Любовь к обители: памяти митрополита Антония (Мельникова) (1924-1986)
В нынешнем году исполнилось 35 лет с момента кончины митрополита Антония (Мельникова) (1924-1986).
На протяжении 1956-1963 годов будущий архипастырь нес послушание ректора Минской духовной семинарии и наместника Жировичского Успенского монастыря. В 1965-1978 архипастырь возглавлял Минскую епархию, а в 1978-1986 годы – Ленинградскую.
28 мая 2021 г. в Минской духовной семинарии прошел вечер памяти митрополита Антония (Мельникова), на котором прозвучали как научные доклады, посвященные личности и служению владыки Антония, так и живые воспоминания лично знавших его людей. Возглавил вечер Высокопреосвященнейший архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместник Жировичского Успенского ставропигиального мужского монастыря, почетный попечитель Минской духовной семинарии. На вечере выступили ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич, проректор по научной работе доцент А. В. Слесарев, преподаватель протодиакон Павел Бубнов, были представлены видео- и аудиозаписи фрагментов богослужений с участием митрополита Антония.
На вечере прозвучали свидетельства о том, что личность митрополита Антония (Мельникова) занимает исключительное место в истории Православия на белорусских землях в ХХ в. Одной из граней этой исключительности стал вклад приснопамятного владыки в отечественную церковно-историческую науку. Владыку Антония Господь призвал к церковному служению в период, когда после нескольких десятилетий воинствующего атеизма Православная Церковь получила ограниченную возможность возрождения. Возродились духовные школы, однако научно-исследовательская и издательская деятельность Церкви были строго ограничены, а по сути, невозможны.
Владыка родился и вырос в Москве, совершал церковное служение в Саратове и Одессе, однако, несомненно то, что его любимым местом на земле были Жировичи. Об этом красноречиво свидетельствуют строчки его личного дневника, частично опубликованного в наши дни благодаря трудам доцента Минской духовной академии протоиерея Феодора Кривоноса (1962–2021). Об этой любви на вечере памяти засвидетельствовал и лично знавший владыку Антония профессор протоиерей Виталий Антоник.
Эта любовь выразилась не только в чувствах и словах, но и в делах. Одним из самых заметных памятников деятельности владыки Антония в Жировичской обители являются росписи Успенского собора монастыря, сделанные в начале 1960-х гг. Владыка сам нашел художника, воспитал в нем вкус к церковному искусству, а затемруководил процессом росписи на всех его этапах.
Помимо трудов по благоукрашению и благоустройству обители, помимо исповеднических трудов по защите Минской духовной семинарии от закрытия, владыка потрудился на благо Жировичской обители и в церковно-научном направлении. В 1964 г. им была представлена к защите в совете Московской духовной академии диссертация на соискание степени магистра богословия на тему: «Жировицкий монастырь в истории западнорусских епархий». Этот труд отец Антоний начал писать сразу же после назначения на должности ректора Минской духовной семинарии и наместника Жировичской обители в 1956 г. Работа эта писалась не просто человеком, обремененным большими административными обязанностями, а еще и в условиях усиления гонений на Церковь в СССР в 1958-1964 гг. Автору диссертации приходилось изучать историю этой святой обители, параллельно реагируя на требования советских властей о ее закрытии. Трудно сказать, что здесь чему способствовало: история обители, переполненная испытаниями и лишениями, или же современность, немилосердно требовавшая завершения этой истории.
Как бы то ни было, владыка справился с обоими испытаниями: и историю написал, и обитель сохранил для будущих поколений.
Поэтому, когда мы приступаем к характеристике личности и деятельности митрополита Антония (Мельникова) как исследователя истории Жировичской обители, мы, во-первых, должны учитывать, что он был исследователем-исповедником, ученым и богословом, целиком вовлеченным в повседневную практику церковной жизни. Он, подобно древним святителям, писал о том, чем жил, что ему приходилось защищать от уничтожения. И в этом смысле его труд получает еще большую актуальность и уникальность.
Структура работы «Жировицкий монастырь в истории западнорусских епархий» включает в себя три части. Первая часть состоит из введения и трех глав, охватывающих хронологически период от явления чудотворной иконы до 1845 г., когда в Жировичах был возрожден православный мужской монастырь. Вторая часть включает в себя две главы, повествующие о событиях от 1845 до 1956 гг. Наконец, третья часть имеет служебный характер и содержит списки ктиторов и настоятелей Жировичской обители, православных епископов первой половины ХХ в., имевших отношение к жизни монастыря, список литературы по теме, а также полнотекстовые версии некоторых ценных документов по истории обители. Общий объем текста работы владыки Антония составляет 476 страниц машинописного текста, в ней 117 единиц наименований библиографии.
Изучение древнейшего периода истории Жировичской обители до сих пор вызывает массу трудностей и дискуссий. Еще труднее это было делать в то время, когда для церковных исследователей фактически был закрыт доступ как к документальным источникам, хранившимся в государственных архивах, так и к их дореволюционным публикациям, имевшимся в центральных государственных библиотеках. Многие документальные источники по истории обители в то время были неизвестны даже светским ученым, их обработка и составление каталогов и указателей только начиналась в то трудное послевоенное время. Поэтому основой для освещения древнейшего периода истории Жировичской обители для владыки Антония стали, во-первых, популярные и справочные издания о чудотворной иконе XVIII-XIX вв. и несколько исследовательских работ второй половины XIX – начала ХХ веков. И хотя работа владыки Антония так и не была опубликована, она стала основой для новых исследований и публикаций, которые продолжаются по настоящее время.
Что чувствовал владыка Антоний, находясь в Жировичах? Об этом красноречиво свидетельствуют строчки его дневника.
«Среди пыльных минских улиц, проезжая мимо дворов, похожих на каменный мешок, я все время думал о нашем земном рае, красоте храмов, о тишине, о ласковом пруде и вековых липах…
У нас в саду расцвели розы. Великолепные, царственно-пышные, пунцовые розы. Сколько красоты, какой-то таинственной, неведомой силы таят эти розы! Они благоухают, нежный аромат свежести царит вокруг них…
Монастырь в лунном освещении кажется беломраморной крепостью. Цветники стоят сказочно-неестественными: красные цветы кажутся черными, желтые – голубыми, белые – сиреневыми…»
Уже пребывая на Ленинградской кафедре, владыка Антоний многократно вспоминал Жировичскую обитель, ее красоту и привлекательность. Кончина владыки Антония также свидетельствует о его любви к Божией Матери. Последними его словами были: «Пресвятая Богородица, помоги мне». Это поистине мирная, христианская кончина праведника.