ЛЮБОВЬ НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАЕТ

СЛОВО ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА НА АКТОВОМ ДНЕ МИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ 12 ФЕВРАЛЯ 2021 ГОДА

Всечестные владыки, дорогие отцы, братья и сестры!

В сегодняшний день мы традиционно чтим великих вселенских учителей Христовой Церкви, исповедуем их предстательство пред Господом о нашей Духовной школе, делимся радостями, отмечаем особо потрудившихся на поприще духовного образования. Долгие годы центральное место в этом президиуме занимал Человек с большой буквы, который многих наставлял, вдохновлял, вознаграждал, радовал и сам был радостью для каждого, с кем пересекался его жизненный путь. И вот сегодня, когда он предстал пред Господом, наше желание – принести ему слова почтения, устремить свое внимание на его труд на благо Духовной школы, запечатлеть для себя и будущих поколений образ его добродетелей.

В первые дни после преставления владыки Филарета в медиапространстве часто звучала фраза: «Закончилась эпоха…» Умом понимаешь, что да, действительно, это была целая эпоха, и да, она закончилась. Но сердце не верит этому «закончилась». И вот, святой апостол Павел, послания которого так вдохновенно читал и объяснял владыка на лекциях по Новому Завету в Минской духовной семинарии, этот святой апостол дарит утешение нашей скорби: «Любовь никогда не перестает». Все то, что с любовью насадил и поливал владыка, а взрастил Бог – не может перестать, прекратиться, не может замереть или исчезнуть.

В Первом послании к Коринфянам святой апостол Павел воспевает гимн любви – большей христианской добродетели, носителем которой, несомненно, был наш дорогой владыка.

Жизнь и служение митрополита Филарета можно воспринимать как настоящую экзегезу слова Божия и его прочтение жизнью, как проповедь делами добродетели любви. Давайте вспомним примеры этой великой жизни, связанные с нашими духовными школами.

Любовь долготерпит, милосердствует.

Вспомним, скольких студентов Духовной школы, достойно предложенных инспекцией к исключению, исцелил владыка своим милосердием и долготерпением, защищая их на советах, ходатайствуя о их восстановлении, призывая их своим любящим сердцем к исправлению. «Нам уже приходилось, – говорил владыка, – слышать вопросы: «Что же вы не принимаете конкретных мер, если они нарушают церковные правила? Или вы сомневаетесь?» Нет, мы не сомневались, а ждали их раскаяния. И, нужно сказать, не напрасно». Вспомним, как на вступительных экзаменах в семинарию владыка своим добрым отношением вдохновлял абитуриентов и останавливал не в меру строгих преподавателей фразой «Ведь это же вступительный экзамен!». Владыка свято верил и исповедовал: каждого, кто пришел в Духовную школу, призвал Господь, и мы должны принять и сберечь всех, кого могут вместить наши аудитории. Мы помним, как на выпускных экзаменах и защитах под председательством владыки царствовали милосердие и долготерпение, как он «тянул» и «вытягивал» слабых, как радовался каждому выпускнику.

Любовь не завидует, не превозносится, не гордится.

Владыка своим рождением, воспитанием, прохождением по ступеням церковного служения был во всех смыслах человеком высокого положения: аристократ, москвич, интеллектуал, митрополит, Патриарший Экзарх, постоянный член Священного Синода.

Но любящее сердце этого Человека высокого положения было далеко от превозношения. С равным вниманием он общался с президентами и приходскими старушками, чиновниками и молодыми священниками из провинции, ректорами вузов и студентами, словом, для всех он был всем, а все, что он делал, неизменно считал делом Божиим, а себя – лишь послушным Церкви служителем Божиим.

Любовь не бесчинствует.

Владыка есть для нас образ чинности и благолепия в служении, в поведении, в слове, в действии. В чем может проявляться бесчинство? В торопливости, в суете, в многословии и непоследовательности. Своей неторопливостью, сановитостью, лаконичной речью, верным движением к намеченной цели владыка являл еще одну грань христианской любви, которая есть полная противоположность любому бесчинству. В чем был секрет его внутреннего чина? «Никакой внешний, даже самый справедливый порядок, – говорил владыка, – не сделает нас счастливыми, пока не будет порядка в нас самих, в нашем отношении к Богу и ближним».

Любовь не ищет своего

О том, как любовь владыки не искала своего, прекрасно свидетельствуют два случая: один из начала его церковного служения, а другой – из недавнего прошлого. Во время учебы в Московских духовных школах будущий владыка несколько лет собирал материал для написания кандидатской диссертации, посвященной служению святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. На последнем курсе академии случилось так, что именно эту тему закрепил за собой другой студент. Владыка собрал все свои многолетние наработки и щедрой рукой отдал все своему однокурснику, а сам стал искать новую тему.

Всем памятен другой более известный пример любви Владыки, не ищущей своего. В 2009 году избранный Поместным Собором кандидатом на патриаршество, владыка снял свою кандидатуру в пользу избранного затем Святейшего Патриарха Кирилла.

Любовь не раздражается, не мыслит зла.

Были ли у владыки конфликты? Наверняка были, ведь без этого невозможно прожить такую насыщенную жизнь. Но много ли мы знаем об таких случаях? Немного. Своей добродетельной любовью владыка сохранял себя от раздражения и всегда стремился тушить злые замыслы в тех, кто огорчал его. Умалчивая о любых конфликтах, владыка творил мир, говоря, что «все люди – раненные в битве. А раненых не добивают: их выносят с поля боя и стараются спасти». О мире среди начальствующих в Духовной школе было его особое попечение. Призывая к творческому согласию в среде администрации Духовной школы, владыка любил слово «РИС»: Ректор, инспектор, секретарь. Сколько трудов положил он, чтобы создать и упрочить это единство! Можно сказать, что это маленькое рисовое зернышко всегда пребывало в благодатной почве его отеческой любви. Он действовал «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес 2:7). И здесь его поступки были жизненным прочтением слов святого апостола Павла.

Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине.

Огорчалось архипастырское сердце владыки от тех, кто творил неправду. Но не осуждением и карами боролся владыка с неправдой, а отеческим любящими увещаниями, долготерпением и милосердием созидал он истину, которая всегда его радовала. Как радовался он первым успехам Духовной школы: первые выпуски семинарии, открытие академии и ее первый выпуск, первые кандидатские диссертации, первые защиты магистерских диссертаций, начало выхода журнала «Ступени» и научных «Трудов Минской духовной академии». Владыка радовался молодым выпускникам, выходящим на Божественную ниву приходского служения, и особенно тем, кто вливался в преподавательскую корпорацию.

Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь к людям рождала в сердце владыки несравнимое доверие к тем, кого он призывал к разным родам церковного служения. Доверие, открытость, расположенность особенно чувствовали студенты. Однажды, придя на первую лекцию в семинарию, после молитвы сев за преподавательский стол, владыка обнаружил, что забыл очки. Что делать? Не медля ни секунды, владыка обращается к студенту, сидящему напротив него за первой партой: «Пойди в мои покои, в моем кабинете, на столе, лежит футляр с очками. Возьми и принеси». Ни одного лишнего слова, ни одного лишнего чувства, ни грамма сомнения, что этот студент что-нибудь сделает не так, не поймет, не справится. Это не просто доверие, это вера в человека – вдохновляющая, окрыляющая, без тени сомнения являющая, что для этого Архиерея Божия каждый человек – его брат во Христе.

«Очень трудно осознать, – говорил владыка в интервью журналу «Ступени», – что тебя окончательно определяет в отношении к твоему собрату, которого ты привлекаешь к тому или иному послушанию. Здесь просто надо дерзать».

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

В последние годы своей земной жизни владыка не преподавал, не проповедовал. Мы редко видели и слышали его. Но мы всегда чувствовали и будем чувствовать его добродетельную любовь.

И сегодня, когда он перешел от нас в вечность, будем верить, что его Любовь никогда не перестает.

О Любви будут свидетельствовать его слова, его книги. Во всем, что мы делаем, подражая Наставнику, мы продолжаем его любовь, его добродетель. Давайте услышим его пожелание, адресованное каждому из нас и подтвержденное его жизнью:

«Каждый человек неповторим, это – целый мир, и этот мир всегда требует внимания, деликатности и любви. Мне бы хотелось пожелать, чтобы наши священнослужители каждого человека, который приходит в храм, приступает к исповеди, или просит духовного совета, воспринимали как самого главного человека в своей жизни».

Вечная память Господину, Отцу и Учителю нашему!

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.