Путь жизнеутверждающей любви

«Путь и истина и жизнь»

Размышляя о путях христианского просвещения, мы неизбежно поместим во главу угла слова Господа Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). На этом Божественном основании зиждется замысел Творца о развития всего рода человеческого, от первых мгновений его бытия до последних дней и часов человеческой истории. И потому пророческая, просветительская и миссионерская деятельность Святой Церкви в конечном итоге всегда служит соединению человека с Богом в Святых Таинствах и, прежде всего, в Евхаристии. Иными словами, духовное просвещение мы понимаем как направление человека на путь познания истины для жизни вечной*.

Церковь имеет свидетельство апостола Иоанна Богослова о том, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Проповедь этого постулата во всей бесконечности его богословского содержания вовеки пребывает целью миссии Святой Церкви в мире.

Образ же неизменяемости содержания проповеди о Боге-Любви и в Ветхозаветные, и в Новозаветные времена мы видим в событии Преображения Господня. Вспомним, кто были собеседниками Христа Спасителя на Фаворе: Законодатель Моисей и пророк Илия.

Слово и дело Боговидца Моисея непреходящи до скончания века, ибо непреложность основополагающих статей универсального Синайского кодекса Сын Божий утвердил Сам, сказав, что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5, 18).

Поэтому и возвращения Библейского пророка Илии, мужественно боровшегося во дни своей земной жизни с безбожием, ожидали и ожидают верующие всех времен. Как мы помним, на рубеже Ветхого и Нового Заветов именно его черты люди усматривали в Иоанне Крестителе; именно его имя слышалось распинателям в предсмертном вопле Иисуса: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Также и от нас, и от грядущих поколений не скрыто, что пророку Илие вкупе с праведным патриархом Енохом предстоит лично совершить проповедь покаяния, придя в Иерусалим в последние дни, события коих обозначены в Откровении Иоанна Богослова.

Итак, апостолам на Фаворе было явлено, что путь христианского просвещения для всех времен и племен народных состоит в единстве его средств, целей и результатов, которые и сосредоточены в Личности Богочеловека—Господа нашего Иисуса Христа. В этом—правда жизни и истина бытия, свидетелями которых является весь сонм святых, «от века Господеви угодивших».

Миссия среди соотечественников

Рассуждая о многообразии педагогических методов христианского просвещения, мы сегодня без тени смущения говорим о миссии Церкви среди своих соотечественников. В этом нет парадокса, ибо в многообразии мнений и позиций членов нашего современного общества твердые христианские убеждения присутствуют отнюдь не в большинстве случаев. Но славянские земли—вовсе не tabula rasa и не terra incognita, где слухом не слышали о Евангелии.

Наши земли и народы не просто вскормлены Православием за тысячу лет своего христианского бытия: они на уровне генетической природы восприняли Слово Божие и всю свою дальнейшую национальную историю понимают как стояние в вере за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы.

Наша миссия сегодня как раз и состоит в употреблении максимально возможных форм и средств, которые могут способствовать напоминанию нашим соотечественникам о христианской природе их души. Как написал в одном из своих стихотворений инок Свято-Успенского Жировичского монастыря, «Душа у кожнага—хрысцьянка, / Ды не ва ўсіх яна жывая. / Аб гэтым—памяць векавая»…

Поэтому миссия православного христианского педагога или учителя состоит именно в пробуждении исторической, духовной и, наконец, личной памяти человека о том, что говорит ему Бог на языке его живой совести.

Если позволите, мне бы хотелось с определенной степенью условности сравнить сегодняшнее духовное состояние нашего общества с состоянием апостолов Луки и Клеопы, когда они совершали свой печальный путь в Еммаус. «А мы надеялись было,—уныло говорили они Воскресшему Христу о Нем Самом,—что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…».

И что же Учитель? Стал ли Он с гневом обличать их? или отвернулся от их маловерия? или оскорбился? Нет, Он терпеливо и по порядку, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24, 13-27). Божественный Педагог лишь дал определение причинам, которые не позволили двум Его близким ученикам понять смысл происходящего и уверовать: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!».

В этом не было ни упрека, ни осуждения. Но здесь, если угодно, был поставлен социально-психологический диагноз слабой успеваемости учеников. И только от Личности Учителя зависело избрание того единственно правильного метода просвещения, в результате которого «открылись у них глаза, и они узнали Его». И не только узнали, но поняли, почему горело в них сердце, когда Он говорил им на дороге (См. Лк. 24, 13-33). Это и есть метод терпеливой и мудрой любви, то есть личный пример Сына Божия, как и чему следует учить учеников.

Личность педагога — свидетеля Истины

На наших многоразличных педагогических конференциях и иных форумах мы довольно часто говорим о личности учителя. Помнится, и на предыдущей Киевской встрече, посвященной значению семьи в деле современного образования, тема личности педагога в христианском просвещении звучала весьма активно. Позвольте мне в этом контексте кратко рассказать о событии, имевшем место в апреле сего года в Минске.

Существующее в Республике общественное объединение «Родители и учителя за возрождение духовного образования» провело международную научно-практическую конференцию. Ее темой стало «Педагогическое наследие Сергея Александровича Рачинского и современное образование». Об этом выдающемся христианском педагоге, 170-летию которого был посвящен форум в столице Беларуси, сегодня необходимо вспомнить со всей ответственностью! Потому что личность и наследие Сергея Александровича столь огромны и значительны, что их внимательное изучение способно принести учителям и методистам, родителям и ученикам несомненную пользу в деле религиозно-нравственного просвещения.

Ученый ботаник, государственный деятель по части Министерства иностранных дел,—он в прямом смысле слова стал педагогом от Бога. Зайдя однажды в сельскую школу в своем имении, Сергей Александрович огорчился невероятной скуке проходившего урока арифметики. Следующий урок он решил провести сам, да так провести, чтобы скуки в классе не было в помине. Его педагогическая премьера имела ошеломляющий успех среди деревенских ребятишек. Так Сергей Александрович стал педагогом, не имея на то специального образования, но будучи человеком талантливым и убежденным.

Выступая перед участниками конференции, я обратил их внимание на то, что особенностью педагогического дара Сергея Александровича Рачинского было видение естественной духовной жажды, или, как он говорил, живого зародыша благочестия в детской душе. Дети, не испорченные ранней безответственностью родителей, имеют врожденное религиозное чувство, христианскую генетическую память. Родителям в семье и учителям в школе нужно лишь суметь разбудить эту память, а вернее, не дать уснуть естественному религиозному чувству вскоре после рождения человека в мир.

При этом, поучая о Божественной Истине, мы сами обязаны быть свидетелями этой Истины. Вспомним последние слова Христа Спасителя, обращенные к апостолам и ученикам перед Его Вознесением: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). Говоря словами Писания, сосуды наших сердец должны быть чисты, ибо иначе Премудрость не войдет в них, и сила Духа Святаго не станет действовать в нас и через нас.

Человеческая личность зарождается в Боге, формируется в семье и реализует себя в обществе. И чем больше свидетелей правды Христовой встретится ей на этом пути, тем полноценнее будет ее становление и дальнейшее раскрытие в служении Богу и ближнему.

Совсем недавно мы совершали празднование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. Обратившись к житию дивного старца, мы находим весьма яркие иллюстрации к педагогическому аспекту темы нашей встречи:

— образ благочестивой матери, чей медный крест преподобный Серафим не снимал до конца своей земной жизни;

— благословение Киево-Печерского старца Досифея, примечательного самого по себе, которое ознаменовало начало монашеского подвига юного Прохора Мошнина;

— водительство Пресвятой Богородицы, безусловное послушание воле Которой стало залогом всех трудов Преподобного по устроению ее Четвертого удела;

— наконец, учительство самого преподобного Серафима, или его подвиг старчества.

Все это вкупе составляет универсальный пример жизни и деятельности, который при внимательном рассмотрении дает ответы на вопросы, встающие перед нами на нынешнем форуме.

Радость о Господе как особенность христианского учительства

Серафимо-Саровские торжества в начале XX и в начале XXI столетий в равной степени свидетельствуют о том, что христианское просвещение искренне востребовано нашими народами. Может быть, не так широко, как нам хотелось бы: не секрет, что сила противодействия православному просвещению ныне, как и сто лет назад, весьма активна.

И все же мы не вправе сетовать на внешние трудности, ибо сказано: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). И сегодня мы должны не только с благодарностью вспоминать православных учителей и наставников, которые были духовниками дореволюционных поколений наших соотечественников. Такие духовные светочи сияли и во времена гонений, они есть среди нас и ныне. Мы же призваны к поиску и обретению тех наших современников, кто своим богодухновенным словом и благочестивым жизненным примером питает духовную жизнь народа, нередко оставаясь в тени не только общественного, но и официального церковного внимания. И нам нельзя стесняться называть их учителями и наставниками, следовать их поучениям и руководствоваться их богодухновенным опытом, проходя поприще нашего личного и общественного церковного служения.

Исполняя завет Апостола о поминании наставников наших, которые проповедуют нам слово Божие, и подражая вере их (Евр. 13, 7), мы должны не стесняться на их примере открывать обществу истинное учительство, которое происходит от Духа Святого! Это особенно важно, ибо шумные и агрессивные лжеучители пытаются внедрить свои ереси в самое сердце народного самосознания, стараясь извратить его христианскую суть и заместить Евангельские истины своими измышлениями.

Вообще духовным индикатором, своеобразным лакмусом в многоразличной на сегодняшний день православной проповеди должен быть именно элемент любви к Богу и человеку. Ведь сегодня совершенно очевидно, что в церковной, а вернее—околоцерковной и псевдоцерковной среде есть и человеконенавистническое направление образа мыслей, имеющих одну лишь личину благочестия. А «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).

Мне бы хотелось сегодня подчеркнуть определенную общую особенность, которая характерна для учительства всех выдающихся церковных учителей и проповедников. Эта общность выражается в том, что во главе проповеди каждого из них стоит радость,—жизнеутверждающая радость о встрече человека с Богом, о начале и развитии их диалога, о слиянии голоса молящегося и беседующего с Богом человека в симфонию общей церковной молитвы. Это важное, очень важное качество проповеди, которое, к сожалению, свойственно далеко не всем, встающим на миссионерскую стезю в самом широком смысле.

Позвольте мне завершить свое краткое выступление выражением надежды, что пути православного учительства, проповедничества и просвещения будут в нынешнем тысячелетии исполнены плодами глубоко осознанного личного опыта многих и многих священнослужителей, монашествующих и мирян, которые едиными устами и единым сердцем будут свидетельствовать о том, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7), что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5), что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24).


* Доклад на международной конференции «Пути просвещения и свидетели правды: Личность. Семья. Общество». Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 30 августа-4 сентября 2003 г.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.