С нами Бог!

Антон Ефименко

студент 4-го курса МинДС

Благовещение. Этот праздник являет собой исполнение пророчества о спасении человеческого рода от рабства греху. В этот день положено начало нашего спасения и в этот день совершается открытие тайны предвечного совета Святой Троицы. То, что до нынешнего праздника было Тайной, открывается в день Благовещения.

Любовь Божия настолько велика к людям, что, несмотря на постоянное стремление мира ко греху, Бог всё равно делает очередной шаг навстречу спасению, и этот шаг несоизмерим с человеческим восприятием. Только по безмерной любви можно пострадать от собственного творения, только по безграничной милости, зная цену, которую воздадут своему Творцу люди, можно идти на верную смерть. Посредником соединения Господа и мира является Пресвятая Дева. Сын Божий Сын Девы бывает — а именно, Сын Божий Сыном Девы становится, Сыном единственного, чистого и светлого человека на земле, готового соединиться с таинством предвечного совета.

Архангел Господень Гавриил приносит радостную весть о грядущем спасении. Тогда, будучи юной девицей, Богородица показывает безгрешную чистоту Своими ответами: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». Не противится, не проявляет маловерие, но слушает и «молча слагает в сердце своем». Образ истинного смирения и избранность Пресвятой в деле спасения каждого достоин вечной похвалы, и как архангел воспевает, так и мы с ним воспоём Богородицу — радуйся, благодатная, Господь с Тобою.

Глас спасения исходит уже не через пророков, не через предание, но через посланника Божьего — ангела. Он несет благую весть не только Деве, но всему миру: «Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца»(Лк. 1:32-33).

Обетование о пришествии в мир Спасителя даётся после грехопадения первых людей в словах, сказанных дьяволу: «Положу вражду между тобою и между женщиной, между твоим потомком и её потомком; он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Полагается вражда между грехом и между благодатью, между дьяволом и Богом. Об этом повествуют песнопения праздника: «В сей день гордыня змия помрачается, ибо разрешены узы проклятия праотца».  Потомком жены, согласно святоотеческому толкованию, является Господь Иисус Христос, Тот, Кто разрушил врата ада, Тот, Кто победил смерть. Женой мы называем Богородицу, через Нее исполнилось обетование. 

Ветхий Завет на протяжении всего периода представляет прообразы Новозаветной истории. Так например Пресвятая Дева, как мы уже упомянули, представлена в Книге Бытия в виде лестницы Иакова (Быт. 28:12-17), по которой сошел – воплотился Христос; в виде неопалимой купины (Исх. 3:1-3) — ведь и Она вместила в себе Огонь и не опалилась, была Девой — и Девой осталась; в виде ковчега завета (Исх. 25:10-11), который прообразовал воплотившегося в Ней Сына Божия. Многие другие образы Ветхого Завета открывают новую глубину значения Богородицы, но и самого праздника Благовещения.

Евангелие — это благая весть. Перевод может быть представлен как «благовестие», то есть само слово «Евангелие» уже содержит в себе название праздника Благовещения. Так, встречу Девы Марии и архангела Гавриила описывает евангелист Лука (Лк.26:55), и тот же архангел является во сне и возвещает эту весть Иосифу обручнику (Мф.1:18-25). Благая весть начала распространяться ещё до рождения Спасителя. 

Щедрости Матерь и человеколюбия — так именует Богородицу преподобный Нил Сорский. Пресвятая ходатайствует за нас перед Всевышним о прощении наших прегрешений, Она служит верным щитом тем, кто постоянно согрешает против Её Сына. По своей великодушной щедрости Она озаряет слепых, исцеляет расслабленных. Воспевая, мы называем Её Военачальницей, как следует из кондака: «Тебе, Высшей Военачальнице, избавившей нас от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь!» Удостоенная великой славы, сохранившая девство и тем самым обретшая Божию силу, она послужила Господу всей Своей жизнью, поэтому и мы к Ней обращаемся: «Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: «Радуйся, Невеста Неневестная!».

Еммануил — это имя предрекали пророки будущему Мессии. Кого-то может смутить, что имя рожденного Спасителя отличается от пророческого, однако противоречия здесь нет. Еммануил переводится с еврейского как «с нами Бог», и это все объясняет. В Благовещении Бог воспринял человеческое естество, Он принял природу мира и стал одним из нас. Об этом свидетельствует стихира праздника: «Она, приняв с верою его (ангела) приветствие, зачала Тебя, Предвечного Бога. Оттого и мы, радуясь, воззовем Тебе: ‘’Боже, неизменно воплотившийся от Нее, мир миру даруй и душам нашим великую милость!‘’».

Новый Завет открывает новую жизнь. Сегодня мы имеем надежду на вечную жизнь, для нас открыты Небесные врата, Христос пострадал и умер за нас, однако часто мы не замечаем предшествующие тому события. Вспоминм судей и пророков, возвещавших о грядущем Спасителе, вспомним само Рождество Господа Иисуса, и возвеличим значение Богородицы в долгожданном ожидании Спасителя. Новый Завет вмещает в себе новую историю обновлённого человека, историю уже с продолжением человеческой жизни в вечности. 

Икона праздника имеет большое смысловое и символическое значение. Уже у первых христиан начинается почитание Богородицы. Изображение события Благовещения представляет большой интерес. Иконописцы по-разному пытаются передать это событие. Чаще всего крылья Архангела изображаются поднятыми вверх, что свидетельствует о внезапном появлении. Пресвятая при этом сидит за работой, некоторые иконописцы изображают Её занятой шитьем, некоторые за чтением Священного Писания, однако появление  Ангела заставляет Святую Деву отвлечься от привычного занятия. Ангел изображается преподающим Ей благословение — извещает о рождении будущего Спасителя. 

Единство Апостольской Церкви в прославлении Богородицы свидетельствует о неистощимом источники благодати, которым стала Пресвятая. 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.