КОРАБЛЬ ИДЕТ ВПЕРЕД

ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА ЖУРНАЛУ «СТУПЕНИ» №4 (2001)

Ваше Высокопреосвященство! Прежде всего, позвольте поздравить Вас от лица редакционного совета и читателей журнала «Ступени» с двадцать третьей годовщиной Вашего вступления на Белорусскую кафедру и пожелать в добром здравии и мире продолжать еще долгие годы Ваше высокое и ответственное служение Белорусской Церкви.

Именно о Церкви мы решили говорить с нашими читателями на страницах этого номера журнала. Нам особенно важно Ваше мнение, как предстоятеля Белорусской Церкви. Наша читательская аудитория—это в основном студенческая молодежь Беларуси, которая, как показывает опыт общения, не всегда хорошо знакома с жизнью Православной Церкви. В связи с этим наш первый вопрос будет иметь характер историко-статистический. Как бы Вы обрисовали путь Православной Церкви за 23 года Вашего служения в Беларуси, и что представляет Белорусский Экзархат сегодня?

— Благодарю наше милое студенчество за память о годовщине моего пребывания на Белорусской кафедре. Эти 23 года пролетели незаметно. Кто-то в том 1978 году родился и ему уже 23 года. Я же продолжаю здесь свое служение, спокойно рассуждаю о нем и воспринимаю это как волю Божию. Бывали разные размышления касательно моего служения в Беларуси. Если бы я сказал, что не было никаких движений мысленных и чувственных, я был бы не прав. Другое дело, что они рождались не столько во мне, сколько вовне. Как всякие людские слухи, они естественно рождались и в нашей церковной среде. Но корабль Белорусской Церкви идет вперед и разрезает эти волны, волны человеческих страстей и предположений. Слава Богу! Я благодарю Господа за то, как сложилось мое служение в Беларуси и не хочу ничего переоценивать, прекрасно сознавая свои недостатки. Я не перестаю благодарить Бога за ту паству, которую он мне вручил, и к которой я в воскресный день 12 ноября 1978 года впервые обратился со словом назидания. Паства белорусская, как и вообще вся паства православная в разных уголках нашей необъятной страны – Белой, Малой, Великой Руси всегда добра и снисходительна к своему пастырю.

Ну что же, 1978 год—это год еще далекий от перестройки. Первые 10 лет трудно было сделать что-то внешне заметное для Церкви. Речь не шла об открытии новых храмов, речь шла об укреплении того достояния, которое мне было вручено Церковью. Нужно было заниматься консолидацией церковных сил и, прежде всего, пастырей вокруг своего епископа. Жировичский монастырь стал центром наших небольших пастырских конференций. Каждый год мы завершали встречей духовенства, которое было рукоположено за истекший год. И уже тогда мы предвидели, предчувствовали и понимали, что дело идет на поправку, и Духовная школа возродится. Когда это произойдет, конечно, никто не знал. Мы начали работать. Я всегда буду молитвенно благодарен покойному отцу схиархимандриту Иоанну (Маслову), который помогал практически, работая со священниками над церковным уставом. На встречи приезжали отец Михаил Булгаков, отец Иоанн Хорошевич, отец Георгий Латушко. Наши старшие священники во время этих встреч были полны своими студенческими воспоминаниями, поэтому они с каким-то особым энтузиазмом проводили эти занятия.

Таким образом мы укрепляли свои внутренние позиции. Затем было важно посещать приходы. Это не всегда было просто. Приезд епископа на далекий сельский приход настораживал руководство, которое звонило в центр уполномоченному Совета по делам религий, и он потом интересовался: «А вот вы собираетесь ехать на такой-то приход. Лучше бы воздержаться. Там сейчас уборочная кампания или посевная». Во всяком случае находились разные причины, чтобы не приезжал епископ и не поднимал религиозный дух населения. И приходилось убеждать, что никаких контрреволюционных действий со стороны епископа не будет. Да их и не должно было быть, и не может быть по самой природе нашего служения. Но когда перестройка была ближе, и у нас возродился первый приход, мне вдруг позвонил уполномоченный: «Вы знаете, вот мы зарегистрировали там-то приход, открылся храм, и мне уже звонит сосед председателя этого колхоза, в котором открылся храм, и просит у них также открыть церковь. Говорит, что в том колхозе наладилась дисциплина, дела лучше пошли, народ с энтузиазмом идет на работу». Какая разная реакция. И, конечно же, последняя реакция правильная, она действительно отвечала и отвечает настроению народа. Предоставьте верующим возможность в престольный праздник побывать в храме, хотя это и рабочий день, так они на следующий день отработают вам гораздо больше, и с лучшим настроем, продуктивнее будет этот труд.

До 1988 года, когда после встречи Патриарха и Синода с М. С. Горбачевым открылась возможность для перестройки церковной, было очень трудно что-то сделать. Но после этого потихонечку пошел процесс открытия новых общин, приходов, возрождения прежних, организация новых в местах, где никогда не было храмов. С трехсот шестидесяти общин мы выросли за последние двенадцать лет до тысячи двухсот. И Жировичский наш монастырь был единственным. Он никогда не закрывался. Эта обитель стала очагом монашеского возрождения на Белорусской земле. Теперь мы имеем 18 мужских и женских обителей. Численность белорусского духовенства составляет сегодня более тысячи человек. Минская епархия выросла в 6 раз. С сорока девяти приходов в 1978 году до трехсот— в 2001 году. И очень важно, что наряду с ростом приходов у нас возросла ответственность у церковного народа за свою христианскую жизнь, за свое служение ближним. Возродились братства и сестричества. Они взяли на себя ответственность за миссионерство и социальное служение. Помимо двухсот воскресных школ, в Беларуси действуют школа катехизаторов, три духовных училища, академия и семинария, богословский факультет, выпускники которого получают диплом государственного образца.

Вчерашнюю встречу со студенчеством белорусских высших школ, которое посетило наш монастырь и увидело лицом к лицу наши Духовные школы, нашу молодежь, можно назвать исторической. Вы дискутировали о личности нашего великого писателя и мыслителя Ф. М. Достоевского, молились и размышляли о нем. Это замечательно. Организованное вами мероприятие, по отзывам участников семинара, произвело на них огромное впечатление. Это начало нового этапа в деятельности наших Духовных школ. Не для себя мы живем, но думаем, как наши школы могут выполнить церковную миссию: «Шедше в мир весь научите вся языки» (Мф. 28, 19). Слава Богу, что вы, молодые наши студенты, новое христианское поколение, делаете то, что мы, представители старшего поколения, уже не можем сделать. Мы можем только поделиться с вами нашим опытом. Бог вам в помощь!

— Какие главные задачи сегодня ставит перед собой Белорусская Церковь?

— Да это законный, дежурный вопрос: «Какие ваши творческие планы?» Миссия Церкви определена, и мы должны ее осуществлять. Но не будем говорить высоких слов. Мы чувствуем необходимость проведения съезда духовенства Минской епархии. У нас 2 раза в году бывают встречи благочинных и настоятелей Минских храмов. Последние наши встречи были вызваны печальным событием возникшего раскола. Надо говорить и помнить об этом, чтобы подобные явления не повторялись. Мы вынуждены были запретить четырех священнослужителей за нарушение священнической присяги, которую они дали перед рукоположением. Но, так как они упорствуют в своем непослушании, не отвечают раскаянием и продолжают совершать богослужения, то Синод нашей Церкви на последнем своем заседании снова обсуждал этот вопрос и вынес решение о лишении их сана. Увы, но приходится прибегать к таким хирургическим методам. Это исключительный и печальный факт, но по возвращении в Минск я должен обнародовать это решение. Святейший Патриарх был ознакомлен с определением нашего Синода и утвердил его. Нам уже приходилось слышать вопросы: «Что же вы не принимаете конкретных мер, если они нарушают церковные правила? Или вы сомневаетесь?» Нет, мы не сомневались, а ждали их расскаяния. И, нужно сказать, не напрасно—один из них принес покаяние.

На последней встрече благочинных Минской епархии мы решили в будущем году провести съезд духовенства нашей епархии. Создана группа священнослужителей, которые продумывают наряду с организационными вопросами и содержание этой встречи. На съезд мы обязательно пригласим и представителей других епархий. Этим мы подготовим съезд или Церковный Собор Всебелорусский. Наши школы должны иметь это в виду и помогать нам накапливать вопросы, которые касаются системы духовного образования. Духовенство должно иметь полное представление о том, какие проблемы и какие события происходят во всей Православной Церкви, в нашем Патриархате и нашем Белорусском Экзархате. Таким образом, наша задача—на практике продемонстрировать соборность нашей Церкви. Мы много говорим о соборности, мы затаскали это слово, по любому случаю употребляем его, а что же оно означает? Важно осознать, что такое соборность, и каковы наши дисциплинарные проступки против Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

— Ваше Высокопреосвященство, как бы Вы оценили роль молодежи в современной жизни БПЦ и какие бы поставили задачи перед молодым поколением?

— Я радуюсь активности нашей молодежи. Особенно радуюсь успехам студентов наших Духовных школ, которые издают свой журнал «Ступени», сборник работ «Экспромт». Я радуюсь, когда вы участвуете в дискуссиях со студентами-коллегами из светских ВУЗов. Прекрасно! Я за эти активные, живые, человеческие, молодежные контакты. У нас в Беларуси существует молодежное движение, но оно еще очень слабое.

Международный день православной молодежи отмечается у нас обычно на Сретение. Это инициатива СИНДЕСМОСА—всемирного братства православной молодежи. Мы члены этого движения. У нас в день Сретения также собираются представители молодежи от всех епархий. Это возможность встречи друг с другом и с Церковью. Но, к сожалению, в праздничные дни трудно организовать работу. Необходимо как-то решать эту проблему. По-моему, у нашего молодежного руководства уже зреют идеи реорганизации. Наша молодежь принимала участие во Всецерковном съезде православной молодежи, проходившем в Москве в мае этого года. К сожалению, наше представительство было малочисленным. Это работа среди молодежи, работа самой молодежи со своими сверстниками. Но необходимо также помнить, что все начинается с воскресных школ.

— Не секрет, что многие молодые люди подверженны сегодня алкоголизму и наркомании. Чем, на Ваш взгляд, может помочь им Церковь? Как вернуть их к нормальной жизни?

— Христианской православной молодежи нужно идти на помощь таким людям. Нужно создавать реабилитационные пункты. В каждом городском приходе должны быть 2-3 молодых человека, которые были бы ответственны за эту работу. С помощью прихожан, отдельных энтузиастов они помогали бы знакомить людей «потерянных» с нормальной жизнью православного человека, православной семьи.

Важность этой проблемы нельзя недооценивать, потому что личность заболела… К каждому из них нужен индивидуальный подход. Здесь, по-видимому, нужно не игру какую-то придумывать, да тут и не до игрушек—личность гибнет! С другой стороны—такая работа очень рискованна. Нужен опыт. Есть светские реабилитационные центры. Необходимо подумать, как с ними установить контакты и какая мера нашего участия может быть в работе этих центров. Порой бывает и психологи теряются, как помочь тому или иному человеку. С другой стороны, важно не отпугнуть человека. Священник в рясе, или облик священнический не всегда может положительно сработать. Есть сорт людей, который относится предвзято к Церкви. Может быть, не всем приятно разговаривать с «попами». Да, бывают и такие… А вот молодежь православная и мирянин православный скорее смогут найти общий язык с таким человеком.

— В Беларуси наряду с Православной Церковью исторически сложилось присутствие и других христианских конфессий. В разное время по-разному складывались наши взаимоотношения. Какие проблемы или положительные тенденции наблюдаются в этих взаимоотношениях сегодня?

— Часто задают этот вопрос. Я со спокойной совестью могу сказать, что у нас нет открытых конфликтов. Пока… И дай Бог, чтобы это положение было статусом кво. Нет того напряжения, которое мы с сожалением наблюдаем в соседней Украине. Но напряженные обстоятельства возникли внутри нашей Церкви в связи с тем, о чем мы говорили в начале – с раскольничьими группками. У нас существует совместная православно-католическая комиссия, которая периодически собирается для обсуждения вопросов смешанных браков. Этот вопрос не простой—сложный. Теоретически—он может быть как-то согласован. Практически—он очень сложен. Одному западному католическому богослову я рассказал случай, когда ко мне обратился молодой человек, от которого при вступлении в брак с католичкой требовали принять католичество. Мы попытались как-то решить этот вопрос, пошли на определенные уступки. Но в итоге молодой человек уступил своим новым родственникам, что я, собственно, предчувствовал с самого начала. Когда я рассказал это, наш гость пришел в недоумение. Но ведь у нас это обычное явление. Мы идем навстречу. А вот со стороны католической церкви этого нет. Я сказал, что нет открытых конфликтов. Это не открытый конфликт. В цивилизованной Европе таких проблем не возникает. Комиссия встречается, о чем-то договаривается, но договоренности эти остаются лишь на бумаге. Я с большим уважением отношусь к кардиналу Казимиру Свентеку, жизненный путь которого был действительно необычайно тяжел. У нас с ним нормальные человеческие отношения. Вместе мы писали письмо к Президенту об освобождении молодых священнослужителей от воинской повинности. Так, в общем, можно обрисовать наши взаимоотношения.

— Благодарим Вас, Ваше Высокопреосвященство, за интересный и откровенный разговор. Желаем Вам крепкого здравия и всесильной помощи Божией в Вашем нелегком архипастырском служении! И последнее, просим сказать несколько слов пожеланий творческому коллективу журнала и нашим читателям.

— Мне нравится ваш журнал. Я радуюсь вашим дерзновениям. Я уверен, что внешние читатели вашего журнала увидят и почувствуют ваш искренний молодой задор, искренность вашего пытливого ума. При всем этом старайтесь держаться церковного учения, которое должно быть догматически строго. Наверняка есть вопросы и у ваших читателей. Никогда не забывайте эти вопросы и отвечайте на них. Старайтесь выслушать их с уважением к вопрошающим. Плохих вопросов не бывает, бывают плохие ответы. С этим можно соглашаться или не соглашаться, но вопросы помогают нам расти. Так что работайте, трудитесь и возрастайте!

С митрополитом Филаретом беседовали Юрий Рой и Андрей Пугач

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.