БОЛЬШОЕ ДОВЕРИЕ

О МИТРОПОЛИТЕ ФИЛАРЕТЕ ВСПОМИНАЕТ АРХИМАНДРИТ ИОАСАФ (МОРЗА), ПРОФЕССОР КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ, В 2008–2012 ГОДАХ–РЕКТОР МИНСКИХ ДУХОВНЫХ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ

Моё знакомство с митрополитом Филаретом произошло в 1993 году в Минске. Я тогда окончил механико-математический факультет Белорусского государственного университета и пришёл к владыке в епархиальное управление на приём для того, чтобы получить благословение на поступление в семинарию. Это было ясным летним утром: я прошёл к приёмной на первый этаж, где уже собрались люди, которые ожидали начала приёма. Я помню, как владыка вышел из кабинета, подходил к каждому, благословлял и спрашивал: «Вы по какому вопросу пришли?» Когда он подошёл ко мне, то спросил: «Как Ваше святое имя?» Я ответил и сказал, по какому вопросу. Меня он пригласил в кабинет первым и начал расспрашивать обо мне, из какой я семьи. Я помню его радостно-изумлённое восклицание, когда он услышал, что нас у родителей шестеро. Спросил также и об учёбе, о планах на будущее. Я ответил, что у меня свободный диплом и попросил благословения поступать в Киевскую духовную семинарию, поскольку в Киево-Печерской лавре подвизался мой духовник – схиигумен Геронтий (Захаров). Владыка выслушал меня и очень-очень мягко сказал: «Да, можно, конечно, поступать и в Киевскую. Но у нас есть своя семинария, в Жировичах. Ты откуда?» – «Из Лунинецкого района». – «О! Поезжай к владыке Стефану, Пинскому и Лунинецкому за благословением и поступай к нам в Жировичи». Владыка настолько мягко и в то же время настолько убедительно высказал своё мнение, что у меня не было никаких сомнений, что именно так и надо сделать. Получив благословение владыки Стефана, я поступил в Минскую духовную семинарию.

В семинарии владыка Филарет преподавал на моем курсе Новый Завет: послания святого апостола Павла. Эти лекции, конечно, были очень памятными. Владыка с великим благоговением открывал Библию и с таким же благоговением читал Писание: не спеша, очень спокойным голосом. И затем объяснял нам, истолковывал прочитанное. Я и сейчас вспоминаю эти лекции как пример того, в какой исключительной степени владыка был проникнут духом Христовым, духом любви к слову Божию.

Когда я был уже на последнем курсе семинарии, владыка предложил мне продолжить обучение в Греции. Я хорошо помню тот день, когда владыка пришёл к нам в аудиторию и у каждого выпускника спрашивал, какие у него планы. Когда дошла очередь до меня, я ответил, что хотел бы продолжить учебу в академии. А владыка говорит: «А не желаешь ли поучиться в Греции?» Я говорю: «Владыка, а можно подумать?» Он ответил: «Ну, хорошо. Подумай». Перед выпускным я успел съездить в Киево-Печерскую лавру к своему духовнику и спросил его совета. Он сразу сказал: «Да! Греция – страна православная, поезжай! Это будет для тебя полезно». На выпуске я подошел к владыке митрополиту и сказал: «Владыка, если Ваше предложение остаётся в силе, то я согласен поехать в Грецию учиться». Он обрадовался и говорит: «Ну, хорошо. Только надо было раньше сказать мне об этом!» И сразу же началось оформление всех необходимых документов.

В начале августа 1997 года я приехал к владыке в Минск за благословением ехать в Москву за греческой визой и высказал своё намерение идти в монастырь. «Поезжай за визой. Возвратишься – поговорим», – ответил он мне. Когда я вернулся в Минск, то узнал, что владыка в это время был на вступительных экзаменах в семинарии. Я отправился в Жировичи и пришёл к владыке на приём. В ходе беседы я выразил желание принять монашеский постриг, добавив при этом, что моя мама не против такого выбора жизненного пути. Следуя совету своего духовника, я спросил: «Владыка, можно ли мне принять монашеский пост риг в Киеве?» А он очень нежно и мягко говорит: «Ну, это было раньше, когда было мало монастырей: постригались в одной обители, а подвизались в другой. Но у нас свой монастырь есть – в Жировичах. Я тебя постригу здесь». 15 сентября Владыка меня постриг в монахи, 12 октября владыка Гурий меня рукоположил во иеродиакона, а 18 октября я уже уехал в Афины.

Первые месяцы пребывания в Афинах были для меня не простыми, напряжёнными. Я трудно привыкал к новым обстоятельствам жизни, иногда меня охватывало уныние. Помог мне преодолеть это состояние владыка Филарет. В конце 1997 года он возглавлял делегацию от Русской Православной Церкви, прибывшую в Грецию на празднование дня памяти святителя Дионисия Закинфского. Мы встретились в Афинах, и владыка спросил меня первым делом: «Ну как ты?» А я чуть не плачу, говорю: «Владыка, слава Богу!», хотя на самом деле мне было плохо. И владыка прекрасно понял меня и рассказал мне историю о том, как он, будучи молодым иеродиаконом, отправился в паломническую поездку в Иерусалим. В самолете пожилой архидиакон, который неоднократно бывал на Святой Земле и знал некоторые особенности службы в греческих храмах, сказал ему: «Отец Филарет! Когда будете служить литургию с греками, то закройте глаза и ни на что не обращайте внимания!» Эти слова Владыки легли мне на сердце, я стал спокойнее воспринимать порядки другой страны, во многом своеобразные, быстро к ним привык и полюбил Грецию.

Во время пребывания в Афинах я старался периодически (примерно раз в несколько месяцев) звонить владыке в Минск и подробно рассказывал, как идёт учёба, какие предметы проходим, какие преподаватели читают лекции по этим предметам. Владыка внимательно выслушивал и советовал, на что я должен обратить внимание в перспективе будущего преподавания в семинарии. В конце каждого семестра я давал подробный отчет, сколько предметов я изучил за семестр, какие из экзаменов сдал, какие получил оценки.

После окончания семестра я обычно уезжал на Святую Гору Афон на одну-две недели. Однажды я сказал Владыке по телефону: «Владыка! Собираюсь на Афон, благословите!» А в ответ услышал молчание… Я догадался, что владыка, видимо, опасался, что я оттуда и не вернусь. «Владыка, не переживайте, я там не останусь!» – успокоил я его. Тогда только он благословил: «Ну, хорошо! Поезжай!»

Я хорошо помню наставление владыки, с которым он обращался к студентам семинарии в конце каждого учебного года: «Братья, постарайтесь обязательно попасть на приём к своим архиереям, от которых вы получили благословение на обучение в семинарии. Расскажите им о ваших успехах, намерениях, планах». Эти слова владыки мне запомнились, и когда я на каникулы возвращался в Беларусь, я всегда ехал к Владыке – в Жировичи или в Минск, чтобы показать, что я жив, здоров, что всё хорошо.

После окончания богословского факультета Афинского университета я приехал к владыке, и он поручил мне преподавать Патрологию в Минских духовных академии и семинарии, а затем в октябре 2003 года назначил меня инспектором семинарии и академии. Я помню свои первые неопытные шаги на этом послушании; случались и ошибки. Владыка был очень внимательным ко мне и старался эти ошибки поправлять. Например, в первые месяцы моей работы на должности инспектора у меня проявлялось суровое настроение: хотелось следить за дисциплиной студентов и быть с ними построже. И вот на заседании Ученого совета владыка обратился ко мне: «Ну, отец инспектор, как там у тебя дела?» – «Трудимся, владыка». А он очень мягко, и в то же время очень веско сказал мне: «Строгость должна быть умеренной!»

Эти слова были сказаны так корректно, с такой заботой и любовью, что с меня как будто какое-то напряжение снялось, и мы стали трудиться более спокойно.

В 2008 году владыка Филарет назначил меня ректором Минских духовных академии и семинарии. И, опять-таки, от него кроме заботы, любви, ласки и отеческого внимания я не помню ничего. К этому времени он уже не проводил лекций в семинарии, приезды его в Жировичи стали более редкими, но тем более радостными для нас, преподавателей. Когда владыка приезжал в монастырь, мы обычно встречали его вчетвером: наместник архиепископ Гурий, я, инспектор игумен Павел (Тимофеенков) и секретарь совета протоиерей Александр Болонников. Владыка выходил из машины, налагал на себя крестное знамение, кланялся в сторону Успенского собора, приветствовался с владыкой Гурием и с улыбкой обращался к нам: «Как поживает наш академический РИС?» А «РИС» – это Ректор, Инспектор, Секретарь. «Всё благополучно, владыка», – отвечал я, подходя за благословением. И потом уже шли пить чай, общались и докладывали владыке обо всём. И если он оставался доволен, то настроение его было прекрасным, и это настроение передавалось всем окружающим. Очень приятно было общаться с владыкой.

Во всё время своего пребывания на должности ректора академии и семинарии я всегда чувствовал со стороны владыки глубокое доверие к себе. Расскажу один случай. Накануне какого-то праздника меня пригласили послужить (это было не в Жировичах). На всенощном бдении в алтаре к владыке Филарету подошёл один из священников и что-то спросил. Владыка выслушал его, на мгновение задумался, опустив голову вниз, затем посмотрел на меня (я стоял в нескольких шагах от него) и громко сказал: «А вот – ректор Академии. Иди к нему и решай этот вопрос». Это было выражение доверия. Нам – молодому руководству Минской духовной академии и семинарии – владыка очень доверял. Когда я чувствовал такое отношение владыки, то это всегда радовало, настраивало на рабочий лад, на максимум усилий, чтобы духовные школы функционировали успешно и благочинно.

Усердно молясь о почившем митрополите Филарете, благодарю Бога за то, что имел счастье быть рядом с ним, получить от его святительской десницы и монашеский постриг, и священнический сан, трудиться под его началом и воочию наблюдать, как обильно благодать Христова действует в Его истинных и верных служителях. Светлая память о владыке Филарете навсегда сохранится в сердцах всех, кто любил и искренно почитал его!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.