Чудо в Беловежской пуще
Евгений Жук
студент 5-го курса МинДС
В 1942 году в деревне Рожковка (сегодня – на территории Каменецкого района Брестской области) произошло чудо: Матерь Божия спасла людей от гибели.
Удивление – вот что испытывали люди при виде проявлений Божьего Промысла в нашем мире. «Дивны дела Твои, Господи!» – восклицал святой царь Давид. Эти благодарные слова выражали все то чувство благодарного сердца, которое искренне восхищается величием Божьим. Иногда нам, жителям столь бурливого и неоднозначного XXI века, кажется, что уже нечему удивляться. Это касается многих вещей и, увы, но вопросы веры также подпадают под этот закон. Нас не удивить рассказами о чудесах, совершенных в эпоху первых веков существования Церкви. О них мы слышали и читали. Но жизнь Церкви не закончилась первыми веками и даже первыми двумя тысячелетиями её существования. До наших дней христиане сталкиваются с особыми проявлениями Божьего Промысла, которые могут быть зачислены в категорию чуда, которые вселяют в сердца людей надежду и наполняют жизнь радостью. И зачастую они случаются в те моменты, когда это наиболее необходимо.
С особой Милостью Господней столкнулись в дни немецкой оккупации жители небольшой деревни Рожковка, затерянной в глубине Беловежской пущи. Сейчас в этой деревне живет около пятидесяти человек. Но в те страшные годы населения здесь было в десять раз больше. Селение состоит из двух улиц, главная из которых вымощена камнем. Самой деревне – около двухсот лет. Здесь даже сохранился старинный дом, где отопление производится по-черному, т.е. дымоход представляет собой отверстие в стене. Но доминантой селения является небольшая церковь, выкрашенная традиционными для Полесья синими красками.
Около 1942 года немцы сожгли соседнюю деревню Белая, где была приходская церковь, которую посещали рожковцы. В деревне встал вопрос о постройке храма уже в самой Рожковке. Сельчане обратились к оккупационной администрации за разрешением на строительство церкви в деревне. Особо ходатайствовал об этом местный солтыс (староста) Дорофей Протасевич. По его мнению стройка могла отвести глаза оккупантов от связей местных с партизанами. Администрация разрешила стройку. И местные, выкупив в соседней деревне здание лесничества, взялись за постройку небольшой церкви.
Но 28 сентября 1942 года случилось то, о чем местные будут помнить не иначе, как до конца времен. Оккупантам стало известно, что некоторые селяне подкармливали партизан. Был дан приказ расстрелять около половины местных жителей. Туманным утром немецкие солдаты стали сгонять жителей деревни к полю. Детей и подростков отвезли в соседнюю Беловежу для отправки на принудительные работы в Германию. Местным приказали копать самим себе общую могилу, что было вскоре сделано. 276 человек стояли у края своей расстрельной ямы, ожидая неминуемой гибели. Но тут в небе появился самолет. Сделав круг, он сел неподалеку. Из него вышел офицер, который приказал отложить показательную казнь на два часа. После этого он вновь сел в самолет и улетел в сторону Беловежи. Однако офицер вскоре вернулся с листом бумаги, на котором был указ об отмене расстрела. Удивленные селяне в эти дни смогли вернуться в свои дома. Вскоре из Беловежи вернули детей. Деревня продолжила жить в привычном ритме. Правда, яму на время немцы засыпать не разрешили…
22 ноября 1942 года достроенная церковь была освящена в честь Казанской иконы Божьей Матери. На освящении присутствовали несколько немецких офицеров, среди которых также был тот самый, привезший документ об отмене расстрела. Военные стояли без оружия, ни разу не присев на непривычно длинном для западных христиан богослужении. После торжественной литургии был обед, который с местными разделили несколько священников и гости в военной форме вермахта. Чуть позже офицер поведал историю, которая случилась с ним в тот самый день 28 сентября 1942 года. Пролетая над бескрайними просторами Беловежской пущи, он увидел в небе образ женщины с младенцем на руках, которая сказала ему: «Спаси, убивают невиновных». Пораженный увиденным, майор решил во что бы то ни стало спасти от расстрела жителей села. Позже он подробно описал увиденный им в небе над Рожковкой образ немецкому солдату-художнику, лечившемуся в госпитале в Беловеже, и тот вырезал рельефное изображение из куска древесины. На этой иконе Божья Матерь держит на руках Божественного младенца. Он же держит в руках свиток с указом об отмене расстрела. Внизу – дата 28. 09. 1942.
Того самого майора звали Эмиль Альберт Генрих Пауль Хербст. Благодаря усиленным поискам в немецких архивах удалось узнать имя и жизненный путь этого офицера. Его гуманный поступок, да и вообще лояльное отношение к местным, вызвал огромное недовольство в штабе СС в Белостоке. Несмотря на это, местные жители до сих пор с уважением относятся к майору Хербсту. Через несколько месяцев по указу Геринга майор Хербст был отстранен от своей должности. Уже после войны он жил в Гамбурге, где и скончался в 1974 году.
Людям свойственно удивляться… И быть может, именно благодаря удивлению в человеке могут пробудиться самые лучшие качества его души. Сегодня, взирая на икону Божьей Матери Рожковскую, мы тоже можем удивиться. Удивиться тому, что Господь не дает нам остаться один на один с нашими бедами и проблемами. Смотря на Божественного Младенца в руках Своей Матери на Рожковской иконе, мы видим свиток с приказом о помиловании. Быть может, на этом листе бумаги есть место и для нашей фамилии.