Богатство страны

ДУХОВНАЯ АТМОСФЕРА В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА

протодиакон Павел Бубнов

кандидат богословия

Семья – это ключевое богатство нашей страны, более важное, чем полезные ископаемые, выгодное географическое расположение, наличие промышленной инфраструктуры и образовательной базы.

Семья дает стране новых граждан, а хорошая семья – успешных людей, могущих сохранить и приумножить богатства нации.

Каждый, кто осознал эту простую истину, призван потрудиться на этом поприще. И именно такой труд, больше чем любые другие меры, сможет дать нашему обществу стабильность, процветание и перспективы развития. Первое направление этого труда – созидание и развитие своей собственной семьи. Духовный опыт Православной Церкви свидетельствует о том, что изменить или научить окружающих можно только тому, в чем изменился ты сам. Многие из нас слышали слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя». Продолжая методологию этого угодника Божия, можно утверждать: создай хорошую семью, и твоему примеру последуют многие. Именно следуя концепции «проповеди делом», Православная Церковь благословляет своим будущим пастырям сначала создать семью, а уж потом принимать священный сан и выходить на духовную ниву. Православная Церковь приветствует и поощряет многодетных священнослужителей и не благословляет их повторные браки.

Второе направление этого важного труда, актуальное для всех, кто трудится в сфере образования – просвещение. Мы призваны рассказать нашей молодежи, как создать и сохранить хорошую семью, объяснить, в чем величайшая ценность семьи не только для государства, но и для них самих. Это знание сегодня, как никогда ранее, является жизненно необходимым, от него зависит наша жизнь, жизнь нашей страны, нашего общества. При этом мы неминуемо вступаем в конфликт с целым набором ложных, но популярных стереотипов. Не нужно бояться этого конфликта. Нужно просто, с миром и любовью, познав на деле святость и величие семейной жизни, нести это знание окружающим.

Для существования семьи необходима духовная атмосфера. Это понятие возводит нас от приземленных реалий повседневности к осознанию, что человек – существо духовное, которое дышит «кислородом вечности», как любил говорить наш дорогой владыка Филарет. И именно этот, духовный кислород является основой атмосферы семьи. В нашем случае этот кислород – опыт духовной сущности семьи. В Священном Писании мы узнаем, что «не хорошо быть человеку одному» (и мы точно знаем на практике правоту этого утверждения), и что Бог сотворил не просто человека, а мужчину и женщину и благословил первую семью владеть нашей планетой, беречь и возделывать ее, плодиться и размножаться. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте… над всею землею» (Быт. 1: 28). Это благословение Божие действенно и сегодня. Семья – это благословенный Творцом мира путь жизни человека, путь, на котором его ждут счастье и успех. Если Творец мира учредил институт семьи, значит, именно Он лучше всего знает, как правильно устроить жизнь этого института, как сделать его успешным и продуктивным.

Какое понятие главное в семье? Очевидно, любовь. Мужчина и женщина создают семью, потому что любят друг друга. А что нередко происходит дальше? «Я разлюбил», «я полюбил другую», «любовь прошла». Эти печальные и одновременно ложные слова открывают нам проблему бездуховного понимания любви, согласно которому любовь – это ветер в голове, который приходит и уходит. Определенный печальный вклад в такое представление вносят отдельные произведения классической литературы, изучаемые в школе, и, конечно, современная культура. В христианском же опыте любовь – это добродетель, т.е. добро, которое я делаю. Этот опыт открывает нам, что фразой «я разлюбил» человек свидетельствует о том, что он просто перестал делать добро. Как если бы мать перестала кормить ребенка, врач – лечить больного, а учитель – учить. «Я больше не люблю ее», – говорит такой человек. – А ты люби, делай дело любви, благословенное Богом, награда за которое неслыханно высока. 

Святой апостол Павел в Новом Завете, в первом Послании к Коринфянам вдохновенно раскрывает сущность добродетели любви:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:4-8).

Чувства взаимной симпатии, влюбленности, которые приводят к созданию семьи, несомненно, дар Божий, но дальше семейной паре необходимо развивать и приумножать этот дар делами взаимной добродетельной любви.

Итак, одна из важнейших задач – формирование подлинного представления о любви как добродетели, чтобы в каждой молодой семье добрые дела взаимной любви стали важной составляющей семейной духовной атмосферы.

Следующий вопрос является не менее важным в нашем сегодняшнем разговоре. Кто главный в семье? Слово Божие и духовный опыт Православной Церкви дает однозначный ответ: муж является главой и жены, и всей семьи. За последние 100 лет по всему миру и в нашем Отечестве эта простая истина прошла серьезное испытание на прочность. Продвижение женщин во все сферы профессиональной деятельности и государственного управления невольно способствовало деградации среднего уровня личностных качеств мужчин, остро необходимых для лидерства в семье и общественном служении. Главное печальное последствие этого процесса в том, что современные молодые мужчины все меньше готовы брать и нести ответственность, не способны быть лидером в семье. Без ответственного лидера в семье не может возникнуть духовная атмосфера, способствующая развитию и укреплению семьи. Итак, еще одна наша задача – формирование у молодых ребят осознания их будущей лидерской роли в семье. 

А как же женщина? Творец Вселенной, наш Создатель, наделил женщину великим даром рожать и воспитывать детей, быть помощницей мужу. В нашем обществе работающая на полной занятости замужняя женщина стала печальным жизненным стандартом. В лучшем случае, после трех лет ее дети отправляются в детский сад, затем школу, и участие матери в воспитании своих детей существенно сокращается.  А вот божественным стандартом жизни жены является приоритет ее супружеского и материнского служения перед всеми остальными возможными сферами жизни. В этом ее божественное призвание, предназначение и еще одна необходимая составляющая духовной атмцосферы семьи. 

Все мы прекрасно понимаем, что дети и после трех, и после семи лет нуждаются в полноценном материнском внимании. Неработающая мать детей-школьников полноценно участвует в финансировании госрасходов. Она расходует свое здоровье, душевные силы и инвестирует их именно в недалекое благополучие своего государства, которое получит в лице ее насыщенных материнским вниманием детей не наркоманов и алкоголиков, а успешных тружеников, которые будут активно участвовать в созидании Отечества и финансировании госрасходов. 

Другим губительным заблуждением является пренебрежительное отношение к домашнему труду матери и супруги. «Борщи и пеленки» становятся пугающим аргументом для тех, кто стремится избежать этого труда. Но в этой фразе содержится ужасная ложь. Маленький человечек, тело которого действительно нуждается в круглосуточном материнском уходе, имеет еще и душу, которая  гораздо важнее тела и которую призвана развивать и обогащать мама. Именно здесь остро востребован весь культурный и интеллектуальный потенциал матери. И даже мама – кандидат наук может успешно и эффективно реализовать свой личностный потенциал в душах и умах своих детей, воспитать их жизнерадостными, любознательными и чуткими людьми, которые смогут совершить немало полезных для человечества открытий. Поэтому материнский труд – это не только «борщи и пеленки», это еще и Пушкин с Ломоносовым, Франциск Скорина и Якуб Колас, патриарх Алексий и митрополит Филарет. И еще одна наша задача – воспитывать в девушках позитивное, творческое осознание служения матери и супруги.

Для возникновения и развития духовной атмосферы семья должна быть многодетной. Мы видим, как стремится поддержать этот тезис государство, и прекрасно знаем, что не всегда только материальные стимулы приводят к нужным результатам. Вполне благополучные православные семьи могут поделиться своим опытом нематериальной стимуляции многодетности.

Современные родители ограничиваются одним-двумя детьми по целому ряду ложных причин. 

Во-первых, это искусственно завышенные стандарты жизни ребенка. Смартфон, планшет, масса игрушек, лакомства, развлечения – многое из этого лишнее или даже вредное для ребенка и разрушительно для семейного бюджета и духовной атмосферы семьи. Здоровый и созидательный путь – это разумное ограничение действительно необходимым и развитие в детях добродетелей самоограничения и воздержания. Детям нужны не развлечения, а духовная атмосфера в семье и возможности для развития. Кроме того, ребенок по мере своего взросления непременно должен приучаться к служению в семье, помогать в повседневных делах родителям, младшим братьям и сестрам. Разумное ограничение расходования средств и времени на удовольствия и развлечения, воспитание в детях трудолюбия естественным путем превращает ребенка из дорогого в обслуживании объекта в полноценного члена семьи, который может и должен сам заботиться о других и быть помощником родителям. И если в уходе за первым и вторым ребенком у матери помощников не было, то с третьим, четвертым и последующими помогать могут и должны старшие дети и накопленный материнский опыт. Все это создает благоприятную духовную атмосферу взаимопомощи и служения, которые становятся личностными чертами детей в многодетной семье. Вырастая и вступая во взрослую жизнь, эти дети готовы к служению в своей собственной семье, к успешному и созидательному служению в обществе. Они ищут от жизни не удовольствий и развлечений, а созидания и развития.

Мы с вами призваны развеять страх многодетности, развеять ложный стереотип неблагополучности многодетной семьи, раскрыть высокую ценность осознанной многодетности в формировании успешной личности. 

Еще одно печальное явление, к которому приводит страх рождения детей, – это аборты. Это преступление не только перед Создателем жизни, но и перед государством и обществом. По статистике 2019 года, каждый день в Беларуси совершалось 58 абортов. Мы призваны всей силой своего слова вразумить молодежь никогда ни при каких условиях не идти на этот губительный шаг. 

Еще один острый вопрос в этой теме – сохранение целомудрия до брака. И для детей, и для родителей, и для педагогов – это настоящий труд. Что может мотивировать наших детей на этот труд, чтобы они смогли устоять перед бушующим потоком вседозволенности? Это возможно только в том случае, если мы потрудимся открыть им великую ценность брака и явить истинное предназначение мужчины и женщины в этом мире. Если они поверят нашим словам и посчитают будущую семью главной ценностью своей земной жизни, тогда они смогут сберечь себя для этого самого главного дела. 

Создание духовной атмосферы в семье невозможно без духовной жизни. Под этим понятием светское сознание чаще понимает активное приобщение к миру культуры и искусства, а в опыте Православной Церкви – это развитие личности человека, освобождение от душевных недугов и насаждение добродетелей. Институт, который служит этой цели и опять же учрежден Создателем этого мира – Церковь. Все, что мы видим в Церкви – таинства, молитва, богослужения, посты и праздники – служит развитию человеческой личности в ту меру, какую определил ей Творец. Однако то, что услышал человек в храме или воскресной школе, нуждается в воплощении в служении малой Церкви – семье. Здесь через ежедневный совместный духовный труд родителей и детей и совершается это благословенное Богом развитие и созидается духовная атмосфера. Здесь развиваются добродетели любви, милосердия, терпения, кротости, служения и самопожертвования, здесь освобождаются от превозношения, жадности, грубости, зависти и других недугов. Православная Церковь щедро предлагает всем ищущим свой духовный опыт созидания личности человека и предлагает брак как путь реализации этого опыта

Несколько лет назад редакция журнала «Ступени» провела анкетирование среди своих читателей и с удивлением обнаружила, что главным объединяющим критерием читательской аудитории стала вовлеченность в жизнь семьи, в супружеское или родительское служение.  Многие читатели рассказали, что впервые задумались о духовной жизни и обратились за советом в храм, когда создали семьи, когда у них родились дети, или внуки, а с ними родилось желание вырастить успешную личность. И на вопрос, какие материалы вы бы хотели увидеть на страницах журнала, большинство респондентов уверенно ответило: об отношениях супругов и о воспитании детей. Будем стараться воплотить в жизнь ваши пожелания, дорогие читатели.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.