Преполовение Пятидесятницы (середина пути)

Преполовение Пятидесяницы – это самый неизвестный в Православной Церкви Господский праздник. О нем мало кто знает, его мало кто всерьез празднует. Давайте познакомимся с ним получше.

Он празднуется в среду между Неделями о расслабленном и о самарянке, а празднование его продолжается целых 8 дней – как у Господских двунадесятых праздников.

Вечернее богослужение накануне этой праздничной среды включает в себя вход с кадилом на вечерне, перед которым поется песнопение, раскрывающее хронологический смысл праздника: «празднику преполовляющуся Твоего, Христе, Воскресения и Божественного пришествия Святаго Твоего Духа, сошедшеся, чудес Твоих воспеваем таинства». Этот день – середина пути между Пасхой и Пятидесятницей. Но середина имеет не только хронологическое, но и спасительное значение. Сошествие Святого Духа на апостолов и Его действие в Церкви – плод Воскресения Христова и наша возможность общаться с Воскресшим Спасителем в любое время. Как апостолы в период от Воскресения до Пятидесятницы еще не были в полной мере готовы к апостольскому служению, так и мы без помощи благодати Святого Духа не можем спасаться, совершать свое церковное и христианское служение. Как мы готовились к Пасхе трудами Великого поста, так теперь мы готовимся к Пятидесятнице той школой молитвы и мысли, в которую приглашает нас Святая Церковь через богослужение.

После входа с кадилом и пения «Свете тихий», мы слышим чтение трех паремий – фрагментов ветхозаветных книг. В Книге пророка Михея Господь говорит что желает, чтобы человек «творил суд, любил милость и был готов ходить с Господом Богом» (Мих. 4).  Через пророка Исайю Господь возвещает: «Люди Мои, почерпите воду с веселием от источников спасения» (Ис. 12:3). А через Притчи Соломона Господь являет нам исполнение пророчества об основании Церкви и учреждении таинства Евхаристии. 

Поскольку праздник празднуется восемь дней, очень интересно проследить, какие тексты из Евангелия от Иоанна читаются в каждый из этих дней. В первый день праздника Преполовения Пятидесятницы – среду читается Ин. 7:14–30 о том, как в середине между иудейскими праздниками Пасхи и Пятидесятницы Господь учил в Иерусалимском храме. Его учению удивлялись иудеи, говоря: «Как Он знает Писания, не учившись?» Господь же показывал им, что Его учение имеет Божественное происхождение, как и Сам Он. Иудеям нечего было возразить Господу, и они только «искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его». В четверг читается  Ин. 8:12–20 о том, как Господь учил народ у сокровищницы в храме: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». И вновь фарисеи пытаются усомниться в истинности Его проповеди, а Господь приводит в свидетели Своих слов Своего Небесного Отца. И фарисеям нечего было возразить ему «и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его». В пятницу (Ин. 8:21–30) мы слышим о том, как Господь свидетельствует о Своей Божественной природе: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам… Когда Он говорил это, многие уверовали в Него». В субботу (Ин. 8:31–42) Господь

обращается к поверившим в Него иудеям: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Многим из слушателей было трудно принять эти слова, и за ними последовала трудная дискуссия. В понедельник (Ин. 8:42–51), продолжая Свою проповедь, Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». Во вторник (Ин. 8:51–59) Господь продолжает свидетельствовать о Себе, как об источнике жизни. «Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?» — возражают ему слушатели. – «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался… Прежде нежели был Авраам, Я есмь». Этот ответ Спасителя слушавшие поняли правильно: Он – Бог. Но не поверив Ему,  «взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее». Однако исполнение и завершение этого евангельского откровения мы слышим лишь в сам день Пятидесятницы, когда Святая Церковь открывает нам смысл образа воды и ее роли в воскресеньях перед Пятидесятницей: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:37-39). Вода живая – это образ Святого Духа.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.