«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ»

ИНТЕРВЬЮ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА ЖУРНАЛУ «СТУПЕНИ», СПЕЦВЫПУСК (2005)

Лучшей похвалой великому человеку всегда считалось подражание его поступкам. Если говорить о владыке Филарете, то одно из многих его качеств для всех церковных людей особенно достойно подражания. Это – его работоспособность. В канун семидисятилетия Владыки мы попросили Его поделиться своими секретами самоотверженного служения Церкви и ответить на наши вопросы.

— Владыка, встречаясь с Вами в храме и аудиториях, на торжественных собраниях и беседуя с Вами лично, мы не перестаем удивляться тому, как много и продуктивно Вы работаете для Церкви. И всегда при этом у нас возникает один и тот же вопрос: что является источником вдохновения для Вашего ежедневного нелегкого служения Церкви? В чем секрет Вашей огромной работоспособности?

— У нас этому простое название—святое послушание Матери-Церкви. Оно дано, и его надо выполнять, и выполнять по совести. А Господь дает и силы и разумение, как лучше его выполнить. Со стороны все выглядит хорошо. Но когда сам себя видишь и оцениваешь — все гораздо сложнее и не так блистательно, как кажется с внешней стороны. А здесь своя работа идет: мы знаем, по Достоевскому, что внутри человека происходит. Это реальность, и от нее не уйдешь. Но наружу работа должна выходить соответствующим образом, иметь респектабельный вид. Это тоже своего рода миссия: как ты выполняешь свою работу, свое послушание. Если это получается, и замечают именно так — слава Богу. А уж вся черновая работа—это наша работа, и ты ее делай, да помалкивай. Иногда хочется сказать: «Вот как трудно» — и нарисовать мрачные картины, но это не совсем правильно. Все должно выглядеть красиво. Мы видим хорошую картину, но не видим, какую черновую работу проделал художник. Иванов сделал тысячи эскизов, прежде чем появилось «Явление Христа народу» — какая огромная черновая работа! Так и каждый делает в своей профессии.

— Наверно, при этом какую-то роль играют самодисциплина, воспитание?

— Я не хочу детализировать и все объяснять… Подробности могут разрушить образ, впечатление—это совсем не то. Этот процесс остается внутри, а здесь—«Радость моя, Христос воскресе!» Что при этом у него происходило внутри, как он себя воспитал так, чтобы встречать каждого этим приветствием, — это тайна его, Серафимушки, души.

— Очень часто в Ваших интервью, в том числе и в интервью нашему журналу, Вы подчеркиваете важность кадрового вопроса в Церкви. Как вы определяете, способен ли конкретный человек к несению того или иного церковного послушания? Какие критерии при такой оценке для Вас самые важные? Что для Вас самое главное в людях?

— Самое главное — преданность делу, которая проверяется на том или ином послушании. Очень трудно осознать, что тебя окончательно определяет в отношении к твоему собрату, которого ты привлекаешь к тому или иному послушанию. Здесь просто надо дерзать. Потому что у нас ведь нет таких школ, как в светской системе, у нас нет такой лестницы должностей и, главное, нет времени. Когда блаженной памяти митрополит Никодим (Ротов) сообщил, что мне определено быть ректором Московских Духовных школ, я сказал ему: «Владыка, ведь я никогда не был ректором…» На это он мне ответил: «Э-э, братец, тяни сам себя за уши…» Вот вам ответ и совет. Иногда приходится этим термином пользоваться. Ведь не было никаких специальных школ. У нас все время спрашивают: «А какая у Вас кадровая политика?» — да никакой, просто доверительное отношение к человеку.

— Владыка, а в своих подчиненных Вы больше цените послушание или инициативу?

— Все-таки инициативу. Но «инициатива» — это термин не церковный. Здесь нужно иметь другое понятие. Ревность. Мы ценим людей, которые ревнуют о послушании, доверенном им Церковью.

— В первом интервью нашему журналу Вы дали высокую оценку Минским духовным академии и семинарии, говорили, что наши Духовные школы пользуются уважением в обществе. Изменилось ли что-либо в этом за последние пять лет, выполняем ли мы свою задачу?

— Если мы скажем, что выполняем свою задачу, значит, мы остановились и сделали два шага назад. У нас большие задачи, и всегда надо думать о том, чтобы был определенный прогресс.

Отношение к нашему духовному образованию хорошее. Мы все-таки надеемся, что академия переедет в Минск. Начато строительство духовно-образовательного центра Белорусской Православной Церкви, то есть академии. Я постоянно встречаюсь с людьми, мы собираем средства с помощью попечительского совета. У меня было уже 19 таких встреч, в которых участвовали в среднем 8 человек. Когда я рассказываю о нашей школе, задают массу вопросов, и я отвечаю. К нам отношение очень серьезное. Мы о себе иногда не думаем так, как думают окружающие люди о нас, о Церкви и о Духовной школе. Очень по-доброму относятся и высоко ценят миссию наших Духовных школ. Мы всегда должны критически относиться к себе, постоянно расти до того уровня, который нам предлагается и который видится в окружающем нас обществе. Надо сказать, что очень хорошо воспринимаются «Труды Минской духовной академии»— сборник научных работ преподавателей, «Экспромт»—сборник научных сочинений студентов Минских духовных академии и семинарии —они сразу поднимают авторитет Школы. Также высокую оценку получили издания Института межрелигиозного диалога и межконфессиональных коммуникаций. И журнал «Ступени», конечно, тоже пользуется известностью.

— Белорусская Церковь заключила ряд соглашений о сотрудничестве с государственными министерствами и ведомствами. Как вы оцениваете это сотрудничество?

— Сотрудничество развивается неплохо. Мы даже ощущаем трудности. Каждое министерство хочет установить максимум контактов. Но министерств — 16, а мы—одни. Здесь простая недоработка, не распределены наши силы. Недавно состоялась встреча с Министерством образования. В результате создан координационный комитет, в который вошли Преосвященный епископ Полоцкий Феодосий, Татьяна Николаевна Ковалева, заместитель министра. Уже поработали, наметили планы, обратили внимание на детские учебные заведения. Работа проводится большая, и ее перспективы очень неплохие.

— Сердечно благодарим Вас, владыка, за интервью и постоянное отеческое внимание к нашему изданию.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.