Личность святого апостола Павла и особенные черты его благовестия

Архиерейский собор Русской Православной Церкви, прошедший в ноябре 1994 года, призвал пастырей и чад нашей Православной Церкви выйти на новое поприще миссионерского служения, к чему обязывает в наши дни непростая обстановка и в Церкви, и в обществе.*

«Сегодня Церковь возрождает свою полнокровную жизнь в условиях свободы,—говорится в определениях Собора.—Однако, воздавая благодарение Господу за избавление от внешних оков, мы с тревогой отмечаем, что радикальные изменения, происходящие в нашем обществе, вызвали к жизни такие отрицательные явления, как мировоззренческая растерянность людей и возникновение духовного вакуума, который все больше заполняется псевдокультурой, пропагандой насилия, порока, вражды, преступности, безнравственности. Особенно тревожит то, что отсутствием духовного ориентира у наших соотечественников пользуются бесконтрольно действующие в наших странах инославные и нехристианские проповедники, отрывающие от Матери-Церкви души людей, принявших в ней Крещение или связанных с ней историческими и культурными корнями».

Всему этому может и должна противостоять активная деятельность и проповедь пастырей Церкви Христовой, проповедь, которая не являла бы собой лишь «убедительные слова человеческой мудрости», но была бы при этом исполнена «явления духа и силы». Очень важно, чтобы вера наша православная утверждалась «не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 4-5). Так учит нас святой апостол Павел, убеждая «благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1 Кор. 1, 17).

Поэтому горькая правда нашей жизни, высказанная Архиерейским Собором, побуждает нас не медля искать путей, каким образом можем мы стяжать тот дух и ту силу, о которых поучает нас на заре христианства апостол Павел и о чем в XIX веке в простых словах и примерах говорит преподобный Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым о стяжании Святого Духа. Мне представляется, что личность святого апостола Павла, его благовестие, образ его служения Церквам с заботой и о хлебе насущном (здесь я имею в виду организованные им денежные сборы в поддержку Иерусалимской Церкви), и о том, чтобы в них все было «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40),—является для нас живым примером беззаветного служения Святой Церкви. Этот пример и должен вдохновлять всех нас на дело стояния в вере и благочестии, на дело свидетельства о подвигах наших святых предков, вдохновить на борьбу за чистоту жизни в Церкви и обществе и на очень многие добрые дела, полезные для Отечества нашего сегодня.

«Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства—вы в Господе» (1 Кор. 9, 1-2).

Святой апостол Павел наравне со святым апостолом Петром назван Святой Церковью первоверховным апостолом. Этим наименованием определяется то исключительное место, которое отведено святому Павлу Промыслом Божиим в деле распространения Христова учения и утверждения Его Церкви на земле. Именно об этом его призвании было сказано Самим Господом Анании, посланному к Савлу, который ослеп от явления ему Воскресшего Иисуса на дороге в Дамаск и ожидал исцеления и крещения: «…он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми; и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 15-16).

И это было ни что иное, как исполнение ранее предсказанного Иисусом Христом Своим ученикам: «…Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8).

И теперь на исходе второго тысячелетия по Рождестве Христовом имя святого апостола Павла и дело его благовестия остается знамением для миссионерских трудов и подвигов современных христианских проповедников, суть которых—все то же свидетельство о Воскресшем Христе «даже до края земли» (Деян. 1, 8).

Святые отцы прошлого времени и многие ученые-богословы недавних времен утверждали и теперь утверждают, что только волей и силой духа апостола Павла христианство вышло на просторы тогдашнего языческого мира. Поэтому Святая Церковь издревле в дни памяти апостолов возглашает: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Прокимен, глас 8). И именно апостол Павел по преимуществу развил и тот дух, и ту силу, которые были заложены в Евангелии Господа нашего Иисуса Христа, и прошел с проповедью о Нем от Иерусалима до границ Римской империи с Испанией (Рим. 15, 19, 24).

Обратим внимание на то обстоятельство, что в продолжение всего этого огромного дела благовестия—его четырех миссионерских путешествиях—апостол Павел постоянно встречался с недоверием к себе в силу его прошлой жизни в иудействе (о чем мы узнаем от самого Апостола несколько ниже). Недоброжелатели из среды иудеев и язычников всякий раз по его отшествии из того или другого города, где он образовывал христианские общины, начинали высказывать сомнение в его апостольском авторитете и сеяли смуту. Поэтому во всех своих посланиях он вынужден был подчеркивать, если не доказывать, происхождение своего апостольства и благовестия от Иисуса Христа. Например: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию… о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы…» (Рим. 1, 1, 4-5). И еще: «Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым…» (Еф. 1, 1). Так и далее в каждом его послании мы встретим подобные утверждения. И в этом отношении совершенно особое место и значение занимает факт обращения Савла ко Христу Иисусу на дороге в Дамаск. К этому событию в своей жизни Апостол постоянно возвращается, когда ему нужно защитить богооткровенное происхождение своего благовестия и апостольства. Поэтому и наши размышления в основном относятся к этому чрезвычайному событию в жизни святого апостола Павла.

«Не Апостол ли я?»

Да, апостол Павел не был евангелистом, не был самовидцем Иисуса Христа. Мы знаем только четырех евангелистов—Матфея, Марка, Луку и Иоанна, которые знали своего Божественного Учителя и которые, как и все Двенадцать, могли сказать вместе с апостолом Иоанном: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни… возвещаем вам» (1 Ин. 1, 1-2). Иными словами: то, чему евангелисты были свидетелями,—то они и записали в своих Евангелиях. А те естественные различия в изложении и многочисленные оттенки их повествований являются следствием характера личности каждого Евангелиста и есть ни что иное, как подтверждение подлинности и истинности святых благовествований от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, в которых по существу и прежде всего открывается людям мысль Божия о спасении человеческого рода от греха и для жизни вечной.

На эту тему существует огромная апологетическая литература, которая убеждает современных ученых отказаться от мифологической теории относительно исторической правды о Господе нашем Иисусе Христе и от всевозможных лжегипотез касательно происхождения и подлинности четырех Евангелий.

Так что мы можем быть уверены, что в наших руках находится Евангелие в том виде, каким оно было дано Богом, и как мог понять и принять его человек.

Итак, святой апостол Павел—не евангелист-самовидец; он не видел и не знал Господа Иисуса Христа в дни Его земной жизни. Напротив, он гнал Его последователей с полным убеждением своей законной правоты (см. Деян. 22, 19-20; 26, 10-11).

О себе он говорит так «…Я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города» (Деян. 21, 39), «обрезанный в восьмый день, из рода Израилева, колена Вениаминова» (Флп. 3, 5), «…воспитанный в сем городе (Иерусалиме,—М.Ф.) при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе…» (Деян. 22, 3), «я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению» (Деян. 26, 5) «и преуспевал в иудействе более моих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1, 14), «…я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея» (Деян. 26, 9; ср.: Деян. 8, 3).

Из этой яркой картины собственных речений святого апостола Павла можно себе представить то настроение и то состояние души ревнителя «закона» и «преданий», которые охватили его на пути в Дамаск. Сюда после мученической смерти архидиакона Стефана, побитого камнями вне стен Иерусалима, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9, 1), и устремился «юноша Савл» (Деян. 7, 58), «чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин, и женщин, связав, приводить в Иерусалим» (Деян. 9, 2).

Но иной путь готовил Промысел Божий Савлу. И опять послушаем его самого, как он описывает случившееся с ним по дороге в Дамаск в своей защитительной речи перед Царем Агриппой в Кесарии: «Среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на Еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными. Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению…» (Деян. 26, 13-19). Остановим наше внимание на сих словах Апостола. Они показывают нам, что Савл, хотя и сознает свою возможность «идти против рожна» (Деян. 9, 5), то есть противостать призывающей Благодати Божией, но он добровольно принимает призвание, не противится небесному видению и свободно вопрошает Иисуса: «Господи, что повелишь мне делать?» (Деян. 9, 6). Так Савл был призван Господом стать Павлом—апостолом народов.

«Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?»

Факт обращения Савла ко Христу в новозаветной критической литературе также имеет многоразличные объяснения, попытки представить это обращение как естественное психическое переживание, связанное с его наблюдением за смертью первомученика Стефана, или как результат галлюцинаций, или как следствие солнечного удара во время трудного пути по жаркой пустынной дороге. На все это святоотеческое толковательное предание говорит: нет и нет!

На пути в Дамаск он менее всего был готов и психологически, и умственно принять гонимого им Христа. О подлинном настроении, с каким Савл стремился к своей цели, говорит он сам—и всякий раз однозначно свидетельствуя и перед синедрионом, и перед римскими прокураторами, что, «получив власть от первосвященников» (Деян. 26, 10), «от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание» (Деян. 22, 5; ср. 9, 2).

Поэтому никакого сомнения не может быть в том, что он был в здравом уме, что преследование христиан в его фарисейском понимании было делом его совести; он не пренебрегал никакими средствами для достижения этой цели. И только сверхъестественное явление ему Воскресшего становится причиной его обращения, а вернее сказать—его перерождения. Явление Иисуса Христа мгновенно убедило Савла, что Христос, Которого он почитал мертвым, жив. Христос воистину воскрес. И Он сам идет гонителю навстречу, первым обращается к нему, останавливает его, устрашает и призывает к покаянию и крещению словами посланного к нему Анании: «…Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22, 14-16). Здесь—исходная точка всего поворота в жизни Апостола. С этого момента смерть и воскресение, соединенные неразрывно, стали главной истиной его веры и темой его благовествования.

Скажем и еще об одной характерной черте в этом обращении Апостола, которая также имела глубокое влияние на его мысль и жизнь. Вместе с внешним явлением Христа тесно связано внутреннее освящение Савла. В нем самом открылся Христос: «Бог… благоволил открыть во мне Сына Своего» (Гал. 1, 15-16). В тот момент, когда Сын Божий явился ему в Своей славе, внутри него совершилось самое полное, самое глубокое откровение, которого не могло уничтожить никакое внешнее явление. С этого дня Христос сделался для апостола Павла средоточием всей его жизни. Из общения с Ним Павел постоянно почерпал силу мужества и мысли, которые стали содержанием его посланий и неустанно распространялись им посредством миссионерских путешествий. Так, помимо человека видимого, говорящего, проповедующего, рассуждающего, трудящегося, в апостоле Павле явился и другой человек, невидимый—человек во Христе, которого Христос образовал и в котором Он живет: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Нам неимоверно трудно представить себе душевное состояние Савла, вновь рожденного во Христе апостолом Ананией. Мы можем лишь уподобиться евангельскому Никодиму, который на утверждение Христа: «Кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»,—наивно спрашивал Господа: «Как человек может родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин. 3, 3-4). В ответ он услышал: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 7-8). Именно так, неожиданно для Савла, в пути, когда он был весь в мыслях о преследовании последователей Иисуса из Назарета, произошло его призвание и рождение свыше от Духа.

Это поразительно-чудесное явление Савлу Самого Иисуса Христа наложило небесную печать на всю дальнейшую жизнь сначала Савла, а затем и апостола Павла, на черты его характера, на содержание его благовестия, на стиль дошедших до нас его 14-и посланий.

«Печать моего апостольства — вы в Господе»

Очень важно помнить, что это явление Господа Савлу, а затем Павлу, было не единственное. Еще много раз он получал от Господа через Ангела (Деян. 27, 23-26) подкрепление, ободрение и откровение, подобно тому, как и апостолы-самовидцы, когда Иисус «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45).

Поэтому справедлив тезис: Павлово благовестие есть продолжение, развитие и осуществление того же Евангелия Господа нашего Иисуса Христа, которое мы приняли от Самовидцев, которое прошло через сердце и душу Апостола, которое сияет в нем всеми гранями Божественной Истины, отступление от Которой его учеников вызывало в нем горькое разочарование, боль и побуждало писать: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал. 3, 1). И тем же Галатам несколько выше он пишет значительные строки, которыми отвечает на поставленные им самим вопросы к Коринфянам и которые мы взяли в качестве эпиграфа к сему скромному опусу:

«Павел, Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых… Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1, 1, 11-12). Равно и самим Коринфянам Апостол пишет в Первом к ним послании:

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам…» (1 Кор. 15, 1-2). Далее в послании говорится о Христе, умершем за наши грехи, по Писанию; о Его погребении, о воскресении Его в третий день, по Писанию, о Его явлениях апостолу Петру, Двенадцати, более пятистам братьям, апостолу Иакову, всем Апостолам (3-7). «А после всех,—пишет Апостол,—явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию… Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали» (9, 11).

Эти слова апостола Павла, а также и такие, как «…мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2, 16), убеждают нас в единстве содержания Евангелия Самовидцев и Павлова Евангелия, ибо источник откровения один—Господь наш Иисус Христос. И Двенадцать, и Павел в равной степени были сосудами Христова ума, сердца и силы, необходимыми для устроения Церкви Христовой, для преодоления уже в первых десятилетиях ее бытия разного рода лжеучений и разделений.

В этом отношении весьма характерны и очень современны его пастырские послания, в которых он пишет своему ученику епископу Ефесскому Тимофею: «Держись образа здравого учения, которое ты слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 1, 13; 2, 2). «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды… родителям непокорны… нечестивы… жестоки… клеветники… не любящие добра, предатели, наглы… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых уклоняйся» (3, 1-5). Эти предупреждающие слова Апостола и особенно такие, как «…Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен…» (2 Тим. 4, 3, 4, 5),—должны побуждать нас к более тщательному изучению наставлений апостола Павла. Они помогут нам сегодня, как и апостолу Тимофею в его время хранить все заповеданное нам, «отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6, 20-21).

Поэтому нам следует сделать и практический вывод: будем в равной степени благоговеть перед «Евангелием» и перед «Апостолом»—нашими богослужебными текстами, разбитыми на зачала и ежедневно читаемыми за Божественной литургией. В равной степени будем с ответственностью возглашать в храме текст «Апостола» и «Евангелия», с одинаковой заботой будем произносить проповедь на темы «Евангелия» и «Апостола». Именно на это необходимо нам обратить внимание и на лекциях семинарского курса «Гомилетика», и на практических занятиях, которые завершаются произнесением нашего живого слова к предстоящему в храме народу.

Все наши известные проповедники воспитаны на Павловом слове. Оно, прошедшее через испытание жизнью и страданиями, всегда поражает простотой и близостью к человеку, оно реально и универсально. Почему и апостол Павел—человек всякого времени, всякой страны, всякого народа. Мы всегда чувствуем, что он—один из нас. И это делает изучение личности святого апостола Павла, его жизни и его учения важнейшей задачей для современной духовной школы.

Ведь мы действительно не можем с уверенностью сказать, что духовное наследие Апостола изучено до конца. И хотя есть великий Златоуст—блестящий толкователь многих посланий Павла, есть наш отечественный изъяснитель святого апостола Павла—святой епископ Феофан Затворник, есть и великий ученый муж—профессор Николай Николаевич Глубоковский, оставивший после себя огромное наследие, среди коего есть и капитальный труд «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование» (СПб., 1905, 1910 и 1912. Кстати, размеры этой книги устрашат читателя: она заключает в себе 2000 страниц с научным аппаратом в 3000 названий печатных трудов),—все же появляются все новые и новые исследования, авторы которых, выражаясь образно, идут «по стопам апостола Павла» (именно таково одно из названий современных сочинений об Апостоле).

Поэтому и я приглашаю слушателей нашей духовной школы последовать духовным стопам Апостола, глубоко проникнуться его миссионерским духом и делом ответить на призыв Матери-Церкви, выйдя на современное тернистое поприще проповеди Евангельской Истины.


* Актовая речь, произнесенная в Минской Духовной Семинарии 12 февраля 1997 г.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.