«БЕРЕГИТЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ»
ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА ЖУРНАЛУ «СТУПЕНИ» №4 (2003)
В 2003 году исполнилось 25 лет служения Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета (Вахромеева) в Беларуси. Наставники и учащиеся Минских духовных школ сердечно поздравляют владыку с юбилеем и молитвенно желают помощи Божией в дальнейших трудах на Белорусской кафедре. В канун своего юбилея владыка дал интервью нашему журналу.
— Владыка, что привело Вас в семинарию, ведь в годы Вашей молодости такой выбор должен был быть более чем сознательным?
— Промысл Божий, не иначе. Будучи выпускником московской школы, я имел намерение поступить в институт иностранных языков. Но из-за желтухи врачи уложили меня в постель на три месяца. Более того, для поступления в вуз было непреодолимое препятствие—я не состоял в рядах комсомола. Еще до болезни мы ходили с моим товарищем в институт иностранных языков, «пробовались» на собеседовании. И мне как некомсомольцу отказали даже в допуске к приемным экзаменам. А мой товарищ, который меня агитировал поступать, был принят. Он все пытался меня утешить, мол, подавай заявление в комсомол, оформим тебя, примем, дадим характеристику, все будет хорошо. Я говорю: «Нет. В комсомол вступать не буду».
Когда я заболел, тетя Маня, моя крестная мать, сказала твердо: «Все, никаких институтов. Вот тебе Псалтирь, учись читать по-славянски, и с Богом—в семинарию. Вот тебе молитвослов, лежи и читай молитвы». Нельзя сказать, что все это было для меня внове,— наша семья была церковной, и, конечно, в храм Божий я ходил регулярно. И в школе сидел за одной партой с Алешей Ушаковым, с которым только мы вдвоем из всего класса носили на груди кресты, мы их не снимали никогда, и все, в том числе и педагоги, знали, что мы—«верующие учащиеся». По этому поводу, правда, у нас не возникало никаких проблем …
Тетя Маня осталась незамужней, потому что в их семье было тринадцать детей и моя будущая крестная посвятила себя воспитанию сестер и братьев. Такая традиция была в многодетных семьях, ведь, естественно, одна мать не могла с десятью детьми управиться, и старшие избирали эту стезю, потому что все были глубоко верующими людьми и смотрели на семью как на малую церковь. А когда умерла бабушка, тетя Маня взяла на себя заботы о младших. Вот она-то и была моей крестной матерью, наставляя меня в вере. С нею я с самого раннего детства ходил в Свято-Никольский храм, что на Новокузнецкой улице, в Скорбященский храм на Ордынке. И видимо, моя крестная сыграла главную роль в выборе мной жизненного пути. Не могу не считать своими наставниками моих родителей, мужа моей сестры—священника Василия Изюмского (он и сейчас милостью Божией жив, здоров, служит), всей моей семьи, которая всем укладом жизни сформировала и воспитала меня. С редким в те времена единомыслием все мои домашние сошлись на том, что мой путь должен быть путем священнослужителя нашей Святой Церкви. И я постоянно благодарю всех, кто этому послужил, благодарю Бога за путь, конечно, Им предопределенный.
Вот так из обстоятельств житейских складывается Промысл Божий о человеке. Вот что меня привело в семинарию: молитва моей крестной матери и ее, по-видимому, пророческое видение.
Конечно, родители заволновались, больше всего родительница, потому как знала, что значило быть священником в 30-е годы. Я родился в 1935 году, а затем были 37-й, 39-й годы. В нашем доме и до войны, и во время нее частенько бывали священнослужители и старцы Аристоклий Афонский, Иларион, Исаия. Это были старцы Пантелеимонова подворья. Всегда желанные, и гостями их не назовешь, потому что это были свои люди. Я всех их помню, хотя был совсем крохотным человечком. Кое-кто из них, например, иеросхимонах Исаия, подолгу жил у нас, по-видимому, это было, когда Пантелеимоново подворье закрыли…
Мать знала судьбу этих людей, священнослужителей, которые ходили из квартиры в квартиру, из дома в дом: где ночь переночуют, где две, а где их приютят и накормят, и выражала вполне понятное опасение,—ведь перед ее взором прошли трагические судьбы священнослужителей в послереволюционной России. Слухи о постоянных арестах, ссылках священнослужителей были известны в семье. Конечно, маму пугала перспектива возврата репрессий, которые в первое послевоенное время поутихли. А к моменту моего пострига началась хрущевская «оттепель», точнее—«заморозки», новые гонения на Церковь. Все переживали, ожидая худшего. У мамы было очень трепетное сердце,—все-то она чувствовала, о всем переживала. Приедешь, бывало, а мама: «Ну, говори, говори, что произошло,—я ведь все чувствую, все вижу». Мои переживания, проблемы, неудачи ложились на мамино сердце. Поэтому, когда я уже направлялся в Троице-Сергиеву Лавру, она всплакнула серьезно. Отец был более спокоен. Когда мною было принято решение о поступлении в семинарию, он только сказал: «Сын, ты взрослый человек, выбирай сам свой путь …» Сестра и ее муж, отец Василий, были очень рады моему выбору. Вот таким образом я и оказался в Троице-Сергиевой Лавре, в большой келье преподобного, в Московской духовной семинарии, а потом и академии.
— Обычно люди, вкусившие студенческой жизни, вспоминают ее как самое веселое время жизни. Какую память храните Вы о студенческих годах?
— Конечно, я вспоминаю студенческие годы. И чем дальше от них, тем слаще эти воспоминания. Вот и сегодня, беседуя с коллегами по устроению нашей Духовной семинарии и академии по поводу всех проблем, которые мы имеем сейчас, я часто вспоминаю нашу студенческую жизнь. Наши отцы-учителя тоже ведь переносили очень много всяких неудобств. Все было очень тесно. У ректора и инспектора была небольшая комната в чертогах: с одной стороны—стол ректора, с другой—стол инспектора, посередине—стол для встречи с преподавателями, там проходили педсоветы. Но все было очень тепло и душевно, и все потом вспоминали именно эту обстановку, в которой зарождалась, вернее, возрождалась духовная жизнь, потому что все принесли в стены семинарии свои воспоминания о дореволюционной жизни Церкви и духовных школ. Поэтому храню самую светлую память о днях студенческих.
— Встречались ли Вы после окончания академии со своими сокурсниками?
— У нас есть традиция встреч выпускников семинарии и академии, мы встречались довольно часто в Троице-Сергиевой Лавре, и я не теряю надежды еще раз попытаться собраться вместе.
Более того, я разыскал одноклассников средней школы, 11 человек, с которыми я обязательно встречаюсь теперь хотя бы раз в год. Ведь неординарный путь, которым я пошел после школы, надолго прервал мои контакты со школьными товарищами. А вот к старости потянуло к ним, и, разыскав их, я поддерживаю регулярно с ними связь, а иногда всех приглашаю, и мы встречаемся. Шутя, мы называем себя «шестидесятниками»—по возрасту нашему… Они тоже прислали мне поздравление с 25-летием моего служения в Беларуси.
— Как известно, Вы всегда хорошо учились. Владыка, есть ли какой-то особый секрет в том, как Вам удавалось организовать свое время, чтобы успевать в учебе и не менее успешно трудиться на разных послушаниях? Как проводили свободное время, если оно у Вас было?
— Да, конечно, учился я прилично. Не буду говорить, что уж очень хорошо, потому что были послушания церковные, поездки, сначала—в приходской храм Иоанна Предтечи. Ездили-то мы все вместе в электричке с Ярославского вокзала. С нами вместе ездили военнослужащие в Загорск. Мы здоровались, знакомились. Все в вагоне знали, что мы семинаристы, но настрой был хороший. Отношения были на расстоянии, но с симпатией. А потом я был владыкой Питиримом, теперь Митрополитом Волоколамским и Юрьевским (скончался 4 ноября 2003 г.—прим. ред.), а тогда еще просто диаконом Константином Нечаевым, привлечен на послушание иподиакона. Мне приходилось довольно часто пропускать занятия, но будущий владыка Питирим взял шефство надо мной, за что я ему очень благодарен. Все годы обучения в семинарии я служил иподиаконом у Патриарха Алексия I: сначала со свечой стоял, потом—с крестом. Это было и ответственно, и очень памятно по сей день: торжественные службы в кафедральном Богоявленском соборе, Троице-Сергиевой Лавре, многих московских храмах. Святейший Патриарх Алексий (Симанский) тогда был еще в силах и неопустительно посещал все церкви Москвы в дни храмовых праздников. Надо ли говорить, что Патриарх уже самим фактом моего пребывания «при нем», служения ему, «лепил» меня как личность, многому научил.
— Что побудило Вас принять монашество? Испытывали ли Вы сомнения при выборе стези монашеского жития?
— Владыка Питирим, о котором я всегда думаю с глубокой благодарностью, будучи иеродиаконом, потом священником, всегда проявлял большую заботу обо мне и влиял на формирование моего мировоззрения. Он был нашим классным наставником, уделял нам много времени. Как-то получилось, что наши с ним взаимоотношения стали близкими и теплыми; позже мы часто встречались, оба работая в семинарской, а потом и в академической корпорации, и по завершении моей «карьеры» в Московских духовных школах мы остались с владыкой в самых дружеских отношениях. И я сожалею, что теперь встречи наши стали нечастыми. А ведь сейчас, на склоне лет, еще больше тянет к духовному контакту, сердечному разговору, совету… И я собираюсь в ближайшее время возобновить наши встречи с владыкой Питиримом именно для таких серьезных духовных разговоров.
Сам владыка Питирим, преподавая в наших Духовных школах, находился под руководством духоносных и прозорливых старцев. В частности, он советовался с одним отцом схиархимандритом, рассказывая ему и обо мне, испрашивая на мой счет совета, мнения, рекомендации. И вот, когда я оканчивал первый курс академии, приезжает владыка Питирим от своего старца и передает мне от него спелую грушу со словами: «Батюшка сказал: «созрел». Это было знаком, и так получилось, что я раньше него и постриг принял.
— Владыка, а как отреагировали Ваши родители на то. что Вы приняли постриг?
— С большим драматизмом восприняла мама—не смогла удержаться от слез: «А я-то думала, что понянчу твоих деток»—и так далее… Но такие настроения, естественные материнские переживания, со временем сменились радостью. Однако, присутствуя на постриге, она горько плакала—сердце ее материнское чувствовало: не все будет гладко, радостно, еще будут скорби в нашей жизни, в жизни ее сына… А отец принял эту новость по-прежнему спокойно. На рабочем столе в моей келии стоят портреты отца и матери. Я с ними прощаюсь, отходя ко сну, и здороваюсь утром, прося у них благословения на день грядущий.
— Студенческая жизнь, как известно, полна неожиданностей. Приходилось ли Вам иногда прибегать к каким-то уловкам и хитростям, чтобы выйти из затруднительной ситуации, например, на сложном экзамене у строгого преподавателя?
— Экзамены всегда пробуждали смекалку. Я и сейчас вспоминаю о них с моим сокурсником, тоже митрополитом: «Ну ты помнишь как бывало, владыка?» — «Помню, владыка». Всегда очень много давала подготовка к экзаменам и написание таких пособий, вы понимаете, о чем я говорю… Потом они как бы и не нужны были, потому что помнишь. Хотя иногда распределялось на курсе: тебе вот это сделать, а тебе это. Видимо, все студенты одинаковы во все времена.
Я думаю, что талантливо составленная шпаргалка достойна хорошей оценки.
— Случались ли во время учебы какие-нибудь курьезы?
— Были неожиданности. Преподавателем катехизиса был у нас в то время иеромонах Пимен, позже Саратовский архиепископ. Вот он меня гонял по катехизису: «Камо пойду от Духа Твоего, от лица Твоего камо бежу? Взыду на небо Ты тамо еси…» и так далее. На этот текст он меня даже несколько раз поднимал после неудовлетворительной оценки, полученной мною на предыдущем занятии из-за московского послушания. Это заставило меня вызубрить этот текст и ответить на следующем уроке. Сочувствую студентам, которым приходится уделять много времени послушаниям в ущерб учебе.
Владыка Сергий (Голубцов), искусствовед, первый реставратор Свято-Троицкого собора Сергиевой Лавры преподавал у нас библейскую историю. И он однажды застал меня врасплох.
Совершенно необычным человеком был преподаватель Нового Завета, епископ, потом митрополит Рижский Леонид (Поляков), тогда наш инспектор. У нас с ним сложились особые отношения. «Ну, иподиаконы! Вы внесли в кассу семинарии десятину от ваших заработков?» Мы: «Отец Леонид, да мы еще не получали в этом месяце». А он: «Неверно вы говорите. Вы знаете, где в нашем заведении бухгалтерия?»—и сквозь очки улыбался. Напоминал таким образом: «Мы-то здесь вот живем. Ваши сокурсники трудятся и ничего, кроме стипендии, не получают, а вы? Вас и покормят, вам и заплатят». Вот такие нотации выслушивали мы.
Но все это было с добрым чувством, это походило больше на юмор. Но мог и поднять: «Вот вы не были на прошлой лекции, пропустили, а мы, понимаете, здесь Слово святителя Григория на Юлиана Отступника изучали. А ну-ка, вы подготовились?» Встаешь. А где ж тут подготовишься? Все это было, все это жизненно, все это поучительно и вспомнить об этом по-человечески приятно. Потом мы были в очень добрых отношениях, но прошли эти отношения через огонь, воду и медные трубы.
— Кто был Вашим вдохновителем в студенческие годы?
— Я уже называл имя митрополита Питирима. Совершенно особое чувство осталось у меня от общения с протоиереем Алексеем Остаповым. Он был душой нашей академической корпорации, очень талантливый человек, много работал над собою.
Царство им всем Небесное, и наставникам, и коллегам, и старцам, которые своими советами нас ободряли. Надеюсь, что все эти воспоминания, все ниточки, нас связующие, приведут нас во единую связку.
— Владыка, что бы Вы пожелали воспитанникам наших Духовных школ?
— Я знаю, что у нас есть многие трудности. У нас нет, например, нормальных бытовых условий: и в нашей школе, и в целом в монастыре. Мы как-то не привыкли на это обращать внимание, а жизнь заставляет: к нам ведь едут гости. Ну вот, что-то двигается с этим ремонтом, хотя экономическое положение не такое уж и легкое. Ну ничего, ничего, терпите немножко. А главное—берегите студенческие годы, будете с любовью вспоминать их.
— Владыка, что Вы можете сказать по поводу обновления нашей администрации?
— Да, сегодня большой день в жизни нашей корпорации. Удовлетворили просьбу и отца инспектора, протоиерея Геннадия Повного, и отца секретаря семинарии протоиерея Георгия Соколова о том, чтобы их освободить от административных функций. Слава Богу, созрел плод нашей Духовной школы, отец иеромонах Иоасаф (Морза). Он окончил нашу семинарию и богословский факультет Афинского университета, защитил кандидатскую работу и влился в наш коллектив. Глядя на отца Иоасафа, я вспоминаю, как и меня, тогда еще юного монаха, иеродиакона, сразу назначили, помнится, помощником инспектора, преподавателем гомилетики.
Секретарь Совета академии иерей Александр Болонников теперь и секретарь Совета семинарии, как это практикуется и в Ленинградских, и в Московских школах.
Выпускник нашей академии юный кандидат богословия Павел Бубнов получил свое первое административное назначение на должность старшего помощника инспектора. Все это очень ответственно. Я верю в них, и дай им Бог сил терпеливо нести возложенные послушания на благо наших Духовных школ.
С Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом беседовали: Юрий Рой, студент 3-го курса МинДА Андрей Пугач, студент 2-го курса МинДА Сергей Шевченко, студент 5-го курса МинДС.