ПАСХА КРАСНАЯ
автор — протоиерей Андрей Волков
Окончился Великий пост, и вот мы стоим в ожидании пасхального крестного хода. Задумаемся на мгновенье. Что даст нашим душам этот День? Как отпраздновать Пасху так, чтобы наша жизнь преобразилась, засияла пасхальной радостью и светом? Чем наполнить пасхальные дни?
Почему же Воскресение Христово – основа всей нашей православной веры? Чтобы спасти человека от власти греха, необходимо было победить самое страшное из последствий грехопадения – смерть. Именно поэтому Христос, будучи Истинным Богом и Человеком, обладавшим такой же, как и каждый из нас, поврежденной природой, подчинился закону смерти, но, подчинившись, разорвал изнутри ее узы, став первым воскресшим из мертвых. Именно воскресшим, а не воскрешенным. Богочеловек Христос победил смерть и открыл нам возможность бессмертия. Если воскрес Христос – значит, воскреснем и мы, значит, смерти больше нет! Именно это простое утверждение является главным содержанием Пасхального торжества.
Богослужение Святой Пасхи предваряется чтением в храме книги Деяний святых апостолов, которая содержит в себе свидетельства истинности Воскресения Христова.
На Полунощнице читается канон Великой Субботы, а затем Плащаница уносится в алтарь и полагается на престоле, где будет находиться до отдания Пасхи.
Пасхальный крестный ход начинается пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити!» Великий пост мы посвятили очищению сердца и теперь готовы славить Воскресшего Христа. Крестным ходом мы символизируем евангельских жен-мироносиц, шедших ранним утром ко гробу своего Учителя. У закрытых дверей храма священник произносит начальный возглас Утрени, и впервые поются слова тропаря праздника «Христос Воскресе из мертвых…», чередующиеся с особыми пасхальными стихами. Под конец пения стихов двери храма, подобно гробу Спасителя, отверзаются, и все молящиеся входят в него с радостью о воскресшем Господе. После входа духовенства и верующих в храм произносится Великая ектения, и далее начинается пение Пасхального канона.
Канон Святой Пасхи, исполняемый в это время нараспев в храме, был составлен известным церковным поэтом – преподобным Иоанном Дамаскиным. Он невелик по объему: каждая песнь состоит из 2-3 небольших частей, кратко повествующих об истории празднуемого события, раскрывающих его духовное значение для нашего спасения. Эти части содержат многократные призывы радоваться свершившемуся событию.
Уже первые строки пасхального канона совершенно ясно выражают главное содержание торжества: «Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия» (ирмос 1-й песни). Мы торжествуем переход от духовной смерти к вечной жизни, от земли (мира греха) – к Небу (обители святости). И торжество это столь велико, что к празднованию его призывается весь мир, все творение Божие, причем не только на земле, но и в ангельском мире: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь, и невидимый: Христос бо восста, веселие вечное!» (тропарь 1-й песни). Вечное, так как победа над смертью одержана навсегда, смерти больше нет и никогда не будет!
В конце пасхального канона мы слышим такие слова: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее (наречие от «истово») Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего» (тропарь 9-й песни).
Своим Воскресением Иисус Христос дал возможность богообщения каждому из нас, и мы просим совершенства этих отношений в будущем вечном Царстве Христа.
Исполнение каждой песни канона сопровождается каждением алтаря, храма и молящихся в нем, сопровождаемое пасхальным приветствием «Христос Воскресе!»
После шестой песни канонадуховенство, хор и молящиеся в храме попеременно поют гимн «Воскресение Христово видевше…» Он исполняется трижды в знак веры в истинность совершившегося события.
По завершении канона поются стихиры Пасхи. Это пять торжественных песнопений, которые, как и канон Пасхи, посвящены истории события воскресения и указывают на его значение, однако делается это несколько пространнее, чем в песнях канона.
«Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха, двери райския нам отверзающая; Пасха, всех освящающая верных», – столь возвышенными словами характеризует праздник первая из пяти стихир. Праздник, в который происходит наше «… избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсия Христос…» (из 4-й стихиры).
Особого внимания заслуживают слова заключительного из этих пяти величественных песнопений: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и радостию друг друга обымем!» Этот призыв естественен в общем контексте пасхального богослужения, но он дополнен одним замечанием, которого мы до этого момента не встречали в ходе богослужения: «Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением…» Эти слова дают нам понять, что полнота торжества и принятие личного участия в его спасительном действии возможны лишь при условии мира со всеми, кто нас окружает.
Следующим элементом Пасхального богослужения, выделяющим его из числа прочих служб церковного года, является чтение в храме особого огласительного слова «Во святую и великую неделю Пасхи», составленного известным проповедником IV века святителем Иоанном Златоустом. Содержание его основано на евангельской притче о работниках в винограднике, в которой хозяин виноградника дал трудившимся в нем равную плату вне зависимости от того, в какое время к нему нанялся на работу тот или иной работник и как долго он трудился. Святитель проводит аналогию между работниками из притчи и людьми, находящимися на различной стадии воцерковления, и говорит, что торжество праздника в равной степени распространяется на всех, вне зависимости от того, насколько они крепки в своей вере и приблизились к идеалам христианского образа жизни. И поэтому все в равной степени призваны разделить радость торжества Воскресения, ибо спасительные плоды этого события открыты в равной степени для каждого, кто пожелает открыть для Бога свое сердце.
Среди прочего, в тексте мы слышим такой призыв святителя Иоанна: «Агнец заколен – все насладитесь пира веры». Здесь, как и в рассмотренных нами выше словах пасхального канона, под закланным Агнцем подразумевается искупительная Жертва Христова. Под пиром же веры – Святая Трапеза, то есть таинство Евхаристии. Участие в нем – способ усвоения себе плодов Воскресения Христа. Именно поэтому призыв святого продолжается словами «все насладитесь пира веры!», то есть станьте причастниками Тела и Крови Воскресшего и воскресившего нас Христа! И эти слова особенно актуальны в преддверии начала праздничной литургии – главной службы церковного суточного богослужебного круга, центром которой и является таинство Евхаристии.
По завершении пения часов начинается заключительная часть праздничного богослужения – Литургия святителя Иоанна Златоуста.
У многих возникает естественный вопрос: почему отрывки из Апостола и Евангелия, читаемые на пасхальной литургии, повествуют не об истории событий, связанных с воскресением Иисуса Христа (об этом читалось накануне, на литургии Великой Субботы), а содержат, казалось бы, отвлеченный от темы праздника и для многих малопонятный текст?
В первую очередь отметим, что день Пасхи в православной литургической традиции является началом годичного круга евангельских и апостольских чтений, в связи с чем на пасхальной литургии читаются 1-е зачало (отрывок) книги Деяний святых апостолов (Деян. 1: 1–8) и 1-е зачало Евангелия от Иоанна (Ин. 1: 1–17). И выбор этот не случаен. Если внимательно вслушаться в текст читаемого апостольского зачала, мы поймем, что здесь содержится два важных момента. Во-первых, мы слышим четкое указание на то, что Христос неоднократно являлся Своим ученикам живым после Своих страданий и смерти в течение сорока дней, проповедовал, ел и пил с ними (Деян. 1: 3–4). Во-вторых, повеление Спасителя ученикам идти и проповедовать учение Того, свидетелями Чьей смерти и воскресения они являлись (Деян. 1: 5–8 ). Таким образом, апостольское чтение этого дня имеет с воспоминаемыми событиями самую прямую связь.
Несколько сложнее обстоит дело с евангельским отрывком. Здесь мы встречаемся с так называемым Прологом Евангелия от Иоанна – одним из наиболее глубоких по смыслу и богословски содержательных текстов Нового Завета. Слушателю данного отрывка вначале может показаться неясным, какое он имеет отношение к празднику, но, проанализировав его текст, мы начинаем понимать, почему в качестве пасхального чтения избран именно этот отрывок. Если апостольское чтение, а равно и большинство текстов пасхального богослужения говорили нам о том, как произошло воскресение, то святой апостол и евангелист Иоанн говорит нам, Кто воскрес из мертвых, он говорит нам о лице и свойствах Воскресшего.
Смысл и содержание этого чтения становятся очевидными при личном внимательном знакомстве с указанным текстом. Отметим лишь, что в первой части зачала (Ин. 1: 1–5) говорится о Слове, его предвечном бытии с Богом и свойствах. Под именем Слова Церковь всегда понимала Бога-Слово – Сына Божия, Второе Лицо Пресвятой Троицы. И именно о Нем говорит уже первая фраза отрывка: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Бог-Слово, как одно из нераздельных Лиц Троицы, существовал всегда, еще до творения мира. Во второй части отрывка (Ин. 1: 6–14) евангелист свидетельствует, что именно Бог-Слово пришел на землю, чтобы все видели Его славу, как Единородного от Бога-Отца, но не все приняли Его. Учение же, изложенное в Евангелии, – учение именно Бога Слова, а не писателя-евангелиста. Наконец, третья часть чтения (Ин. 1: 15–17) содержит уверение повествователя о том, что Пришедший в мир и Воспринявший человеческую природу действительно является Тем, Кто подает благодать и в Ком совершается истина.
Во время причащения священнослужителей хор исполняет причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите». Это знакомое нам песнопение мы слышим в течение всего года на каждой литургии во время причащения верующих. Этот факт опять показывает нам, что для христианина главный элемент празднования Пасхи — это причащение Святых Христовых Таин.
Последней особенностью Пасхального богослужения является совершающийся в конце праздничной Литургии чин освящения Артоса. Артос (с греческого — «хлеб») – это большой квасной хлеб, на котором изображен Крест либо Воскресение Христово, ведь Христос – истинный Хлеб нашей жизни. Что касается истории обычая освящать Артос в дни Святой Пасхи, она восходит еще ко времени апостолов. Последние, привыкнув всегда следовать за Господом и вкушать пищу вместе с Ним, некоторое время после воскресения Христа и Его вознесения на Небо часто клали во время трапезы часть хлеба для своего Учителя, что впоследствии укрепилось в традиции празднования Воскресения Христова.
В течение всей Светлой седмицы Артос стоит перед иконой Спасителя во время богослужений, вечером же в Светлую пятницу он раздробляется на небольшие кусочки и раздается верующим для принятия в пищу.
В сам день праздника, во второй его половине, обычно совершается еще одно богослужение – Великая вечерня. Главной ее особенностью является чтение Евангелия (что на Вечерне совершается крайне редко), а именно, 65-го зачала Евангелия от Иоанна (Ин., 20, 19 – 25), повествующего о явлении Господа ученикам вечером в день Его Воскресения.
Богослужения Светлой седмицы отличаются особой торжественностью, традиционным элементом каждой литургии на этой неделе является крестный ход вокруг храма с Евангелием, иконой праздника и Артосом. Завершается цикл богослужений по особому пасхальному чину в следующее после Пасхи воскресенье, именуемое Антипасхой или Неделей Фоминой. Первое название говорит нам о том, что в этот день вновь совершается воспоминание всех событий праздника, а второе указывает на содержание читаемого в этот день отрывка из Евангелия, повествующего об уверении апостола Фомы в истинности воскресения Спасителя. Само же празднование Воскресения Христова длится вплоть до дня Вознесения, празднуемого на сороковой день после Пасхи.
Традиции празднования Пасхи
Изобилие пасхального стола не должно отяжелять наших душ и тел, забирать все творческие силы наших хозяек. Ведь если весь праздник для нас в столе, то никакого отношения к христианству мы не имеем. Особенно важно в пасхальные дни приветствовать больных, заключенных, людей с ограниченными возможностями, одиноких – всех, кто ждет нашей помощи.
Древний пасхальный обычай — дарение близким красных пасхальных яиц – символа жизни является непреложным и наиболее характерным атрибутом праздника. Согласно церковному преданию, первой такой подарок сделала святая равноапостольная Мария Магдалина римскому императору Тиверию. Она пришла к правителю и, произнеся праздничное приетствие «Христос Воскресе!», пре,поднесла ему яйцо. Предание гласит, что языческий император в ответ рассмеялся и сказал, что поверит в то, что Христос воскрес из мертвых, только если прямо сейчас преподнесенное яйцо станет красным, что тотчас же и произошло…
Радуясь празднику, постараемся не забыть его истинного содержания, и, торжествуя, все же сохранить «святые дни» таковыми образом своего поведения. И пусть именно духовной радостью отзываются в нашем сердце слова праздничного приветствия «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе Христос!»