Красота добродетели: как стать хорошим человеком

Бурвин Татьяна Владимировна

бакалавр богословия, выпускница МинДС 2020 г.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1909) жил в то время, когда общество склонялось к пороку и чуждалось добродетели. Своим служением он стремился открыть современникам истинную красоту человека. Его видение добродетельной жизни полезно и для нас сегодня.

Самое совершенное Божие создание – это человек. Бог создал его чистым, светлым, добрым. Человек должен был привести созданный мир к ещё большей гармонии, слаженности, единству. После грехопадения люди были лишены Божией благодати. Чтобы вновь хотя бы приблизиться к Богу, человек должен самоотверженно работать над собой, бороться со своими страстями и искушениями, которых, переходя от века до века, становится всё больше и  больше. Можно сказать, что наше предназначение – жить святой жизнью, уподобиться Богу, стать совершенными, делающими добро людьми. По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «задача нашей жизни – соединиться с Богом, а грех совершенно препятствует этому; поэтому бегайте греха, как страшного врага, как убийцы души, потому что без Бога – смерть, не жизнь. Поймем же свое назначение, будем помнить непрестанно, что общий  Владыка зовет нас к соединению с Собою». Для того, чтобы нам избежать всякого греха, нужно помнить о нашем Спасителе каждое мгновение жизни нашей и стараться быть добродетельными. Мы должны бороться со своими недостатками и пороками, развивая в себе добрые христианские ценные начала – добродетели. Настоящий христианин должен постоянно стремиться к улучшению себя посредством развития в себе христианских добродетелей.

Добродетель – это делание добра; или направление сил души человека в соответствии с волей Божией, позволяющее ему приобрести черты богоподобия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский записал в своем дневнике: «Каждый изменись, преобразись внутренне; гордый смири себя и считай себя последним из людей, не возносись никогда ничем и не хвались. Ибо что у тебя есть доброго, что было бы не от Бога? Все доброе от Него. Перемени зависть на доброжелательство; если ты блудно живешь, немедленно оставь нечистоту свою и поревнуй о чистоте помыслов и желаний; если твоя воля порочная, исправь ее и будь непорочен во внутренностях своих; если ты сребролюбив, оставь пристрастие, жестокосердие свое к бедным и будь милостив; если ты сварлив и неуживчив, будь скромен и живи со всеми в мире; если ленив к молитве и добродетели, будь впредь тщателен; если ты пьяница, впредь живи трезво; если вороват, сам подавай; если ты лукав, будь прост и нелицемерен. Все возвысьтесь на высоту добродетелей, как на гору, и отрясите свои грехи, как тину, как нечистоту, как тление и источник тления». 

Далее святой праведный Иоанн Кронштадтский убеждает, как хорошо быть добродетельными: «Хорошо, очень хорошо быть добродетельным. Добрый человек и сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лицо. Что это за лицо? Это – ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своей красотой. Обратите внимание на речь его: от нее еще больше благоухания – тут вы как бы лицом к лицу с его душой и таете от его сладкой беседы». 

Какой воистину правдивый и красивый портрет добродетельного человека описал отец Иоанн. Кажется, так все понятно и легко, но не тут-то было. Мы в наше суетное время напрочь забываем о том, что мнимые наши добродетели не приносят никакого хорошего плода без Божьего участия, забываем о промысле Божием. Возгордились собою, а потом плачем и отчаиваемся, что ничего не получается из наших, как нам кажется, добрых дел. Мы напрочь забыли слова Спасителя:  «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Нужно всегда помнить, что каждый христианин с Божией помощью является творцом своей земной жизни, правильно направляя её в сторону добродетелей. Всё, чем живёт христианин, чем полна его душа, что заставляет сжиматься и биться сердце, что заставляет  дышать и с радостью и благодарностью встречать каждый новый день, заключается в трёх главных свойствах – вере, надежде, любви. Вере в Бога, надежде на Бога, любви к Богу. Эти важнейшие христианские добродетели были сформулированы апостолом Павлом в его Первом послании к Коринфянам: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский замечает, что невозможно стяжать одну-единственную добродетель, по возможности нужно исполнять все. «Мы не должны исполнять не одну, не две или три только добродетели, а все по возможности, чтобы нам быть совершенными и не иметь недостатка ни в какой добродетели, «чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка», – говорит апостол Иаков (Иак.1:4). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», – говорит Господь в Евангелии (Мф. 5:48)». Такого же мнения придерживается преподобный Ефрем Сирин, сравнивая добродетели с жемчугом в царской диадеме. И как невозможно из одной жемчужины создать царский венец, так невозможно стяжать одну добродетель.  Об этом возвещает нам и преподобный Макарий Египетский: «Все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты. Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг – прилежное пребывание  в молитве. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можем приобретать и прочие добродетели».

 Для стяжания добродетелей необходимо иметь чистое сердце. Что такое сердце чистое? Святой Иоанн Кронштадтский нам отвечает: «Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное». 

По мнению святых, именно в сердце человека живёт Христос. «Мысленными очами сердца вижу я, как мысленно вдыхаю в сердце своё Христа, как Он  входит в него и вдруг упокоевает и услаждает его. О, да не пребуду я един без Тебя Жизнодавца, дыхания моего, радования моего! Худо мне без Тебя», – пишет в своих дневниках святой русский пастырь.  Сердце является местом, где обитает Господь в телесном человеке. Оно является местом сосредоточения всякой добродетели. Святой праведный Иоанн Кронштадтский предостерегает нас: «Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного; горько начинать снова, усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки и многим будут стоить горьких слёз. Держись всеми силами за Христа, приобретай и не теряй святого дерзновения пред ним».

Если мы теряем из своего сердца Христа, то сердце наше наполняется грехом. «Грех, – по словам святого праведного отца Иоанна, – есть гнусная нечистота души удаляющая нас от Бога, Источника жизни, прелесть вражия, постыдный плен и добровольные узы души, скорбь и теснота; есть адская тьма, нравственный хаос, беспорядок, расслабление сил душевных и телесных, демонское смятение, душевная буря, бросающая туда и сюда бедную душу грешника, потеря душевного пристанища, которое есть Бог. Есть вольный недуг и болезнь души, и если грешник не раскаивается, есть окаменение сердца и смерть временная и вечная». Почему же мы впускаем  грех в своё сердце и изгоняем из него Всеобъемлющую Любовь – Христа?  И на этот вопрос мы находим ответ у святого праведного служителя Церкви: «Мы крайне пристрастны к жизни плотской, мы сжились с грехами, приникли к ним и боимся объявить им решительную войну, разорвать с ними всякий союз, мы принимаем против них только полумеры, как бы бережем себя с ними, потому что они сделались нашими как бы природными удами, и потому всегда остаемся с ними, и они в нас укореняются все больше и больше, борьба с ними делается труднее и упорнее, мы часто теряем себя для Бога и делаемся каждодневной добычей и стяжанием врага. Слова Господа: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Мф. 16:25; Мк. 8:35; Лк. 9:24), – исполняются над нами всякий день. Мы ежедневно продаемся врагу нашему всеми родами грехов, в нас живущих и действующих; ежедневно умираем духовно, – и далее отец Иоанн показывает нам выход из нашего греховного состояния. Если бы мы ежедневно же восставали, оживали для Бога через слезное покаяние! Ведь грехи наши отлучают нас временно от Господа (см. Ис. 59:2). Они могут разлучить нас и на веки бесконечные, если не обратимся и не раскаемся от всего сердца. Но посмотрите на примеры многих грешников, сделавшихся святыми: Петра, мытаря, Марии Египетской, Евдокии и других; посмотрите вообще на примеры святых, как они решительно и бесповоротно вступали в борьбу с грехом, со страстями, с диаволом; как искренне возлюбили Бога и правду Его и, отрекшись от плотской жизни для Христа и Евангелия, сберегли души свои на веки бесконечные. Отчего же нет у нас решительной борьбы с грехом? Мы очень любим жизнь временную, боимся огорчать плоть, боимся искушений сильных, крайне любим мир и его блага, забывая неизбежность смерти и перехода в новую жизнь; рассчитываем жить долгие годы в постоянном благополучии; в погоне за удовольствиями чувственными забываем божественное благородие своей души, предназначение ее к бессмертию и вечному блаженству; забываем, что она бесконечно дороже целого мира со всеми его сокровищами, которые, как тень, пройдут. Обличая такое безумное поведение наше, Господь говорит: ‘’Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?‘’ (Мф. 16,:26)». 

Нам нужно всем услышать призыв народного пастыря и поскорее умягчить своё  каменное сердце самоотверженной борьбой с грехами, деланием добрых дел. Леность окутала нас с ног до головы и нет просвета: молиться — лень, поститься – лень, ходить в храм – лень,  добрым словом подбодрить, поприветствовать – лень, –  всё лень. В нашем,  человеческом подсознании гнездятся мысли о каких-то больших делах, угодных  Богу, а каких – мы не знаем, и потому боимся, что ничего хорошего и путного совершить не можем. Забыли, а может, и не знаем, что говорил Спаситель: «Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне….истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35,36,40). Посему надо нам больше обращать внимание на нужды наших ближних людей, с кем мы рядом живём, вместе работаем, являя им свою заботу, доброе отношение, свою любовь, которую вдохнул в нас Христос. Делая добрые дела, не следует гордиться ими, или рассказывать кому-либо о них, а лучше делать их, по возможности, тайно. Нас предостерегает отец Иоанн: «Когда придет тебе в голову безрассудная мысль сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления Всеблагого и Праведного Владыки, и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними все равно что нет». 

Делая добрые дела искренне, бескорыстно, мы радуемся в душе тому, что жизнь наша проходит не зря, что мы, отягощённые разными  грехами, ещё способны делать людям добро. Мы радуемся тому, что сумели не ответить обидчику, а улыбнулись ему; что сдержались и не отчитали мужа и детей за немытую посуду, за грязную обувь, а взяли и почистили без слов, с радостью, что смогли послужить своим ближним; позвонили свекрови и спросили о её здоровье и многим-многим добрым мелочам, которые совершаются нами с Божиим участием. Эти добрые дела согревают нашу душу, умиляют до слёз, впускают в наше  сердце Христа. Полезную мысль высказывает святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведёт к великому. Начни исполнять хотя заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, ты исполнишь все заповеди,  подтверждая сказанное Спасителем: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10)».

Учение святых отцов о добродетелях неразрывно связано со Священным Писанием. Только в стяжании добрых дел имеет смысл жизнь христианина. Добрые дела приближают к Богу. Все добродетели неразрывно связаны между собой и поэтому, по словам святых отцов, невозможно стяжать только одну добродетель, каждая добродетель поддерживает следующую. И если человек подвизает себя на добро и всеми силами избегает греха, то в итоге в его сердце поселяются все добродетели.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.