Вознесение (8 цветок)

Антон Ефименко — студент 3-го курса МинДС

Праздник Вознесения — это не просто завершение пасхальных событий, но и прямое   их продолжение. 

Сорок дней празднования Пасхи завершаются праздником Вознесения Господня. Уже не поется Пасхальный канон, не слышится «Христос Воскресе», нет красных пасхальных облачений, и это может натолкнуть на мысль, что Церковь вновь погружается в повседневное состояние. Даже апостолы, как свидетельствует стихира праздника, «со слезными сетованиями, печалью исполняясь, в скорби возглашали: Владыка, не оставь нас, рабов Твоих, сиротами». Однако это торжество содержит в себе великую радость.

Праздник Вознесения — не просто завершение пасхальных событий, но и прямое их продолжение. Дается новое знамение, новая цель. У Вознесения, как и у любого евангельского события, есть несколько богословских измерений.

Люди из-за первородного греха лишились общения с Богом, вечного блаженства, врата рая для человека были затворены. И вот приходит Христос «нас ради человек и нашего ради спасения», дарует новую заповедь, обличает неправду, творит чудеса, и самое главное: побеждает смерть, дает возможность каждому человеку достичь Царствия Небесного. Кажется, всё — цель достигнута, потомки Адама могут вернуться Домой… И здесь мы встречаем очередную, очень важную истину: всё, что творит Бог,  имеет глубокий смысл. Творение человека, состоящего из души и тела, имеет большую ценность. Господь Своим Вознесением возвращает в Вечную жизнь не просто человеческую душу. Бог неразлучно соединился с человеческой природой во Христе, и в Вознесении эта природа становится частью небесного жительства. «Сойдя с небес на землю, и лежащий долу под стражей ада Адамов образ с Собою воскресив как Бог, и вознесением Твоим, Христе, на небеса его возвысив, Ты на Своем Отеческом престоле дал ему воссесть, как Милостивый и Человеколюбец» – воспевает Церковь в этот день.

Следующее измерение Вознесения — пророческое. В течение нескольких тысячелетий до пришествия Спасителя человечество живет постоянными откровениями о будущем. Самое первое – о пришествии в Мир нового Адама, далее – о победах и поражениях израильского народа. Воплотившийся Бог пророчествует о Своих Смерти и Воскресении, об уделе грешников и праведников. Пророчество присутствует и при Вознесении. Людям вновь дается два уникальных предречения. Пророчество о «страшном суде» дополняется: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо», – говорят апостолам ангелы (Деян. 1:11). И второе, ещё более удивительное, о Сошествии Святого Духа на апостолов: «вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», – говорит апостолам Сам Возносящийся Господь (Деян. 1:8). 

Что же происходит со мной, конкретным человеком, в праздник Вознесения Господня? Ведь даже имея благую весть о будущей жизни, я остаюсь связан с этим миром, со своими насущными потребностями, слабостями и грехами. Общество, получив свободу от первородного греха, по-прежнему связано заботами второстепенной важности. Люди ещё не в силах жить как Мария, а больше подражают Марфе, которой Господь сказал: «ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно» (Лк: 10: 41-42).

Для каждой личности характерно то, что даже в преддверии Царства Небесного мы все еще думаем о мирских вещах. Закрыли ли квартиру? А купили хлеб? Приготовили ужин? И это не плохо, если не заслоняет собой спасение человеческой души, если отношение к земному не выше, чем отношение к Небу. Это происходит и в момент Вознесения: Господь говорит апостолам об изменении своей души, говорит о проповеди миру: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», а они, поражённые событием Воскресения, вопрошают: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?». И между этих строк находится вразумление: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). 

Оставленное Богом пророчество и дарованное благословение являют пример вечной заботы Господа о Его творении, которое не всегда осознает и понимает ценность проявляемой заботы. Пусть с Вознесением Спасителя стремятся возноситься к Нему и наши души, оставляя житейское на втором плане, проповедуя мир, укрепляя веру, не оставляя надежду, даруя любовь, утверждая в этом единство Соборной Апостольской Церкви.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.