Бог-Утешитель: Объяснение молитвы «Царю Небесный»

Протоиерей Виктор Василевич
ректор Минской духовной семинарии, кандидат богословия

На второй день Пятидесятницы Церковь празднует день Святого Духа. Каждое богослужение и любое доброе дело мы начинаем с обращения к Святому Духу молитвой «Царю Небесный».

В Никео-Цареградском «Символе веры» Дух Святой именуется «Господом Животворящим». Он есть истинный Бог, единосущный Отцу и Сыну. Любое молитвенное обращение к Богу так или иначе свидетельствует о божественных свойствах Трех Лиц Пресвятой Троицы. Отчётливо выделены Божественные свойства Третьей Ипостаси в молитве «Царю Небесный». Достойный внимания комментарий, касающийся Божественных свойств Святого Духа, даёт святитель Николай (Велимирович).

Этот сербский святой подчёркивает то, что в молитвенных правилах «Царю Небесный» произносится раньше молитвы «Отче наш». И это имеет определённое значение. Ведь, как пишет святитель в «Охридском прологе», «без Духа Святого мы и хлеб не умеем употребить, как подобает: в наше спасение», а Царь Небесный, «каждый день и каждую ночь, в зависимости от обстоятельств, в которых вы будете находиться, управит вас, вразумит, наставит, о чем надлежит вам помышлять, что говорить, как поступать».

Далее следует имя «Утешитель» (греч. παράκλητος). Сам Сын Божий так назвал Святого Духа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14.16–17). В книге «Верую» святитель Николай Сербский обращает внимание на то, что Господь Иисус Христос называет Духа Божия «другим Утешителем» и дает этому такое объяснение: «Первый Утешитель, Господь Иисус Христос, был неиссякаемым утешением для верных Своих. Но любви Божией нет меры, и по этой безмерной любви послан другой Утешитель». Обращая внимание на это божественное свойство, святой пишет, что Дух Утешитель «приносит утешение, если же дух приносит не утешение, а беспокойство и печаль, то дух этот не Божий и не от Бога».

Очень важно помнить эти слова святителя. Ведь часто в нашей жизни бывает так, чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем он больше становится недоступным, далеким от своих ближних. Дух же Святой, Царь Небесный является «Утешителем», Он утешает всех, кто призывает Его. Дух Святой умиротворяет, даёт успокоение, радость, призывает не отчаиваться. «Когда Бог утешает, – учит святитель Иоанн Златоуст, – то хотя бы тысяча горестей с тобой случились, – всё победишь». Или, как говорит преподобный Паисий Афонский: «Когда чужая боль становится своей, своей боли не чувствуешь». Способность утешать других – яркое свидетельство того, что мы пребываем в Духе Святом.

Следует отметить, что в молитвах «Отче наш» и «Царю Небесный» начальные слова дополняют друг друга. Так, в молитве Господней имя «Отец» призвано напоминать о любви и милости Божией, слова же «Иже еси на небесех» свидетельствуют о Его правде, святости и совершенстве. В рассматриваемой нами молитве призывание «Царю Небесный» свидетельствует о Божественном совершенстве Духа Святого, слово «Утешитель» – о Его материнской снисходительности. Это свойство было присуще ученикам Христовым. Как пишет святой апостол Павел: «Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2:7).

Святой Дух ещё и «Дух истины». Он, по словам Спасителя, может и направить «на всякую истину» (Ин. 14:26). Дух Святой, как говорит святитель Николай (Велимирович), каждый день и каждую ночь, в зависимости от обстоятельств, способен управить, вразумить, умудрить, научить, о чем надлежит нам помышлять, что говорить, как поступать. Посему, призывает святой владыка, «проси́те у Бога только Духа Святого, а остальное Он Сам принесет и подаст вам, видя ваши потребности в тот или иной момент. Когда снизойдет Он на вас, вы будете всё знать, всё уметь – на всё, что нужно, у вас хватит сил».

Еще одно божественное свойство Святого Духа – вездесущие: «Иже везде сый». Третья Ипостась Святой Троицы может находиться одновременно в душах всех верных христиан. Как говорит Господь наш Иисус Христос, «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13). Святой апостол Павел пишет: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор.3,16). Святитель Николай учит, что хотя Дух Божий и подается всякому, кто Его призывает, тем не менее «нужно просить и нужно чистить дом своей души для принятия Самого дорогого из гостей».

Отвечая на вопрос «Каким образом Дух Божий являлся верным?», святитель в своем труде «Миссионерские письма» поясняет:

– Во-первых, как тепло в сердце, которое «приходит при усердной молитве». Это состояние испытал пророк Иеремия и засвидетельствовал об этом в своей книге: «Было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:9).

Во-вторых, Дух Божий являлся как таинственный, но отчетливый голос. «Дух дышит где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:5-8)», – говорит Господь Иисус Христос.

В-третьих, являлся Он и в виде голубя, например, при крещении Господа Иисуса Христа во Иордане. Как свидетельствовал святой Иоанн Предтеча: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1:32)». По словам святителя Николая, «чистота голубя суть образ чистоты Духа Святого, блаженны чистые сердцем, ибо они удостоятся посещения Господня».

Самое же яркое явление Духа Святого в человеческой истории было в виде огненных языков в день Пятидесятницы, по Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, когда «исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4). Так «произошло освящение и крещение первой Церкви Христовой на земле — огнем Духа Святого».

Иногда последующее затем церковнославянское выражение «вся исполняяй» понимают как безусловное исполнение Духом Святым всех наших желаний. Это не совсем так. Дальнейший контекст подсказывает нам, что здесь Третья Ипостась предстает как Вездесущий Бог, который всё наполняет (греч. Πληρῶν) и оживотворяет, ибо Он – Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́тель. По словам сербского святителя, «из всех благих сокровищ самым чудесным является жизнь». Именно Святой Дух «подает жизнь, возрождает жизнь, живит и воскрешает». Комментируя слова святого апостола Павла «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:19–20), святитель Николай Сербский в «Охридском прологе» пишет: «Владыка Христос заплатил за нас Своими заботами, трудами, страданиями и смертью. За эту цену мы удостоились быть храмом Святого Духа. Тела наши делаются храмом Святого Духа с момента нашего крещения. Цена заплачена за всех людей, но храмом Святого Духа становятся только те, кто принимает крещение. Мы – собственность Бога Духа Святого. Однако Дух Святой живет в нас не с принуждением, а по нашей доброй воле. Если согрешим мы против Него, Он уходит из нас; вместо Него поселяется в нас сатана, и наш телесный храм превращается в свинарник».

Следует отметить, что Христос Спаситель не нарушить пришёл закон, но исполнить (греч. πληρωσαι)» (ср. Мф.5,17), т.е. обновить и преобразить Ветхий Завет. Так и Святой Дух, как иной Утешитель, пришел в мир «исполнить» верных чад Божиих своими плодами. Святой апостол Павел учит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Следует обратить внимание на свойство Святого Духа подавать жизнь всему творению Божию. Греческое выражение «καὶ Ζωῆς Χορηγός» можно перевести как «Управитель» или «Регент Жизни». Интересно, что саму жизнь преподобный Макарий Оптинский называл песней. В богослужебных текстах святые часто именуются цевницей (цевница – музыкальный инструмент) духовной. Таким образом, наше спасение можно сравнить с мелодией, тон которой задает Святой Дух, человек же должен быть подобен исправному музыкальному инструменту. Любая христианская добродетель сравнима с ноткой этой мелодии жизни, но наиболее значима любовь. По словам святителя Николая, «любовь – это радость; радостью и помазывает она сердце человека. Любовь – это сила; силой и помазывает она сердце человека. Любовь – мир; миром и помазывает она сердце человека. А от радости, силы и мира рождается мужество; и любовь мужеством помазывает сердце человека». «Любовь Божия, – продолжает святой владыка в «Охридском прологе», – точно благоуханный елей, изливается в наши сердца не иначе, как Духом Святым, Духом Всеблагим и Всесильным. Абсолютно незаслуженно Дух Божий изливает в наши сердца Божию любовь в таинстве миропомазания. Этой любовью мы со временем пренебрегаем, отстраняясь грехом от Бога и впадая в недуг духовного расслабления».

Призывание «Прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны» говорит о том, что любой христианин может быть причастником даров Святого Духа, так как Церковь не молится о недоступном. На вопрос Николая Мотовилова о том, почему Святой Дух не пребывает с современными христианами, как пребывал Он с христианами времен апостольских, преподобный Серафим Саровский дал такой ответ: «Святой Дух оставляет людей обычно за грехи. Всегда надобно при этом разбирать, каким именно грехом прогневали мы благодать Божию, что Дух Святой отступил от нас. И когда Дух Святой коснется нашей совести и скажет нам священно-тайно грех, который оскорбил Творца Бога, тогда нам скоро и с сокрушенным сердцем и со смирением следует прибегать ко Господу, и Он с любовию простит нас и помилует за то, что не отчаялись в милосердном всепрощении Божием». Несколько дополняя слова преподобного, святитель Николай Сербский пишет: «Дух Святой, не имея возможности обитать в сосуде нечистом, удаляется из нашего сердца. А когда Дух Святой от нас отходит, немедленно отъемлются от нас и радость, и сила, и мир, и мужество. И мы делаемся скорбными, бессильными, возбужденными и боязливыми. Впрочем, Всеблагий Дух Божий лишь удаляется от нас, но не покидает нас окончательно. Не оставляет Он нас, но нам, страждущим, предлагает уврачевание». Врачующая благодать, по словам святого владыки, подается прежде всего через таинства Покаяния и Причащения. «Когда покаянием и Причащением очистимся, — читаем мы в «Охридском прологе», – тогда Он, Бог Дух Святой, снова вселяется в нас, изливая любовь Божию в наши сердца».

Молитва «Царю Небесный» завершается словами «и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша». Дух Святой именуется «Благим» как одно из Лиц Пресвятой Троицы. «Никто не благ, как только один Бог», – учит Спаситель (Мк. 10:18). В книге «Беседы» святитель Николай Сербский поясняет: «Троичное Божество единосущно и нераздельно, но по отношению к сотворённому миру Оно выражает Своё действие более заметно: то через одну Божественную Ипостась, то через другую». Настоящий момент истории характеризуется особенным пребыванием в мире Святого Духа, Которого Сам Господь наш Иисус Христос назвал «другим Утешителем» (Ин. 14:16). Как говорит святитель Григорий Богослов: «Возносится Христос – Дух преемствует». Поэтому и дело нашего спасения неотделимо от пребывания в мире со дня Пятидесятницы именно Бога Духа Святого.
«Падаем и встаем; и опять падаем, и опять встаем, — пишет сербский святитель в «Охридском прологе», — когда падем мы, Дух Божий стоит подле нас и воздвигает нас, если мы пожелаем встать. Если же встанем, Дух Божий пребывает в нас вплоть до тех пор, пока по греху и глупости мы не захотим пасть. Так в этой жизни мы попеременно бываем урожайной нивой и пустыней, сынами покаяния и сынами блудными, полнотой и пустотой, светом и тьмой».
Поэтому святитель Николай призывает всех, ищущих спасения, каждый день молиться, чтобы был послан нам Дух Святой, точно так же, как ежедневно молимся мы о хлебе насущном в молитве «Отче наш». Бог готов каждый день ниспосылать нам Духа Святого, но «Он требует от нас, чтобы каждый день мы молились о таком ниспослании» ради спасения нашей бесценной души.
«О, Боже, Душе Святый Всеблагий, — молитвенно взывает святитель Николай Сербский, – не отступи от нас и когда мы Тебя желаем, и когда Тебя отвергаем. Пребудь с нами до нашей смерти и спаси нас в жизнь вечную. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.