Ступени №2 (82) — 10 цветков от Пасхи до Пятидесятницы

Слово редактора

За окном – весна. Завершился Великий пост, наступил Праздник праздников и Торжество из торжеств. Сияющий и спасительный День Пасхи Христовой открывает новую пору нашей жизни: в церковном календаре период от Пасхи до Троицы именуется Пятидесятницей. Это название одновременно показывает его продолжительность в днях и его цель – праздник Сошествия Святого Духа на апостолов – Пятидесятницу, или День Святой Троицы. Как прожить и чем наполнить эти пятьдесят дней? Как узнать, что Воскресший Господь и к нам зашел через закрытые двери? Как постичь тайну действия Святого Духа в нас и достойно встретить праздник Его Сошествия на апостолов?..

 

ТЕМА НОМЕРА

  • ПАСХА КРАСНАЯ

    Окончился Великий пост, и вот мы стоим в ожидании пасхального крестного хода. Задумаемся на мгновенье. Что даст нашим душам этот День? Как отпраздновать Пасху так, чтобы наша жизнь преобразилась, засияла пасхальной радостью и светом? Чем наполнить пасхальные дни?..

  • Неделя радости и света (1 цветок)

    Праздник светлого Христова Воскресения – основополагающее, всеобщее и самое продолжительное христианское торжество по церковному годичному календарю. К самому дню Пасхи присоединяются шесть дней, которые вместе именуются Светлой седмицей…

  • Фома верующий (2 цветок)

    Фомино воскресенье – это первое такое возобновление. Это восьмой день от Пасхи и первый среди остальных воскресных дней года. В этот день Святая Церковь преподносит нам духовный опыт святого апостола Фомы, который получил свое исполнение также через восемь дней после Воскресения. В момент первого явления Воскресшего Христа ученикам Фомы не было…

  • Жены мироносицы: Дар служения (3 цветок)

    Каждое воскресенье всего года на богослужении хор поет тропари по Непорочных, в которых нам являются жены-мироносицы, несущие ко Гробу Христа миро со слезами. «Время рыданья прекратилось, не плачьте», – радует их ангел и призывает идти и проповедать Воскресение. Мироносицы первыми увидели Воскресшего Христа и первыми стали проповедовать Воскресение, сначала апостолам, а потом – и всему миру…

  • Сила для расслабленных (4 цветок)

    Какое отношение это чудо имеет к Воскресению Христову? Во-первых, хронологическое. Оно произошло в период между иудейской Пасхой и Пятидесятницей.

    Во-вторых, его ожидание связано с водой. Вода – это удивительное творение Божие, основа жизни на земле. Вода – еще и важный духовный символ, о чем говорит нам Святая Церковь в течение всего периода Пятидесятницы. Приоткрывать его содержание мы начинаем в день Преполовения Пятидесятницы…

  • Преполовение Пятидесятницы: середина пути (5 цветок)

    Вечернее богослужение накануне этой праздничной среды включает в себя вход с кадилом на вечерне, перед которым поется песнопение, раскрывающее хронологический смысл праздника: «празднику преполовляющуся Твоего, Христе, Воскресения и Божественного пришествия Святаго Твоего Духа, сошедшеся, чудес Твоих воспеваем таинства». Этот день – середина пути между Пасхой и Пятидесятницей…

  • Вода живая беседа с самарянкой (6 цветок)

    Предки самарян были полноценными иудеями, и пройдя ряд сложных испытаний пленениями и идолопоклонством, возвратились все же к вере в Бога истинного, но приняли лишь Пятикнижие Моисеево. Иудеи почитали их нечистыми и гнушались общения с ними…

  • Явление дел Божиих: исцеление слепого (7 цветок)

    Господь с учениками, проходя, встретили слепого. «Кто согрешил, он или родители его?» – спрашивают Господа ученики. «Ни он, ни родители его, но чтобы на нем явились дела Божии… Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому»…

  • Вознесение (8 цветок)

    Сорок дней празднования Пасхи завершаются праздником Вознесения Господня. Уже не поется Пасхальный канон, не слышится «Христос Воскресе», нет красных пасхальных облачений, и это может натолкнуть на мысль, что Церковь вновь погружается в повседневное состояние. Даже апостолы, как свидетельствует стихира праздника, «со слезными сетованиями, печалью исполняясь, в скорби возглашали: Владыка, не оставь нас, рабов Твоих, сиротами». Однако это торжество содержит в себе великую радость…

  • Первый Вселенский собор (9 цветок)

    В седьмое воскресенье по Пасхе Святая Церковь празднует память святых отцов Первого Вселенского Собора, который прошел в г. Никее в 325 году. Он был созван святым императором Константином Великим для осуждения ереси Ария…

  • Пятидесятница: Послание Церкви и личный опыт (10 цветок)

    Двунадесятый праздник в Церковном календаре и одно из важнейших событий в истории Христианства и всего мира в целом! В этот день Церковь являет нам, как на пятидесятый. день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух. 

    На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей…

  • Бог-Утешитель: Объяснение молитвы «Царю Небесный»

    В Никео-Цареградском «Символе веры» Дух Святой именуется «Господом Животворящим». Он есть истинный Бог, единосущный Отцу и Сыну. Любое молитвенное обращение к Богу так или иначе свидетельствует о божественных свойствах Трех Лиц Пресвятой Троицы. Отчётливо выделены Божественные свойства Третьей Ипостаси в молитве «Царю Небесный». Достойный внимания комментарий, касающийся Божественных свойств Святого Духа, даёт святитель Николай (Велимирович)…

  • Святой День ПАСХА в рассказах русских писателей

    Церковные праздники, традиции и культура своего народа всегда вдохновляли русских писателей к написанию произведений с идейно-тематическим содержанием. Главным православным праздником в русской литературе является Светлое Христово Воскресение…

  • «Мы живем тем, что изучаем»

    Есть ещё интересная традиция на севере Сербии: там на второй день Пасхи мужчины идут с пасхальными песнопениями к женщинам. Сначала поют, а потом друг друга водой обливают. На третий день Пасхи происходит наоборот – девушки идут к парням. Собираются группы по возрастам: школьники, молодежь, взрослые, даже пожилые ходят. Я вырос в деревне на севере Сербии, где такая традиция существует. На Троицу храмы украшают, приносят много травы. После службы из этой травы люди плетут венки и потом уносят домой на память. И еще есть такая особенность, что Троицу празднут три дня, и они называются просто: первый день Троицы, второй и третий…

  • Богатство страны

    Семья – это ключевое богатство нашей страны, более важное, чем полезные ископаемые, выгодное географическое расположение, наличие промышленной инфраструктуры и образовательной базы.

    Семья дает стране новых граждан, а хорошая семья – успешных людей, могущих сохранить и приумножить богатства нации…

  • «Он учил примером» — воспоминание о митрополите Филарете

    Моя первая встреча с митрополитом Филаретом произошла на праздник Святой Троицы в 1990 году.  К тому моменту я окончил обучение в Московских духовных школах, где был оставлен профессорским стипендиатом и нес административные послушания. Ректор Минской духовной семинарии епископ Константин (Горянов) (в настоящее время — митрополит Петрозаводский и Карельский), с которым мы вместе учились, пригласил меня на административное и преподавательское послушание в Жировичи…

  • Защитники обители Жировичской

    Будущий архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров) родился 6 марта 1921 года в Петрограде. Дедушка владыки Косма Гаврилович Хархаров был серебряных дел мастером. Отец владыки – Александр Кузьмич – получил прекрасное образование, владел ювелирной мастерской и другим имуществом в Петрограде. Он скончался в возрасте 47 лет, когда маленькому Саше было всего лишь восемь месяцев…

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.