ВЛАДЫКА ВСЕГДА БЛАГОДАРИЛ ЗА ТРУД

ВСПОМИНАЕТ АРХИЕПИСКОП ПИНСКИЙ И ЛУНИНЕЦКИЙ СТЕФАН, В 1989–1990 ГОДАХ–РЕКТОР МИНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Моя первая встреча с владыкой Филаретом произошла при поступлении в Московскую духовную семинарию в 1971 году. К тому времени я был прихожанином Минского Свято-Духова кафедрального собора, познакомился с его настоятелем протоиереем Михаилом Чуприсом, который также нес послушание секретаря Минского епархиального управления. Как-то при встрече он сказал мне: «Пора тебе жениться, смотри, сколько у нас девушек». А я ему отвечаю: «Батюшка, хорошо было бы в семинарии поучиться». И слово за слово, началась подготовка к поступлению, я познакомился с митрополитом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым), который одобрил мое решение, и я поехал на вступительные экзамены в Московскую духовную семинарию. Сложным моментом был вопрос с письменным благословением правящего архиерея на поступление. Владыка Антоний поначалу ограничился лишь устным благословением, чтобы не обострять отношения с уполномоченным и не создавать для меня лишних проблем с местными властями, пообещав передать документ со старшим помощником инспектора Московских духовных академии и семинарии игуменом Валентином (Мищуком), который вскоре должен был посетить его в Минске. И вот, приехав в Московские духовные школы на вступительные экзамены, я попал на собеседование к ректору, которым тогда был именно владыка Филарет. Владыка всегда внимательным образом изучал личные дела всех абитуриентов и лично проводил собеседование с каждым. Я тоже попал к нему на собеседование. Он поинтересовался о причине отсутствия письменного благословения архиерея, но сразу понял тонкость момента и больше этот вопрос не поднимал. Изучив мое личное дело, владыка доброжелательно произнес: «Деревня Корзуны, фамилия Корзун, предки – основатели деревни. Значит, будешь учиться».

Следующая наша встреча с митрополитом Филаретом произошла Великим постом 1979 г., когда он был уже митрополитом Минским и Белорусским, а я учился на последнем, четвертом, курсе Московской духовной академии. Незадолго до этого я принял в Жировичском монастыре монашеский постриг от предшественника владыки – митрополита Антония (Мельникова) и был рукоположен в сан иеромонаха.

А мой постриг в Жировичах совершился удивительным образом. В начале третьего курса академии, осенью 1977 г., я, чувствуя призвание к монашескому служению, подал прошение. Совершить мой постриг выражали желание и ректор Московской духовной академии архиепископ Владимир (Сабодан), и инспектор – архимандрит Александр (Тимофеев). Однако по разным причинам постриг откладывался и перед Рождеством Христовым 1978 г. владыка Владимир согласился, чтобы меня постриг митрополит Антоний в Жировичах во время Рождественских каникул. Утром 8 января я приехал в Минск и сразу же направился к владыке Антонию в кафедральный собор, а на следующий день, когда Церковь совершает память первомученика архидиакона Стефана, после Божественной литургии мы поехали в Жировичскую обитель, где после вечернего богослужения и был совершен мой постриг. После этого я вернулся в Московскую духовную академию и продолжал обучение.

Когда владыку Антония перевели в Ленинград, я встретился с ним в один из его приездов в Москву. На мой вопрос: «Как мне быть дальше?» – владыка Антоний со свойственным ему тонким юмором ответил: «Я сдал тебя владыке Филарету». И вот в тот самый мартовский день 1979 года отец инспектор вызвал меня и сказал, что приехал митрополит Филарет, который хочет встретиться со всеми студентами-белорусами, и я должен собрать их в комнату владыки в лаврской гостинице. Нас было 17 человек. Через три месяца, получив диплом и академическую степень кандидата богословия, я приехал в Минск к владыке Филарету в епархиальное управление. «Ну, что, где желаешь служить?» – сразу спросил он, внимательно глядя на меня. — «Владыка, я бы хотел служить там, где принял постриг. В Жировичах». — «Вот и хорошо».

И вот, летом 1979 г. я прибыл на послушание в Успенский Жировичский монастырь и первый год был ответственным за клирос, старался упорядочить и привести в единообразие уставные особенности совершения богослужения. В конце августа 1980 г., когда благочинный обители архимандрит Афанасий (Кудюк) был рукоположен во епископа, владыка Филарет назначил меня благочинным обители. Уже тогда владыка любил приезжать в Жировичи и один, и с иностранными гостями по линии ОВЦС.

31 декабря 1980 г. владыка Филарет приехал в Жировичи с гостями из Парижа. Вместе с владыкой, гостями и отцом наместником архимандритом Константином (Хомичем) мы встречали Новый год. За ужином была приятная дружеская атмосфера. В какой-то момент я задумался, владыка это заметил и говорит: «Что загрустил?» – «Вспоминаю, владыка, как при Вашем ректорстве в Московских духовных школах студенты и преподаватели встречали Новый год». А в то время, после новогоднего молебна в академическом храме, все шли в трапезную, был накрыт хороший стол, фрукты, шампанское, студентам разрешалось приглашать за стол своих невест, в общем, была такая чудесная семейная атмосфера. «Ну, ничего, – говорит владыка, – девятого тебя утешим. Крест и митра у тебя есть?» – «Нет, владыка, я об этом даже не думал». Через семь дней, восьмого января 1981 г., владыка вновь приехал в обитель, возглавил Всенощное бдение накануне дня памяти первомученика архидиакона Стефана и Божественную литургию в Никольском храме в самый день праздника. На малом входе владыка возвел меня, молодого иеромонаха, который из церковных наград имел лишь наперстный крест, в сан архимандрита, что было полной неожиданностью и для отца наместника, и для братии. Ну а в 1987 г., когда наместник обители архимандрит Константин (Хомич) был рукоположен во епископа, я получил назначение на должность наместника.

На Пасхальной службе 1988 г. впервые после длительного перерыва зазвонили монастырские колокола. А когда на третий день Пасхи в обитель приехал владыка митрополит, я также благословил встречать его колокольным звоном. Владыка был приятно удивлен такой встречей и благословил всегда так делать.

Удивительным явлением были курсы для новорукоположенных священников, которые по благословению владыки начались с 1981 г. Батюшки присутствовали на монастырских богослужениях, питались в братской трапезной, и, обычно после завтрака, в трапезном зале на втором этаже братского корпуса проходили лекции. Это был подготовительный этап к открытию семинарии.

А в 1988 г. владыка проделал огромную работу, чтобы добиться от республиканских властей разрешения на открытие семинарии и передачу части здания техникума. Определенную положительную роль в этом вопросе сыграл и первый секретарь Гродненского обкома Л. Г. Клецков, с которым мне приходилось встречаться. Затем пришлось заниматься практическими хозяйственными вопросами – ремонтом и оборудованием переданных под семинарию помещений. С Божией помощью все трудились, и владыка Филарет всегда благодарил за труд. Вечная ему память и Царство Небесное!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.