Богородице, Дево, Радуйся!

протоиерей Виктор Василевич

ректор МинДС, кандидат богословия

Молитва «Богородице Дево, радуйся» является самой известной и любимой в христианском мире. Иначе ее еще называют ангельским приветствием, т.к. она содержит  слова приветствия Архангела Гавриила Деве Марии в  священный момент Благовещения.

Эта молитва имеет в себе спасительные истины, подобные тем, которые мы исповедуем в Символе веры. Известно, что преподобный Серафим Саровский благословил духовным чадам выполнять так называемое «Богородичное правило», которое включает в себя чтение 150 раз молитвы «Богородице Дево, радуйся». Преподобный свидетельствовал об особой силе этого правила и говорил, что тот, кто станет его совершать, будет находиться под особым покровом Божией Матери. Поскольку эта молитва основана на словах Священного Писания, разъяснение её смысла необходимо искать в толкованиях святых отцов. Особый акцент стоит сделать на творениях святителя Николая Сербского (Велимировича), как великого богослова ХХ века.

Первое слово рассматриваемой молитвы – «Богородица» (греч. Θεοτόκος). По словам преподобного Иоанна Дамаскина, это наименование содержит в себе всю историю Божьего Промысла о мире. Так Православная Церковь именует Пресвятую Деву Марию потому, что единственной Личностью, которую Она родила, была Личность Бога Слова, родившегося от Неë по человечеству.  Как известно, праведная Елизавета, мать святого пророка Иоанна Предтечи, назвала Пречистую Деву «Матерью Господа»: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). В этом Евангельском повествовании наименование «Матерь Господа» равносильно наименованию Богородицы. 

Пресвятая Богородица – «Дева» (греч. Παρθένε, буквально «Приснодева»). В «Миссионерских письмах»  святитель Николай Сербский отмечает, что приснодевство Богородицы на святых иконах символизируют три звезды, указывая на девственность Пресвятой Девы до рождества Господа Иисуса Христа, в момент рождества и после рождества.

Прямым предсказанием рождения Господа Иисуса Христа от Девы является пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Священномученик Фаддей (Успенский) учит, что вместо болезней, которых Приснодева избегла при рождении Божественного Сына Своего, Она получила от Бога дар соболезновать при муках рождения чад Церкви. 

Святитель Николай Сербский обращает внимание на то, что именно Дева должна была послужить вратами, через которые «Спаситель мира войдет в мир как в Свою мастерскую и Свою обитель». В книге «Беседы» мы читаем: «Жена, какою бы возвышенной духом она ни была, привязана к мужу своему, и потому не свободна от мирских желаний и мирской пристрастности. Посему не жена, но Дева, Чистая, Пречистая, совершенно преданная единому Богу и сердцем Своим отделенная от мира сего. Таковая Дева телесно возросла в тленном мире, как крин на гноище, однако пребыла нетронутою тлением мира». Эти слова сербского святого созвучны с поучением святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Этот русский святой, отвечая на вопрос, почему Господь медлил сойти на землю для спасения людей, говорит: «До половины шестого тысячелетия после греха Адамова не находилось на земле Девы, чистой не только телом, но и духом. Была только одна такая, достойная стать Церковью и храмом Духа Святого».

Слово «радуйся» (греч. χαῖρε) указывает на то, что Творец, по выражению сербского святителя, через Пресвятую Деву производит радость Богу и людям. Эта радость посылается через Ближайшую ко Христу Спасителю на небесах, какой была Она и на земле.  Совет, который подала Пресвятая Дева служителям на браке в Кане Галилейской:  «что скажет вам, – сделайте» (ср. Ин.2:5), святитель Николай называет Евангелием Пресвятой Девы Богородицы. «Это Евангелие, – пишет святой владыка в «Охридском прологе», –  состоит не из четырех Евангелий, а из четырех слов». Через исполнение этого «драгоценного поучения» Пречистой Девы человек получает Божественное утешение и радость.

Архангел Гавриил именует Деву Марию «Благодатной» (греч. Κεχαριτωμένη, букв. «облагодатствованная») в силу того, что душа Ее, «подобно храму, была исполнена животворящих даров Духа Святого, небесного благоухания и небесной чистоты». Этих даров и единения с Богом  Пречистая сподобилась не автоматически, не «в силу будущих заслуг Её Сына», но через личный подвиг чистоты и святости. Сербский святой замечает, что слово «благодатная» свидетельствует против утверждения некоторых западных богословов о так называемом «непорочном зачатии», то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. «Если бы сие было так, – пишет святитель в «Беседах», – к чему бы архангелу говорить: Ты обрела благодать у Бога? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее. Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия».

«Господь с Тобою» (греч. ὁ Κύριος μετὰ σοῦ). Объясняя эти слова, святитель Николай говорит: «С кем Господь, с тем и благословение. Удаленность Бога от человека есть проклятие, близость Бога к человеку есть благословение». 

О греховной стене, за которой люди скрылись от своего Творца, возвещал святой пророк Исаия: «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2). Говоря о безмерном человеколюбии Бога, святитель Николай учит: «Бог никогда не удалился бы от человека, если бы человек первым не удалился от Бога. Пришествие Господа Иисуса Христа в мир являет это безграничное Божие человеколюбие. И если человек создал пространство между собою и Богом, вот, Бог все-таки первым приближается к человеку, дабы навести мост над пространством тем». Таким образом, Пресвятая Богородица через своё служение Господу «стала точкой соприкосновения времени и вечности, Неба и земли».

Благослове́нна Ты в жена́х (греч. εὐλογημένη σὺ ἐν γυναιξί). Рассуждая над этими словами, сербский святитель в своих творениях «Мысли о добре и зле» и «Беседы» противопоставляет нравственные образы праматери Евы и Пресвятой Девы Марии. Как известно из Священного Писания, жена, праматерь Ева, первой положила бездну между человеком и Богом. Пресвятая же Дева становится «мостом над бездной». Ева первой впала в грех, и «притом в светлом Раю, где все удерживало ее от греха». Святая Дева Мария «первой победила все искушения, и притом в темном мире, где все подталкивает ко греху». Как следствие, «слабовольная Ева родила как первый плод свой на земле братоубийцу Каина», в то время «как Подвижница Мария родила Подвижника подвижников, изведшего из темницы греха и смерти братоубийственный род человеческий, род непослушливой и нечистой Евы». Именно на смирении и послушании будет созидаться новый мир. «Неописуемы смирение и послушание Пресвятой Богоматери, – читаем мы в «Беседах», – только Сын Ее, Спаситель и Обновитель всяческой твари, превзойдет Своим безмерным смирением и послушанием».

«И благослове́н Плод чре́ва Твоего́…» (греч.  καὶ εὐλογημένος ὁ καρπὸς τῆς κοιλίας σου). Эти слова молитвы взяты из приветствия праведной Елизаветы, когда Святая Дева Мария после Благовещения пожелала ее посетить (Лк.1:42). Плод Ее чрева – Сын Божий, Господь Иисус Христос. Сербский святитель учит, что слова «Плод чрева» обличают лжеучение еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека.

Великие страдания ожидали Пречистую Деву ради этого святого Плода. Святой старец Симеон пророчески предвидел Ее скорби, сравнивая их с такими болями, как если бы душу пронзил меч. В «Охридском прологе» святитель Николай Сербский напоминает о тех ранах, которые претерпела Матерь Божия от человеческого неразумия и жестокости.  «Один меч прошел через Ее душу, когда праведный Иосиф усомнился в Ее чистоте во время чревоношения, второй – когда пришлось ей бежать в Египет от меча Иродова, третий, четвертый и десятый и еще многие – когда замечала Она ненависть и козни иудейских старейшин в отношении Ее Сына, изо дня в день, во все время Его проповеди и досточудного служения среди людей». Самый же острый меч пронзил Ёе душу, когда стояла Она под Крестом Своего Сына и Господа. В сумраке всех этих многочисленных скорбей, копившихся в Ее пречистом сердце, «светила неугасимая лампада веры и надежды на Бога, преданность Богу, непревзойденное благородство Рабы Господней. И посему, что бы ни посещало Ее – радость или скорбь, знала Она, что все это приходит от Бога. Оттого-то «не восторгалась Она в радости и не роптала в скорби, но безмолвствовала и слагала все это в сердце Своем».

С точки зрения человеческой логики, Пресвятая Дева Мария больше всех на земле имела право обидеться на людей за их беззакония по отношению к Её Божественному Сыну. Однако все праздники в честь Святой Девы Марии, а их более трехсот в церковном календаре, показывают, что Богородица не  озлобилась на людей, а как истинная Мама продолжает молиться за Своих непослушных чад об их исправлении.

«…Я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших» (греч. ὅτι Σωτήρα ἔτεκες τῶν ψυχῶν ἡμῶν). Имя «Спаситель» (евр. «Иегошуа», «Иисус») имеет особое значение. Это имя носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную. По словам святителя Николая Сербского, этим ветхозаветный праведник прообразовал роль и дело Иисуса Спасителя, Сына Божия, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царство Небесное. По словам праведного Николая Кавасилы, «воплощение было не только делом Отца, Его Сына и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле». Свободного обращения к Богу ждет от нас и Пресвятая Богородица. К этому призывает нас и святитель Николай Сербский в своих молитвах к Пречистой Деве: «Пресвятая Дева Богородица, помоги и нам, подобно Тебе, быть покорными воле Божией. Прислушаемся к Ней как к Матери, и даже больше, чем к своей матери, ибо желает Она нам величайшего блага – соцарствования в вечном Царстве Своего Сына. О Пресвятая Дева, помоги нам исполнить Его слова. Тебе и Ему слава и похвала во веки. Аминь».

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.