Неделя радости и света (1 цветок)

автор — Роман Сабило

Праздник светлого Христова Воскресения – основополагающее, всеобщее и самое продолжительное христианское торжество по церковному годичному календарю. К самому дню Пасхи присоединяются шесть дней, которые вместе именуются Светлой седмицей.

В эти дни богослужения в храмах совершаются по особому пасхальному чину: Царские врата не затворяются, совершаются крестные ходы, сопровождающиеся колокольным звоном, традиционные богослужебные чтения заменяются торжественными пасхальными песнопениями… В эту же седмицу отменяется пост в среду и пятницу, и вместо утренних и вечерних молитв православные христиане читают «Часы Пасхи» – своеобразный сборник молитвословий, посвященных Воскресению Христову, который можно найти в каждом полном православном молитвослове.  

66-е правило VI Вселенского Собора гласит: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего, до недели новыя, во всю седмицу, верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях, и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся».

Все дни Светлой седмицы посвящены ключевым образом воспоминанию основополагающего события – Воскресения Спасителя. Все богослужения этих дней составляют, по сути, одно цельное молитвословие, прославляющее Христа Воскресшего. Они совершаются таким же образом, как и в первый день Пасхи, за исключением стихир на вечерни и утрени, новозаветных чтений за Божественной литургией. Важно отметить, что евангельские чтения этого периода формируются в основном из Евангелия от Иоанна, что, по мнению известного исследователя литургической науки Дебольского Г. С. (1808 – 1872 гг.), весьма закономерно, поскольку именно повествование евангелиста Иоанна Богослова с особенной полнотой и величием открывает свойства Триипостасного Бога и особенно торжественно прославляет Божество второй Ипостаси Пресвятой Троицы.

При всей общности и цельности Светлой седмицы, в плане ее направленности на прославление события Воскресения Христова, каждый отдельно взятый день этого периода имеет свой индивидуальный окрас и смысловое значение, спасительное по своей сути для каждого. Эта данность как раз и формируется за счет отдельно взятых евангельских и апостольских чтений. 

В понедельник за Божественной литургией читается 2-е зачало благовестия от Иоанна. Одним из краеугольных положений этого отрывка является свидетельство евангелиста о том, что никто из живших до Христа людей подлинно не лицезрел Бога, но лишь славу Божию под какими-либо покровами. Однако в последующей вечной жизни для верующих эта способность откроется, что следует из свидетельства Иоаннова, изложенного далее. Также здесь явственно отмечается и божественная сущность Иисуса Христа, как ипостаси одного и того же Существа с Отцом. «Сый в лоне Отчи» – слова, свидетельствующие о сродстве, единосущии и нераздельности Ипостасей Триединого Бога.  

Во вторник нам предлагается чтение из Евангелия от Луки, в котором повествуется о явлении воскресшего Иисуса Христа двум ученикам, идущим в город Еммаус. Из повествования мы слышим, что Путник, идущий в Еммаус вместе с апостолами, делает вид, что Он хочет идти дальше, в то время как они, уставшие после дороги, остаются на ночлег. Апостолы приглашают Его остаться с ними на трапезу, потому что день уже склонился к вечеру. В этот момент многое решается в судьбе двух учеников Христа, а в их лице – в судьбе каждого человека, когда великий дар свободы может привести к его погибели. Бог не навязывает Себя никому, Он очень бережно относится к свободе человека. Спаситель говорит, что идет дальше, но оттого, что люди проявляют милосердие и приглашают Его быть вместе с ними, они сподобляются встречи со Христом воскресшим.

В среду Светлой седмицы за Божественной литургией вновь звучит благовестие от Иоанна, в котором мы слышим свидетельство Предтечи об Иисусе Христе как Агнце Божьем. Что могут означать эти слова? Отцы Церкви в своих комментариях отмечают, что Иоанн Креститель, увидев идущего Христа, обращается к своим ученикам с пророчеством о том, что Иисусу как Агнцу предстоит принесение Себя в жертву за грехи мира; при этом подчеркивается и Божественная Сущность Спасителя. Этого изречения Иоанна оказалось достаточным для того, чтобы двое его учеников последовали за Христом.

В основе евангельского чтения четверга лежит продолжительная беседа Господа с Никодимом, который хоть и был известным законником и фарисеем, но вместе с тем являлся тайным учеником Христовым. В ходе этого общения Спаситель говорит собеседнику: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). В основе крестного подвига Сына Человеческого лежит любовь Божья к людям. При этом вечная жизнь устраивается в человеке благодатью Духа Святого, что стало возможным через искупительный подвиг Христа – Смерть на кресте и Воскресение.

В пятничном чтении святого Евангелия мы слышим рассказ об изгнании Иисусом Христом торговцев из Иерусалимского храма. В духовном осмыслении каждый христианин есть храм Божий. Тело каждого из нас после совершенного над нами таинства Крещения – вместилище присутствия Христова. И подобно тому, как Господь с ревностью изгнал из храма рукотворного торговцев и разбойников, и мы должны трудиться над изгнанием из своего внутреннего храма греховных страстей,  отдаляющих нас от Бога и превращающих наши души в «вертеп разбойников».

В заключительный день Светлой седмицы нам предлагается для назидания евангельское повествование о тайне дня субботнего. Субботняя традиция покоя ветхозаветного израильского общества своими корнями уходит в глубокую древность и соотносится с установлениями, которые богоизбранный народ получил от пророка Моисея. И здесь, при чтении нами святого Евангелия, мы становимся свидетелями некоего противостояния старейшин иудейских и Христа именно по отношению к дню субботнему. Господь своими словами и поступками научал Своих учеников и законников, а через священные тексты наставляет и каждого из нас, что день субботний (ныне для христиан – это воскресенье) определен изначально для нашего спасения через совершение дел добра и милосердия, идущих от  искренней любви к Богу и ближнему. Механическое же соблюдение поведенческих канонов, не наполненное подлинно духовным смыслом, не приносит человеку никакой пользы, а скорее наоборот – вводит его в заблуждение относительно дела спасения своей души.

В светлые дни Святой Пасхи вновь и вновь хочется обратиться к каждому со словами, олицетворяющими победу жизни над смертью, со словами, которые являются стержнем нашего понимания жизни как таковой, поскольку Христос воскрес и с Ним воскреснет каждый! Христос Воскресе, дорогие читатели! С Пасхой Христовой!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.