«Всюду Серафим!»

Размышляя о том, какой эпиграф можно было бы предложить к нынешней Всероссийской научно-богословской конференции, мне не пришлось долго искать идею, которая бы наиболее полно отразила суть исторического значения личности преподобного отца нашего Серафима Саровского для судеб России и всего мира.

Ответ почти сразу же был подсказан списком организаторов этого форума, а также воспоминаниями обо всех участниках и устроителях сегодняшних и прошлогодних торжеств в честь преподобного Саровского старца. А ведь они составляли и составляют воистину весь русский, весь православный мир нашего Отечества: от Патриархов и высших государственных деятелей до простых богомольцев и служивых людей, от князей и предпринимателей до простолюдинов и смиренных тружеников, от архиереев и ученых мужей до сельских священников и малых детей. Таков был этот святорусский миръ при жизни отца Серафима в середине XIX века, таким он все еще оставался во время его прославления со святыми в начале XX столетия,—таким он становится и сейчас, когда прошло и сто, и двести пятьдесят лет со времени достопамятных событий нашей ближайшей истории.

«Велик у Бога Серафим! Всюду Серафим!..»—именно эти слова дивеевской блаженной Прасковьи Ивановны вспомнились мне в качестве эпиграфа. Наверное, потому, что они полнее всего обозначают тайну Преподобного, смысл, содержание и значение подвига его личного спасения в судьбах России и в планах домостроительства Божия. Тайна же эта становится все более глубокой и всеобъемлющей по мере того, как умножаются исследования и открытия в области духовного наследия дивного Саровского старца.

«Путем страданий к великой славе»

Удивительным образом преподобный Серафим пронизывает собою историю, по меньшей мере, трехсотлетнего периода жизни России и Европы. Его житие совершалось в то время, когда богоборчество стало уже не симптомом, а тяжкой формой недуга Старого света. Метастазы этой болезни уже разъедали плоть русского общества, ибо яды ее уже проникли в кровеносные артерии великой державы.

«Христианин есмь! Слышите ли вы все?.. Аз христианин есмь!»—этот исповеднический вопль Николая Александровича Мотовилова, современника и одного из весьма немногих ближайших помощников преподобного Серафима, звучит, словно усиливающееся эхо, в течение вот уже двухвекового периода нашей истории. За это время было совершено два цареубийства, были пережиты террор и две войны. Затем началась кровавая смута и братоубийственная бойня, тяжелейшее нашествие иноплеменных и многолетняя война народа с самим собой, гонение, разрушение и осмеяние Святой Церкви. Все было пережито Отечеством нашим в XX столетии,—но среди этого ада твердым и незыблемым оставалось пророчество богоносного Старца: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».

Не помышляя о своей значимости, называя себя не иначе, как «убогий Серахвим», пламенный Саровский подвижник стал богодарованной опорой своему Отечеству, которое со временем все более хромало на оба колена.

Наш вклад в «ломбард вечный Божий»

По выражению автора, исследовавшего в 1903 году его наследие, святой Серафим «шел на поиски великой цели… к некоей неподвижной точке, вокруг которой вращается ось мира». Спустя век, мы можем сказать, что Саровский старец сам встал в сердцевине нашего центростремительного движения в поиске Бога и в обретении народом собственной истории. Так в 1988 году началось восстановление завета с Торжествующей Небесной Церковью, в который вступила Святая Русь во времена своего Крещения.

Нынешняя конференция в определенной степени призвана обозначить круг направлений, в которых сегодня развиваются исследования всего, что связано с именем преподобного Серафима Саровского. На деле круг этот гораздо шире, чем может вместить в себя даже самый представительный форум.

Почитание Преподобного столь распространено в мире, что внимательный взгляд встречает его действительно всюду, как и говорила блаженная Прасковья. Его святой образ мы видим в составе Собора покровителей Финляндии на севере и в пещере пророка Илии у потока Хораф в Святой Земле на юге. Его иконы пишут в Японии на востоке, его имя звучит в аудиториях английских высших школ на западе. В Дивеевской обители слышны славянские, романо-германские, финно-угорские и иные языки народов мира. Храмы в его честь освящены и в восточном и в западном полушариях Земли. Наверное, нет такой православной семьи или монашеской келии, в которой не было бы иконы батюшки Серафима.

Агиография Преподобного не только уходит корнями вглубь столетий, но также простирается на всю историю ХХ и XXI веков. Неисчислимы связи личных судеб человеческих с образом Серафима Саровского. Можно ли оставить без внимания и систематизации историю духовного присутствия дивного старца в русском рассеянии далеко за пределами Отечества, его почитание в иных Поместных Православных Церквах, наконец, его участие в деле сближения Российской и Зарубежной частей Матери-Церкви?

Материал этот столь обширен, что собирание его под силу только при серьезнейшей организации дела, началом которого мне видится нынешний Всероссийский форум.

Нынешние и прошлогодние празднования в честь преподобного Серафима Саровского становятся в этом смысле основанием и одновременно преддверием нового этапа в осмыслении значения личности великого Старца и его духовного наследия в судьбах России, Европы и всего рода человеческого. Учитывая пророчество самого отца Серафима о предстоящей ему проповеди покаяния в конце мира, мы не вправе не сделать того, что требует от нас история и в современном, и в эсхатологическом смысле.

Потому мне представляется весьма своевременной инициатива создания свода всех агиографических, исторических, богословских и культурологических сведений, связанных с наследием преподобного Серафима. С этим предложением сравнительно недавно выступило общественное движение «Россия Православная» на страницах одноименного издания. Полагаю, что нынешняя конференция могла бы предпринять определенные шаги для подготовки создания церковно-научного исследовательского центра по собиранию, изучению и согласованию всего множества фактов, преданий, наставлений и свидетельств, которые связаны с личностью Преподобного.

По словам одного из авторов этой инициативы, Преподобный Серафим коленопреклоненно отстаивал наше Отечество перед лицом смертельной угрозы. И он отстоял нас на камне своей веры! Воздавая батюшке Серафиму славу, честь и поклонение, мы всегда будем пребывать перед ним в неоплатном долгу любви.

Потому воистину достойно есть нам позаботиться об организации духовного вклада любви нашего и грядущего поколений в «ломбард вечный Божий», который открыл для нас дивный старец.

Прораб Приснодевы

Сегодня мы совершенно естественно говорим об избранничестве преподобного Серафима как о явлении бесспорном, ибо оно засвидетельствовано Самой Матерью Божией. Как известно, Пречистая Дева в Своих явлениях Преподобному дважды утвердила его великий статус в Царстве Небесном, сказав Своим святым спутникам: «Сей—от рода Нашего».

Особое взаимное доверие Богородицы и преподобного Серафима, а также результаты и последствия совместной деятельности Саровского подвижника и Матери Господа нашего Иисуса Христа составляют предмет отдельных глубоких исследований, ибо они действительно беспрецедентны. Как сокрыты от нас многие подробности богооткровения, которое пережил апостол Павел, так и преподобный Серафим во многом ограничил изложение фактов своего общения с Царицей Небесной. Святой старец сказал лишь, что в устроении Четвертого удела Богородицы на земле он камня не передвинул без Ее благословения.

Также без воли Божией Матери не совершаются судьбы Ее Четвертого удела в Дивеево. Без ведома Преблагословенной ничто не происходит с иконами, которые отражают Ее Пресвятой образ и которые так или иначе связаны с именем преподобного Серафима. Это интереснейшая тема, и чтобы проиллюстрировать ее, и мне хотелось бы коротко обозначить лишь некоторые закономерности, ставшие очевидными в наши дни.

На родине Преподобного в Курске Исидор и Агафья Мошнины начали сооружать храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, когда их сыну Прохору было совсем немного лет. С одноименной церкви и глубоко чтимого сестрами Казанского образа Преблагословенной началось церковное устроение Дивеевской общины. Со временем это стал один из наиболее известных списков Казанского образа наряду с тем, который хранится ныне в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.

Известно, что Казанская икона Божией Матери из Дивеева ныне пребывает в Западной Европе. Есть ли у нас надежда вновь молиться перед этим образом в Казанском храме Четвертого удела Божией Матери? Лишь Богородица знает ответ на этот вопрос…

Спустя двадцать лет после кончины старца Серафима, началась Крымская война. Пылкий Николай Мотовилов послал Государю для отправки в Севастополь копию иконы Божией Матери «Радость всех радостей», перед которой всю жизнь молился и в молитвенном подвиге скончался преподобный Серафим. В Севастополе вследствие дерзкого и кощунственного пренебрежения командованием, икона была помещена в чулан, доколе сам Государь не сделал о ней запрос. Тогда Святой образ перенесли на Северную сторону оборонительных сооружений, которая, как известно, в результате так и не была взята неприятелем. Судьба самой иконы с тех пор неизвестна.

Однако вспомнить об этом чудотворном списке нас вдохновляет не менее трагическая история Порт-Артурского образа Пресвятой Богородицы. В годы русско-японской войны он так и не достиг места своего назначения. Однако, малое время назад дивный образ был обретен в одной из антикварных лавок Иерусалима, выкуплен и доставлен в Россию. А недавно Российские моряки привезли ее в Порт-Артур, где пред чудотворным образом Богоматери они молились об упокоении христолюбивого воинства, преступно лишенного святыни в свой смертный час… Так восстанавливается связь времен.

Быть может, Севастопольский список Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление» также под спудом ждет своего возвращения, и решение Пресвятой Богородицы зависит от того, насколько мы успешны в стяжании мирного духа?

Чтобы ответить на этот и многие подобные вопросы о судьбах нашего Отечества, нам следует всем сердцем стараться постичь тайну преподобного Серафима: тайну, которая, по его словам, доступна всем и раскрыта им самим в размышлениях о стяжании благодати Святого Духа.

Мы исторически обязаны понять, как и почему Прохор Исидорович Мошнин, купеческий сын, в младенчестве едва не убившийся на церковной стройплощадке, внезапно и тяжко заболевший в детском возрасте, почти умиравший на руках Саровской братии от многолетнего мучительного недуга,—как смиренный иеромонах Саровской обители Серафим удостоился стать прорабом Приснодевы Марии, возжелавшей доверить ему тайны домостроительства Божия не только в отношении Дивеева и России, но и всего мира вплоть до завершения человеческой истории?

Мне кажется, начинать поиск ответа следует в словах святого Исаака Сирина о том, что «смиренномудрый—есть источник тайн нового века». Молчание в разуме преподобный Серафим называл «таинством будущего века» и ставил его во главу и христианского послушания, и научного богословия. «Прекрасно богословствовать для Бога,—рассуждал он,—но лучше всего, если человек себя очищает для Бога».

Премудрость умиротворенного разума

Чтобы лучше уяснить, что имел в виду Преподобный, вспомним слова апостола Иуды, брата Господня, которыми он определял патологических бунтарей, которые есть во всех слоях общества, не исключая и Церковь: «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова… это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1, 16-19). Опасность такого рода деятелей для нашей Церкви и для общества злободневна и сегодня.

Казалось бы, знаменательные и величественные события духовной жизни нашего Отечества, возрождение и развитие Церкви, ее исцеление от многих болезней, накопленных за время крайнего стеснения, должны как никогда объединить всех в любви и единомыслии! Но сегодня именно из внутренней среды по Святой Церкви наносятся самые болезненные удары, оставляя на Теле Христовом новые раны.

Как просты наставления преподобного Серафима, начиная, к примеру, с самого известного о стяжании хотя бы одним человеком мирного духа, чтобы вокруг него могли спастись тысячи. Всем известна эта заповедь, но на деле горстка ропотников способна совратить тысячи людей, среди которых как простецы, так и мудрствующие витии. И потому совершенно неразрывна связь, которую четко обозначил преподобный Серафим, когда сказал: «Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание»,—имея в виду, прежде всего, дисциплину ума и церковное послушание.

Преподобный Серафим не мнил себя наставником или спасателем Церкви. Но именно он и был им, потому что стяжал мирный дух, и вся православная Русь чувствовала это так ясно, как тот подвижник, который после беседы со старцем записал: «…Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу».

Вот путь спасения нынешнего общества нашего—и церковного, и светского,—и дай нам Бог по молитвам преподобного Серафима достигнуть премудрости умиротворенного разума!

Сто семьдесят один год тому назад, 1 января 1833 года после Божественной литургии в Саровской обители преподобный Серафим простился со всеми братиями, всех благословил, поцеловал и сказал в утешение: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовит». Верю, что и к нам обратил свое последнее прижизненное наставление преподобный и богоносный отец наш Серафим, егоже святыми молитвами Господь да благословит всех нас.


* Доклад на Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Москва, Российская Академия Наук, 15 июня 2004 г.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.