Развитие богословской науки с православной точки зрения

Святая Церковь Христова стоит сегодня на пороге новой европейской эпохи под знаком возрождения понимания единства христианских ценностей, целей и смыслополагания, составляющих подлинные корни европейской культуры. Находясь на переломе цивилизаций, размышляя над историей Церкви от Рождества Христова, мы не только должны восхвалять Господа Бога за Его благодатный дар всего творения, данного нам для возделывания и сохранения, но при этом также критически оценивать плоды нашего возделывания пажитей Господних*.

Как Председатель Синодальной Комиссии Русской Православной Церкви, я хотел бы поговорить у вас на теологическом факультете Фрибургского университета об образовании и о науке в нашей Церкви: во-первых, оценить пройденный путь, во-вторых, наметить перспективы и ориентиры развития. Это покажет нам одновременно и возможные направления совместного богословского развития.

При этом нельзя будет ограничиваться только выяснением актуальных проблем в области богословского образования и науки, но понадобится поставить им реальный диагноз на сегодня, что поможет их дальнейшему развитию и совершенствованию.

Все мы, православные, католики и протестанты, должны четко представлять себе совместную ответственность перед Святой Церковью за юную поросль на пажитях Господних—за нашу молодежь. Сегодня я вижу реальные перспективы для межконфессионального диалога в области богословского образования и науки. Так, на нашем Богословском факультете в Минске вместе учатся студенты православного и католического вероисповедания. Среди них есть белорусы и русские, поляки и литовцы. Церковная молодежь, совместно обучающаяся и совместно работающая в области богословской науки, обретает опыт взаимопонимания, который реализуется в многообразии культур. И это вселяет надежду на осуществимость императива Христа Спасителя: «Да будут все едино!» (Ин. 17, 21).

Достояние богословской мысли Церкви Христовой преломляется в многообразии культур. В результате возникает, образно говоря, радуга богословских систем. Но вот, на переломе тысячелетий, вследствие взаимопроникновения национальных культур формируется их новый синтез, подобно тому, который имел место два тысячелетия назад. Это ставит перед богословием вопрос о путях к заповеданному Богом единству Церкви в условиях историко-культурного многообразия. Как мной уже отмечено, я вижу реальные перспективы его решения именно в области богословского образования и науки.

Единство Церкви проявляется не в унификации credo различных конфессий и не достигается политикой их объединения, но состоит в единстве христианского отношения к творению Божию, в общности христианских целей и ценностей, в центре которых неизменно пребывает Господь наш Иисус Христос. Достижение этой общности является сегодня важной задачей христианского богословия. Причем, это касается не только диалога между христианскими конфессиями, но и диалога между религиями, в которых проявляется дух любви Божией.

Теперь я позволю себе наметить основные контуры проблематики богословского образования и науки в Русской Православной Церкви. В последнее десятилетие двадцатого века многое изменилось. Церковь пережила бурное развитие. Об этом периоде мы говорим как о времени нового духовного возрождения: многократно возросла паства Христова; восстановлено и открыто множество новых приходов; многократно увеличилось число священников и диаконов; построены и реконструированы церковные здания; освящены многочисленные монастыри и богословские школы. Русская Православная Церковь, обретшая в течение этого времени по Божию промыслу свободу проповеди и служения, стоит перед трудным заданием действительно воцерковить и духовно окормить вновь обретенные ею общины, утолить духовную жажду всех ищущих истины. Этот крест оказался не легче того, который несла на себе Русская Православная Церковь во времена гонений. Наша Церковь натолкнулась на массу проблем и, прежде всего, в области катехизации и образования. Возникла острая потребность в богословски образованном духовенстве. Необходимо, в конце концов, осмысление прошедшего пути и ориентация в новой ситуации.

Что касается нашей богословской науки, то я должен откровенно признать, что ее очертания сегодня начинают лишь только проступать. Хорошо известно, что русская богословская наука, пережившая в конце XIX—начале XX веков расцвет, после 1917 года была парализована в своем развитии. После Второй Мировой войны с Божьей помощью удалось достичь некоторого сходства с дореволюционными богословскими школами. В Церкви, пережившей ужасные преследования, было мало сил и средств для восстановления образования и науки на прежнем уровне. Но то, что было достигнуто, безусловно, является успехом для того периода времени. Богословское образование, пребывавшее в онемении в течение тридцати лет, когда оно практически утратило весь преподавательский корпус, было все-таки восстановлено. Но, и я должен это подчеркнуть, богословское образование еще не является богословской наукой.

После падения коммунистического режима многое было сделано: увеличилось число богословских учебных заведений; открываются богословские высшие школы и факультеты; издается богословская специальная литература; выпускники и студенты богословских высших школ посылаются на учебу за границу; проводятся богословские научные семинары и конференции; начато издание Православной Богословской Энциклопедии.

Что касается нашей Белорусской Православной Церкви, то на 2003 год у нас сложилась следующая ситуация с образованием: на сегодня у нас есть 1 теологический факультет при Европейском гуманитарном университете в Минске; 1 Духовная Академия, 1 Духовная Семинария и 1 регентская школа в Жировицах; 3 духовных училища в Витебске, Слониме и Минске; 5 катехизаторских школ в Минске, Гомеле, Витебске, Новогрудке и Гродно; 6 иконописных школ в Витебске, Гомеле и Минске; 1 школа звонарей в Минске; 1 духовная гимназия в Гомеле; 1 дом православного образования в Полоцке; 436 воскресных школ (18274 обучающихся) и 340 православных богословских библиотек по всей Беларуси.

Но мне представляется, что существует больше поводов для озабоченности, чем для успокоения. Мы все еще слабо продвинулись в направлении восстановления в нашей Церкви научной богословской школы, традиции научно-академической богословской работы. Ситуация меняется, но пока медленно.

Так, 16 декабря 2002 года при нашей Белорусской Православной Церкви открылся научный институт религиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций. Это было кроме того и международное экуменическое событие: к нам прибыли кардинал Вальтер Каспер (Ватикан), президент «Про Ориенте» профессор Марте (Австрия), директора Института Восточных Церквей монсиньоры Раух и Вирволль (Германия), директор экуменического института Иоанна-Адама-Мелера доктор Ольдеманн и другие гости из-за рубежа, дипломатический корпус в Беларуси, представители науки и главы христианских деноминаций и религий. С концептуальными докладами на открытии выступали Митрополит Филарет, кардинал Вальтер Каспер, профессор А. В. Данилов и Г. А. Довгялло. В президиуме был и белорусский кардинал Казимир Свентек.

Во время презентации был представлен первый научный результат института—сборник исследовательских работ «Посткоммунистическая Беларусь в процессе религиозных трансформаций». На следующий день состоялась первая международная конференция института на тему «Религиозная коммуникация сегодня: границы и перспективы», в которой приняли участие представители Православной и Католической церквей, делегаты мусульманских и иудейских общин, также представители различных христианских конфессий и гости из Западной Европы. После конференции был проведен круглый стол на тему «Почему стал труден сегодня диалог между Католической и Православной церквями?»

В январе и феврале 2003 года институт проводил анализ актуальной тематики в области религиозного и межконфессионального диалога, востребованный как теоретически, так и практически, как в Восточной, так и в Западной Европе. Было принято решение участвовать в разработке международного научно-исследовательского проекта, проводимого под эгидой Европейского Союза, по теме «Религия и конфликт», подтема: «Влияние конфессиональной политики и национальных мифов на возникновение и разрешение конфликтов в восточноевропейском регионе (Россия, Украина, Беларусь)».

На материале этно-конфессиональной ситуации в России, Украине, Беларуси сотрудники нашего института намерены проанализировать механизмы образования и функционирования национальных мифов и условия, при которых они способствуют возникновению или обострению конфликтных ситуаций. В марте 2003 года институтом совместно с Христианским Образовательным Центром была проведена международная конференция на тему «Голос незащищенных. Мысль и свидетельство Ханны Арендт, Симоны Вейль и Инны Войцкой». В рамках конференции состоялась презентация книги Инны Войцкой «Дерево и Царство», посвященная теологии культуры. В данный момент заканчивается работа над сборником трудов, подготавленным совместно с факультетом теологии Фрибургского Университета.

Теперь мы должны ответить на обобщающий вопрос: в каком состоянии находится на сегодня богословская наука в Русской Православной Церкви? Этот вопрос влечет за собой еще два вопроса: какой должна быть наука в Русской Православной Церкви? Что нужно действительно сделать для ее активизации?

На первый вопрос даются противоположные ответы: некоторые говорят о восстановлении того состояния, которое существовало до 1917 года, другие говорят, что реконструировать собственно нечего, потому что богословская наука тогда еще не сложилась, ее следует создавать из ничего. Обе эти точки зрения ставят вопрос о принятии и освоении наследия русской богословской школы в эмиграции (после 1917 года). Здесь также наблюдаются два экстремальных подхода: от восторженно-некритичного принятия всего в этой традиции до ее тотального отрицания и отвержения. Мне представляется, что мы должны избегать как безудержного порицания, так и некритичного экстаза. Речь должна идти о критическом осмыслении этого наследия. Эти вопросы преодолеваются, и мы отвечаем на них в ходе дискуссий на наших богословских конференциях. Русская Православна Церковь уже провела две такие конференции: «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» в феврале 2000 года и «Православное учение о человеке» в ноябре 2001 года. Сейчас готовится третья конференция «Православное учение о Церкви», которая состоится в ноябре 2003 года.

Но мы не должны оставлять без внимания достижения богословской науки всей Церкви Христовой. Было бы ошибкой не осваивать наследие богословской мысли поместных Православных церквей, а также церквей Католической и Протестантской. Даже если исходить из первой точки зрения, что необходимо восстановление богословской науки конца XIX—начала XX веков, не следует забывать, что католическое и протестантское богословия оказали на нее влияние; не следует также упускать из внимания, что ее тогдашний историко-культурный контекст отличался от сегодняшнего.

Все сказанное я обобщу в трех задачах, стоящих ныне перед Русской Православной Церковью:

1. Критическая рецепция результатов развития православной богословской науки в России с конца XIX до начала XX веков, включая период ее эмиграции, а также других Православных церквей. Выявление общих тенденций этого развития и их смысла.

2. Критический анализ и освоение достижений богословской науки Католической и Протестантской церквей в ХХ веке.

3. Анализ проявления и получение результатов другими науками и прежде всего такими гуманитарными науками, как философия, история, лингвистика, религиоведение, культурология и т.д.

Раскрытие актуальности этих задач выводит нас на вопрос: каким образом они могли бы быть решены? Это вызывает необходимость придать основополагающим вопросам новый смысл, а именно: какое место занимает богословие в жизни Церкви?

1. Развитие богословия происходит не в результате церковных расколов или нравственных кризисов, но по внутреннему закону человеческой религиозности. Оно направлено на то, чтобы сделать сверхчеловеческое критерием для человеческой ориентации; чтобы перевести непостигаемое в область человеческих понятий и действий, то есть в область постигаемого.

2. Развитие богословия—это необходимое условие раскрытия церковного сознания и понимания единства Церкви при всем многообразии культур.

3. Богословие всегда направлено вперед, потому что оно всегда открыто на трансцендентность Божию.

4. Никакая конфессия не связана с одной и только одной богословской системой.

5. Учение Церкви—это не некая определенная историческая богословская система, но оно располагает такими богословскими системами в своей сокровищнице.

В христианской традиции вера неизбежно требует своей рефлексии и дает ей импульс, формируя тем самым богословскую науку. Рефлексия веры является делом веры. Рефлексия веры в контексте культуры приводит к определенному дистанцированию от веры и в результате—к многообразию вероучительных представлений. Так Церковь обретает множественность опытов веры.

Церковь Христова на рубеже третьего тысячелетия стоит перед задачей их критического обобщения, ибо единство—это императив грядущего и одновременно внутренний закон динамики самого богословия. Здесь следует различать между богословием как процессом и методом поиска для выражения церковного учения и богословием как концепцией церковного вероучения, то есть как догмата. Но различие не предполагает противопоставление.

Мысли о диалогическом и культурно-полемическом характере богословия приводят нас к «богословскому постулату» отца Георгия Флоровского: о необходимости для православного богословия «свободной встречи с Западом». Это обширная тема, поэтому я обозначу лишь важнейшие с моей точки зрения моменты.

Русская богословская школа во многом обязана западной богословской традиции. Но факт связи нашего богословия с западным толкуется по-разному. Для одних—это связь почти что «первородный грех» русского православного богословия. Другие говорят не об инкультурации идей и методов западного богословия на русской богословской почве, но об отсутствии отечественной богословской почвы. Эти крайности были мудро преодолены отцом Г.Флоровским: «Нужно не только повторять готовые западные ответы, но распознать и пережить именно западные вопросы».

Этот призыв Флоровского нашел свою жизнь в межконфессиональных богословских диалогах, которые вела и будет дальше вести Русская Православная Церковь. Начался процесс серьезного, зачастую трудного, взаимного изучения и диалога. Этот диалог не преследует цель некоего легкомысленного нивелирования идей, но искренне направлен на внутреннее приобретение гармоничной созвучности в деле веры.

Безусловно, существенным богословским вопросом, возникшим в связи с межконфессиональным диалогом, является тема Церкви, ее задач, ее природы и в особенности ее границ. Этот вопрос затрагивался на целом ряде межконфессиональных конференций и собеседований, но он остается до сих пор открытым. Концепция диалога христианских культур является основанием и для межконфессиональных богословских отношений. Здесь мы подошли к теме языка, основной для всего научного развития в ХХ веке.

Проблема языка, символа, взаимоотношения между смысловым значением и предметностью в области веры становится важнейшей в современном православном богословии. Одна из задач богословия—сделать веру Церкви понятной для всего поликультурного мира. Поэтому тема языка всегда актуальна и существенна для христианства.

Специальной темой является здесь язык богословия. Богословие свидетельствует о духовном опыте Церкви, опыте богочеловеческого общения и наполняет тем самым свой язык духовными значениями. Поэтому богословие всегда современно. В свое время отцы Церкви классического периода патристики совершили культурный переворот. С помощью языка античной культуры они показали миру истины христианского благовестия. Одновременно они обогатили эти культуры новыми смыслами, и, в конце концов, в результате интегративных процессов возник новый язык христианской культуры в многообразии форм ее проявления. Сходная задача нового единого языка богословия и новой единой христианской культуры стоит перед Церковью и сегодня на рубеже тысячелетий, когда мир переживает глобальное взаимопроникновение культур.


* Доклад на Теологическом факультете Фрибургского университета (Швейцария, Фрибург) 8 апреля 2003 г.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.