«Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Правды, правды ищи, дабы ты был жив…» (Втор. 16, 19).

«Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные…» (Лев. 19, 35).

Закон, который был дан на горе Синай одному из многочисленных народов земли, Сын Божий Иисус Христос сделал универсальным, распространив его действие на все человечество. На вопрос о том, какая наибольшая заповедь в законе, Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. И всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-38).

А возлюбивший Бога не сможет не следовать Его закону, который весь направлен на благо человека и его ближнего. Значит, какой строй ни выбирай, о преимуществах или недостатках какой «общественно-экономической формации» ни заводи высокоумных дискуссий или уличных разбирательств, вопрос о благосостоянии народа и благосостоянии государства решается на уровне наличия или отсутствия любви к Богу и человеку у каждого из его граждан.

Сейчас многие примеряют на свою жизнь и на историю нашего Отечества иноземные шаблоны, измеряют бытие чужими мерками и увлекают на пути чуждые… Это безрассудная и бесплодная суета, потому что «заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе… и не за морем… но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30, 11-14).

И Тот, Кто дал эту заповедь, неизменен, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.