«Пречистый храм Спасов»

Иван Люкевич

студент 2-го курса МинДС

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из великих двунадесятых церковных праздников, посвященный событию приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нём нет в Евангелиях.  Это событие дошло до нас в устном Предании Церкви, оно упоминается также в апокрифических текстах, в частности, в греческом Протоевангелии Иакова (II в.) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX в.). Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями: праведными Иоакимом и Анной.

С течением многих лет, не имея детей, праведные супруги дали обет:  если у них родится ребёнок, они посвятят его Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка – родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»).

В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех верующих во Христа. По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии. Ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно. После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали ещё один обет Господу – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Её в храм Божий.

Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о Введении во храм Пресвятой Богородицы. Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Её торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел священник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим священником был праведный Захария – отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Дева Мария была введена во Святая Святых – центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению, ведь по закону туда мог входить только один первосвященник, да и то один раз в год. Мария же была допущена во Святая Святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравнивают Её с одушевленным кивотом Божиим. После этого Мария остается жить и служить в храме – здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет. Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида.

На иконе Введения во храм Пресвятой Богородицы сама Божия Матерь изображается в центре композиции. На ней надет так называемый «мафорий» — традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна — родители, которые привели её в Иерусалимский Храм.

Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатёр, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней — по Преданию, трёхлетняя Богородица преодолела их самостоятельно, без помощи взрослых.

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется Православной Церковью 4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому стилю). Это непереходящий праздник, т.е. дата его неизменна. Праздник приходится на Рождественский пост (его также называют Филиппов пост). В этот день, по церковному уставу, можно есть рыбу и морепродукты.

Из некоторых богослужебных текстов этого праздника (тропарь,кондак), мы можем многое понять о значении этого праздника для нас. 

Тропарь праздника можно перевести так: «Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: “Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя“». Здесь мы видим, что через такое чудесное и необычное событие, как вхождение будущей Матери Божией во Святая Святых древнего храма, всему миру показан прообраз скорого прихода на Землю Сына Божия, Искупителя человеческого греха, Иисуса Христа. И мы, обращаясь в молитве к Божией Матери, призываем Её возрадоваться этому, ибо Она явилась Той, через которую Господь и исполнил свою заботу о мире через воплощение Сына Божия – Иисуса Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Это наша радость, которой мы делимся с окружающими.

Эти строки можно перевести следующим образом: «Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Её воспевают Ангелы Божии: “Она – жилище небесное“». Из текста этого молитвословия мы видим, как превозносится и возвеличивается Богородица. Конечно, это в первую очередь связано с тем, что Приснодева Мария стала «чистейшим храмом» и «многоценным чертогом» Божиим, через который пришёл в мир Господь Иисус Христос. Божественным промыслом Она была введена во Святая Святых храма, тем самым показав присутствующим пророческое откровение – Она станет Той, которая родит миру Спасителя и Искупителя греха, Господа Иисуса Христа.

Исходя из этого, мы можем осознать, насколько значимо было это событие в истории нашего мира. Здесь подчёркнуто и значение самого Введения во храм, и символизм прихода Спасителя в наш мир, и причина прославления Матери Божией всеми православными христианами.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, который в 1898–1900 гг. был инспектором и преподавателем Минской духовной семинарии, так раскрывает спасительное значение для нас праздника Введения:

«Если во многие праздники Божией Матери так хочется говорить и вспоминать о чудном Матернем Ее заступлении рода человеческого, то ныне, когда Она, чистейшая Дева, провождаемая «свещеносицами девами», как трилетствующая юница, входит в храм Господень, душа чувствует побуждение говорить и изображать чудную добродетель девства, которая столь Ее украсила и произрастила из себя прочие Ее добродетели, как тенистый лес гору, Ее покрывшие и душу Ее как бы в «преиспещренную» (Пс. 44: 10) прекрасную одежду одевшие. 

Девство Божией Матери – это прекрасный крин среди терния мирской суеты и страстей, который так привлек к себе Небесного Жениха Христа своею красотою и благоуханием, что «возжелал Царь доброты Ее» (Пс. 44: 12) и вселился в утробу Ее, когда восхотел низойти на землю и спасти падшего человека. Когда самое семя и корень человеческой жизни были отравлены ядом греха, нужно было бессеменно воплотиться Христу от Пречистой Девы, вложить как бы новую закваску в падшее естество человека. Девство – это прекраснейший и нежнейший цвет естества человеческого. Оно превосходит пределы естества самого и хранящих его нерастленным уподобляет Ангелам. Ничто так не поднимает дух к небесам, не отторгает от уз плоти, не вводит в общение с небожителями, как небесная добродетель девства.

И вот для сохранения-то его Пречистая Дева еще с трех лет поспешила скрыться в сени священного храма, где не могло бы оно потерпеть никакого вреда от ока лукавого, – поспешила в те годы, когда еще сознание едва начинает раскрываться, когда вещи мира еще входят своими образами в душу лишь с прекрасной стороны – с той, о которой сказал Господь по создании: «Се добра зело» (Быт. 1: 31); когда скрытый и как бы внедрившийся в них отпечаток смрадного греха еще почти неприметен, неощутим для невинного детского взора, если же и приметен, то, как и всякий смрад, вселяет лишь отвращение к себе. Душа Пречистой Девы сделалась, таким образом, «дверью непроходимою для помыслов» суетных и злых, а Сама Она сделалась «непроходимыми вратами, тайно запечатствованными», чрез которые должен был войти лишь Бог Слово».

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является значимым и очень важным в церковном календаре. Для всего христианского мира это событие, произошедшее примерно в 17 году до Р.Х., явилось ярким предзнаменованием в преддверии пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И мы, являясь чадами Православной Церкви, будем же с благоговением и сердечной молитвой воспоминать это событие, обращаясь к Матери Божией. Прославим Её, возвеличим, ублажим как Матерь Света, потому что Она явилась достойнейшей из всех людей, для того чтобы воспринять в себе такую Божественную Благодать, руководимая Духом Святым – родить в мир Сына Божия».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.