«Он учил примером» — воспоминание о митрополите Филарете
ЕПИСКОПА ТУРОВСКОГО И МОЗЫРСКОГО
ЛЕОНИДА (в 1996-2008 – РЕКТОР МинДАиС)
Моя первая встреча с митрополитом Филаретом произошла на праздник Святой Троицы в 1990 году. К тому моменту я окончил обучение в Московских духовных школах, где был оставлен профессорским стипендиатом и нес административные послушания. Ректор Минской духовной семинарии епископ Константин (Горянов) (в настоящее время — митрополит Петрозаводский и Карельский), с которым мы вместе учились, пригласил меня на административное и преподавательское послушание в Жировичи. По благословению ректора Московской духовной академии архиепископа Александра (Тимофеева) (1941–2003) я приехал в Жировичи и впервые встретил митрополита Филарета. Такие моменты откладываются в памяти на всю жизнь. Самые яркие впечатления от первой встречи с владыкой – его степенность, молитвенность, переживание предстояния перед престолом как предстояния перед Самим Богом.
В августе 1990 года я уже с документами и направлением вновь приехал в Жировичи. Во время вступительных экзаменов наше знакомство с владыкой Филаретом прошло более обстоятельно. Владыка всегда старался присутствовать во время вступительных экзаменов, принимал самое активное участие в работе экзаменационной комиссии. Он внимательно изучал личное дело каждого абитуриента, знакомился, как абитуриент написал письменную работу, как прошло чтение на церковнославянском языке, интересовался биографией и при необходимости задавал вопросы. Владыка всегда присутствовал и на подведении итогов экзаменов. Тех, кто хорошо сдал экзамены и имел высшее образование, владыка предлагал зачислить на второй курс, что давало возможность зачислить больше абитуриентов на первый курс.
Меня всегда очень впечатляло, как и с каким вниманием митрополит относился к духовным школам. С 1989 и до 2003 года владыка сам преподавал в семинарии, при всей своей загруженности каждую неделю приезжал на два дня. Чаще всего он приезжал в воскресенье вечером, мы встречали его, а затем ужинали и беседовали. Он интересовался нашей жизнью, узнавал, что нового в духовных школах, какие проблемы, а на следующий день шел на лекции. После занятий к нему могли попасть на прием студенты, решить важные вопросы своей жизни, связанные с учебой, семейной жизнью или служением. Владыка всегда старался разрешить эти проблемы, и для духовных школ это было большой поддержкой. Я теперь понимаю, что ректору, преподавателям и студентам было бы трудно каждый раз ездить в Минск на прием к митрополиту, а он сам организовал все так, чтобы все вопросы можно было решить на месте.
Хорошие отношения с митрополитом складывались не только у студентов, но и у преподавателей. Владыка всегда пытался вникнуть в проблему и помочь в ее разрешении.
Очень помогало то, что митрополит, будучи сам преподавателем, помогал администрации в вопросе пополнения преподавательского состава. Ведь среди студентов были очень талантливые ребята, которых митрополит замечал и хорошо знал. Когда возникала преподавательская вакансия, мы предлагали митрополиту кандидатуру выпускника, которого он уже хорошо знал, а иногда и он сам кого-нибудь рекомендовал, что способствовало обновлению наших кадров.
Владыка оказал большое влияние и на мою жизнь. В 1990 году он принял меня в качестве преподавателя, назначил на должность старшего помощника инспектора, а в 1992 году на должность инспектора. Это назначение произошло при удивительных обстоятельствах. Владыка возглавлял Божественную литургию в день начала учебного года. После Малого входа он подзывает меня к себе и говорит: «на колени!». Конечно, у меня это вызвало недоумение, но размышлять я не стал, сразу встал на колени перед престолом, а владыка говорит: «вы назначаетесь на должность инспектора и возводитесь в сан игумена» – возложил на меня руки и прочитал соответствующую молитву. Все это было неожиданно и очень трепетно.
12 февраля 1996 года, на семинарский праздник Трех святителей, я был возведен митрополитом Филаретом в сан архимандрита, а после 20 мая – праздника Жировичской иконы Божией Матери – в составе паломнической группы, возглавляемой владыкой митрополитом, уехал в Иерусалим, что было для меня большой и неожиданной радостью. Вернувшись из паломничества, я сразу же уехал в отпуск к родителям. Тогда не было мобильных телефонов, и вот в один из дней на домашний телефон родителей позвонил священник Арсений Ананко и сообщил, что наш ректор, епископ Константин, назначен в Санкт-Петербург, а меня срочно вызывает митрополит. Я, конечно, понимал, что будут какие-то изменения, поэтому быстро собрался и поехал. При этом кандидатура нового ректора не озвучивалась. Я приехал в Жировичи, и вскоре произошла наша встреча с митрополитом Филаретом. Владыка сообщил, что архимандрит Гурий – наместник Жировичского монастыря – избран на Новогрудскую кафедру, а я назначаюсь ректором семинарии, что вновь стало для меня полной неожиданностью.
Это назначение я воспринял с большим трепетом, даже страхом, не был уверен, что смогу справиться. В сентябре 1996 года на базе семинарии была открыта Минская духовная академия. Некоторое время владыка митрополит сам был ее фактическим ректором, а затем я был назначен ректором Минских духовных академии и семинарии. Открытие академии было историческим событием, ведь на белорусских землях ранее никогда академии не было, хотя подготовительная дискуссия на эту тему в предреволюционные десятилетия велась. Владыка митрополит подошел к организации работы академии с большой ответственностью. Он приглашал с курсами лекций профессоров Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, богословских учебных заведений дальнего зарубежья, зная многих из них лично. Это давало возможность нашим студентам уже в первые годы существования академии чувствовать ее высокий образовательный уровень.
Период моего ректорства совпал с длительным процессом комплексной реставрации учебного корпуса нашей Духовной школы. Это здание было построено в XVIII веке, в XIX веке здесь располагалась Литовская духовная семинария, а после ее переезда в Вильно – Жировичское духовное училище. С 1946 по 1989 годы здание занимал Жировичский сельскохозяйственный техникум. И вновь трудами владыки Филарета с самого открытия семинарии в 1989 году каждый год техникум освобождал для нас это здание постепенно, по частям. У нас не было возможности отремонтировать сразу все капитально, мы просто делали косметический ремонт в помещениях, которые нам передавали. Я помню, когда меня назначили ректором, в здании многие окна не открывались, поскольку были заколочены из-за аварийного состояния, такие же были и двери, которые невозможно было плотно закрыть. Все это нужно было привести в порядок.
Материальное положение семинарии было очень тяжелым, мы не могли нанять штатных работников, поэтому приходилось все ремонты делать руками студентов. Изначально и на кухне трудились студенты — в качестве повара и помощника повара. Было заметно промыслительное действие Божие по отношению к Духовной школе: когда проходили вступительные экзамены, мы с ректором, владыкой Констанином, очень внимательно просматривали личные дела и искали человека с поварским образованием. Даже если кто-то из них не поступал, мы зачисляли этих молодых людей в число кандидатов в студенты, и они трудились на кухне. Позже, будучи ректором, я обратился к наместнику Жировичской обители – владыке Гурию – и попросил его помочь с оплатой труда наемного повара. Владыка отнесся с пониманием, и мы наняли несколько человек для работы на кухне. Безусловно, студенты продолжали помогать на кухне и в трапезной, убирали посуду, чистили овощи. И вот что примечательно: после того, как мы взяли штатных поваров, в семинарию перестали поступать абитуриенты, которые имели поварское образование.
Дальше нам предстояло заниматься ремонтными работами, нужно было ремонтировать окна, двери, мебель, и Господь так устроил, что среди студентов поступали столяры, маляры-штукатуры, и их трудами, в свободное от учебы время, мы понемногу приводили наше хозяйство в порядок.
Владыка митрополит знал обо всем этом и старался всеми силами помочь. Он сумел найти подход к решению этой проблемы на самом высоком уровне. По приглашению владыки 20 мая 1996 года Жировичи посетил президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. Он очень внимательно отнесся ко всем нашим проблемам. Надо сказать, что в первые годы после открытия семинарии 4-й мансардный этаж учебного корпуса использовался под общежитие. Там были комнаты для проживания студентов, и несколько комнат были в таком состоянии, что приходилось бревнами подпирать потолки. Когда Александр Григорьевич пришел в здание семинарии, он сказал нам: «Вы меня не ведите, я сам пойду туда, куда захочу». Так получилось, что он зашел именно в ту комнату на 4-м этаже, где потолок подпирали бревна. После этого президент распорядился полностью освободить здание для нужд семинарии и провести его капитальный ремонт.
Начало ремонтных работ совпало с моим назначением на послушание ректора. Летом 1996 года строители начали работать, сняли крышу с одного крыла и демонтировали кухню, а дальше финансирование задерживалось. Студенты приехали на учебу, а трапезной и кухни нет. Пришлось обратиться в Слоним, в воинскую часть, попросить у них полевую кухню и палатку. Вот так до самой зимы мы и питались в палатке, а готовили на полевой кухне. Зимой мы перенесли трапезную в помещение, где сейчас находится Трехсвятительский семинарский храм. Когда я сейчас общаюсь с нашими выпускниками, которые учились в то время, они вспоминают о тех трудностях, но в памяти у них остаются только светлые чувства. Сейчас, насколько мне кажется, у студентов нет такого задора, который был ранее, нет того энтузиазма и стремления к учебе.
Я помню, как раньше, до начала ремонтных работ в семинарии, как только ударял сильный мороз, постоянно нарушалось водоснабжение, и студентам приходилось пользоваться санузлами на улице, умываться водой из колодца или снегом, спать обутыми и одетыми. Это сильно закаляло студентов.
Задержки с финансированием ремонтных работ были для нас большим переживанием, хотелось быстрее все завершить. И вновь владыка митрополит приложил значительные усилия, и реставрацию стал курировать вице-премьер Владимир Нестерович Дражин. Ежемесячно в Жировичах проводились совещания с участием митрополита, вице-премьера, проектировщиков и строителей, и вот тогда удалось добиться постоянства в продвижении ремонтных работ. Начавшись в 1996 г., процесс реставрации главного корпуса завершился в 2006 г. Важно отметить, что, опять же, по ходатайству владыки Филарета, с 2001 г. руководство страны начало выделять средства на финансирование труда преподавателей и выплату стипендий студентам.
Митрополит Филарет интересовался и бытом преподавателей, во время своих приездов посещал их комнаты. Кто-то из выпускников нашей Духовной школы 2000-х годов вспоминал, что студенты жаловались митрополиту на временное отключение горячей воды в общежитии. А в 1990-е годы горячей воды не было даже у преподавателей. Для нас это не было новостью: мы прошли армию. В баню мы ездили в Слоним и, несмотря на это, трудились и в таких спартанских условиях. Чуть позже мы приобрели электроводонагреватель и сделали один душ на всех преподавателей. Изначально условия были очень тяжелые, но постепенно, шаг за шагом, становилось лучше.
Я помню, когда сельскохозяйственный техникум поэтапно переселялся из нашего здания и шло строительство нового лабораторного корпуса техникума, работы часто приостанавливали из-за нехватки финансирования. Тогда директор техникума приходил к митрополиту и просил его походатайствовать в Минске перед руководством страны о продолжении финансирования строительства. Это было нужно и колледжу и семинарии: мы тоже были заинтересованы в скорейшем освобождении для нас здания.
Владыка Филарет был очень мудрым человеком. Он понимал, что Жировичи – это сельский поселок, он находится далеко от областных центров. Чтобы сюда приезжали паломники, нужно было изменить и сами Жировичи. Имея большой опыт в развитии доброжелательных отношений, он старался приглашать на торжества как монастыря, так и семинарии руководство страны. Когда они приезжали, это мотивировало и местную власть трудиться над благоустройством поселка. В 1989 году, накануне открытия семинарии, владыка организовал приезд в Жировичи Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV, что имело большое значение и для Духовной школы, и для монастыря, и для поселка.
После открытия семинарии проблема нехватки кадров священнослужителей начала решаться. Но нужно было решать проблему с квалифицированными кадрами в сфере церковного пения. Нужна была регентская школа. В 1996 году по примеру Московской духовной академии у нас был открыт регентский класс. Там, в основном, учились девушки, имеющие музыкальное образование или желание и талант петь в храме. Владыке не нравилось это название, и он предложил переименовать класс в регентскую школу. Для того, чтобы соответствовать ряду важных организационных критериев, чуть позже Регентская школа была преобразована в Регентское отделение Минской духовной семинарии.
В один из вечеров декабря 2007 года, очень поздно в моей келье раздался звонок. Это был владыка Филарет, сообщивший мне важную новость: «У нас прошел Синод Белорусской Православной Церкви, рассматривалась твоя кандидатура на епископское служение. Определили назначить тебя викарным епископом Гомельской епархии. 27 декабря будет проходить заседание Синода Русской Православной Церкви в Москве, и ты приглашаешься туда. Там вопрос будет окончательно решен. Теперь ложись спать, если уснешь». Да, это было очень волнительно, поэтому до утра я не смог заснуть.
Я очень благодарен митрополиту Филарету за все: я приехал сюда из Москвы, был назначен им на должность старшего помощника инспектора, через два года инспектором, через четыре года ректором, и нес послушание ректора 11 с половиной лет. Владыка митрополит иногда говорил: «Знаешь, должность ректора настолько трудная, что после 5 лет ректорства человек начинает работать на износ». Он тоже был ректором Московской духовной академии и знал это не понаслышке.
Митрополит был всегда радостным. Не могу сказать, что владыка меня все время наставлял, но его личный пример многому учил. Я благодарен Богу, что лично имел возможность общаться и трудиться под руководством такого человека. Это действительно человек-эпоха, такие люди рождаются раз в 50, а то и раз в 100 лет. Он всегда с любовью относился к студентам, понимал, что это – будущее Церкви, что это будущие пастыри, и свидетельствовал им личным примером.
У митрополита был очень богатый жизненный опыт. Иногда я позволял себе не соглашаться с ним, делал что-то по-своему, считая, что так будет лучше. Но потом много раз убеждался, что владыка был прав, и тогда приходил к нему и просил прощения. Это помогло мне понять, что нужно прислушиваться к старшим, к тем, кто имеет опыт. Владыка, будучи митрополитом, всегда очень внимательно относился к пожилым людям и священникам, ценил их богатый жизненный опыт, прислушивался к ним, присматривался, всегда относился с уважением. И нам нужно поступать так же.
Всегда поминаю владыку и за литургией, и в частных молитвах. В течение жизни в трудах, заботах не всегда всё оцениваешь по достоинству, и лишь впоследствии начинаешь понимать, как был счастлив, и благодаришь Бога, что имел общение с таким человеком.
Вечная память, Господину и Отцу нашему, Высокопреосвященнейшему митрополиту Филарету.